Полярная правда. 1935, июль.

д р х А н г Ш С К СЕВ АМЕРИКА СЕВЕРНЫЙ лолг ос О В Р Д и Г Г Л Я пииберген « «ОПЦИЮ M n g g 1 O ^A hU A ИОС QrWOeO-CUbWPCKUE МУРМАНСК МАРШРУТ ЭКСПЕДИЦИИ УШАКОВА ^ ш т НДПЕУЛ£Г1Ый HAPdlPy1 //у/у. о д й оньі идбот э к с т Щ/УУ' диции Путь экспедиции Ушакова. В овале: начальник экспедиции Г. УШАКОВ. Справа ледокол „САДВО1 К последним параллелям Ледокол „Садко* начал свсй необычный полярный рейс на высокие широты. Сегодня он при­ ходит в Мурманский порт, где дополучит некоторое экспеди­ ционное снабжение. Покинув большую землю, ледокол „Садко** из Мурманска направится з район Гренландского моря, откуда и начнет производство научных работ о кзаимодействии теплых атлантических вод и многолет­ них ледовых накоплений Арк­ тики. Помимо разрешения этих во­ просов, научная экспедиция на *С адко ' соберет материалы о существовании „великой север­ ной полыньи"— свободного от льдов прохода, который, по мне­ нию ученых, существует на 81— 82° северной широты, за островами Шпицбергена, Земли Франца Иосифа и т. д. Экспе­ диция на „Садко ' одной из з а ­ дач ставит перед собой также и выяснение вопроса о сущест­ вовании таинственной земли „Джиллеса“ —небольшого клочка суши, где-то в районе на севе­ ро-восток от Шпицбергена. Эгу земтю видели мореплаватели, но тяжелые льды не давали возможности подойти к ней. К- ік уже сообщалось в нашей газете, экспедиция „Садко" рас­ считана на 4 месяца, но на слу­ чай вынужденной эимовки „Сад­ ко*‘ взял с собой продовольст­ вия на 21/і года, а также и все необходимое для зимовки сна­ ряжения: разборные дома, 4 упряжки собак. Экипаж „Садко** вместе с со­ ставом экспедиционных работни­ ков состоит из 78 человек. „Сад ко“ снабжен всеми необходимы­ ми усовершенствованными на­ вигационными приборами. Возглавляет экспедицию на ,,Садко*1Г. А. У ш а к о в—замести­ тель начальника Главсевморпу- ти, бывший начальник о. Вран­ геля и первый зимовщик Север­ ной Земли. В 1934 г. т. Уша ­ ков руководил нз Ванкарѳма спасением челюскинцев. Науч­ ный руководитель экспедиции проф. Н. Н. З у б о в , известный полярник, ледовые прогнозы ко­ торого пользуются большим авто­ ритетом не только в СССР, но и заграницей. Гидрографически ми работами будет руководить один из лучших и старейших знатоков севера Н. И Е в г е н о в Геологическими работами—тов. Е рм о л а е в , физиком идет челю­ скинец И б р а гим Ф а к и д о в , ги­ дробиологом— участник пяти по­ лярных экспедиций т. Г о р б у н о в , планктонологом экспедиции— литкенеи Б о г о р о в , астрономом профессор Ж е н г о л о в и ч , гидро­ логом В ер е вки н , гидрохимиками Г а л а к т и о н о в и Чи гирин . Р а ­ боты по исследованию корпуса судна будет проводить т. Д у - бр а ви н . Ведет „Садко* опытный по­ лярник ледовый капитан, про шедший в прошлом году ва „Литке** из Владивостока в Мур­ манск в одну навигацию Нико­ лай Н и к о л а е в . Старшим штур­ маном—капитан дальнего плава пня т. Н ож к и н , его дублером т. М ар ко в . Старшим механи­ ком—челюскинец М ату севич , механики-челюскинцы К о л е сн и ­ ч е н к о и Ф и л и п п о в , летная часть экспедиции—известный по­ лярный летчик Б а б уш к и н и В л а со в , бортмеханики Нели д о в и Г е р а с и м о в Ориентировочный маршрут „Садко*: из Мурманска к Шпиц бергену, оттуда в Гренландское море, потом опять к острову Шпицберген, где ледокол при­ мет уголь и воду и—снова к кромке Гренландских льдов, но уже значительно севернее. До­ стигнув 80-й параллели, ледо­ кол возвратится к Шпицбергену и сделает несколько рейсов на север до кромки вечных льдов. Эго первый этап. Второй этап экспедиции—пла­ вание от северной оконечности Шпицбергена до Северной око­ нечности Земли Франца Иосифа. Третий этап экспедиции бу­ дет, пожалуй, самым тяжелым. Ледокол „Садко“ совершат рейс между Землей Рудольфа а край­ ней северной точкой Северной Земли мыса Молотова „Садко- посетит те места, где еще никогда не бывали суда под советским флагом. П. СТАХОВИЧ. НАВСТРЕЧУ ЛЕДОКОЛУ „ САДКО• 9 июля Мурманским, от­ делением Севморпути по­ лучена радиограмма от т. УШАКОВА—начальника высокоширотной экспеди ции парохода тСАДКОи. Тов. Ушаков сообщил: пВ Мурманске предполагаем быть 10 июля. Возьмем 200 тонн пресной воды и небольшое количество ра з ­ личных материалов (це­ мент, сода). Д л я проведе­ ния ряда работ просим обеспечить „ САДКО * с л е ­ сарями, плотниками , нуж ны два рыбака для почин - кы сетей. В Мурманске яСАДКОи пробудет недол­ го, сразу после проведения необходимых работ ледо кол выйдет в намеченный рейс. * * м. 8 и 9 июля в порту дея ­ тельно готовились к встре­ че ледокола „САДКО*. По - I лучив копию радиограммы тов УШАКОВА, главный диспетчер т. ФОРТУЧЬН- КО распорядился о приве­ дидении в порядок третьего [ причала , куда немедленно по прибытии будет постав­ лен пСАДКОя. * * * Мурманское отделение Севморпути готовится к встрече „САДКО*. В день прихода в порту будет организована торжествен­ ная встреча ледокола. *• * * Мурманские портовики с нетерпением ждут при­ хода в порт ледокола „Сад­ ко * Приняты все меры для бесперебойной подачи 200 тонн воды. Порт под­ готовил одновременную по дачу еоды двумя шлангами. 1935 г од отме ча е т с я новым р ядом! экопѳдпцпй п походов, продолжаю­ щих наши работы по изучению Арк ти к я. На учн а я э к сп едици я на . С а і к о не с тои т обособленно от д р у г их ме роприяий полярно го фронта. Хотя э т а э к с п е д и ци я о х в а ты в а е т нссле дованием высокие широты Арктики, она в конечном с ч е т е т есно с в я з а ­ на с и с сл едов аниям^ и операциями на самом Северном морском пути. Д л я г идро г р афии поход кор а бл я по окраинам Полярного бассейна имеет з н а ч и т е л ь ны е пр еимуще с т в а по сравнению с и зучением его ц ен ­ тр а л ьной части . З д е с ь , вблизи г р а ­ ницы 200 километровой континен тальной ступени , еще по н аблюд е ­ ниям Нанс ена н а „Фраме* т о лщи н а с л о я т е п лы х а т л а н тич е с ких вод д о ­ с ти г а е т своей н аибол ьшей в е л и чи ­ ны. Воды эти вдесь или части но вы х о д я т на п ов е рхно с т ь по матери ковому с к л о н у вверх или, идя по г л у бо к о в о дным впадивам , о т х о д я ­ щим от цен тральной области По л я р ­ ного бассейна, в н е др яю т с я о т д е л ь ­ ными с т р у ями в район приле гаю щпх по л я рных морей. Зд е с ь может быть найдена , если она практически с уще с т в у е т , в е л и к а я с е в е р н а я по­ лын ь я , во зможнос т ь с уще с т в о в ани я которой д о пу с к а е т проф. Н. Н З у ­ бов. Исследуя эту область, „Садко* даст много наблюдений, пополняю­ щих наши представления о водных площадях, лежащих непосредствен­ но к северу от обычных путей по­ лярных мореплавателей. Может, на­ пример, нсчѳзвуть ряд неясностей в вопросе об обмене вод Полярного бассейна с Карским морем, с морем Лаптевых. Будут освещены вопро­ сы расположения приливной волны, додво ного рельефа н* границах Полярного бассейва. На „Садко* будут проводиться на­ блюдения на новых точках по воп­ росам земного магнетиэма. Эти наб­ людения будут, вероятно, в значи­ тельной мере проводиться на льду в море. , Садко*—это большая пловучая научная лаборатория. Вводимые на корабле новые методы наблюдений, новые приборы будут бесспорно позднее введены в практику научно- исследовательских, в том числе н гидрографических, экспедиций, ра ­ ботающих на „юге* полярных мо­ рей. И, наконец, а это, пожалуй, наи­ более важное, плавание „Садко* дает вообще представление о воз можности навигации в высоких, не­ изведанных широтах Арктики. Мно­ гое в Арктике, казавшееся ранее не­ преодолимым и невозможным, в действительности оказалось доступ­ ным и возможным. И в этом сыг рало решающую роль не только настоящее .потепление" Арктики, но и напористость, мужество совет­ ских полярников, завоевывающих Арктику иод мудрым водительством партии и советского правительства. „Садко" идет в высокие широты не для рекордов или покрытия ка­ ких-либо особо больших расстояний. Его эадача -глубокое, ваучвое муче­ ние трудно достижимых областей, в ко­ торых кроются корви мнагнх трудностей на трассе Великого Северного морского вутш. А Советская Арктика призва­ на. подобно 'южным морям, соедн нять наши сухопутны 1 территории. Успех „Садко" во многом зависит от того, насколько доступен выб­ ранный им путь Уже на основании перво: о похода мы получим некото­ рое представление о возможности плавания в высоких широтах. Но одного эпизодического посещения еще мало. Только при сравнитель­ но длительном изучении пульсации атлантических вод, пра взучеНии перемен в их распространении и распределении их влиянии на вону современного морского пути можно поставить и высокие широты на службу советской экономики. Тогда на ряду с современными морскими и воздушными дедовыми разведчиками в Карском и прочих морях по Северовосточаому про­ ходу пойдут советские разведчики и к высоким широтам 80-х параллѳ лей. Возможно, там они и найдут дорогу для предстоящей навигации, помогут наметить тот или иной стра­ тегический план д л я направления грузовых потоков с вапада ва во­ сток и с востока на запад нашей страны. Проф. В. И. ЕВГЕНОВ. Пон. начальника высокоширот­ ной экспедіши по гідрографи. Ледокол „Красин1 начал свой поход ПЕТРОПАВЛОВСК, 8. 5 июля в 16 час. по местному времени краснознаменный „Красин* по­ кинул рейд Петропавловского порта и взял курс на бухту Провидения. Через 40 минут после „Кра­ сина* по тому же курсу вышел „Сталинград4*, идущий сквозным рейсом в Мурманск. Сейчас в порту берет воду „Микоян*. На партийные темы Е Щ Е Р А З О БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПАРТИЙНОЙ УЧЕБЕ В первых числах мая К и р и ­ л о в а освободили от руковод ства начальной комсомольской школой. Поручили проводить занятия К у л еш о в у (союза рыб­ ников,). Кулешов не приходил. Тогда руководом стал Г л уш е н ­ к о—зам. секретаря комсомоль­ ской организации Судоремонт­ ного завода. Школа так и не на ­ чала занятий. Вот уже третий месяц, как 28 слушателей этой школы не учатся. 26 слушателей кружка Сы- р о еж и н а , после того как иере- шли на изучение истории ВКП(б), проработали только две темы. Перед очередным ванятием Глу­ шенко заявил: — Свертывайте занятия. Бу ­ дем переходить к „летней учебе*1 по новой программе. После „распоряжения* Глу­ шенко 1 июля ни одна пз ком­ сомольских школ не занималась. О грубом нарушении поста­ новления ЦК ВКП(б) „О пропа­ гандистской работе в ближайшее время* не мог не энать секре­ тарь парткома т. К алини н . Но распоряжение Глушенко так и не было отменено. — 7 нюля эанятня пойдут ре­ гулярно. Мы заново составляем дружки, учитываем степень под­ готовленности слушателей. В об­ щем больше срывов не допу­ стим,— обещал вам. секретаря Ш анин . 7 июля занятия снова сорва­ лись. Один нз рувоводов уехал в командировку, второй ѳаболел, занятия третьего кружка пере­ несли на следующий день. Так „выполняет* Шанин свое обещание! Н. ДОЛИН На рыбообрабатывающем комбинате срываются з а н я т и й 5 часов вечера. В кабинет секретаря парткома рыбообраба­ тывающего комбината собирают­ ся слушатели кружка по истории партии. Занятие пора начинать, но явилось толь&0_4 слушателя. В ожидании остальных пропаган- Орлов углубляется в газету. Проходит полчаса. Слушатели не прибывают. . - - Г С таким количеством слуша­ телей я не могу проводить заня­ ти е—говорит О р л о в .- - • — Да, пожалуй, надо распу­ стить, соглашается секретарь парткома тов. А л ек с е ев . Сорвалось в этот день ваягі- тие и в кондидатской школе из-за неявки пропагандиста С о ­ л о в ь е в а . Из 44 коммунистов рыбоком­ бината учились только 12—это в школе пропагандиста Маслова. Но и в этой школе занятия про­ шли кое-как, так как ни пропа­ гандист, ни большинство слуша­ телей к ним не подготовились. Тов. Маслов на атом занятии не раэ*яснил политически непра­ вильные ответы слушателей. БЕ РН . С Е Г О Д Н Я В М У Р М А Н С К ПРИХОДИТ ЛЕДОКОЛ „САДКО- т I- (К э- а- іѣ Успехи Ленской экспедиции 1933 и 34 г.г. решили нормальную экс- нлоатацию Северного Морского пу­ ти. С навигации 1935 года рейсы в Якутию можно считать регулярны­ ми. Третья Ленская операция являет­ ся одной из труднейших работ Сев­ морпути в навигацию 1935 года. Растет и крепнет экономическая мощь союзных республик и благо­ устраивается советская Якутия, тре­ буя все большего н большего коли­ чества грузов." Осваиваются все но­ вые и новые окраины Заполярья. Растет сеть полярных радиостанции. Растет грузооборот. В караване судов в этом году идут лесовозы «Томский», «Крестьянин», «Сталин», «Молотов» н «Сакко», два последних участвовали во вто­ рой, а «Сталин» в первой Ленской. Значительное количество грузов пароходы доставят якутскому терри­ ториальному управлению Севморпу- тн и подведомственным ему предпри­ ятиям, из которых большая часть падает на интегральную кооперацию и главнейшие кооперативные снаб­ женческие и торговые организации автономной Якутской республики. Кроме грузов пароходы третьей Н А К А Н У Н Е Т Р Е Т Ь Е Й Л Е Н С К О Й Э К С П Е Д И Ц И И 3 . КО РАБм ГиДУТ В ЯКУТИЮ •) *) Окончание. См. „Полярную правду от 6 и 9 "июля. Ленской доставят в этом году* 140 j пассажиров на смену зимовщикам Усть-Ленского порта и полярных станций вблизи лежащих к Лене районах. Успех проведения третьей Лен­ ской операции стоит в тесной зави­ симости от своевременной и пра­ вильной погрузки в Мурманске. Св)- евременный выход каждого парохода решает выгрузку грузов н высадку пассажиров в бухте Тикси, где гру­ зы надо перевалить на речные су­ да, идущие в различные пункты Ле­ ны—Булун н выше. Бухта Тиксн — один пз решаю­ щих участков третьей Ленской. Обе­ спеченность в этом месте плавсред­ ствами и рабочей силой— основное условие успеха. Для обеспечения круглосуточной работы во время всей погрузкі? якутские организации должны завезти в бухту до 300 грузчиков. Независимо - от этого, в разгрузке примут участие судовые команды, уже показавшие героиче­ ские образцы работы в операциях первой н второй Ленской экспеди­ ций. Выход судов третьей Ленской на­ мечен в следующие сроки—пароходы «Сталин» и «Крестьянин» вместе с двумя пароходами сквозного похода «Искрои» и «Ванцетти» — на 20 нюля. Пароходы «Сакко», «Том­ ский» и «Молотов» — на 23 ню­ ля. Ледовую помощь каравану су­ дов будут оказывать ледокол «Ер­ мак» и краснознаменный ледорез «Литке». При своевременном окончании ос- новых операций и выхода в обрат-! ный рейс суда третьей Ленской по иамечениому графику должны на | обратном пути зайти на Игарку за лесом для полярных станций Мур­ манского края. Вместе с морскими судами от­ правляются в море Лаптевых н ос­ танутся на двухгодичную зимовку I в бухте Тиксн зверобойные шхуны «Ленсовет» и «Смольный» под во- ’ дптельством капитанов тт. Михеева и Хохлина. I Севморпуть заканчивает все one- ] рации по снаряжению н подготовке судов к погрузке. Почти все колнче-! ство занаряженных грузов пришло1 в Мурманский порт. Оставшиеся гру­ зы на подходных станциях и ожи­ даются в Мурманске в течение бли­ жайших двух дней. Морским отделением Севморпути уже согласованы с портом планы размещения грузов на судах, прове­ рено все наличие судового снабже­ ния и аварийный запас. Суда, по примеру прошлых лет, снабжаются 16-месячным запасом довольствия, нз них —4-месячный запас для т е -1 кущих потребностей. 12-месячный —неприкосновенный запас. Парохо­ ды возьмут полный комплект специ­ альной одежды, полярное обмунди­ рование и технический аварийный запас. Рейс судов третьей Ленской наме­ чается так: из Мурманска одним из Новоземельских проливов пройдут суда до острова Диксон, на Диксо-: не намечается остановка для допол­ нительной бункеровки н забора пре­ сной воды. По получении соответ­ ствующих метеоросводок и авнораз- ведок о возможности прохода от Дик­ сона на восток, караван судов дви­ нется под проводкой «Ермака» н «Литке» к мысу Челюскин. На острове Диксон в состав кара­ вана третьей Ленской вступят три парохода, идущие из Архангельска. Одни назначением к мысу Челюскин, второй — на мыс Нордвик, третий — в Колыму, — ледокольный паро­ ход «Русанов» пойдет к устыо ре­ ки Индигирки. На Тиксн суда произведут раз­ грузку, возьмут уголь и запасы на дальнейший путь и выйдут в обрат­ ный рейс — Диксон — Игарка— Мурманск. Прн благоприятном окон­ чании операции суда должиы при­ быть в Мурманск во второй декаде октября. Таков путь и задачи третьей Ленской операции 1935 года. *** Рассказы участников пеовон п второй Леиской оперзцнн, которые мы печатали в нашей газете, под­ черкивают огромное значение свое- ьременного снаряжения и рнхода *jy- эдв в море. Накануне снаряжения третьей Ленской приходится отметить, что подготовка к экспедиции оставляет желать много лучшего. По договору, заключенному Сез- морпутем с Балтийским государст­ венным морским пароходством, арен­ дованные суда должны были 6 июля стать под погрузку. «Крестьянин» п «Сталин» должны были грузиться с G нюля, «Сакко», «Молотов» н «Томский» с 10 июля. Несмотря на это, график погрузки сломан. Паро­ ход «Крестьянин» пришел в Мурман­ ский порт с опозданием на 18 су­ ток. Ремонт, отсутствие команды н различные причины привели к то­ му, что «Крестьянин» начинает ио- , грузку с опозданием на целую пя- ! тндневку. Опаздывают остальные }иароходы Ленского каравана. Приход «Сакко» ожидается 12 пюля. «Мо­ лотова» 14 июля, «Сталина» — 17-го июля, «Томского» — 18-го нюля. Из всех судов только один «Молотов» закончил ремонт, осталь­ ные пароходы, находящиеся в пути, очевидно, потребуют различных до­ делок и междурейсового ремонта. Несвоевременный приход судов не должен нн в коей мере отразиться на выходе в море. Кучный приход пароходов, очевидно, потребует одно­ временной погрузки и бункеровки ряда судов. Значит необходима ис­ ключительная гибкость и четкость в снаряжении судов, уходящих в По­ лярный рейс. Дело чести пролетариев Мурман­ ского порта, всех организаций Сев­ морпути, вс*х трудящихся Заполяр­ ной столицы — в срок высококаче­ ственно снарядить караван третьей Ленской экспедиции. Корабли идут в Якутию с раі- лнчнымн необходимыми грузами Якутской республике и аванпостам советской Арктики — полярным станциям. Корабли должны выйти в срок. Все силы, все внимание, всю за- I боту — судам, уходящим в Аркти­ ку. Третья Ленская должна блестя- ! ще разрешить поставлевные партией н правительством задачи. 1 Р. РАЙТ.'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz