Полярная правда. 1935, июнь.

Пролетарии всех%&пран, соединяйтесь! П О Л Я Р Ы правая Грган Мурманского QX и ГК ВКП(б), ОИКА, Горсовета і ОСПВ № 130 (2603) 6 И Ю Н Я Ч Е Т В Е Р Г 1936 ГОДА Цена Ме 10 коп. С е г о д н я в номере : В Совете Народных Комиссаров Союза СССР— Доклад правительственной комиссии о приемке предприятий треста „Апатит". Трудяідпеся Ленинграда собрали 8 милл. 700 ты­ сяч рублей ла постройку гигантов-самолетов. По Союзу закончен весенний сев — засеяно 89404 тысячи га. В Белом море потерпела аварию землечер- . палка „Чернышевский". В Лондоне начались англо-германские мор ские переговоры. В. Алымов — Саамское искусство. Самодур из Муркоммунстроя. На партийные темы — Подготовить квалифи­ цированных пропагандистов. Технический экзамен на Судоремонтном за ­ воде. РТ „Мойва" поднят еще на 11 метров. Суда идут в Арктику Это быіо в 1933 году, когда от­ важный болыпевпк-полярпнк Отто Юльевич Шмидт, уходя кз Мурман­ ска ка «Челюскине» в Северный морской путь, заявил: — «Дія меня совершенно ясно, что Мурманск будет основным пор­ том всего побережья северных мо­ рей». Сюва руководителя Главсевиорпу- тк т. Шмидта находят свое практи­ ческое отражение. Мурманск— ворота в Арктжку! І з стеіицы Заполярья в арктические рейсы в эту навигацию уйдут 50 •удов. Два ледокола будут прово­ дить караван судов Карско-Ленской экспедиции. Два лесовоза выйдут в сквозной рейс из Мурманска во Владивосток. 5 судов Іонскои экс­ педиции ж два зверобоя пойдут в море Лаптевых. Іѳдокол «Седов» ж 38 грузовых пароходов пойдут в Игарку за лесом. Арктический сезон уже начался. Первые пароходы ушли на Шпиц- іерген. 20 жюля должны выйти в путь 2 парохода Іенской экспедиции, 2 суд­ на в сквозной переход Мурманск- Владивосток, 3 парохода выйдут вслед за ними через 3 дня. Эти сроки мы обязаны во что бы те ни стало выдержать! Тем более сейчас за полтора ме­ сяца до начала арктических похо­ дов надо еще раз проверить, на­ сколько мы готовы к выполнению этой большой и ответственной за­ дачи. Для арктических экспедиций на­ чал поступать генеральный груз. Однако, первые погрузки пароходов пришедших из Шпицбергена пока- не подготовились, чтобы хорошо про­ вести погрузку арктических грузов. Грузы на Шпицберген грузились плохо. Мурманские портовики плохо встретили поток арктических грузов. До спх пор пе готов пи один уголь­ ный причал. Причалы пе отремонти­ рованы. Оба портальных краиа сей­ час не работают. Слабо идет подго­ товка баржевого флота и буксиров. Порт не подготовил рабочую силу переработке арктических грузов. Груз на Шпицберген грузился мед­ ленно ж неорганизованно. На по­ грузке были поставлены пеопытные рабочие. Норны почти ни одной бригадой, fen однин грузчиком пе выполнялись. ІІа ремонт стали зверобойные бо­ та, пароход «Искра», который пред­ назначен для похода во Владивосток. Ремонт этих судов должен быть про­ веден особенно тщательно и сдан Севморпути без единого дня опо­ здания. Однако, подготовка к ремон­ ту проходит плохо—нехватает за­ пасных частей и ряда материалов. (Ремонтом руководит уполномочен­ ный Наркомвода тов. ЗсЗнов). Все это говорит за то, что мур­ манские портовики до сих пор не го­ товы к тому, чтобы обеспечить пере­ работку арктических грузов. Боевая задача руководителей пор­ та, ее партийной организации—не­ медленно и по-боевому исправить первые ошибки, сделать все к тому, чтобы по-ударному провести работы, связанные с дальними арктическими рейсами. Ровно через полтора месяца из За­ полярного МурНгьН’ка аутлп^гкий рейс должны уйти-первые пароходы. Дело чести мурманцев обеспечить своевременный выход и высококачест­ венное снаряжение судов, отправляю- С ор е вн о вани е Рабочие подсобных мастерских I надѳ закончить как следует— ведь тралфлота обратились к рабочим Су-1 мы соревнуемся. А вепрес е браке- доремонтиого завода с вызовом на соревнование. С тех иѳр прошло п о к р а с к а т р а л о в о й д у г и . БЕРЕГОВОЙ ТРЕСКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ ТРАДИЦИОННАЯ „РАСКАЧКА" и л и КАК БОТА ВЫХОДЯТ НА ЛОВ Последние три дпя стояла штор-Інец, часть промыслового флота ухо-1 а этот мото-бот еще полностью не мовая погода, на промысел не выхо- днт в море. Но большинство еще ‘ обеспечен наживкой. Второй мото-бот дили. За это время была возмож- j продолжает стоять. Оказывается, у залп, что ни мурманское отделение Севморпути, нн порт как следует [ щпхся в Арктику! ВСЯ СТРАНА СТРОИТ ВОЗДУШНЫЕ ДРЕДНОУТЫ Т р у д ящ и е с я Л е н и н г р а д а с о б р а л и 8,7 млн . р у б л ей МОСКВА, 4 (ТАСС). По всену Союзу продолжается сбор средств жа пострйку воздушных дредноутов. Трудящиеся Ленинграда на пост­ ройку новых самолетов отчислили 8 ,7 миллиона рублей. На 4 июпя наличными поступило 1 ниллион 30 тысяч рублей. По неполным данным, трудящие­ ся Киева отчислили в фонд строи­ тельства санолетов-гигантов свыше 600 тысяч рублей. Успешно идет сбор средств в районах Винницкой области, только от 17 районов обла­ сти уже поступило 200 тысяч руб­ лей. По сведениян, Сталино, Донбасс отчислили в фонд строительства 3 млн. 470 тысяч рублей. Рабочие, инженерно - техниче­ ские работники фабрик и заводов Харькова из’явили желание собран­ ные на самолеты деньги в сумме одного миллиона рублей внести еди­ ным чеком на текущий счет «Прав­ ды». Из Харькова выезжает в Мо­ скву специальная делегация лучших ударников города, которая вручит чек редакции «Правды». ность каждой бригаде по-настоящему подготовиться к выходу на проомы- сел, чтобы наверстать недолов, вы­ званный штормовой погодой. Три бота колхоза им. Ворошилова во время шторма находились в Ма­ лой Оленьей. Остальные бригады выжидали в Терпберке, ничего не делая. Еще 3 мая шторы начал стихать. Было ясио, что завтра установится промысловая погода. Так п было. Однако, промысловая посуда до десяти часов утра спокойио стояла на рейде. Наконец, только к 11 ча­ сам стали собираться бригады. Мно­ го времени тратится на раскачку после шторма. Эта «раскачка» ста­ ла традиционным явлеинсм. Нако- ojhfx нет наживкп,;а другие вчера не успели наживить* яруса. Нет наживки н. l | k всегда, пред­ седатель правления |колхоза только сейчас начинает соіяоать наживоч­ ную бригаду. Но iwja только соби­ рается. А в это PjgL? карельские колхозники успели уже выловить и наживить 100 кгр. песчанки. Зам. директора МРС тов. Рубин ищет уполномоченного Карелрыбаксоюза, чтобы выпросить у него взаймы хо­ тя бы 50 кгр. пажпвкн. С запозданием, но все-таки часть колхозных промысловых ботов ухо­ дит на промысел. Мото-бот «Могилевич» из-за от­ сутствия наживки задерживается до вечерней воды. Но сейчас уже С ч., «Молоков» сегодня совсем не вый­ дет. Может быть, выйдет завтра ут­ ром,— как заявляет Рубин. Подготовка наживки! Неужели это такое трудное дело? Нет. За время шторма бригады с успехом могли бы заготовить морских червей, как это практикуют колхозы им. «Клары I I Г » * w ; * У Ч .. Цеткин» и «Рында». Рыбозавод в Терпберке держпт специальную бригаду по лову па- живкп, а результатов пока не вид­ но. И, паконец, на факторпп рыбо­ завода имеется мороженая мойва. Она может быть использована для наживки. Вопрос о наживке надо разрешить раз и навсегда. И. ГАГАРИН. Териберка, 4 июня (по телефону от нашего спецкорра). болі.ше декады. Как идет соревнова­ ние? РТ-36 вытащен на обсушку. У него нужно сменить винт, траулер должен выйти в море не позже 1 ПІОІІЯ. Впит застрял среди камней. Нель­ зя было провернуть вал и поэтому пришлось выбивать шпонку из иод дейдвуда. — Я сел верхом на дейдвуд, на­ клонился и, нащупывая иод водой гайки, стал их отвинчивать. Вода била прямо в лицо, чуть пе сбивая меня с дейдвуда. Но випт Іыл снят, — рассказывает бригадир Горожан- кин. Молодой и веселый Кузнецов, бри­ гадир слесарной бригады подсобных мастерских, рассказывает е той, как они боролись за выполнение свеих обязательств. — Ремонт РТ-80 мы обязались закончить 28 мая. Свое слове сдер- жалп. Все быле сделано. Осталось поставить электромотор для вентиля­ тора утиля. Его нужно было ставить иод самой палубой. Я сказал своим ребятам. Надо окончить быстро. Было трудно работать, но вот завинчена последняя гайка и мы решили по­ пробовать, как он работает. Неожи­ данно оказалось, что электроцех до­ пустил брак при сборке мотора. Мы были вправе отказаться от переделки и заставить электроцех устанавли­ вать механизм. Сначала ребята так и за явили ир Яат -*-«т«еч*ю я иу —• делах поставим потом. Быстреньве сняли мотор, сбегали в электроцех и там исправили дефект. Траулер во-время ушел па промысел. • Выполняя обязательство — «ре­ монтировать суда в срок и отлич­ но», бригада Тарабарина (Судоре­ монтный завод) за 18 дней перебра­ ла машину РТ-3 с под'емкоп вала, с исправлением дефектов в центров­ ке. Это была большая трудоемкая работа. Но бригада Тарабарина пре- извела работу быстро и так хорошо, что промфлот выдвигает эту бригаду на премирование. Бригада Дзятко (педсебная ма­ стерская), зная, что стук в цилинд­ рах РТ-81 не могут устранить в те­ чение 4-х месяцев, взялась выпу­ стить этет траулер из ремонта так­ же до 1 июня. Бригадир Дзятко вни­ мательно осмотрел машину и реншл, что стук происходит исключительно из-за небрежной сборки механизмов. Через четверо суток стук был устра­ нен. Но Дзятко дал новое обязатель­ ство: написать краткое техническое руководство о сборке главных ма­ шин траулеров. Это только первые результаты со­ циалистического соревнования меж­ ду рабочими СРЗ и подсобных ма­ стерских. Надо умножить первые до­ стижения. Для этого завком Судоре­ монтного завода и об’единенвый профком тралфлота обязаны органи­ зовать передачу опыта передовиков судоремонта отстающим. - - 4).' Леонидов Т р а л о в ы й л о в ЕЩЕ ОДИН АВАРИЙНЫЙ ТРАУЛЕР (СВОДКА РЕМОНТА Р Т И РАБОТЫ ФЛОТА В МОРЕ; ДАДИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО СОТНИ ЦЕНТНЕРОВ ЦЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Стучат лебедки. Из трюмов трау* вых пород и, во-вторых, ва счет | любое ^количество отходов, чтобы Пребывание чехословацкой военной авиационной делегации в Москве 4 июня руководитель, находящий­ ся в Москве чехословацкой воен­ ной авиционной делегации, началь­ ник воздушных сил Чехословацкой республики генерал Файфр при­ нял сотрудника ТАСС, в беседе с которым заявил: — Нашей делегации в Советском Союзе был оказан чрезвычайно сердечный прием и мы надеемся оказать советским гостям, которые посетят нашу республику, такую на нашей родине о тех успехах со­ ветской авиации, о которых мы слышали еще ранее и в которых мы убедились сейчас воочию. На нас произвело колоссальное впечат­ ление блестящее искусство, отвага и мужество советских пилотов, их слетанность и тренированность. Мы видим, что Советский Союз отдает много сил на конструирова­ ние новых самолетов, не жалея ни­ каких средств на эту работу, и в же дружественную и теплую встречу. I результате такого отношения он Задачей нашей делегации я вл я ­ лось укрепление дружественных взаимоотношений между военными воздушными флотами СССР и Чехо­ словакии, установление личного контакта с руководителями совет­ ской авиации. Эта вадача нами целиком выпол- нѳка. Мы рады будем рассказать имеет первоклассную авиацию, ави­ ацию больших масштабов. Мы видели прекрасные образцы советских самолетов, видели пре­ восходно оборудованные заводы, строящие их, и мы уверены, что в Советском Союзе, который имеет такую мощную авиацию, граждане страны могут спать спокойно. 15-летие освобождения Киева от польских интервентов ИЕВ , 4. Трудящиеся советской Украины готовятся достойно встре­ тить знаменательную дату 12 ию- жж — пятнадцатилетие освобожде- жжж Киева от польских интервен­ тов. Этот день столица Украины об’- являет единым зыходным днем всех предприятий, учреждений и органи­ заций. Город примет праздничный вид. Организована специальная ху­ дожественная комиссия для художе­ ственного оформления столицы. Со- стеятся массовые гулянья с участи­ ем вежжеких частей. Будуі прове­ дены ожертжвжые, етрелкевые еерев- нованпя, выступления коллективов красноарнейской художественной са­ модеятельности и т. д. На фабриках, заводах, в частях Красной армии будут проведены до­ клады и беседы о прорыве польского фронта и освобождении Киева от польских интервентов. Аэроклуб Дома обороны организу­ ет грандиозную авиомассовку. На аэродроме устраивается авиовыстав- ка. В этот день комсомол Украины передаст аэроклубу авиоэскадрилью имени Якира, построенную на сред­ ства, собранные кенсенельевжмж ер- ганжзанжямж. лера непрерывным потоком идет богатый груз. Здесь много видов пищевых и технических продуктов. Отличная свежая треска, треска соленая, разделанная на пласт, на колодку, голландский пласт, т. е. обескровленная, очищенная до бе­ лизны мяса; вымытая щетками, рыба-сухой, крепко засоленный, устойчивый кдипфиск, идущий в Египет, Италию, Грецию. Аргентину, Палестину. Нежно роэовой окунь, пестрая вубатка, жирный палтус камбала, ерш, акулье мясо. Но этим далеко не исчерпы­ ваются виды продукции, привезен­ ной траулером! Головы и кости дают богатейший кормовой продукт—рыбью муку печень рыбы тресковых пород и внутренности окуня-дают меди цинекпй жир. Из печени эу- батки, акулы получается цен­ нейший жир для смазки тончай­ ших механизмов, работающих при самых низких температурах. И, на кокеп, некоторые траулеры после каждого рейса сдают на трал базу по пяти тысяч банок консервов- граксы, содержащих в себе до 22 проц медицинского жира. II это для нас не предел; мы дол ­ жны бороться за максимальное ис­ пользование остатков промысла. За два месяца второго квартала общее количество отходов промы­ сла увеличилось. Например, за весь первый квартал рыбьей муки сдано 1718 центнеров, а эа два месяца второго квартала—2453 центнера. Жиров за это время сдано 3288 цент­ неров іместо 2070 центнеров в 1 квартале, консервов - граксы сдано 15482 банки против 100"0 в 1 квартале. Эго увеличение произо­ шло, во первых, вследствие неко­ торого повышения вылова треско- приведения в лучший порядок утильустановок и закатного обору­ дования. Сейчас из 44 утильустановок ра­ ботает 40. Утильустановки не отре­ монтированы только на 4 судах (РТ-77, 21. 13, 19). Достигнуто это тем, что в отделе обработки утвержден специальный инспектор- механик по установкам. Он следит за состоянием и работой механиз­ мов И все же надо сказать, что мы далеко не полностю используем богатые возможности для получе­ ния ценнейших продуктов. Жировые установки имеются на всех траулерах и работают. Но все они больших размеров, что иногда не дает возможности перерабаты­ вать отходы малого улова, а также повышает себестоимость технпчѳ- екох жиров. Титульный список на 70 малых жпротопок не утвержден, хотя на осуществление этого всего 80 тысяч рублей. Закаточные станки имеются пока только на трех траулерах (РТ-1, 2 и 4). Сейчас уже установлен четвер тый станок. Кроме того, в Ленин­ граде и Кандалакше имеется дого­ воренность о приобретении еще трех станков. Н<> управление пром­ флота до спх пор не может перечи­ слить деньги за закатки. Производительность отдельных траулеров чрезвычайно пестра. Так, например, РТ-29 за последний рейс привез 18 тенн рыбмукн при гадании в 9 тонн, 13 тони жиров при зада­ нии в 4 тонны. РТ 13 сдал 3 тонны муки при задании в 7 тонн и 9 тонн жиру при задании в 3 тонны. Есть п значительно более резкие коле­ бания. Здесь дело все в старших меха­ никах. Секрет механика РТ-29 прост. Он при любом улове откладывает потом их соединить и использовать на рыбмуку. Механик РТ-29 хорошо руководит работой салогрея. Этого нет на других траулерах. Неправиль­ ная постановка зарплаты не способ­ ствует ликвидации этой ненормаль­ ности. В прошлом году механики получали определенную плату за каждую тонну высококачественной муки. Теперь же деньги за муку идут в общий котел—на всю ко манду. Мы вырабатываем совершенно не­ достаточное количество консервов. Мощность закаточного станка позво­ ляет выпускать в среднем 8 тыс. ба нок консервов прпвыделѳнии специ ального консервщика. Но нехватка банок вдвое уменьшает возможность выработки консервов. Дело упирает­ ся не только в банки. У нас кроме того мало консервных станков. Ими должны быть вооружены еще 5( траулеров. Тогда мы сможем за один месяц давать 400 тысяч банок консервов, или около в миллионов банок грак­ сы в год. На 10 миллионов рублей ценнейшей продукции! Блестящая перспектива! И тем более, легко осуществимая. Все оборудование будет стоить 150 тысяч рублей, и с лихвой себя оправдает в течение одного месяца. Итак, приобретение малых жиро­ топок, установка на всех траулерах закаточных станков, полное обеспе­ чение их банками,—вот вопросы, ко­ торые надо немедленно разрешить. У нас есть полная возможность дать стране добавочно много цен ­ ных продуктов. Эта возможность бу­ дет использована только в том слу­ чае, когда руководители Мурманры* бы разрешат проблему полного ис­ пользования отходов промысла. Инженер-технолог ПРИЩЕПОВ. 5 июня по графику к отходу не намечен ни один траулер. Вчера с промысла вернулся РТ-51 (капитан-орденоносец Романов). В этот же день, сорвав промысел, при­ шел в порт РТ-73. Авария в паро­ распределении и трубопроводе. В море па 5 нюня — 42 трауле­ ра. В порту 23. Из ппх в капиталь­ ном ремонте — 1, в планово-преду­ предительном — 10, в аварийном— 6, в междурейсовом — 5. Сегодня должны уйти в море PT-5G и РТ-46, ремонт которых ра­ бочие Судоремонтного завода и пром­ флота обязались закончить раньше срока. Сегодня . ожидается в перт РТ-2 «Ерш». За 4 июня суда промфлота выве- внли 4.626 центнеров рыбы. Луч­ ший по вылову за эти сутки — РТ-71, за 6 под’емов выловивший 396 центнеров рыбы. Худший — РТ-75, сделавший 1 под’ем в 27 центнеров. В среднем каждый траулер выло­ вил 111 центнеров рыбы, сделав 6 под емов. Средний улов на один иеД- ем составляет 19 центнеров. Четко планировать судоремонт ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА БУИСС0НА ПАРИЖ, 4. По сообщению Гавас, палата депутатов 264 голосами про­ тив 262 голосов отклонила проект о предоставлении правительству Буис- соиа чрезвычайных жолнемочий. Іравжтельетве же дал• в п ставку. СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ ПО РСФСР ВПЕРЕДИ—ИВАНОВО МОСКВА, 4. По данным управле­ ния школьного строительства ІІар- конпроса на 31 ная, в городах РСФСР строятся 263 школы, в тон числе 222 строятся вновь ж 41 школа достраивается. Наибольшее ко- личество школ строится в Москве— 72. Наивысший ереджжі процежт гетевжеетж же вжевь етрежщжмеж школам показывают Нваново— 57,87 процента и Керчь — 56,33 процен­ та. Из отдельных ведонств наиболь­ шее количество школ строит Нар- компрос — 189, в том числе 158 вновь строящихся, средний процент гетовноетж кетерых составляет 43,09 ж ред іт. РТ-3 стал в ремонт 23 ноября 1934 года. Ремонт закончен 2 июня 1935 года. Больше шести месяцев стоял траулер в ремонте! А весь об‘ем работ технически укладывает­ ся не более, как в 90 суток. Другой пример. РТ-8 пришел с моря 21 апре­ ля. В ремонт принят 26 мая и до- сих пор ремонт его не начался. Это не просто оперативное ука­ зание на недостатки отдельных ра­ ботников завода. Это—показатель того, что над использованием заво­ да, его механизмов, его людей не существует контроля. Какова мощность завода? Если судить по договору, полу­ чается, что завод не может одно­ временно ремонтировать мелких де­ фектов более, чем на 13 траулерах. Получается, что мощные станки Броуна (один из них единственный в Союзе!» не могут справиться с ре­ монтом трех валов тралолебедки. Это заставляет усумннться в пра­ вильности определения мощности первоклассного завода, которым по праву гордится каждый трудящий­ ся Мурмана. Нас уверяют, что завод обслужи­ вает не только суда тралфлота, но и многих других организаций. И это заставляет нас приттн к еле дующему выводу: Плановый отдел Мурманрыбы, ко­ торый планирует, и сю д я из мощ­ ности предприятий, план вылова рыбы, план выработки продукции, должен точно выяснить мещность завода, возможность загрузки меха­ низмов и также планировать и ре­ монт судов. Тогда никто не посмеет выпихи­ вать суда из порта, тогда ответст­ венность за ремонт судов значи­ тельно повысится. Весьма простые мероприятия сле­ дует осуществить дл я того, чтобы ремонт траулеров шел без рывков, без штурмовщины. Во первых, детали и механизмы траулера, ставшего в ремонт, с мо­ мента разборки беспрерывно долж­ ны итти из цеха в цех, ни на мину­ ту не оставаясь без внимания. Сле­ довательно, нужен календарный план окончания ремонта отдельных агре­ гатов. деталей и, конечно, всех ме­ ханизмов траулера. А в связи с этим немедленно воз­ никает требование организовать на заводе диспетчерскую службу. Там для этого есть возможности: радио, телефон. Остается подобрать 5—6 энергичных живых работников, ко ­ торые бы направляли конвейерный путь деталей. Вюроо. На заводе должен быть создан склад готовых запасных д е ­ талей: новых, отремонтированных, старых. Они должны быть в доста ­ точном количестве. Это будет играть решающую роль в предупреждении значительных дефектов механизмов. Техническому отделу промфлота также надо улучшить свою работу. Ведь несвоевременное оформление дефектных ведомостей техотделом, неточность их, случаи невниматель­ ного отношения к ремонту еще очень часто тормовят ремонт. Но все это не главное. Хорошо со­ ставленный генеральный договор может заставить заказчика рабо­ тать четко. Но вот именно гене­ ральный договор никого ни к чему не обязывает, как правильно об этом писала „Полярная правда- . И вот, когда плановый отдеж Мурманрыбы возьмет в свои руки планирование судоремонта, точно разработает эагрузку механизмов завода, определит мощность,—дол ­ жен быть составлен настоящий до­ говор между заказчиком и подрід- чпком, в котором была бы разрабо­ тана самая четкая ответственность, вопросы улучшения организации ремонта и все это бее всяких ого­ ворок, а ваоборот, с основным упо­ ром на перекрытие иностранных показателей по ремонту траулеров. Вот, по-моему, как следует раз­ рубить „Гордиев узел". Главный инженер фиьта М. М. ШОШИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz