Полярная правда. 1935, июль.

К 15 АВГУСТА ПОСТРОИТЬ — 8 НОВЫХ ШКОЛ Н А М Е С Я Ц Р А Н Ь Ш Е С Р О К А В вестибюле школы по ул. Сталина заканчивается отделка Н а ю л у еще много мусора, ко белоснежные стены, чистые длин­ ные коридоры я просторные,» литые светом классные комна­ ты создают впечатление давно обжитого помещения, в котором производится небольшим теку ­ щий ремонт. Пахнет еве&еі краевой. Маляры заканчивают нокраску панелей н плинтусов, олектропроводчики проводят осве щенне, гуднт машина, выравни­ вающая паркетный настил. Готовность школы по ущв С п я т оп рд ел я ется в 98 проц. Остались только малярные ра боты, окончание электропровод- кн н вачнстка всех недоделок. Все внутренние работы но про­ водке канализации н водопрово­ да также закончены. По заявлению прораба т. Ite- ТІМИМ, 13— 14 н в л я школа бу дет сдана отделу народного обра сования. По графику предполагалось вакончить строительства к I I августа. Рабочие-строители вви­ ли обязательство закончить ра боты раньше . срока н выдвину лн встречный— 26 н в л я . Однако н этот срок перекрыт. В отде­ лочных работах особенна актив­ но проявила себя бригада маля­ ров ЯгптеіІ, которая досрочно провела побелку ж окраску. С первых дней брвгада земле- коиов под руководством тов. КівТЩ по-удаі ному работала на стройке школы. Брвгада не сни- вила темпов ж сейчае завер­ шает земляные работы. Бригада премирована. К строительству школы было приотуплѳно 23 апреля. Меньше» чем в 3 месяца я на месяц рань­ ше правительственного срока строителя школы сдают хорошо отделанное здание, готовое к встрече учащихся. Г . ГЕР. ШКОЛА ПО СЕВЕРНОЙ УЛИЦЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА В СРОК! Первый график строительства школы по С е в е р н о й улнцѳ предусматривал сдачу школы 15 августа. Впоследствии гра­ фик был пересоставлен: реши­ ли сдать школу к 1 августа. Встречный план обязывал рас­ ставить силы таким образом, чтобы нн один из участков не отставал. Однако сейчас ход строительства лимитируют шту натурные работы. Вместо 11 июня к штукатурке приступили толь­ ко 18 июня. Отставание не лик­ видировано. Для успешной р а ­ боты нужно не менее 70 шту­ катуров, а сейчас их работают только 45 человек. Штукатур­ ные работы задерживают пар­ кетчиков, столяров и маляров. Сейчас можно вести штукатур­ ную работу во всех этажах, но штукатурят только в третьем этаже. Есть угроза задержки паркет­ ных работ. Мурснабстрой не обеспечил строительство добро­ качественным паркетным мате* КАК АДМИНИСТРАЦИЯ МУРСНАБСТРОЯ РАСПРАВИЛАСЬ С ЗАГОСКИНЫМ н риалом ж в достаточном количе­ стве. • В четвертом * этаже сейчас идет подгонка оконных рам. Изготовленные в столярной ма­ стерской Мурснабстроя рамы не соответствуют требованию по своим размерам. Были заказа ны рамы высотой 1 метр 40 см., а мастерская иэготовнла 1 метр 47 см .—1 м. 46 см. Рамы при­ ходится наращивать. Это соз­ дает затяжку в работе. Начальник Мурснабстроя тов. К лю ев обещал 8 июля напра­ вить на строительство еще 15 штукатуров, но обещание не выполнено. ПГвола по Северной улице— самый отстающий участок школь­ ного строительства. Мурснаб­ строй должен сосредоточить на этом участке все внимание, на ­ править туда лучшие силы, обеспечить полностью потреб­ ность в рабочей силе. Школа должна быть готова в еров! С. К. Как быть с учебой коммуцветов» которые прошли систематический курс истории партии? Для некоторых секретарей парт­ комов и пропагандистов, несмотря на четкие указания ЦК ВКП(б), этот вопроб остается неясным. В постановлении ЦК ВКП(б) о пропагандистской работе рекомен­ дуется для коммунистов, прошедших систематический курс истории пар­ тии, организовать более основатель­ ное изучение важнейших этапов ис­ тории партии. В парторганизациях тралового флота и рыбного порта партучеба проходит как раз в противовес ука­ заниям ЦК. Это видно из практики работы кружка, по изучению исто­ рии партии. В программе кружка (кстати, ус- вогп Работай ЗшіМІ Н. А. был одним из кадровых рабочих Лен снабетроя. Загоскин с исключи­ тельной добросовестностью о т ­ носился в производству, а сво­ бодное от основной работы вре­ мя отдавал общественной рабо­ те Он по нраву заслужил эва- ние лучшего ударника Мур­ снабстроя, но праву получил по четную общественную обязан­ ность сацсовместителя окруж него прокурора. Эта обязан­ ность Загоекина, которую он, как подтверждает окружной прокурор тов ГуяцмК тоже вы­ полнял добросовестно — мур- снабстроевскаму начальству при­ шлась не на нраву Дело в том, что Загоскин по поручению нроиуратуры произ воднл расследование отдельных производственных неполадок на строительных работах Мурснаб­ строя. В январе этого года админи­ страция Мурснабстроя решила [уволить Загоскина, не имея в ;этому никаких оснований. Тогда в это дело вмешался окружной jпрокурор. Загоскин уволен не был, ж тогда же окружной про­ курор договорился с начальнн ком Мурснабстроя тов. ТіІВСКіІ типа. (1890 — 1903 гг.).; Только этим можно об’яснить н е - |о том, что Загоскина в дальней ПЛОЩАДКА. НА КОТОРОЙ БУДЕ Т РАЗВЕРНУТА СТРОЙКА СЕВЕРОНИКЕЛЯ (МОНЧЕ-ТУНДРА). Фото М . Пригожими. давно Фокин-Бельский ва ре­ шению суда иолучия б меаянев исправительно-трудовых работ эа бюрократическое отношение к жалобе рабочего Венгерчука. Этот урок, иидимо, ничему но научил Фокина Вельского. Загоскин—с т а р ы й рабочий- строитель, участник гражданской войны, имея больную жену и трех малолетних детей, по „ми­ лости" администрации Мурснаб­ строя на некоторое время она эался без работы, а , следова­ тельно, н без средств ж суще­ ствованию Сейчас Загоекнн рабо­ тает в УНР-96, где за жоротжжй ерок зарекомендовал себя х о ­ рошим работником. Так администрация Мурснаб­ строя расправляется с темн, кто ей неугоден. Окружной про­ курор обжаловал решение н а ­ родного суда, узаконивающее не ­ правильное увольнение Загосжн- на ие Мурснабстроя. Надо надеяться, что окруж­ ной суд исправит грубую ошиб­ ку народного суда по делу З а ­ госкина. Н С. а п а р т и й н ы е те мы „Не предусмотрено программой" Большевики в революции 1905— 1907 г.г. и в годы реакции. Большевики в период нового под'- ема и в годы империалистической войны. Итак, в б часов должны проско­ чить галопом по всему дооктябрь­ скому периоду истории партии. Мы присутствовали на занятии кружка. 7 июля. За 30 минут тов. Чѳбанов проверил усвоение слуша­ телями первой темы. На предыду­ щих занятиях в двухчасовой лекции у ^ И С Ь М А f / и Т А Т Е Л Е Й анание многими слушателями сущ-Ішем в Мурснабстрое трогать не пости экономизма, платформы «кре-[будут. до», непонимание огромной роли Ленина в борьбе с экономизмом. Бо­ лее того, когда зашел разговор о борьбе Ленина с экономизмом, то большинство слушателей не только не имело представления об основных трудах Ленина, но и не знало даже их названий. Несомненно, что слушатели не ус­ воили первой темы. Надо было опять вернуться к ней. Но т. Чебанов, на- тов. Чебанов рассказал об этом пе- ходясь в плену у программы, при- риоде. При проверке усвояемости выяс­ нилось* что период 1890-—1903 го­ дов — этот очень важный, насы­ щенный ожесточенной борьбой пар­ тии с народниками, меньшевиками и таревшей) рекомендуется весь доок-1 эсэрами, период пройден и усвоен тябрьский период истории партии (первые три темы) пройти лекцион­ ным путей. Весь этот период охва­ тывает следующие темы: 1 Возникновение большевизма и борьба Ленина за партию но- С Е Г О Д Н Я — СОЮЗНЫЙ ДЕНЬ Сегодня на очередном соювном две во всех комсомольских органн вацвях города проводятся закры­ тые комсомольские собраввя с об­ суждением рѳш*ннА XI пленума ЦК к Ленобкома ВЛКСМ. Докладчика­ ми ва основвые предприятия выде­ лены члены бюро Окружкома и Горкома. В период с 10 по 15 нюля по воем предприятиям н учреждениям города будут проведены собраввя ввесомввоА молодежи по раз'ясво* нию решений пленума ЦК н Леноб­ кома. Готовясь к союеному дню 9 нюля, комсомолки тралово-такелажной ма стерсвой (комсорг Уралева) прочи­ тали и обсудили доклад тов. Коса­ рева на пленуме ЦК. Сейчао ови прорабатывают матервалы всесоюе- ного совещанвя по работе средв женской молодежи. Комсомольская организация ры- бообра* атывающего комбината ра«- вервула подготовку в очередвому союзному дню. Все члены органнвацнв о ообра- вви заранее внают. Еще с 3 нюля расклеены об'явлення, в воторых увазаво время н место собрания, повества двя , а тавже увазава фа- мвлия довладчнвв. Комсомольцы ож и в л е н о готовятся в собраввю. Большинство членов ВЛКСМ кон­ сервного пеха прочитали .материа­ лы пленума ЦК в Ленобкома. 7 го нюля на очередвом завягнн ком- оомольсвой политшколы был про­ работай доклад тов. Косарева. поверхностно. Да иначе и не могло быть. Не все слушатели читали да­ же учебник Ярославского (основное, что рекомендуется слушателям) и почти никто не читал произведений Ленина. ступил к чтеншо следующей лек­ ции. Нет сомнении, что и эта тема прн такой постановке работы круж­ ка будет пройдена галопом. Как мо­ жно за полтора часа изложить этот богатый событиями этап истории партии? Кроме полутора часов вре­ мени нет. Групповые занятия, кол­ лективное обсуждение основных во­ просов темы ане предусмотрены про­ граммой». АРВИЧ. С л о в а р а с х о д я т с я с д е л о м Занятие кандидатской школы (Бондарный завод) надо было начать в г> часов вечера. Но к этому времени и слушатели не собрались, н руководитель не пришел. Староста школы начал уже поговаривать о том, что ванятня надо перенести, но встре­ тил отпор со стороны аам. секрета­ ря парткома т. П а з г а л о в а . В 5 час 40 мин. пришел про­ пагандист т. М ыш кин . В 5 час. 50 минут ванятие в школе началось. Это 8анятнѳ Мышкин превратил в экзамен. В пренебрежительно-напускном тоне он вадавал слушателям во­ просы. Неоспорим факт, что Мышкин по казенному относитсн к выполнению почетной обязан­ ности пропагандиста. Комсомольскую учебу на Бон­ дарном эаводе 7 июля секретарь комсомола т. С ем ен о в решил не проводить. Тем более, что предлог к этому он имел очень веский. Семенов обясняет: — Пропагандисты, выделен­ ные на руководство комсомоль сними школами по вине культ- пропч Горкома аттестации не прошли, а допускать нх к руко водству школой, не имея разре­ шения культпропа, я не могу. Мы выяснили, действительно- лн это так. И вот, что оказалось: 5 июля в культпроп Горкома из 3 выделенных пропаганди­ стов явнлеи только 1 кандидат ВКП(б) т. А с т ан ян . Аттестаци­ онная комисия, познакомившись е Астаным, выяснила, что он политически неграмотен, а кро­ ме этого имеет два партийных взыскания. Вот каких пропагандистов вы­ деляют юартком и комитет ком­ сомола бондарного завода на ру­ ководство комсомольской школой. В парткоме н комитете комсо­ мола бондарного вавода продол­ жают неустанно разговаривать о важности политического вос­ питания коммунистов и комсо­ мольцев. Разговоров много, дела же не видно. П. СВИРСКИЙ. И действительно, несколько месяцев к Загоскину не при­ дирались, не трогали, но ва каждым его шагом следили. В мае Загоскин ипроступилея*. Его жену отправили в больницу на операцию, дома осталось трое детей, Загоскин окавалея в за­ труднительном положении н в этот день н а работу не вышел Н а другой же день администра­ ция Мурснабстроя Загоскина увольняет по 47-й статье КЗоТ и предлагает ему освободить комнату. Загоскин обратился ва . по­ мощью в окружному прокурору. Прокурор договорился е адми­ нистрацией Мурснабстроя о том, что впредь до выяснения при­ чин невыхода Загоскина на рабо­ ту его с семьей не комнаты выселять в е будут. Инспектор охраны труда, ознакомившись с причинами увольнении Загоски­ на, установил, что его уволили неправильно. Дело Загоскина пошло в на­ родный суд. Народный суд, не разобравшись по существу в деле Загоскина н доверившись только показаниям представи­ теля администрации Мурснаб­ строя ФнііІ-БіДИівП, вынес ре ­ шение, подтверявдающее пра­ вильность увольнения Загоскина Представитель Муренабетроя Фо- кин-Бельекий, защищая .честь мундира* своего начальства, ввел в заблуждение народный суд. Да и стоит ли удивляться бюрократическому отношению Фокина-Бельекого к разбору рабо­ чих жалоб? Ведь еще не так Голенищев остался без вещей 10 нюня ленинградским отде­ лением Мурманстроя был з а в ер ­ бован на работу в Мурманск кровелыцнк Голенищев. 16 июни, прндя а работы до ­ мой ( барак № 10, комната 7), Голенищев хотел, как ■ всегда, переодеться, но обнаружил, что вещей не стало. Он ѳаявнл о пропаже в Угро­ зыск. Был аостаклен акт, в ко­ тором сказано, что у т . Голени­ щева украдено вещей на сумму 646 руб. 50 кон. По просьбе Голенищева ноет* ройком провел собрание рабо­ чих барака дли подтверждении кражи. На собрании выяснилось, что кражи в бараке бывают ча­ сто, пострадавших много (С т р е л ь ц о в . А р б у з о в , Г р е б н е в , М ал ь ­ к о в н друг.). В тот же день тов. Голени­ щев обратился в РКК, которая только 28 июня рассмотрела ва* явление и соеіавила протокол. Вот подлинная иапнсь: С л уш а л а : заявление кровель­ щика Голенищева о выплате за украденные вещи. Мнение а д м ін н с т р а іш и : „... Администрация предостави­ ла рабочим только общежитие, носящее комнатную систему..." П о с т ан о ви л и : стороны к сог­ лашению не пришли. Н а атом РКК вакончила свою роль. Не анекдот ли вто? Админи­ страция Мурманетроя н тов. Б у ­ ш у е в , Ф о к и н , К о р о л е в внают о воростве в общежитиях, но никаких мер не принимают. Этим делом должна заинтере­ соваться проиуратура. Е . € . В 1934 году просторы арктиче­ ской пустыни снова прорезали па­ роходы. Главное управление Севен- иеге Морского пути органиіовале вторую Ленскую экспедицию. В ней приняли участие пароходы «Сайке*. «Мелетов» и «Байкал». Последний пароход был совершенно не приспо­ соблен к переходу через ледовые зоны, но посылка его на Лену бы­ ла вызвана необходимостью переб­ росить большое количество горючего, которое частично было перевезено в специальных танках этого парохода. Во вторую Ленскую были учтены все недочеты первой экспедиции. Был принят ряд мероприятий для теге, чтобы она прошла более успешно. Основным из них было перенесение пункта выхода судов ив Архангельска в столицу совет­ ского Заполярья—Мурманск, в лет­ ние месяцы загруженного работой значительно иенее Архангельска. Эта оправдало себя полностью. Мурманские портовики ударно вы­ полнили задание, погрузив и сна­ рядив суда второй Ленской в уста­ новленный срок. Лидером второй Ленской экспеди­ ции был наіначеи ледокол «Ермак» иед командой капитана Койвунена. Ѵа борту «дедушки» лѳдокольногѵ флота, впервые совершавшего аркти­ ческий рейс, были лучшие люди ле­ денела — 25 лет проплававший иі Н А К А Н У Н Е Т Р Е Т Ь Е Й Л Е Н С К О Й Э К С П Е Д И Ц И И 2. КОРАБшГ'иДУТ В ЯКУТИЮ *) • ) В номере от б июля мы печа­ тали рассва» участников похода • том, вав к берегах Л е в и в пер- рмй полярный peflo шли суда пер­ вой Ленской ввепеднцвв. Сегодня мы печатаем расевав об операция 1934 год*. судне старший механик Кузьма Пет- 1 рович Малинин, механики Пелякоз, Еремин, кочегары, ииена которых, известны всей Балтике — Педа, Иостман, Кабачнов. Отважный «Кра­ син» вышел в это вреия на спасе­ ние челюскинцев и дедушка «Кр-, нак» мужественно пошел в неизве­ стное для него арктическое плава­ ние. Общее руководство второй Леп- ской экспедиции возглавлял началь­ ник Главного Гидрографического уп­ равления Севморпути т. Орловский. Навигационные и ледовые усло­ вия 1934 года были значительно благоприятнее, чем в 1933 г. По существу только на участке Остров Русский — мыс Челюскин суда встретились с тяжелыми льдами. Первый участок пути от Мурманска до Диксона был пройден чистой во­ дой. Особенно тяжелый был момент при выходе с мыса Челюскин иа Во­ сток. С естрова Диксон в состав кара­ вана вступил буксирный пароход «Партизан Щетинкин», который в 1933 году не мог быть проведен на Лену из-ва тяжелых ледовых усло­ вий. «Партизан Щетиннин» шел иа буксире у ледокола «Ермак», а на отдельных участках пути своим хо­ дом. За двое суток до подхода к мы­ су Челюскин при сжатия ледянын полем пароход получил значитель­ ную пробоину боковой части, кото­ рая на ноете была зацеиентировала к судового Главным препятствием, которое встретили на своем пути суда вто­ рой Леасвой экспедиции, была тя­ желая, ледовая перемычка к Востоку от мыса Неупокоева (в районе Че- любкнн) длиной в 30 ииль. Через эту перемычку «Ермак» вынужден был проводить г^’да в одиночку на корот­ ком буксира. Таким образом—был проведен пароход «Молотов», а затем «Сайке». Возвращаясь за па­ роходом «Сакьо», вместе с ледоко­ лом <гЕрмаь>, прошел через эту пе­ ремычку ледокал «Литке», совер­ шавший сквозной поход с востока на запад. Проводка через перемычку паро­ ходов « Санко» и «Молотов» —лесо­ возов с усиленными креплениями носовой части, приспособленными к ледовому плаваиню в Финском зали­ ве, не представила для «Ермака» особой сложности, однако потребова­ ла большой осторожности. При про­ водке пароходов «Байиал», «Парти­ зан Щетиннин» была проделана чрезвычайно сложная операция. Для выполнения ее понадобилось участие «Литнѳ», который вел на буксире «Партизана Щетинкина», вслед за «Еркаком», ведущим «Байкал». Эта сложная операция была проде­ лана блестяще. Пройдя ледовую пе­ ремычку, пароходы «Санко» и «Мо­ лотов» уже чистой водой начали продвигаться на восток. Продвиже­ ния мешали сильные туианн н ог­ ромные ледяные поля на пути, за­ ставлявшие бесирестанно менять курс. 25 августа, т. е. через 35 суток по выходе из Мурнанска, «Сакко» и «Молотов» пришли в бухту Тикеи, где в это вреия находился пароход 1-ой Ленской экспедиции «Володар­ ский». Он грузил уголь для ледо­ колов и других судов. Посылка «Володарского» за углем была сде­ лана чрезвычайно рационально; на всех баржах, прибывших в Тикси, находился полный груз угля. Следо­ вательно до выгрузки нельзя было приступить к разгрузке грузовых судов и часть баржей «Володарский» сумел освободить для немедленной разгрузки судов. 27 августа в Тикси прибыл «Бай­ кал» с «Партизаном Щетинниным». Задание второй Ленской было вы­ полнено. «Байкал» после ледовой кроики до Тикси должен был вести на буксире «Щетинкина», так как последний не мог итти своии ходом. Тем не менее, несмотря на тяжелые навигационные условия — против­ ный ветер до 6—7 баллов и неод­ нократные разрывы буксира, «Бай­ кал» с честью выполнил задание, приведя «Партизана Щетинкина» в Тикси. Здесь «Партизан Щетинкин» немедленно поднял пары и присту­ пил к передвижке барж. Как к в первую Ленскую, якут­ с к и е организации ие учли грузообо­ рота 1934 года. Поданный тоннаж под разгрузку совершенно не удовле­ творял назначению. За исключением 2— 3 больших барж, весь тоннаж состоял из баржонок в 200— 300 тонн грузопод’еиностью, непригод­ ных для работы на рейде. Находя­ щийся в бухте Тикси лихтер не йог быть использован при разгрузке, по­ тому что на нем к иоментѵ прихода судов еще находились грузы для Тикси и острова Котельный. Для срочной разгрузки леса лих­ тер был отведен в залив Сою, в бухту Тикси, ио там из-за недосиот- ра команды приливным ветром был I выброшен на берег. Двое суток бес­ престанной работы теплохода «Пер­ вая Пятилетка» и «Партизана Ще­ тинкина» ни к чеиу не привели. Работы затруднял, главный образои, незнакоиый фарватер. Авария с лихтерои поставила на простой па­ роходы «Сакко» и «Молотов». Срок пребывания судов в Тикси \ — 10 суток — истек. Начавшееся сильное похолодание в районе иыса Челюскин требовало неиедленного возвращения судов н теи саиыи вы­ ход их в обратный путь неразгру- женныиИ полностью. (На 5 сентяб­ ря около 1.700 тонн груэа остава­ лось на бортах пароходов). Наконец, 6 сентября, когда пере­ менился ветер, «Партизану Щетин- иину» удалось снять лихтер с мели и подвести его в судам. В течение суток при автпвнои участи судо­ вых бригад пароходов «Молотов» и «Сакко» а тавже закончившего к этому времени выгрузку «Байкала» 1700 тонн были выгружены па лихтер в течение двух суток. Утром, 7 сентября, пароходы сня­ лись в обратный рейс. В районе островов Самуила к ним присоеди­ нилась «Правда», совершившая раз­ грузку в бухте Нордвик. Встречные льды, сильные туманы и нагнитная аноиалия привели к тону, что суда сбились с курса и совершенно неза­ метно для себя сильно уклонились па север. Радиосвязь с «Ериакои» была потеряна. Приняв один из островов за остров Самуила, суда произвели обсервацию, при чем вы­ явили, что они попали к островаи Малого Тайиыра, т. е. на 120 ииль ^ в е р н е е . Обратный поход судов к мысу Челюскин был чрезвычайно затруд­ нителен. В пути из-за тумана от­ стала «Правда», три парохода бес- помощно искали выхода изо льдов, лавируя в узких проходах, между аисбергаин. Полученные с «Ериака» радиограииы выявили точное несто- нахождение судов. На поиощь с мы­ са Челюскин вышел ледокольный пароход «Сибиряков». Он встретил их иа пути н сопровождал до иыса Челюскин, куда караван прибыл 12 сентября. После полудня караван судов в составе. «Молотова», «Байкала», I «Сакно», «Володарский», «Правда» и ледокол «Сибиряков» под провод­ кой «Ермака» двинулся на запад. Проход от иыса Челюскин до ост­ рова Диксои Ілагодари зюйдо­ вый ветраи ие представил осо­ бых затруднений. Суда шли по раз­ ряженному льду с небольшими за­ держкаии из-за туиана и остановка­ ми до рассвета во избежание ава­ рий. Переход до Диксона был 8азер- шен благополучно, если не считать незначительной аварии в малине «Байкал», которого «Сибиряков» взял на буксир и конвоировал де Диксона. 15 сентябри в 10 часов утра «Ермак» с караванон судов прибыл в бухту Диксон. Этой ЭНІКЮ- нательной датой можно считать за­ кончившимися первую и вторую Ленские экспедиции. Удачу похода можно об'яснить ио только благо­ приятным ледовым * режимом, ио главным образом руководством экс­ педиции и блестящий работой сино­ птической службы, дававшей прогно­ зы погоды и точно рассчитавшей вреия прихода судов. Вторая Лен­ ская досрочно выполнила аад&™ партии и правительства. По возвращении иэ полярного рей­ са «Молотов» н «Санко» были ис­ пользованы для дополнительных арктических рейсов к бухту Андерна. «Байкал» прибыл в Мурианск н по­ сле небольшого реконта вышел с экспортный грузен за границу. Второй раз пошли иорские кораб­ ли в Якутию, доставив советский по­ лярника* необходимо снаряжение, обеспечив автономную советскую Якутию различными груваин. В 1935 году в третий раз идут корабли в Якутию. Р , РАЯТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz