Полярная правда. 1935, июнь.

О БОРЬБЕ С АВАРИЯМИ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Приказ Народного комиссара водного транспорта № 272 от 16 июня 1935 года Основным злом водного тран­ спорта, ставящим под удар вы­ полнение заданий партии и пра вительства и наносящим огром­ ный вред социалистическому хо­ зяйству, являются наравне с простоями, аварии. Число ава­ рий на водном транспорте чрез­ вычайно велико. И за послед­ нее время продолжает расти. Толь ко за один 1934 год зарегестри- ровано свыше 5,5 тыс. аварвй на речном транспорте и до 400— на морском. Материальный убыток от аварий за 1934 год, не считая связанных с ними коммерческих потерь, составляет около 30 милл. рублей. Но даже и эти огромные циф­ ры от убытков и аварий, свиде­ тельствующие о позорно' плохой работе водного транспорта, не отражают действительного поло­ жения вещей: громадное коли­ чество аварий осталось неза­ регистрированным из-за безответ­ ственного отношения к ним и неправильного учета. Даже в кругу руководящих работников наркомата имеются попытки смазать и скрыть дей­ ствительное положение вещей и Прикрыться вреднейшей тео­ рией о неизбежности аварий. Мелкие же аварии совершенно игнорируются и не только не считаются злом, но даже не учитываются. До сих пор дей­ ствуют не отмененные изданные в 1931 году „Правила производ- организационно-техническом ру­ ководстве работой, как со сторо ны центральных управлений Наркомвода, так и со стороны начальников пароходств и на­ чальников служб пароходства. Данные о крушениях показы­ вают, что почти четвертая часть (21 проц ) всех аварий является результатом совершенно недо­ статочного внимания к состоя нию водных путей. Путевое хозяйство содержится небрежно, проверка его органи­ зуется крайне редко и бессистем­ но. Очень часты случаи, когда бакены расставлены не на над­ лежащих местах и не зажигают­ ся во время, лнаки не показы- в ют правильной глубины и под ходы, данное распоряжение об- обязательном участии в приемке судов из ремонта капитанов, м е ­ хаников, последние далеко нё всегда использовывают данное им право, а руководители судо­ ремонта зачастую стараются „сбыть с рук** судно незакон­ ченным или с недобросовестно произведенным ремонтом. Однако, подавляющее число аварий происходит из-за грубого нарушения правил плавания, не­ дисциплинированности и халат ­ ного отношения к своим обязан­ ностям. Частые столкновения судов являются результатом того, что судоводители при встречах судов не убавляют хода, нес воевремен ства расследования и анализа oq дают свисток, неправильно для учета и изучения причин аварии и происшествий на вну­ тренних водных путях СССР“, дающие право не учитывать так называемые мелкие аварии. Бездушно-бюрократическое от­ ношение к авариям привело к тому, что , авариями перестали возмущаться, не поняв, что „крушение или авария подобны поражению отдельной воинской части в бою, и подобно ему, дол­ жно быть лично изучено коман­ диром транспорта во всех его деталях для того, чтобы уроки этого поражения были полностью усвоены для исправления недо­ статков и улучшения всей рабо- ты“ (JI. М. Кагновіч). Ответственность за такое по­ зорное положение с авариями ложится, в первую очередь, на начальников пароходегв, началь ников политотделов, начальни­ ков службы эксплоатации, ка­ питанов, помполитов судов, ко­ торые не только не ведут боль шевистской борьбы за ликвида­ цию аварий, но даже устрани­ лись от борьбы с авариями, cos- дав всякого рода комиссии из второстепенных работников по аварийным делам. Начальники центральных уп­ равлений равно, как и началь ники пароходств, вместо того, чтобы расследовать каждую ава рию и сделать всег необходимые организационные и технические выводы и вынес ги урок из каж­ дой аварии, ограничиваются шаблонными резолюциямв: „про­ следитьа, „передать прокурору", а часто просто подшивают эти сообщения к делу, не интере­ суясь дальнейшими результа там и. Только в результате такого безответственного отношения к разбору причин аварий не были сделаны необходимые выводы для улучшения дела предупреж дения аварий из таких круп­ нейших аварий, как гибе*ь тан кера „Шеболдаев" Черноморско го нефтеналивного пароходства (б. начальник пароходства Па ник), гибель парохода с грузом ширпотреба в Северо-Западном пароходстве (начальник Шейбу- хов), пожар на теплоходе „Ля­ дов" Средневолжского пароход­ ства (начальник Владимиров) и другие, обошедшиеся государ­ ству в миллионы рублей. Танкер „ПІеболда^в* был оснащен всеми необходимыми новейшими навигационными при­ борами, которые не были совер­ шенно использованы капитаном этого танкера и в результате этого судно на полном ходу на­ скочило на риф и погибло. Не менее возмутительный случай произошел 28 апреля 1935 года на Средней Волге, когда в один день в течение 5 часов три па рохода сели рядом один за дру­ гим на мель из за нераспоряди­ тельности и отсутствия бдитель­ ности к о м а т ы пароходов , Чи­ черин" и „Уралнефть*. Аварии с полной наглядно­ стью свидетельствуют о плохом состоянии трудовой дисциплины, грубейшей рас ау [ценности и ухарстве среди работников вод­ ного транспорта, об отсутствии серьезного внимания к подбору людей, их обучению и воспита­ нию, о неудовлетворительном обгоняют друг друга в узких местах. Совершенно недопустимым я в ­ ляются ухарство и лихость при подходе к пристаням, когда под­ ход совершается, не сбавляя хо­ да и в результате сопровожда­ ется навалами и ударами о при стань Отдельные командиры водного транспорта часто сваливают ви ну за аварии па недостаток та ­ келажа, сами являясь в то ж^ время виновниками его бесхо­ зяйственного использования, а часто преступной порчи и гибе­ ли. З а два последних года • по 12 речным бассейнам утоалеяо около 2.000 якорей и лотов, при чем, вследствие ударов о потоп­ ленные якоря, лоты и топля­ ки древесины, произошли 642 аварии с убытком в 1.270 ты ­ сяч рублей. Существующая система борь­ бы с аварийностью, раздроблен­ ная между отдельными частями аппарата Наркомвода и паро­ ходств (судонаізор. технадзор, аварийные совещания и аварий­ ные комиссии), в своей практи­ ческой работе подрывает едино­ началие и снимает с начальни ков пароходств персональную от­ ветственность за аварийность и создает обезличку в руководстве этой борьбой и тем самым спо­ собствует увеличению аварийно сти. Указанное безобразное поло­ жение с аварийностью, прямо зависящее от плохого качест­ ва работы отдельных работни ков водного транспорта и отсѵт ствия у них дисциплины, могло бы быть устранено, если бы н а ­ чальники пароходств и их служб уделяли им серьезное внимание и с большевистской настойчивостью взялись за их ликвидацию Отсутствие серьезного внима­ ния к подбору кадоов, незнание работников, невнимание к повы­ шению их квалификации, бюро­ кратизация аттестационной ра ­ боты, а главное самоустранение начальников пароходств от не­ посредственной работы с людь­ ми и совершенно недостаточная работа политотделов в :ѵгом направлении привели к томѵ, что команды судов зачастую не имеют достаточного опыта, ква­ лификации, и материально-быто­ вые и культурные нужды работ­ ников отдельных отраслей (осо­ бенно работников пути и бакен­ щиков) находятся в пренебре­ жении, чрезвычайно развиты се- мейственнность и панибратство. Большевистскую воспитательную работу начальники пароходств и пристаней, начальники полит отделов и парторги подменяли голым администрированием, мас­ совыми выговорами и отдачей под суд. Опыт работы последних меся­ цев на железнодорожном транс­ порте показал, как можно в кратчайший срок добиться ре­ шительного перелома благодаря неустанной боіыпевистской кон­ кретной борьбе за выполнение государственного плана, сниже­ ние аварий и крушений. Борьба с авариями требует от всех рабочих и командиров большевистской настойчивости и настоящей оперативной борьбы с расхлябанностью, борьбы за трудовую дисциплину Борьба авариями требует, чтобы не бы­ л а пропущена пи одна авария, как бы она ни была незначи­ тельна, без разбора и без приня тия мер, предотвращающих ее повторение и без выводов из нее. Борьба с авариями требует решительного улучшения каче ­ ства организационно техническо­ го руководства, развертывания широкой политико-воспитатель­ ной работы и воспитания среди работников водного трансиорта твердого убеждения в том, что должно и можно работать без аварий. Приказываю: 1 При оценке работы речных и морских пароходств основным показателем улучшения работы, наравне со снижением простоев, считать сокращение из месяца в месяц числа аварий. 2. Ответственность за непри­ нятие предупредительных мер и несокращение числа аварий возложить на начальников реч­ ных и морских пароходств. Постоянные аварийные комис­ сии, совещания при Наркомводе и пароходствах ликвидировать 3. Начальникам пароходств лично взять в свои руки дело борьбы с авариями и не только расследовать и изучать причи­ ны их, но при каждой аварии немедленно принимать оператив ­ ные меры для хозяйственного, ор­ ганизационного и технического порядка, как для скорейшей лик­ видации их, так и для предуп­ реждения аварий. 4. Начальникам политотделов организовать широкую раз'ясни- тельную работу с командами аварийных судов и береговым составом при каждой конкретной аварии. о. Начальникам речных и морских пароходств выезжать на место каждой сколько-нибудь важной аварии, а начальникам (или их заместителям) эксплоа- тационных служб выезжать каж­ дый раз на место аварий, так или иначе связанной хотя бы с кратковременным выбытием суд на из строя 6. В случае аварии в районах морского порга или речной при­ стани начальники таковых обя­ заны немедленно, известив н а ­ чальников пароходств. лично сейчас же выехать на место аварии для принятия необходи­ мых оперативных и технических мор для ликвидации последствий аварии. 7. Органам водного транспор­ та производить предание суду за аварийные дела только с санк­ ции начальника пароходства. 8. Начальникам пароходств докладывать Наркому о всех, без исключения, авариях и при­ нятых ими мерах для ликвида­ ции аварии и их 'П»едупрежде- нию. ■ 9. Начальникам центральных управлений Наркомвода при каждой аварии принимать, в за ­ висимости от причин таковых, по своей линии соответствующие оперативные, хозяйственные и технические меры. 10 Ликвидировать централь­ ный отдел судоходного надзора и его местные органы, передав его функции по борьбе с авария­ ми и наблюдению за состоянием водных путей, а также личный состав,—начальникам пароходств и соответствующих управлений Наркомвода. 11. Отменить параграф 2-й главы 1-й правил о производст ве расслѳдовавия. анализа и уче­ т а и изучение причин аварий и происшествий на внутренних водных путях СССР, дающий право не учитывать мелкие ав а ­ рии. Моим заместителям Фомину и Яншу переработать в месячный срок правила плавания и прави­ ла о производстве расследования, анализа и учета и изучений а в а ­ рий и положение о техническом надзоре в соответствии с настоя­ щим приказом. 12. Начальникам пароходств произвести сплошной техниче­ ский иросмотр судоходных пу­ тей и впредь производить тако­ го рода проверку не реже трех раз в течение навигации. О результатах проверки пу­ тей и мероприятиях к их исправ­ лению начальникам пароходств каждый раз лично докладывать мне. 13. Закончить организацию в соответствии с моим приказом во всех пароходствах речного и морского флота к 1 июля по стоянно действующих аттестан циониых комиссий под председа­ тельством начальника пароход­ ства для систематического изу­ чения комсостава водного транс­ порта. Ввести с 1 июля с. г. обяза­ тельное проведение занятий ком состава флота с экипажем для поднятия его квалификации. Ввести сдачу государственных технических экзаменов, в пер­ вую очередь капитанов судов, механиков, начальников приста­ ней, портов и начальников участ­ ков пути. Экзамены произвести под непосредственным руковод­ ством начальников пароходств при участии начальников полит­ отделов пароходств и начальни­ ков соответствующих служб. Отделу подготовки кадров Наркомвода обеспечить в сроч­ ном порядке пароходства разра­ ботанными программами и учеб­ ными пособиями. 14. Начальникам пароходств обеспечить, чтобы на каждом судне были правила плавания а также и другие руководства и инструкции для палубных и ма­ шинных команд. Систематиче­ ски проверять, насколько коман­ ды усвоили эти правила. Административному управле­ нию обеспечить все пароходства необходимым количеством экзем­ пляров должностных инструкций в двухдекадный срок в центра­ лизованном порядке. 15. Начальникам пароходств, в целях своевременной инфор­ мации капитанов судов о состоя­ нии пути, организовать еже­ дневное издание бюллетеней, в которых помещать: наименьшие глубины на перекатах, установ ку новых семафоров, все изме­ нения фарватера и условия па­ роходов и судов под мостами, место работ землечерпательных машин, особо узкие проходы с прижимным течением и проч,. особо обратив внимание на свое­ временную передачу таких бюл­ летеней капитанам пароходов и начальникам пристаней. 16. Приемку судов из ремон­ та производить капитанам и меха­ никам при обязательном уча стии начальника или заместите­ ля начальника судомеханическоё службы, представителя регистра (на море) или линейного меха­ ника (на реке). 17. Начальникам пароходств в месячный срок привести в поря док судовой такелаж, обратив осо­ бое внимание на противопожар­ ное оборудование (электропро­ водка, водопроводная сеть, шлан­ ги, насосы, огнетушители и др. противопожарные приспособле­ ния), равно на водоотливные средства. 18. Настоящий приказ раздать на руки под расписку всему командному составу морских и речных пароходств, начальни­ кам служб и начальникам пор­ тов- пристаней, комсоставу су­ дов, дирек орам заводов, началь­ никам затонов, старшинам обста­ новки. Народный комисар водного транспорта-Л а ХШ В . ■$#ж. шшжжт 1 1 1 !1 3 S 8 l i ■' • *> ъш Ш т ®й Я ШШЩШ гТе&Ѵ 'V • щт І « щ ч Р т т % I t ’ \ф І& * ЩЩ, > -r> o o c'.~ - ѵ ш щ щ . % 0 Фш Vxfel:' •. \ ; ':£y\ ^ Ш і я . :ѵ <: ■ } iiwp «Ж 1 В п о р т у О ПРЕМИРОВАНИИ РАБОТНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ СОВЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, А ТАКЖЕ РАБОТНИКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО АППАРАТА, ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е Ц И К И С Н К С О Ю З А С С Р В целях упорядочения пре­ мирования работников совет­ ских учреждений а также работ­ ников управленческого аппарата хозяйственных организаций и предприятий, Центральный Ис­ полнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют: 1. Работники советских учре­ ждений, а также работники управленческого аипарата хо зяйствеаных организаций (об‘- едпнений, трестов, торгово-коо­ перативных организаций и т. п.) и предприятий (заводов, фабрик, шахт, совхозов и т. п.) могут премироваться: а) За проявление особой ини­ циативы в работе, внесение цен­ ных рационализаторских пред­ ложений, организацию труда и внедрение лучших методов рабо ты, в результате чего достигну­ ты экономия и рост производи­ тельности труда по сравнению с установленным планом. б) За выполнение важных з а ­ даний, не входящих в круг их обычной работы. в) За перевыполнение коли­ чественных и качественных за ­ даний промфинплана. 2. Премирование производится распоряжением р у к о в о д и т е ­ л я учреждения, хозяйственной организации или предприятия. При этом премия в размерах до месячного оклада (единовремен­ но) может быть назначена руко- ьодителем учреждения и органи­ зации или предприятия само­ стоятельно, а премия в разме­ рах свыше месячного оклада лишь с разрешения руководи­ теля наркомата (ведомства). 3 Фонды для премирования работников учреждений и управ­ ленческого аппарата хозяйствен­ ных организаций образуются: а) Из одной четвертой проц. фонда заработной платы работ­ ников учреждений или упраи- ленческого аппарата, хозяйствен­ ной организации. б) Из 50 проц. экономии по фонду заработной платы работ­ ников учреждения или управ­ ленческого аппарата, хозяйствен­ ной организации, но не свыше 2 проц. от фонда заработной платы указанных работников. 6. З а исключением случаев, предусмотренных законом, безу­ словно воспрещается как прямое в какой бы то ни было форме премирование работников других учреждений и предприятий, вы­ полняющих заказы или обслужи- С особого разрешения руково- вающих культурно-бытовые нуж- дителя наркомата (ведомства) на фонд премирования может быть обращена экономия по фон­ ду заработной платы в разме­ рах, превышающих 2 процента от этого фонда. 4. Фонды для премирования работников управленческого ап ­ парата предприятий образуются: а) Из половины процента фон­ да заработной платы работни­ ков управленческого аппарата предприятия. б) Из 50 проц. экономии по заработной плате работников управленческого аппарата пред­ приятия, но не свыше 3 проц. от фонда заработной платы ѵка занных работников. С особого разрешения руково­ дителя наркомата (ведомства) в фонд премирования может быть обращена экономия по фонду за­ работной платы в размерах, не превышающих 3 проц. этого фонда. 5. Выдача премий работникам советских учреждений, а также работникам управленческого ап­ парата хозяйственных организа­ ций и предприятий эа счет ка­ ких бы то ни было других ис точников, кроме указанных в ст. ст. 3 и 4, безусловно воспре­ щается. Это ограничение не распро­ страняется на инженерно-техни­ ческих работников в составе управленческого аппарата пред­ приятий, которые на основе по­ становлений наркомата (ведом­ ства Iполучают премиально-поощ­ рительную оплату труда в зави­ симости от результатов работы отдельных цехов или предприя тий в целом. ды данного учреждения или пред­ приятия, так и передача другим учреждениям и предприятиям средств для этой целя 7. Премирование руководящих работников ведомств учрежде­ ний, хозяйственных организаций и предприятий (начальники глав­ ных управлений, самостоятель­ ных секторов и отделов нарко­ матов или заместители, помощ­ ники, управляющие о б в и н е н и я ­ ми, трестами, директора пред­ приятий и т. п , их заместители и помощники и главиые бухгал­ тера) производится распоряже­ нием руководителя наркомата (ведомства). 8. Руководители наркоматов (ведомств) обязаны системати­ чески проверять правильность расходования фондов премиро­ вания. 9. Поручить народному комис­ сариату финансов Союза СОР в месячный срок внести на утвер­ ждение ЦИК Союза ССР и Со­ вета Народных Комиссаров Со­ юза ССР вытекающие из насто ящего постановления изменения действующих эаконов Союза ССР. Председатель Централь­ ного Исполнительного Ко­ митета Союза ССР — М. КАЛИНИН. Председатель Совета Н а ­ родных Комиссаров Союза ССР— в. молотов. И. О. секретаря Цент­ рального Исполнительного Комитета Союза ССР— УНШЛИХТ Москва, Кремль, 17 июня 1935 г. О ТРАВЛЕ МАСТЕРИЦЫ-НАРЯДЧИЦЫ ЗАВОДА „КРАСНЫЙ БОГАТЫРЬ" ЧЛЕНА ВЦИК тов. ФОКИНОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ П РЕ ЗИ ДИУМ А ВЦСПС 15 ИЮЛЯ 1935 ГОДА Заслушав сообщение ответствен­ ного инструктора ВЦСПС Фрайтора о результатах проверки фактов травли нарядчицы завода «Красный Погатырь» члена ВЦШГа Фокиной, президиум ВЦСІІС отмечает, что: Секретарь ЦК союза рабочих ре- линокаучуковой промыт. генности Малютин, получив 10 апреля 193л года устное заявление, с обвинением Фокинон в обсчетах и грубом обра­ щении с работницами, не только лично не занялся этим делом, а пе­ редоверив его инструктору ЦК Ива­ новой, не поинтересовался даже ре­ зультатами проверки. Иванова вме­ сто личного разбора этого дела пе­ репоручила его профорганизатору га­ лошного цеха Цель, которая в свою очередь передала зто дело для раз­ бора в бригаду. Созданная бригада вместо разбора заявления но суще­ ству искусственно подбирала фак­ ты проявления грубости со стороны Фокиной и, объединив вокруг этого дела группку отсталых работниц, не­ довольных правильными в интере­ сах производства требованиями дис­ циплины со стороны Фокиной, ор­ ганизовала травлю ее, не только как нарядчицы, но и как члена ВЦИК’а. Выдвинутые обвинения в грубом обращении и обсчетах работниц про­ тив Ф о к и н о й ирофгруппоргом га­ лошного цеха смены «А» Ниноновой и работницей Рыжухиной не. только не подтвердились, но оказались кле­ ветническими нападками на Фокину и приняли характер политической травли ее, как члена ВЦИІГа. Несмотря на неоднократное обра­ щение Фокинон в профсоюзные ор- ганизацни: нрофгрушюргу Почунае- вой, в лавком к Оленину, Изюмовой и секретарю ЦК союза Малютину с просьбой о прекращении ведущейся против нее клеветы н травли, Фоки­ на натолкнулась- на бездушное и бюрократическое отношение со сто­ роны этих организаций и профработ­ ников. В результате Фокина заболе­ ла нервным расстройством и слегла в больницу. Президиум ЦК союза рабочих ре- зннокаучуковой промышленности не понял политического значения дела Ф о к и н о й , не д а л отпора клеветниче­ ским заявлениям отсталой грушіы работниц, выступившей против Фо­ киной, как проводника большевист­ ской дисциплины па предприятии, и рассмотрел дело Фокиной лишь спу­ стя месяц, 22 мая, в момент заболе­ вания Фокиной. При разборе этого дела президиум ЦК союза не вскрыл развала проф­ работы на заводе и в особенности отсутствия политике - воспитатель­ ной работы даже среди старых кад­ ровых работниц. Такое отношение центрального комитета и его неудовлетворитель­ ное решение но делу Фокиной не могло явиться средством для моби­ лизации рабочих и профактива заво­ да на устранение крупнейших недо­ статков в работе ЦЕ союза и проф­ организации завода «Красный бога­ тырь». Дело Фокиной является ярким при­ мером тупого и бездушного отноше­ ния отдельных профработников к за­ явлениям рабочих, примером совер­ шенно недопустимой формально-бюро­ кратической системы и методов рабо­ ты ЦК союза, работники которого на протяжении полутора месяцев не на­ шли даже нужным поговорить с Фокиной и работницами цеха, не­ смотря на личное обращение Фоки­ ной. Президиум ВЦСПС постановляет: 1. За бюрократическое, бездуш­ ное. отношение к заявлению Фоки­ ной, волокиту в разборе жалобы, по существу непринятие немедленных мер к прекращению травли Фокиной об’явить строгий выговор с преду­ преждением секретарю ЦК союза Малютину. 2. Предложить Егоровой созвать пленум ЦК союза для обсуждения решеиия президиума ВЦСПС'по делу Фокиной, на котором поставить во­ прос о выводе Малютина из состава членов ЦК союза и снятии его с работы. в Л. За бюрократическое отношение и непринятие своевременных мер к иравильпому и быстрому разбору гкллобн Фокипой — Егоровой об'- явить строгий выговор. 4. Принять к сведению заявление "Егоровой, что решением президиума ЦК союза Иванова снята с работы с запрещением работать в профсоюз­ ных организациях в течение трех лет, а также снять с работы цехор- гапнзатора Почукаева. Считать недостаточной меру взы­ скания со стороны президиума ЦК союза в отношении завкома и зам­ председателя завкома Оленина и чле­ на завкома Изюмовой. Предложить ЦК союза поставить вопрос на собрании рабочих о' пе­ реизбрании заводского комитета за­ вода «Красный богатырь», как не оправдавшего доверия рабочих, не сумевшего организовать массовую политико-воспитательную работу. Предложить президиуму ЦК сою­ за о проведении выборов нового зав­ кома организовать широкую про­ верку всей работы заводского коми­ тета с участием бригад низового кон­ троля из рабочих, развернуть ши­ рокую большевистскую самокритику всех недостатков работы завкома и центрального комитета союза и на этой основе мобилизовать всю мас­ су рабочих на устранение недостат­ ков в работе профорганизации и по­ ворота их лицом к осуществлению указаний тов. Сталина о самом вни­ мательном и заботливом отношении к кадрам. 5. Обязать центральный комитет союза отчитаться в своей работе на общих собраниях рабочих «Красный богатырь». 6. Материалы расследования о травле Фокиной- передать прокурору для привлечения виновных к ответ­ ственности. 7. Поручить секретарю ВЦСПС т. Вейкбергу сделать сообщение па общем собрании рабочих о решении президиума ВЦСПС по делу Фокиной. (ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz