Полярная правда. 1935, июль.

П л а м е н н ы й п р и в е т у ч а с т н и к а м в ы с о к о ш и р о т н о й ' э к с п е д и и, и и! Встреча ледокола „Садко“ Серые волны Кольского вали-1 крепком об'ятин сжимает ледо в а гонит нордовый ветер. Н а вый каннтан завоевателя воз- встречу ледоколу выеокоширот-(духа. Трогательна встреча двух ной экспедиции из порта вышел участников героической эпопеи, буксирный пароход „Вы г* . j Еще и еще челюскинцы н си- На борту парохода капитан бнряковцы. В составе экипажа „Е рм ак а* тов. В о р о н и н , н а - ! , С ад к о * большинство участнн- чальнвк экспедиции т. К р а с ти н , работники Арктнкснаба и Сев- морпути Л а д й е в , Р е р е х о в с к и й , Ш ел епин , М ак сим о в . Началь ник Северной экспедиция ЭПРОН‘а т. К р а в ец , представи­ тели окружных организаций, капитаны зверобойных еудов. На палубе холодно. Непривет ли во елезитея небо. Но никто не прельщается теплом салона. Все на палубе, все смотрят вперед! Низко налегая тяжелой грудью на воду, вдали показывается „Садко**. Приветственный гу­ док прорезывает во здух . . . Лю­ ди на палубе легендарного ледо­ кола приветственно машут ру­ ками. Еще несколько мгновений. На ледоколе дают „стоп" Буксир пришвартовывается к борту кра­ савца „С а д ко . . . Капитан В о р о н и н про­ тягивает руку Б а б уш к и н у . В ков первых ледовых походов. Вот штурман орденоносец М ар ­ к о в . Механик М а ту с е в н ч , не ­ угомонный Ф а к и д о в . Вот отваж­ ный водитель .Ли тке"—нынеш- ний капитан .Садко* Николай Н и к о л а е в , профессор З у б о в , инженер Д у б р а в и н . Наконец, уже в Каюте т. Уш а ­ ко в . Медленно подходит .Садко в к причалу торгового порта. П ер ­ вый сбмѳй приветствиями, пере­ крестный огонь вопросов. У борта ледокола короткий митинг открывает зам пред Окрнсполкома тов. Х р у л е в . От имени Севморпути выступает т. Ш елепин . Портовики, сев- морпутевцы пришли приветство­ в ать з а в о е в а т е л е й Арк­ тики. Тепло приветствий на лнцнх людей, в ввуках музыки, на ярких полотнищах флагов От имени коллектива высокд ♦ > . ---------------------- широтной экспедиции мурман- цев приветствует тов Уш ако в . — Льды Арктики не страш ны людям большевистского пле­ мени, людям е горячим огнем большевистской решимости Мы еделаем все возможное, чтобы выполнить задание партии Ле нина Сталина Порукою нашего успеха не только подбор людей и прекрасное снаряжение экс­ педиции — порукою успеха те ­ плота ваших проводов, вабота, которою окружает партия со­ ветских полярников, Мы уходим, полные веры в успех, которую вселяет в нас имя человека, напіеанноѳ на наших внаменах. Имя Сталина мы понесем с собой к высоким широтам! Слова одного из лучших по­ лярников Союза покрывзет гром­ кое .ура** Митинг вакончѳн. Немедленно начинается работа. Штанги н а ­ качивают воду. Времени мало. 11 июля „С адко* выходит я свой рейс. Р . ТРОЯНКЕР . Г. А. УШАКОВ — „ПОЛЯРНОЙ ПРАВДЕ*' Передайте трудящимся Заполярной клонко борется пролетариат за вс- столицы искреннюю благодарность воение советской Арктики, за теплый прием в последнем порту Теплый прием в Мурманске будет на Большой земле. еще одной зарядкой в борьбе с пред- Такое внимание к экспедиции и стоящими трудностями, полярным работам лишний раз до- Начальник высокоширотной называет, как решительно и нелре-і экспедиции Г. А. УШАКОВ. В Окружкоме ВКП (6) ■-t СТАРШИЙ ШТУРМАН .САДКО* ЧЕЛЮСКИНЕЦ МАРКОВ (КО Р Р ЕС П О Н Д ЕН Т „ПОЛЯ РНОЙ ПРАВДЫ* і= -і КАПИТАН .САДКО* НИКОЛАЕВ ТРУДНОСТИ НАС НЕ ПУГАЮТ Первый участок нашего пути от Норд-Капа на Шпицберген и в Гренландское море, по всей вероятности, будет мало ледовитым и не представит особых трудностей для плава­ ния—этот район сравнительно хорошо иселедован. Трудности могут возникнуть при плавании на втором уч а ­ стке—от северной части вокруг Земли Франца Иосифа до Русской гавани. Здесь мы оче­ видно встретим много льда. Кроме того, этот путь значи­ тельно меньше исследован на­ шими полярниками и морепла­ вателями. Наибольшую трудность вызо вет третий этап экспедиции— поход вз Русской гавани от острова Визе к самой северной оконечности Северной Земли— мысу Молотова. Этот участок наиболее труден, потому что почти не изучен. По моим пред­ положениям, этот район будет иметь очеЕь большую ледови тость. Сейчас мы не имеем ни­ какой возможности предсказать заранее, каково будет скопление льдов в этой части. Если нам удастся достигнуть мыса Молотова, то наш даль нейший путь будет зависеть от ледовых условий. Тогда мы дол жны пройти вокруг восточного берега Северной Земли, а затем в бухту Такси* Есля ледовые условия не дадут возможности пойти этим путем, *Садко** пой дет через Карское море. Если мы дойдем до бухты Тикси, то обратный рейс будем делать обычным путем через пролив Вилькицкого. Сегодня мы можем с гордо­ стью заявить, что команда и вся экспедиция на ледоколе „Садко**, подобранная вз луч шпх людей морского флота, су­ меет с честью выполнить все работы. Наш экипаж подобран и укомплектован таким' образом, что в него попали опытнейшие советские полярные моряки Часть экипажа сострит gg мо ряков, уже плававших на .С * :г, ко* и участвовавших в зверо­ бойном промысле. Другая часть пополнена участниками ледовых походов .Сибирякова4 и „Че­ люскина". Старшим помощником на „Сад­ ко*4 идет тов. Н ож к и н—капи тан дальнего плавания. Его дуб­ лер сибиряковец - челюгкинец т. М ар ко в , награжденный орде­ нами Красной Звезды и Красно­ го Трудового Знамени. Вторым помощником идет тов. И в ан о в , ранее плававший на .Садко** Старший механик „Сад­ ко*1 челюскинец—М ату севнч . Никакие трудности нас не пу­ гают. Мы идем в ответственный полярный рейс с полной уверен­ ностью и решимостью вернуться в Мурманск, выполнив поручен­ ное задание. М Ы И Д Е М К ВЫСОКИМ ШИРОТАМ Каждый полярный рейс имеет свою особую специфику. Рейс на «Сибирякове» отличался от рейса «Челюскина». Также отличен рейс, который предстоит «Садко». У «Сибирякова» и у «Челюски­ на» были свои задачи. О еи по-свое­ му волновали и захватывали меня. Поход «Садко» меня, как штурмана, захватывает новизной и необычайной работой. К Северной Земле мы пер­ вые идем новым путем. Интерес к экспедиции «Садко» вполне понятен. В тех водах, куда мы пойдем сейчас, плавали дотчане, они упорно хотели разгадать все тай­ ны Гренландского моря, и ясно, что будут следить за нашей экспедицией. Мы идем к высоким широтам, располагая прекрасными научными силами, и уверены, что этим рейсом «Садко» заполнит еще одно пятно в истории освоения Арктики. Я иду в экспедицию с большим удовлетворением. Уверен, что оно вполне оправдано, мы идем на боль­ шое дело и. несомненно, разрешим его. Вчера бюро Ояружкома ВКЩб) выделило комиссию в составе тт. Ломова (культпррп ОК ВКП (б), Лютера (секретарь по.іярно^о Райкома ВКП (6} и Ш а яю н н н а (секретарь ОБ ВЛКСМ) для про­ верки по Кіроізэкому району фактов, изложенных в статье «Об одном пленуме н любви к Почестям*, опубликованной в ЦО „Правда" от 9 июля в. г. Комиссии предложено выехать в Кировский район сроком н& § Д*е&Я Л прив­ лечь широкий Киуов* ского района. Вопрос о статье в целом бу ­ дет обсужден бюро ОК ВКП (б) после окончания работы ко­ миссии. Н А „ С А Д К О * НАУЧНЫЙ СО Т РУ ДН И К Э К С П Е Д И Ц И И -Ф И З И К ЧЕЛЮ СКИН ЕЦ ИБРАГИМ ФАКИДОВ На борту „Садко** находится охотник каюр тов. Ж у р а в л е в . Опытный ролярник, много ра$ !®-Овавший на ceeejpe, т. Ж у р а в ­ л е в ведет наблюдение над спе­ циальной упряжкой 30 ездовых собак, находящихся на борту ледокола. Ц И С ЬМ А Ч и т а т е л е й Изменить расписание поездов Расписание поездов, курсирую­ щих на участке Мурманск —К о ­ ла—Шонгуй, составлен ) так, что рабочие и елужащне, живу­ щие в Коле х работающие в Мур манске, не могут пользоваться поездами. под efo нѳнно. * * * Н а борту ледокола находит­ ся кинооператор, который про­ ведет с**емку всех работ экспе­ диции. ДВАДЦАТЬ ОРДЕНОНОСЦЕВ В составе высокоширотной носцы тт. УШАКОВ, НИКО- экспедчции идут 20 ордено-' ЛАЕВ, ЕРМОЛАЕВ, БАБУШ- носцев - мужественных со- .КИН, ФАКИДОВ, МАТУСЕ - ветских полярников, п о л у - ВИЧ , - МАРКОВ (ст. іитур- чивіиих высокую награду пар - тии и правительства за с а ­ мостоятельную работу по освоению Арктики , за пре­ данность социалистической родине. На „САДКО* идут ордено- Главным поваром на „Сад­ ко* идет зимовавший на Земле ФраЕдй Иосифа т. З н а х а р е в . Качество д щ н , пригрірвляемой! Из Колы поеэд тхрдит в 7 ч а - наіЗлюДѳнІёік, безукорйЗ- вОВ 5 мин. утра. *fe, gfo аам -* наѳт работать в 8 часов, могут ехать, а начинающие работу в 9 —10 часов должны терять без дела 2—2*/а часа. Вечером не Мурманска в Ко­ лу поезд отходит в 17 ч. 15 м. На большинстве' предприятий и учреждений работа кончается в 17 часов и даже в 18 часов. Вечером ив Колы отходит пу­ стой поезд. Никто не решится ехать И8*за боязни остаться в Мурманске на ночлег. Неужели нельвя наладить р а ­ боту пригородных поездов так, чтобы сотни трудящихся не тра тили часы отдыха на дорогу, а вечером могли бы культурно от­ дохнуть в кино или театре Мур­ манска?! ман)уБЕРЕЗКИН , БАГОРОВ, КОЛЕСНИЧЕНКО , ФИЛИП­ ПОВ, ЛОГОСОВ , ШИШКИН , ГИРШЕВИЧ, ЛАХТИОНОВ , ИВАНОВ, СЕРГЕЕВ, БАР ­ МИН , МАРКОВ (кочегар), АПОКИН. ИЗУЧИМ КОЛЕБАНИЯ ледового покрова в ПОРТУ Гравюра на линолеуме краснофлотца Н. Цейтлина Я буду заниматься на «Садко» изучением физических и механиче­ ских свойств морского льда. Морской лед будет исследован с точки зрения его механической прочности, как ма­ териала, с которым приходится бо­ роться ледоколам, одновременно бу­ дут изучаться тепловые и другие физические свойства льда. Одновременно будет подвергнут особому исследованию ледовый по­ кров. При помощи специального сейсмографа и аецнлографа будут исследованы естественные колебания. ледового покрова, которые были ус­ тановлены нами в походе «Челюс­ кина». Исследование этих колебании является первой ступенью разработ­ ки методов звуковой разведки про­ тяженности ледовых полей. Это име­ ет огромный практический интерес для плавания по Северному морско­ му пути. Помимо этих работ я приму уча­ стие в разработке наиболее рацио­ нальных методов борьбы со льдами с помощью взрыва и термита. Эту работу я буду вести совместно с взрывтехииком т. Золотаревым. Работы по исследованию корпуса, проводимые А. И. Дубравиным, изу­ чение льда и взрывные работы дадут НАКАНУНЕ СЕЛЬДЯНОЙ ПУТИНЫ Бригада победителей Это было в Западной Лице,—в дни напряженной, суровой борь бы мурманского рыбачества на сельдяной путвне. Впервые с именами лучших колхозов Мурмана „Тармо", в м. Ворошилова, „Похянтяхти,* — „Полярная звезда**—вее чаще и чаще стали перекликаться имена карельских колхоэов—и первым из них был карельский колхоз .З а р я Севера*. Изо-дня в день, из месяца в месяц бригада этого колхоза систематически перевыполняла все задания по вылову сельди. Начиная с марта и до конца ибдо§а сельди в Западной Липе Комплексный ледотехГшчёскнн матй- {рдгады Т е р ей тЬ е в а не сйй- рнал, столь необходимый для успеш­ ной борьбы со льдами на Северном морском пути. З А Д А Ч И Э К С П Е Д И Ц И И БЕСЕДА С НАУЧНЫМ СО ТРУДНИКОМ ЭКСП ЕДИЦИИ НА ВЫСОКИЕ ШИРОТЫ КО РА БЕЛ ЬНЫМ И НЖ ЕН Е РОМ .С А Д К О - А. И. ДУБРАВИНЫМ Высокоширотная экспедиция совер-: ВМЧ, j-идрограф Евгенов, братья Бо- стой воде будет проводиться новей- \ ставе летного звена летчик Власов, иенно естественно привлекает вин- реэкины (гидролог и метеоролог), ге- шили методами. Вся работа корабля * —- ....... и мание трудящихся всего Союза и есобенно интересна населению наше­ го Заполярья. Экспедиция будет заниматься главным образом океанографическим исследованием в широком понимании этого слова. Отсюда размах работ и вполне законный интерес к ним. . Путь экспедиции заключает марш­ рут Мурманск—Норд-Кап—Шпиц­ берген, Гренландское море, огибание Земли Франца Иосифа, заход на Но­ вую Землю (Русскую гавань), оги­ бание Северной Земли, мыса Моло­ това к конечному пункту—бухте Тик-си. Кроме океанографических работ экспедиция будет вести изучение поведения корабля во льдах и на чистой воде, а также условий так­ тики плавания. Для проведения этих работ экспе­ диция обеспечена высококвалифици­ рованными специалистами, имеющи­ ми большой полярный опыт и про­ водившими научные работы в пла­ ванпн и на зимовках. В составе экспедиции идут астроном Жонголо- ологи Ермояаев, Багоров, Горбунов, будет регистрироваться и наолю- корабе.тьный ння^нер Дубравин, j даться на так называемом централь- физик Факидов, инженер-механик ; пом посту при помощи особо чувст- Пѳтерсон и 4 ннженера-кораблестро-; внтельных регистрирующих прибо- ителя механика, из которых трое; ров, соединенных электрическими Апокин, Филиппов и Колесниченко ; проводами с приемными установками — челюскинцы и Ноупокоев. Инже- j неры-механики будут нести вахту в машинном отделении механиками и машинистами и заниматься иссле­ довательской работой. Экспедиция оборудована наиболее совершенными и редкими прибора­ ми и аппаратурой. Для глубоковод­ ных исследований имеются мощные лебедки, одна из них может работать на глубине до 5 тысяч метров. Для исследования глубин устанавливает­ ся английский регистрирующий эхо- доть Навигационная часть корабля кроме магнитного оборудования имеет гидро-компас. Для исследования хи­ мических свойств воды, физики мо­ ря, а также элементов волн на специальная кель» в различных точках корабля. В качестве таких регистрирующих приборов установлен асцилограф, электросамописец и электроакусти­ ческий прибор Шеффера. При их помощи будет наблюдаться всякое продвижение корабля во льдах. Ма­ териал этих наблюдений пойдет и ляжет в. основу постройки нашего мощного ледокольного флота. На корабле имеется прибор Мен- ница для определения силы тяже­ сти, который является единственным экземпляром в Союзе. Этот прибор устанавливается в специальном от­ секе посредине борт-механик Нелидов и авно-техннк Герасимов. Самолеты предназначены для раз­ ведывательных работ с целью охва­ та наибольшего района экспедиции. На борту «Садко» имеются все воз­ можные способы передвижения — упряжка ездовых собак, нарты, лы­ жи, коньки, шлюпки. «Садко» совершает свой второй арктический рейс после поднятия с Кандалакшского залива. Корпус и механизмы корабля в полной ис­ правности. Перед выходом в рейс «Садко» получил специальное под­ крепление рулевой рамы и общий ремонт в доке Архангельского завода «Красная кузница». Командование экспедиции во гла­ ве с т.т. Ушаковым, . Николаевым, Зубовым, Евгеновым, научный со- кораоля на особом j став экспедиции и блестящее обору- ! дование дают полную уверенность в «Садко» оборудована лаборатория. [один из полярных старейших лет- Поведение корабля на льдах и чи -; чнков орденоносец Бабушкин. В со- кордановом подвесе. На борту «Садко» находятся два тпѵтевши пейсов самолета системы «Ша-2» и «Хен- что одян из тр-д'1еаших Летное звено возглавляет! в неисследованной до сих пор по- лярной области будет успешно раз­ решен. малоеь с почетного списка Пере­ довиков. Дружный, сработанный коллек­ тив—вот самая замечательная особенность этой бригады. В этом секрет ее постоянных успе­ хов. Был такой случай. В первых чнелах апреля в каюту на РТ 6 ,К н т “, где помещался уполно­ моченный Карелрыбаксоюза Ку- л и ж н и к о в , неожиданно вры­ ваются бригадир Т е р е н т ь е в и нотбас Федор Л е г к и х и возму­ щенно бросают на стол какую-то бумажку. Это был план вылова по бригадам, по которому бри­ гада Терентьева должна была выловить только 20 тонн еѳльди. — Не надо нам эту .фильки ­ ну грамоту “—ваявил нотбас.— По вашему плану выходит, что мы хуже всех работали. Кулижников растолковывает им, что, дескать, им сделана нарочно скидка на плохой ко шелек. — Me надо нам ваших скн док—упорствовал бригадир —Мы обявуемся выловить не 20, а 100 тонн сельди. Но бригадир Терентьев тогда ли кошелек, но едва ли им мож но было бы ловить, годность его едва достигала и 30 проц. К это­ му времени сельдь етала зале­ гать на большую глубину и мел- коетѳиным кошельком стало л о ­ вить совсем плохо. Бригада нѳ- растерялась. Кроме кошелька был у них еще, правда, тоже не новый, тягловый невод. Брига­ дир и нотбас предложили из этих двух неводов сшить один Так и сделали. Через два дня работы получился неплохой глу­ бокостенный невод. В первый же эамет этим кошельком взяли 23 тонны. Дело пошло. Обяза­ тельство было выполнено, 3«$о в этом году у колхоза .З а р я Севера" не доходов от вылова еельди в Западной Лице уже приобретены два новых ко­ шельковых невода. По работников пригорода Д поручению групі ИД ЕИ . * * * 22 апреля еѳльдяной промысел в Западной Лице был закончен. К этому времени начали по ступать сведения о больших под­ ходах трески по всему восточному и западному побережью. Начина­ лась тресковая путина. Большин­ ство колхозов Мурмана сразу же после Западной Лицы перешло на треековый лов. Перед рыба­ ками колхоза „Заря Севера" встал вопрос — ехать ли домой на отдых или же иттн на лов трески. Большинство в бригаде— старые, опытные рыбаки, еже­ годно промышляющие рыбу у берегов Мурмана. И неудиви­ тельно, что ив 17 человек домой поехали, и то по болезни, толь­ ко трое. Остальные, во главе с бригадиром Терентьевым, пошли в Тернберку промышлять тре ­ ску. Как на сельдяной путине, так н здесь — на тресковом лову— колхозники-рыбаки кодхоза .З ар я Севера* завоевали одно из пер- Задерживают зарплату Рабочие транспортного отдела Окрпотребсоюза Кузьмин, Беляев, Цветннскнй ж другие в апреля не получают заработной платы. Заведующий отделом тов. Чітй- piROI продолжает выдавать аван­ сы по 1 5—20 рублей, но и ав ан ­ сы выдаются даже не всем ра ­ бочим. Н а вполне справедливые тре­ бования рабочих Чѳтверявов от­ вечает, что он не виноват, нет денег в Горпо, которое аванси­ рует транспортный отдел. В Горпо тоже оправдывают­ ся. Здесь эадолжали Госбанку 400 тые. рублей, поэтому все поступления и адрес Горпо Гос­ банк Переводит в еч^т ва^рлжент -AATH. Председатель Окрпотребсоюза тов. Крѳчек говорит, что транс­ портный отдел и Горпо—само­ стоятельные организации и дол­ жны быть кредитоспособными. Рабочие н служащие транс­ портного отдела неоднократно обращались в союз кооперация к тов. Ушакову, но меры в свое­ временной выплате варплаты не предпринимаются. Е . РОН ііІИД . немного ошибся. Выловили они ВЫ1 мест по добыче рыбы, не 20 и не 100, а 150 т о н н _ э_то время колхоз .З ар я У бригады был действительно старый мелкостенный кошелек. А. тут еще неожиданно налетев­ шим штормом во время сдачи улова малосильный бот оторва­ ло и выбросило на берег, а ко­ шельковый невод так забросало песком, что всей бригадой едва его отрыли. Четыре дня починя- Севера* выловил 110 тонн трѳ скн и 62 тонны мойвы, при общем задании 180 тонн. Местные опытные рыбаки-кол- хозники о карельских рыбаках говорят: .Дружные, хорошие промысловики. Нам не стыдно у них поучиться*. ГАГАРИН. Неправильное решение суда Дом № 15 по улице Полярных Зорь, где мы живем, принадлежит Гороткомхозу. Квартира наша состо­ ит из трех комнат и кухня общего пользования. Как то раз к нам пришел ин­ спектор Воронков посмотреть, как мы живем. Воронков почему то разрешил на­ шему соседу Голеву забрать себе кухню. За счет кухни он расширил свою комнату. Мы подавали заявление в нарсуд о возврате кухни для общего поль­ зования. Нарсуд, под председатель­ ством тов. Осипова разобрал наше дело и... кухня осталась за Голе­ вым, который имеет одну комнату. Где же теперь наи уиываться. варить обед, кипятить чай и т. д./ Нельзя же комнату превілщати в кухню! * ’■ Жильцы: ШУРЯКОВ П И., КУЧИНА, АНИСИМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz