Полярная правда. 1935, июль.

о п е р е с т р о й к е д п п а р д т л в л к с Речь А. АНДРЕЕВА на X I пленуме ЦК ВЛКСМ 17 июня 1935 года Косарев уже подробно доложил вам о беседе у товарища Сталина по вопросам комсомола, в которой товарищ Сталин выдвинул предло­ жение о перестройке аппарата ВЛКСМ. Известно, что после этой беседы состоялось постановление ЦК ВКП(б) по этому вопросу. Это бы­ ло уже около двух месяцев тому назад. Напрашивается законный во­ прос, а как же дело обстоит? По- няты-лп те задачи, которые поста­ вил перед комсомольским активом лозунг партии в ряде случаев нс-j сам хозяйства, чем к молодежи и толкован неправильно, понят в том делу ее воспитания. смысле, что мы уже пришли к бес­ классовому' обществу, что классовая борьба окопчена, что классовый враг уже окончательно уничтожен н что вообще уже все сделано. Есть люди и в партии, и в комсомоле, Вот почему тов. Сталин, который повседневно интересуется работой комсомола и помогает комсомолу, выросшему в огромную силу и вер­ ного помощника партии, со всей остротой поставил вопрос о иере- бы изменение в работе комсомола. Иначе работа будет иттн по-старо- мѵ. Создан ли такой аппарат, подо­ браны ли такие люди? Видимо, еще не совсем. Судя по докладу и по прениям па вашем пленуме, главным практиче­ ским вопросом является состояние руководящих кадров комсомола. Вид­ но, что устойчивые руководящие кадры сложились в крайкомах, об­ комах, ЦК комсомола нацреспублик и в пекоторых крупных горкомах, не го- • ' <1 „і; : X?-&' X - ;'Ж ' , ......... * • У- .* • v . v x v . ' . v l ' . ' . ’ . ' / y v . * ЩШШ которые забывают о таких простых j стройке комсомольского аппарата, вещах, что нам, несмотря н а ; В чем же суть перестройки? В громадные социалистические успехи, j том, что эта, на первый взгляд, надо еще очень крепко двигаться' скромная перестройка аппарата, оз- вперед, чтобы довести дело построе- j начает по существу перестройку товарищ Сталин и произведена лп ! ния социализма до конца. Враг, как ■всей работы комсомола. Она заклю- ^ перестройка аппарата комсомола? Су- класс, ликвидирован, разбит, но в е е т с я в том, чтобы повернул, ап- J воря уже о ЦК комсомола. Но хуже дя по всем данным, в том числе и распыленном состоянии он еще фи- [ парат и актив комсомола от воиро- j дело обстоит в райкомах, особенно ІІО выступлениям на настоящем зическп жив и продолжает с в о ю сов хозяйственных к организации- J сельских и первичных организаци- пленуме, видно, что поставленные ’ борьбу, не складывая оружия, а от - 1 по - воспитательной работе среди ( ях комсомола. Там еще господству- задачн еще далеко не усвоены всем тачпвая его, и идет на самые острые ’ молодежи. Это. конечно, нельзя тол- ет текучесть руководящих кадров, комсомольским активом и до конца меры, на террор и т. п., чтобы вне -1 не проведена перестройка аппарата. ■ста смятение и замешательство в- Вы знаете, что в последнее вре- паши ряды, чтобы тем самым затор-j мя по инициативе товарища Ста- мозить наше продвижение вперед, j лина ЦК пашей партии был при- Разгромленные троцкисты н зи-j нят ряд очень серьезных решений новьевцы стали на путь террора; ио таким вопросам, как приведение против руководителей советской в порядок «партийного хозяйства», ‘ власти и партии, т. е. стали пере- о постановке дела пропаганды и довым отрядом наших врагов. Это воспитания на ближайший период, контрреволюционное троцкистско - о реорганизации культпропа и обра- зиновьевское отребье идет на самые ' зовании 5 новых отделов ЦК подлые, двурушнические, провока- ^ ВКП(б), о перестройке комсомол!»- юрские приемы, чтобы сохранить се-1 ского аппарата, о работе школ и бя в партии и комсомоле для веде -1 по ряду других вопросов в этом на- ния подрывной работы. И, наконец,і правлении. Спрашивается, почему часто у нас забывают о том очень 1 иартия с особенной настойчивостью ‘важном обстоятельстве, что с лнк- и остротой ставит вопрос внутри- видацией буржуазных классов еще организационной и пропагандистской остается жить идеология лпквидиро- работы? Что произошло? ванных классов, даже в головах Партия одержала и одерживает коммунистов, нередко скатывающпх- громадные победы. Создана промыт- ся к антигосударственным тенденци- ленность с передовой техникой и ям. Разве мало мы имеем в этом от- .эта промышленность работает так, ношении примеров в нашем торго- что выполняет и по целому ряду вом аппарате, заготовительном, про­ отраслей и предприятий перевыпол- мышлением, транспорте и т. п., ко- няет программу. Партия перестроила гда коммунисты интересы свои лнч- сельское хозяйство, создав не только пые и интересы отдельного предпри- крупиое обобществленное сельско- \ ятия ставят выше государственных хозяйственное производство, но и интересов! механизированное, иоо па нолях j \ ч т 0 з Н а ч п т забыть все это? Это Советского Союза уже работают сот- значит, дать простор врагам для их ни тысяч тракторов, десятки ты-' подрывной работы. И, несмотря на сяч комбайнов и о г р о м н о е количс- ( все нашн гр 0 мад„ые успехи и силу, ство всякого рода дрхгих сложных Враг однако, может затруднять про- сельскохозяйственных машин. С движение на отдельных’ участках, транспортом, который задерживал благодаря ротозейству отдельных рост хозяйства, также дело двину- j коммунистов и комсомольцев, потере то вперед в результате ряда при- ,ІМН классового чутья и политиче­ ской бдительности к врагу. Наиболее ярким примером, при­ ведшим прямо к измене партии, яв­ ляется дело Енукидзе, который до­ нятых партиен организационных мер, в частности мер по улучше­ нию использования подвижного со­ става. Во всех областях хозяйства пар- ми» в организациях комсомола, ко­ торые практикуются для решения не только мелких, ио и очень важ­ ных вопросов. С этой бюрократиза­ цией работы вы должны покончить так же, как и с немалочисленными примерами всякого рода заочных ре­ шений и взысканий по отношению членов комсомола. Ибо эти методы идут вразрез с задачами воспитания и выработки ответственных кадров. Надо поднять роль комсомольских собраний. Из многочисленных мате­ риалов, которые мне передал тов. Косарев, видно, что этот вопрос заслуживает очень серьезного вни­ мания. В целом ряде случаев комсо­ мольские собрания подготовляются плохо, проводятся суховато, фор­ мально. А при таком характере они не только не способны играть орга- ннзующе - воспитательную роль, но прямо превращаются в скучное за­ нятие и отчуждают комсомольцев, от организации. Надо, чтобы каждое комсомольское собрание нредвари- }телыю серьезно подготовлялось ру­ ководителями, чтобы на собрании побольше ставилось интересных, жи­ вых вопросов, побольше было са­ мокритики. Надо решительно отме­ нить практику, когда райкомы со­ ставляют но шаблону повестки для общих комсомольских собраний ни­ зовых организаций.. Это никуда не годится. Надо руководителя комсомольской гыс. начальных, средних школ с организации сделать подотчетным количеством обучающихся в них 2 :» перед собранием комсомольцев, что­ бы он не боялся самокритики. Меж­ ду тем в практике иногда получает­ ся так, что нередко выходит руково­ дитель комсомольской организации, диктует собранию то, что он считает нужным, а критиковать его не смей. мнлл. детей, плюс к этому более полутора мнлл. молодежи, обучаю­ щейся во ВТУЗ’ах. рабфаках, техни­ кумах. Но вот с точки зрения качествен­ ной постановки дела в школах, не­ смотря на некоторое улучшение по- Это неправильно. Такое положение еле известных решений ЦК о шко- приводит к тому, что человек не ра­ стет, у него нет стимула к росту, его никто не критикует, у него все ле, дело обстоит еще плохо. Бес­ порядка еще много. Явно неудовле­ творительно обстоит дело с препода- хорошо и ему нечего заботиться о , ванием, учебниками и комплектова- росте. А когда человека критикуют j нием школ, особенно высшей школы, с той или другой стороны, указы-; с внутренней дисциплиной в школе вая на недостатки, его мысль начн- j и политической работой. В связи с нает работать гораздо живее и он этим, по предложению товарища старается работать над собой. Надо Сталина в ЦК партии вновь постав- чтобы комсомольский руководитель j лен ряд вопросов о положении дел в имел больше чуткости, чтобы у не- школе. го была исключена всякая сухость ^ Комсомол должен выступить в и формализм в отношении между этом деле м к организующая ним и комсомольцами, чтобы не бы-: школу во мех отцошеаш. комсо_ ло никакой перегородки,^ отделяю- мол д0ТЖен помочь партии поста- щеи его от комсомольской массы. А ШІТЬ школьное де л о серьезно. Не разве мало у вас случаев отчужде- так ѵж мы бсд[ІЫ тсп чтобы не ния между руководителями и массой дать школе ѵчебннк0Ві тетрадей, ка- комсомольпсв? Всю комсомольскую рандашей и'учебных пособий в до- Только не- делу органов раоотх, в том числе оріанизацпю (.таточном количестве, собрании, надо сделать интересной, ВІШмаинем і; этому чтобы она захватывала, привлекала Наркомпроса и недостаточной актив- комсомольцев. \ всякую работу но- ногтью комсомола в постановКР школьного дела можно об’яснить на­ личие еще серьезных недостатков в школе. Мы в состоянии теперь дать жно сделать интересной, если вло­ жить в нее душу, а не относиться формально. О женской молодежи Г» качестве особой организацион­ ной задачи перед комсомолом по-мо­ ему стоит впрос о работе среди жен­ ской комсомольской молодежи. Этим вопросом в комсомоле надо серьезно заняться потому, что ио целому ряду организаций, особенно сель- школе все, что ей необходимо — и ѵчебипки, и бумагу, и карандаши, . и учебные пособия. Пусть только бя на фабрике, заводе п в колхозе, п* организации, которые пепосредст- чем любой комсомолец. Чем можно венно руководят школой и близко об ясннть крайне недостаточное уча- стоят к школе, скажут, что им ну- стие в руководящих органах комсо-j жно. Возьмитесь, товарищи, крепко мола женской молодежи? Конечно, за это дело со всей присущей ком- это отчасти объясняется все-же не - 1 которым политическим отставанием скнх и национальных, еще крайне девушек, но, пожалуй; не столько недостаточно вовлечена в комсомол ? этим, сколько невниманием руково- женская молодежь и — с другой дящих органов, невниманием Обко- стороны — потому, что явно недо- [ мов, Крайкомов и Горкомов по во- статочно участие девушек-членов влечению в активную, руководящую ^ ковать так. что комсомол должен окончательно отойти от всякого уча­ стия в производственной н хозяйст­ венной жизни. Это неправильно. (И-- ход комсомола от участия в хозяйст- I вепном строительстве просто пемыс- тня имеет такие победы, которые "уСТ™ * рао*ТР в аш,а- превратили нашу страну из отста- І* т ЦПЬ ПРЯМЫХ »Р*гов_ партии и лой в передовую, из зависимой от советскоп власти, который, потеряв j лим ц 0 это значит, что главным в ввоза из за границы различных мз- всякое представление грани между . ра(}оте комсомола должны стать за- шин и сырья в независимую. партией и ее врагом, оказывал ма-, дачи социалистического воспитания И, однако, несмотря на все это,' іеРиальн>ю помощь из государствен-, молодежц ц эта ра(-)0Та должна стать мы еще имеем очень крупный не-' пых сРедств меньшевикам. Л разве М Р р И Л 0М успехов всего комсомола, в достаток, о котором так остро по- j ' nD^ C 0^гаиаХ’ в T 0 P” j каждой в отдельности комсомольской а неустойчивость и ди руководящих кадров ставил вопрос товарищ Сталин в известной речи на выпуске во­ енных академиков. Мы имеем го­ лод в области кадров и техннческн- грамотных организаторов. Создана крупная социалистиче­ ская индустрия с первоклассной техникой. Перестроено сельское хо­ зяйство, оснащенное новыми сель­ скохозяйственными машинами. Вся говле, на предприятиях и в колхо-; организации зах мало еще различных, хотя и пОІІято ли меньших по масштабу, вскрываемых rTp 0 fIK1I ,,(.ем это существо пере- активом комсомола? и еще не вскрытых примеров такой Впдпмо ем(0 нет Вы ,,1ШІ это ирп. знаете в своих выступлениях. Да политической бесхребетности, близо­ рукости и измены делу партии, де­ лу рабочего класса? Поэтому потеря политической бди­ тельности представляет из себя комсомола в активе комсомольских организаций и на руководящей ра­ боте. Об этом говорят хотя бы сле­ дующие цифры: в то время, как в комсомоле насчитывается 30 проц. членов комсомола женщин, в соста­ ве секретарей местных организаций девушек только 17 проц.; по МТС текучесть сре- — 5 проц., секретарей колхозных есть враг комсомольских организаций — 7 правильного руководства всюду и проц.. секретарей райкомов и горко- везде '-3* п в хозяйстве, и в поли- мов 3 с небольшим ^процента и в тически - организационной работе, районном активе женской молодежи При таком положении опытных ру- лишь 8 проц. ководящих кадров не создашь. ІІер- Такое участие в активе н руко- вепіпая задача поэтому состоит в водстве комсомольских организаций обеспечении хотя бы относительной женской молодежи, конечно, не со- устойчивости руководящих кадров в ответствует ни их количественному организациях и большей бережливо- составу в организации, ни, особен- j ста кадров. Надо перестать кидать- по, их активности в хозяйственной ся людьми, лучше и внимательнее и производственной жизни страны, подбирать людей, реже менять нх. Все мы должны признать, что ком- Задача состоит в том, чтобы вы- сомолки пе менее активно ведут се- работе комсомола, работать руководителя не верхогля- да, порхающего с места на место, a Q П р О П а Г а Н Д И С Т С К О Й р а б О Т в работу наиболее передовых инициа­ тивных комсомолок и некоторым не­ доверием, что, мол, девушка не справится с руководством. Невнима­ ние к такой важнейшей области ор­ ганизационной работы вы должны ликвидировать в самый короткий срок. Мало снять всякие препятст­ вия для продвижения вперед девѵ-. шки-комсомолки, надо ей всячески помочь в этом. Бюро ЦК "созвало специальное со­ вещание по вопросам работы среди женской молодежи. Надо, чтобы пос­ ле этого совещания вы немедленно сделали все организационные выво­ ды для самого широкого привлечения девушек и молодых женщин в ак­ тивную, руководящую работу комсо­ мола. Вот круг организационных вопросов, которые стоят в очередной эго и понятно: сила инерции—ог- политически грамотного, культурно- ромная сила. Сложившиеся методы камнанейства в работе, пренебреже­ ние к терпеливой, упорной органи­ зационной воспитательной работе очень опасное явление и в партии политика нашей партии и внешняя 1 в комсомоле. Вот почему товарищ Сще продолжают существовать и, Сталин и с ним вся партия так ‘ остро ставят вопрос о повышении бдительности всюду и везде, об улучшении организационной и про­ пагандистской работы. * За то время, когда все внимание н внутренняя правильно проверя- на практически громадными побе­ дами на всех участках строитель­ ства и тем необычайным доверием, с которым относятся все трудящие­ ся СшРк этой по/литике партии. Чего у нас нехватаот? Нехватает только одного, чтобы сделать наши успехи еще более значительными: нехва­ тает культурных, технически и по­ литически грамотных организаторов. очевидно, немало еще придется ва­ шему ЦК серьезно поправлять от­ дельные местные организации ком­ сомола. Все вы говорите о серьезном по­ вороте, это правильно, но мало об- наших организации оыло сосрсдото- явить поворот, надо немедленно за- чеио на хозяйственной работе, наше креплять его организационными ме- внутрипартниное хозяйство и пропа­ гандистская работа оказались ве­ рами. Товарищ Сталин всегда нас учит тому, что любой правильный сколько запущенными, что не может. лозунг, люоое решение может нре- Только это теперь необходимо, что -1 пе оолегчать враждеоным элементам . вратиться в пустую бумажку, бол- го оолыневика - комсомольца, не ио- це менее серьезно должны быть ящегося самокритики. Откуда взять поставлены вопросы об организации такие кадры для комсомольской ра- пропагандистской работы комсомола боты? Партия вернула часть быв- для серьезного изучения маркспзма- ишх комсомольских работников и ленинизма, работы по изучению ис- даст еще людей на укрепление ком- юрии партии. Положение дела в сомольской работы. Но главное — эюй области н ваши выступления вы должны выделить нх пз своей ^ свидетельствуют о том, что эта ра- среды. бота поставлена явно неудовлетво- Если к руководителю комсомоль- рителыю и по об’ему, и, особенно, ской организации пред'являются те- качеству. Видно, что в постановке перь особешю высокие требования, пропаганды немало шаблона, зубре- то совершенно неправильно явится ^ки, заучивания дат, всякого рода настроение, что руководителем в отдельных формул и т. п. А не на- комсомоле должен быть только чело - 1 до забывать, что нам, как и везде, век комсомольского возраста. Дело а теперь особенно, в организацион- социалистического воспитания моло- ной и культурной работе важны оы вполне реализовать результаты колхозного строя в деревне и со­ вершенной техники промышленно­ сти. Куда бы вы ни посмотрели проникать в партию, вести свою товню и будет сорвано, если немед -1 дежи—архиответствеиная работа ком- качественные, а не формальные по- разлагающую раОоту. Все это отно­ сится и к комсомолу, только, пожа­ луй, в большей степени, чем к пар- фабрика, колхоз, учреждение, шко- ( тип- Прежде всего уже потому, что ла и т. п., всюду чувствуется ост-j комсомол более широкая мать от уймы всякого рода недо­ статков. Вот одна нз причин, по- рый недостаток организаторов, tcx-j пизация, чем партия, потому, что нически грамотных людей. Не раз- і паша молодежь не прошла непосред- решпв быстро эту проблему, мы ственной закалки в классовой борь- будем еще долго страдать и хро- с вРаГ0М- Громадная часть ком­ сомольцев не видела и в глаза жи­ вого капиталиста, помещика, капи- чемѵ товарищ Сталин и с ним вся талистического мастера, городового и других фигур буржуазно - поме­ щичьего строя, не испытала их гне­ та иа свой спине. Поэтому нашей молодежи гораздо труднее различить врага и разбираться во всех его ма­ хинациях. Но случайно, поэтому, ленно не ооеспечить его проведения организационными мерами. Поэтому мало признать правиль­ ной перестройку аппарата комсомо- органи- ] ла, надо на деле создать аппарат, подобрать людей, которые обеспечили партия с такой настойчивостью по­ ставили вопрос о кадрах, о людях, об организационной и воспитатель­ ной работе. Но есть вторая причина, которая заставляет серьезно заняться вопро­ сами организации и пропаганды в! что вРаг ча1Де всего ищет себе поч­ ву среди неустойчивых элементов молодежи и комсомола, в высшей, средней н низшей школе, действуя своей политической работой и мера­ ми морального разложения на не­ устойчивые элементы молодежи, под­ рывая дисциплину, насаждая хули­ ганство и проч. В этих условиях дело социалисти­ ческого воспитания молодежи при­ обретает первостепенное значение, а между тем аппарат ВЛКСМ для вы­ полнения этих задач оказался не- сомола, настолько важна, что партия казатели. Ибо мы хотим научить и руководство комсомола должны людей не только знать факты и ис- держать на руководящих постах дорические даты. Дело не в том, ВЛКСМ людей с большим опытом, не чтобы ловить человека на дословной только комсомольской, но п партий-, передаче формулировок из решений ной работы. с'ездов и отдельных работ, а в том, чтобы научить его мыслить по- марксистски. В этом заключается задача нашей пропаганды. Нам ни- В комсомоле надо серьезно поста-. того, что вопрос о проверке член-' когда не надо забывать слов В. И. вить вопросы улучшения организа-] ских билетов, о порядке уплаты Ленина, сказанных на III Всерос- ционной работы. Если верно, что в членских взносов, о правильном уче-! списком с'езде РКСМ: те членов партии есть вопрос о том,! «Нам не нужно зубрежки, ио нам чтобы восстановить грань между нужно развить н усовершенствовать членами партии и беспартийными , 1 память каждого обучающегося зна- Об организационной работе партии и комсомоле. Это наличие элементов самоуспокоенности и поте­ ри классового чутья и необходимой бдительности. Партия правильно по­ ставила вопрос о переходе к бес­ классовому обществу, п о т о м у что на самом деле мы уже находимся в со­ стоянии этого перехода в результате громадной социалистической пере­ стройки, произведенной в городе и деревне, коренного изменения поло­ жения рабочих и крестьян, ликвида­ ции кулачества, как класса, н ос­ татков городской буржуазии. Однако этот лозунг, совершенно правильный по своей структуре больше к воиро - 1 задаче. Это значит, результате запущенности партийно­ го хозяйства грань между беспар­ тийным н партийным нередко сти­ ралась, то это, пожалуй, особенно верно в отношении к комсомолу. За­ дача заключается в том, чтобы строго охранять границы комсомола от проникновения, классово - чуж­ дых и враждебных элементов. Надо н вам крепко взяться за приведение в порядок комсомольско­ го хозяйства: проверку комсомоль­ ских документов, членских взносов, учет членов. Вы. конечно, знаете, насколько ЦК ВКІІ(б) сейчас серь­ езно занялся *приведением в поря­ док внутрипартийного хозяйства. II пет сомнения, что партия в ближай­ шее время этот порядок наведет. Не­ которые партийные работники склон- прпспособленным. Он был повернут; ны сводить это дело к канцелярской не понимать между комсомольцами и некомсо- мольцами, о том, чтобы руководите- нием основных фактов, ибо комму­ низм превратится в пустоту, пре­ ли» парторганизации, комсомольской вратится в пустую вывеску, если организации знать свою организа-j коммунист будет только простым! ства пропагандистов, используя, ко­ пию не ио статистическим данным, хвастуном, если не будут перерабо-*нечно, помощь партийных организа- нропаганду марксизма - ленинизма интересной в преподавании, чтобы она захватывала молодежь и вкла­ дывала шаг за шагом в ее сознание все важнейшие этапы истории пар­ тии и отдельные положения марк­ сизма-ленинизма. Не делать пропа­ ганду сухой н академичной, не от­ рывать ее от текущих вопросов по­ литики и хозяйства. Преподавание истории партии дол­ жно охватывать все этапы ее раз­ вития, начиная с того, как склады­ вался марксизм и большевистская иартия в борьбе с их злейшими врагами — народниками, экономи­ стами, меньшевиками и ликвидато­ рами, а в послеоктябрьский период — с троцкистами, зиновьевцами, правыми и «левыми» уклонами и другими антипартийными группи­ ровками. А то у нас обычно исто­ рию партии сводят в пропаганде лишь к периоду от II или III с'езда до октября 1917 года. Но вам не удастся в комсомоле серьезно развернуть дело пропаган­ ды, если вы не начнете подбора и организации кадров пропагандистов. Начните немедленно с того, чтобы изучить, чем вы располагаете, сколько есть у вас в каждой орга­ низации пропагандистов и что они из себя представляют. Отберите из них лучших, организуйте п о д г о т о в ­ к у хотя бы для небольшого количе- а лицо каждого члена партии и комсомольца. Пренебрежение всеми этими организационными делами есть отказ от славных традиций на­ шей большевистской партии, кото­ рая с самого начала своего образо­ вания, в борьбе с народовольцами, меньшевиками, ликвидаторами, троц­ кистами была сильна именно благо­ даря охране границ партийности. Улучшить организационную рабо­ ту в комсомоле, значит решительно покончить со всякого рода упрощен­ чеством, так называемыми «опроса- таны в его сознании все получен­ ные знания». П о э т о м у надо исключить из про­ пагандистской работы всякие фор­ мальные элементы. Надо сделать ц и и , а главное, заставьте, прежде всего, своих активистов серьезно за­ няться изучением марксизма-лени­ низма. работ Сталина и истории партии. • О ш к о л е Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться,—это во­ прос о школе. В работе по наведе­ нию порядка в школе, начиная с низшей и кончая высшей, комсомо­ лу принадлежит первостепенная. прямо решающая роль. Он является главным помощником партии в этом деле. С количеством школ у нас дело теперь неплохо, хотя, конечно, школ еще недостаточно. Мы имеем 155 сомолу страстностью и активностью. О детском движении Связан со школой вопрос о дет­ ском, пионерском движении. Партия- поручила комсомолу руководить этим движением. Детское движение у нас стало очень серьезной силой. До­ статочно сказать, что оно уже ох­ ватывает до 9 милл. детей в пи- оиероргаиизациях и группах октяб­ рят. Это очень серьезное дело. Тов. Мускин докладывал на пленуме о том, что нет достаточного внима­ ния к этому делу н все вы с ним согласны. А раз это так, то надо это дело взять крепко в руки. Ор­ ганизовать детей, взять в руки пн- оиердвижепие — значит дать здо­ ровое направление развитию наших детей, помочь школе подготовить культурное, здоровое и политически грамотное молодое поколение. А тот факт, что. больше 10 тыс. пионеротрядов пе имеют вожатых, говорит о невнимании к этому делу со стороны комсомольских организа­ ций. Не может быть, чтобы у ком­ сомола нехватило людей для того, чтобы поставить вожатых в отряды. Какой же это отряд, если в нем нет вожатого? Лучше тогда отряда не иметь, чем бросать этот отряд на произвол судь­ бы. Надо поставить в качестве бли­ жайшей задачи — дать каждому отряду вожатого. II надо выдвигать в вожатые не худших людей, а луч­ ших. А между тем часто дают во­ жатыми таких людей, которые не­ годны для руководящей работы в комсомоле, т. е. подбирают, как по­ пало. Это не годится. Дело это очень серьезное. Роль вожатого не такая простая, а чрезвычайно от­ ветственная, потому что он должен сочетать в своем лице и товарища, и друга ребят н вместе с тем до­ статочно культурно образованного организатора для того, чтобы быть среди ребят авторитетом. От него будет зависеть очень многое при определении поведения пионеров. Этого не надо забывать и нельзя на пиоиердвижение смотреть, как на дело второстепенное. И, наконец, последнее, что я хо­ тел отметить пз организационных вопросов — это то, о чем уже го­ ворил тов. Косарев. Он совершенно прав насчет необходимости серьезно­ го воспитания в комсомольском ак­ тиве твердости и диспиплины. Ни­ куда не годятся, например, такие факты, которые недавно были опуб­ ликованы в «Комсомольской правде» о том, что в Азово-Черноморском крае одной комсомольской бригаде пообе­ щали выдать премию в результате хо­ рошей работы, а потом этой бригаде ничего не выдали. Никуда не го­ дятся такие вещи, которые были опубликованы в «Комсомольской правде» относительно плановой ра­ боты, например, в горьковской ор­ ганизации. Наметили план в не­ сколько десятков вопросов, а потом нз этого плана разрешили только один вопрос. Лучше не обещать ни­ чего, чем не выполнять. Если обе­ щал, то выполни обязательно, в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz