Полярная правда. 1935, июль.
д р х А н г Ш С К СЕВ АМЕРИКА СЕВЕРНЫЙ лолг ос О В Р Д и Г Г Л Я пииберген « «ОПЦИЮ M n g g 1 O ^A hU A ИОС QrWOeO-CUbWPCKUE МУРМАНСК МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ УШАКОВА ^ ш т НДПЕУЛ£Г1Ый HAPdlPy1 //у/у. о д й оньі идбот э к с т Щ/УУ' диции Путь экспедиции Ушакова. В овале: начальник экспедиции Г. УШАКОВ. Справа ледокол „САДВО1 К последним параллелям Ледокол „Садко* начал свсй необычный полярный рейс на высокие широты. Сегодня он при ходит в Мурманский порт, где дополучит некоторое экспеди ционное снабжение. Покинув большую землю, ледокол „Садко** из Мурманска направится з район Гренландского моря, откуда и начнет производство научных работ о кзаимодействии теплых атлантических вод и многолет них ледовых накоплений Арк тики. Помимо разрешения этих во просов, научная экспедиция на *С адко ' соберет материалы о существовании „великой север ной полыньи"— свободного от льдов прохода, который, по мне нию ученых, существует на 81— 82° северной широты, за островами Шпицбергена, Земли Франца Иосифа и т. д. Экспе диция на „Садко ' одной из з а дач ставит перед собой также и выяснение вопроса о сущест вовании таинственной земли „Джиллеса“ —небольшого клочка суши, где-то в районе на севе ро-восток от Шпицбергена. Эгу земтю видели мореплаватели, но тяжелые льды не давали возможности подойти к ней. К- ік уже сообщалось в нашей газете, экспедиция „Садко" рас считана на 4 месяца, но на слу чай вынужденной эимовки „Сад ко*‘ взял с собой продовольст вия на 21/і года, а также и все необходимое для зимовки сна ряжения: разборные дома, 4 упряжки собак. Экипаж „Садко** вместе с со ставом экспедиционных работни ков состоит из 78 человек. „Сад ко“ снабжен всеми необходимы ми усовершенствованными на вигационными приборами. Возглавляет экспедицию на ,,Садко*1Г. А. У ш а к о в—замести тель начальника Главсевморпу- ти, бывший начальник о. Вран геля и первый зимовщик Север ной Земли. В 1934 г. т. Уша ков руководил нз Ванкарѳма спасением челюскинцев. Науч ный руководитель экспедиции проф. Н. Н. З у б о в , известный полярник, ледовые прогнозы ко торого пользуются большим авто ритетом не только в СССР, но и заграницей. Гидрографически ми работами будет руководить один из лучших и старейших знатоков севера Н. И Е в г е н о в Геологическими работами—тов. Е рм о л а е в , физиком идет челю скинец И б р а гим Ф а к и д о в , ги дробиологом— участник пяти по лярных экспедиций т. Г о р б у н о в , планктонологом экспедиции— литкенеи Б о г о р о в , астрономом профессор Ж е н г о л о в и ч , гидро логом В ер е вки н , гидрохимиками Г а л а к т и о н о в и Чи гирин . Р а боты по исследованию корпуса судна будет проводить т. Д у - бр а ви н . Ведет „Садко* опытный по лярник ледовый капитан, про шедший в прошлом году ва „Литке** из Владивостока в Мур манск в одну навигацию Нико лай Н и к о л а е в . Старшим штур маном—капитан дальнего плава пня т. Н ож к и н , его дублером т. М ар ко в . Старшим механи ком—челюскинец М ату севич , механики-челюскинцы К о л е сн и ч е н к о и Ф и л и п п о в , летная часть экспедиции—известный по лярный летчик Б а б уш к и н и В л а со в , бортмеханики Нели д о в и Г е р а с и м о в Ориентировочный маршрут „Садко*: из Мурманска к Шпиц бергену, оттуда в Гренландское море, потом опять к острову Шпицберген, где ледокол при мет уголь и воду и—снова к кромке Гренландских льдов, но уже значительно севернее. До стигнув 80-й параллели, ледо кол возвратится к Шпицбергену и сделает несколько рейсов на север до кромки вечных льдов. Эго первый этап. Второй этап экспедиции—пла вание от северной оконечности Шпицбергена до Северной око нечности Земли Франца Иосифа. Третий этап экспедиции бу дет, пожалуй, самым тяжелым. Ледокол „Садко“ совершат рейс между Землей Рудольфа а край ней северной точкой Северной Земли мыса Молотова „Садко- посетит те места, где еще никогда не бывали суда под советским флагом. П. СТАХОВИЧ. НАВСТРЕЧУ ЛЕДОКОЛУ „ САДКО• 9 июля Мурманским, от делением Севморпути по лучена радиограмма от т. УШАКОВА—начальника высокоширотной экспеди ции парохода тСАДКОи. Тов. Ушаков сообщил: пВ Мурманске предполагаем быть 10 июля. Возьмем 200 тонн пресной воды и небольшое количество ра з личных материалов (це мент, сода). Д л я проведе ния ряда работ просим обеспечить „ САДКО * с л е сарями, плотниками , нуж ны два рыбака для почин - кы сетей. В Мурманске яСАДКОи пробудет недол го, сразу после проведения необходимых работ ледо кол выйдет в намеченный рейс. * * м. 8 и 9 июля в порту дея тельно готовились к встре че ледокола „САДКО*. По - I лучив копию радиограммы тов УШАКОВА, главный диспетчер т. ФОРТУЧЬН- КО распорядился о приве дидении в порядок третьего [ причала , куда немедленно по прибытии будет постав лен пСАДКОя. * * * Мурманское отделение Севморпути готовится к встрече „САДКО*. В день прихода в порту будет организована торжествен ная встреча ледокола. *• * * Мурманские портовики с нетерпением ждут при хода в порт ледокола „Сад ко * Приняты все меры для бесперебойной подачи 200 тонн воды. Порт под готовил одновременную по дачу еоды двумя шлангами. 1935 г од отме ча е т с я новым р ядом! экопѳдпцпй п походов, продолжаю щих наши работы по изучению Арк ти к я. На учн а я э к сп едици я на . С а і к о не с тои т обособленно от д р у г их ме роприяий полярно го фронта. Хотя э т а э к с п е д и ци я о х в а ты в а е т нссле дованием высокие широты Арктики, она в конечном с ч е т е т есно с в я з а на с и с сл едов аниям^ и операциями на самом Северном морском пути. Д л я г идро г р афии поход кор а бл я по окраинам Полярного бассейна имеет з н а ч и т е л ь ны е пр еимуще с т в а по сравнению с и зучением его ц ен тр а л ьной части . З д е с ь , вблизи г р а ницы 200 километровой континен тальной ступени , еще по н аблюд е ниям Нанс ена н а „Фраме* т о лщи н а с л о я т е п лы х а т л а н тич е с ких вод д о с ти г а е т своей н аибол ьшей в е л и чи ны. Воды эти вдесь или части но вы х о д я т на п ов е рхно с т ь по матери ковому с к л о н у вверх или, идя по г л у бо к о в о дным впадивам , о т х о д я щим от цен тральной области По л я р ного бассейна, в н е др яю т с я о т д е л ь ными с т р у ями в район приле гаю щпх по л я рных морей. Зд е с ь может быть найдена , если она практически с уще с т в у е т , в е л и к а я с е в е р н а я по лын ь я , во зможнос т ь с уще с т в о в ани я которой д о пу с к а е т проф. Н. Н З у бов. Исследуя эту область, „Садко* даст много наблюдений, пополняю щих наши представления о водных площадях, лежащих непосредствен но к северу от обычных путей по лярных мореплавателей. Может, на пример, нсчѳзвуть ряд неясностей в вопросе об обмене вод Полярного бассейна с Карским морем, с морем Лаптевых. Будут освещены вопро сы расположения приливной волны, додво ного рельефа н* границах Полярного бассейва. На „Садко* будут проводиться на блюдения на новых точках по воп росам земного магнетиэма. Эти наб людения будут, вероятно, в значи тельной мере проводиться на льду в море. , Садко*—это большая пловучая научная лаборатория. Вводимые на корабле новые методы наблюдений, новые приборы будут бесспорно позднее введены в практику научно- исследовательских, в том числе н гидрографических, экспедиций, ра ботающих на „юге* полярных мо рей. И, наконец, а это, пожалуй, наи более важное, плавание „Садко* дает вообще представление о воз можности навигации в высоких, не изведанных широтах Арктики. Мно гое в Арктике, казавшееся ранее не преодолимым и невозможным, в действительности оказалось доступ ным и возможным. И в этом сыг рало решающую роль не только настоящее .потепление" Арктики, но и напористость, мужество совет ских полярников, завоевывающих Арктику иод мудрым водительством партии и советского правительства. „Садко" идет в высокие широты не для рекордов или покрытия ка ких-либо особо больших расстояний. Его эадача -глубокое, ваучвое муче ние трудно достижимых областей, в ко торых кроются корви мнагнх трудностей на трассе Великого Северного морского вутш. А Советская Арктика призва на. подобно 'южным морям, соедн нять наши сухопутны 1 территории. Успех „Садко" во многом зависит от того, насколько доступен выб ранный им путь Уже на основании перво: о похода мы получим некото рое представление о возможности плавания в высоких широтах. Но одного эпизодического посещения еще мало. Только при сравнитель но длительном изучении пульсации атлантических вод, пра взучеНии перемен в их распространении и распределении их влиянии на вону современного морского пути можно поставить и высокие широты на службу советской экономики. Тогда на ряду с современными морскими и воздушными дедовыми разведчиками в Карском и прочих морях по Северовосточаому про ходу пойдут советские разведчики и к высоким широтам 80-х параллѳ лей. Возможно, там они и найдут дорогу для предстоящей навигации, помогут наметить тот или иной стра тегический план д л я направления грузовых потоков с вапада ва во сток и с востока на запад нашей страны. Проф. В. И. ЕВГЕНОВ. Пон. начальника высокоширот ной экспедіши по гідрографи. Ледокол „Красин1 начал свой поход ПЕТРОПАВЛОВСК, 8. 5 июля в 16 час. по местному времени краснознаменный „Красин* по кинул рейд Петропавловского порта и взял курс на бухту Провидения. Через 40 минут после „Кра сина* по тому же курсу вышел „Сталинград4*, идущий сквозным рейсом в Мурманск. Сейчас в порту берет воду „Микоян*. На партийные темы Е Щ Е Р А З О БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЕ В первых числах мая К и р и л о в а освободили от руковод ства начальной комсомольской школой. Поручили проводить занятия К у л еш о в у (союза рыб ников,). Кулешов не приходил. Тогда руководом стал Г л уш е н к о—зам. секретаря комсомоль ской организации Судоремонт ного завода. Школа так и не на чала занятий. Вот уже третий месяц, как 28 слушателей этой школы не учатся. 26 слушателей кружка Сы- р о еж и н а , после того как иере- шли на изучение истории ВКП(б), проработали только две темы. Перед очередным ванятием Глу шенко заявил: — Свертывайте занятия. Бу дем переходить к „летней учебе*1 по новой программе. После „распоряжения* Глу шенко 1 июля ни одна пз ком сомольских школ не занималась. О грубом нарушении поста новления ЦК ВКП(б) „О пропа гандистской работе в ближайшее время* не мог не энать секре тарь парткома т. К алини н . Но распоряжение Глушенко так и не было отменено. — 7 нюля эанятня пойдут ре гулярно. Мы заново составляем дружки, учитываем степень под готовленности слушателей. В об щем больше срывов не допу стим,— обещал вам. секретаря Ш анин . 7 июля занятия снова сорва лись. Один нз рувоводов уехал в командировку, второй ѳаболел, занятия третьего кружка пере несли на следующий день. Так „выполняет* Шанин свое обещание! Н. ДОЛИН На рыбообрабатывающем комбинате срываются з а н я т и й 5 часов вечера. В кабинет секретаря парткома рыбообраба тывающего комбината собирают ся слушатели кружка по истории партии. Занятие пора начинать, но явилось толь&0_4 слушателя. В ожидании остальных пропаган- Орлов углубляется в газету. Проходит полчаса. Слушатели не прибывают. . - - Г С таким количеством слуша телей я не могу проводить заня ти е—говорит О р л о в .- - • — Да, пожалуй, надо распу стить, соглашается секретарь парткома тов. А л ек с е ев . Сорвалось в этот день ваягі- тие и в кондидатской школе из-за неявки пропагандиста С о л о в ь е в а . Из 44 коммунистов рыбоком бината учились только 12—это в школе пропагандиста Маслова. Но и в этой школе занятия про шли кое-как, так как ни пропа гандист, ни большинство слуша телей к ним не подготовились. Тов. Маслов на атом занятии не раэ*яснил политически непра вильные ответы слушателей. БЕ РН . С Е Г О Д Н Я В М У Р М А Н С К ПРИХОДИТ ЛЕДОКОЛ „САДКО- т I- (К э- а- іѣ Успехи Ленской экспедиции 1933 и 34 г.г. решили нормальную экс- нлоатацию Северного Морского пу ти. С навигации 1935 года рейсы в Якутию можно считать регулярны ми. Третья Ленская операция являет ся одной из труднейших работ Сев морпути в навигацию 1935 года. Растет и крепнет экономическая мощь союзных республик и благо устраивается советская Якутия, тре буя все большего н большего коли чества грузов." Осваиваются все но вые и новые окраины Заполярья. Растет сеть полярных радиостанции. Растет грузооборот. В караване судов в этом году идут лесовозы «Томский», «Крестьянин», «Сталин», «Молотов» н «Сакко», два последних участвовали во вто рой, а «Сталин» в первой Ленской. Значительное количество грузов пароходы доставят якутскому терри ториальному управлению Севморпу- тн и подведомственным ему предпри ятиям, из которых большая часть падает на интегральную кооперацию и главнейшие кооперативные снаб женческие и торговые организации автономной Якутской республики. Кроме грузов пароходы третьей Н А К А Н У Н Е Т Р Е Т Ь Е Й Л Е Н С К О Й Э К С П Е Д И Ц И И 3 . КО РАБм ГиДУТ В ЯКУТИЮ •) *) Окончание. См. „Полярную правду от 6 и 9 "июля. Ленской доставят в этом году* 140 j пассажиров на смену зимовщикам Усть-Ленского порта и полярных станций вблизи лежащих к Лене районах. Успех проведения третьей Лен ской операции стоит в тесной зави симости от своевременной и пра вильной погрузки в Мурманске. Св)- евременный выход каждого парохода решает выгрузку грузов н высадку пассажиров в бухте Тикси, где гру зы надо перевалить на речные су да, идущие в различные пункты Ле ны—Булун н выше. Бухта Тиксн — один пз решаю щих участков третьей Ленской. Обе спеченность в этом месте плавсред ствами и рабочей силой— основное условие успеха. Для обеспечения круглосуточной работы во время всей погрузкі? якутские организации должны завезти в бухту до 300 грузчиков. Независимо - от этого, в разгрузке примут участие судовые команды, уже показавшие героиче ские образцы работы в операциях первой н второй Ленской экспеди ций. Выход судов третьей Ленской на мечен в следующие сроки—пароходы «Сталин» и «Крестьянин» вместе с двумя пароходами сквозного похода «Искрои» и «Ванцетти» — на 20 нюля. Пароходы «Сакко», «Том ский» и «Молотов» — на 23 ню ля. Ледовую помощь каравану су дов будут оказывать ледокол «Ер мак» и краснознаменный ледорез «Литке». При своевременном окончании ос- новых операций и выхода в обрат-! ный рейс суда третьей Ленской по иамечениому графику должны на | обратном пути зайти на Игарку за лесом для полярных станций Мур манского края. Вместе с морскими судами от правляются в море Лаптевых н ос танутся на двухгодичную зимовку I в бухте Тиксн зверобойные шхуны «Ленсовет» и «Смольный» под во- ’ дптельством капитанов тт. Михеева и Хохлина. I Севморпуть заканчивает все one- ] рации по снаряжению н подготовке судов к погрузке. Почти все колнче-! ство занаряженных грузов пришло1 в Мурманский порт. Оставшиеся гру зы на подходных станциях и ожи даются в Мурманске в течение бли жайших двух дней. Морским отделением Севморпути уже согласованы с портом планы размещения грузов на судах, прове рено все наличие судового снабже ния и аварийный запас. Суда, по примеру прошлых лет, снабжаются 16-месячным запасом довольствия, нз них —4-месячный запас для т е -1 кущих потребностей. 12-месячный —неприкосновенный запас. Парохо ды возьмут полный комплект специ альной одежды, полярное обмунди рование и технический аварийный запас. Рейс судов третьей Ленской наме чается так: из Мурманска одним из Новоземельских проливов пройдут суда до острова Диксон, на Диксо-: не намечается остановка для допол нительной бункеровки н забора пре сной воды. По получении соответ ствующих метеоросводок и авнораз- ведок о возможности прохода от Дик сона на восток, караван судов дви нется под проводкой «Ермака» н «Литке» к мысу Челюскин. На острове Диксон в состав кара вана третьей Ленской вступят три парохода, идущие из Архангельска. Одни назначением к мысу Челюскин, второй — на мыс Нордвик, третий — в Колыму, — ледокольный паро ход «Русанов» пойдет к устыо ре ки Индигирки. На Тиксн суда произведут раз грузку, возьмут уголь и запасы на дальнейший путь и выйдут в обрат ный рейс — Диксон — Игарка— Мурманск. Прн благоприятном окон чании операции суда должиы при быть в Мурманск во второй декаде октября. Таков путь и задачи третьей Ленской операции 1935 года. *** Рассказы участников пеовон п второй Леиской оперзцнн, которые мы печатали в нашей газете, под черкивают огромное значение свое- ьременного снаряжения и рнхода *jy- эдв в море. Накануне снаряжения третьей Ленской приходится отметить, что подготовка к экспедиции оставляет желать много лучшего. По договору, заключенному Сез- морпутем с Балтийским государст венным морским пароходством, арен дованные суда должны были 6 июля стать под погрузку. «Крестьянин» п «Сталин» должны были грузиться с G нюля, «Сакко», «Молотов» н «Томский» с 10 июля. Несмотря на это, график погрузки сломан. Паро ход «Крестьянин» пришел в Мурман ский порт с опозданием на 18 су ток. Ремонт, отсутствие команды н различные причины привели к то му, что «Крестьянин» начинает ио- , грузку с опозданием на целую пя- ! тндневку. Опаздывают остальные }иароходы Ленского каравана. Приход «Сакко» ожидается 12 пюля. «Мо лотова» 14 июля, «Сталина» — 17-го июля, «Томского» — 18-го нюля. Из всех судов только один «Молотов» закончил ремонт, осталь ные пароходы, находящиеся в пути, очевидно, потребуют различных до делок и междурейсового ремонта. Несвоевременный приход судов не должен нн в коей мере отразиться на выходе в море. Кучный приход пароходов, очевидно, потребует одно временной погрузки и бункеровки ряда судов. Значит необходима ис ключительная гибкость и четкость в снаряжении судов, уходящих в По лярный рейс. Дело чести пролетариев Мурман ского порта, всех организаций Сев морпути, вс*х трудящихся Заполяр ной столицы — в срок высококаче ственно снарядить караван третьей Ленской экспедиции. Корабли идут в Якутию с раі- лнчнымн необходимыми грузами Якутской республике и аванпостам советской Арктики — полярным станциям. Корабли должны выйти в срок. Все силы, все внимание, всю за- I боту — судам, уходящим в Аркти ку. Третья Ленская должна блестя- ! ще разрешить поставлевные партией н правительством задачи. 1 Р. РАЙТ.'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz