Полярная правда. 1935, июнь.
Пролетарии всех%&пран, соединяйтесь! П О Л Я Р Ы правая Грган Мурманского QX и ГК ВКП(б), ОИКА, Горсовета і ОСПВ № 130 (2603) 6 И Ю Н Я Ч Е Т В Е Р Г 1936 ГОДА Цена Ме 10 коп. С е г о д н я в номере : В Совете Народных Комиссаров Союза СССР— Доклад правительственной комиссии о приемке предприятий треста „Апатит". Трудяідпеся Ленинграда собрали 8 милл. 700 ты сяч рублей ла постройку гигантов-самолетов. По Союзу закончен весенний сев — засеяно 89404 тысячи га. В Белом море потерпела аварию землечер- . палка „Чернышевский". В Лондоне начались англо-германские мор ские переговоры. В. Алымов — Саамское искусство. Самодур из Муркоммунстроя. На партийные темы — Подготовить квалифи цированных пропагандистов. Технический экзамен на Судоремонтном за воде. РТ „Мойва" поднят еще на 11 метров. Суда идут в Арктику Это быіо в 1933 году, когда от важный болыпевпк-полярпнк Отто Юльевич Шмидт, уходя кз Мурман ска ка «Челюскине» в Северный морской путь, заявил: — «Дія меня совершенно ясно, что Мурманск будет основным пор том всего побережья северных мо рей». Сюва руководителя Главсевиорпу- тк т. Шмидта находят свое практи ческое отражение. Мурманск— ворота в Арктжку! І з стеіицы Заполярья в арктические рейсы в эту навигацию уйдут 50 •удов. Два ледокола будут прово дить караван судов Карско-Ленской экспедиции. Два лесовоза выйдут в сквозной рейс из Мурманска во Владивосток. 5 судов Іонскои экс педиции ж два зверобоя пойдут в море Лаптевых. Іѳдокол «Седов» ж 38 грузовых пароходов пойдут в Игарку за лесом. Арктический сезон уже начался. Первые пароходы ушли на Шпиц- іерген. 20 жюля должны выйти в путь 2 парохода Іенской экспедиции, 2 суд на в сквозной переход Мурманск- Владивосток, 3 парохода выйдут вслед за ними через 3 дня. Эти сроки мы обязаны во что бы те ни стало выдержать! Тем более сейчас за полтора ме сяца до начала арктических похо дов надо еще раз проверить, на сколько мы готовы к выполнению этой большой и ответственной за дачи. Для арктических экспедиций на чал поступать генеральный груз. Однако, первые погрузки пароходов пришедших из Шпицбергена пока- не подготовились, чтобы хорошо про вести погрузку арктических грузов. Грузы на Шпицберген грузились плохо. Мурманские портовики плохо встретили поток арктических грузов. До спх пор пе готов пи один уголь ный причал. Причалы пе отремонти рованы. Оба портальных краиа сей час не работают. Слабо идет подго товка баржевого флота и буксиров. Порт не подготовил рабочую силу переработке арктических грузов. Груз на Шпицберген грузился мед ленно ж неорганизованно. На по грузке были поставлены пеопытные рабочие. Норны почти ни одной бригадой, fen однин грузчиком пе выполнялись. ІІа ремонт стали зверобойные бо та, пароход «Искра», который пред назначен для похода во Владивосток. Ремонт этих судов должен быть про веден особенно тщательно и сдан Севморпути без единого дня опо здания. Однако, подготовка к ремон ту проходит плохо—нехватает за пасных частей и ряда материалов. (Ремонтом руководит уполномочен ный Наркомвода тов. ЗсЗнов). Все это говорит за то, что мур манские портовики до сих пор не го товы к тому, чтобы обеспечить пере работку арктических грузов. Боевая задача руководителей пор та, ее партийной организации—не медленно и по-боевому исправить первые ошибки, сделать все к тому, чтобы по-ударному провести работы, связанные с дальними арктическими рейсами. Ровно через полтора месяца из За полярного МурНгьН’ка аутлп^гкий рейс должны уйти-первые пароходы. Дело чести мурманцев обеспечить своевременный выход и высококачест венное снаряжение судов, отправляю- С ор е вн о вани е Рабочие подсобных мастерских I надѳ закончить как следует— ведь тралфлота обратились к рабочим Су-1 мы соревнуемся. А вепрес е браке- доремонтиого завода с вызовом на соревнование. С тех иѳр прошло п о к р а с к а т р а л о в о й д у г и . БЕРЕГОВОЙ ТРЕСКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ ТРАДИЦИОННАЯ „РАСКАЧКА" и л и КАК БОТА ВЫХОДЯТ НА ЛОВ Последние три дпя стояла штор-Інец, часть промыслового флота ухо-1 а этот мото-бот еще полностью не мовая погода, на промысел не выхо- днт в море. Но большинство еще ‘ обеспечен наживкой. Второй мото-бот дили. За это время была возмож- j продолжает стоять. Оказывается, у залп, что ни мурманское отделение Севморпути, нн порт как следует [ щпхся в Арктику! ВСЯ СТРАНА СТРОИТ ВОЗДУШНЫЕ ДРЕДНОУТЫ Т р у д ящ и е с я Л е н и н г р а д а с о б р а л и 8,7 млн . р у б л ей МОСКВА, 4 (ТАСС). По всену Союзу продолжается сбор средств жа пострйку воздушных дредноутов. Трудящиеся Ленинграда на пост ройку новых самолетов отчислили 8 ,7 миллиона рублей. На 4 июпя наличными поступило 1 ниллион 30 тысяч рублей. По неполным данным, трудящие ся Киева отчислили в фонд строи тельства санолетов-гигантов свыше 600 тысяч рублей. Успешно идет сбор средств в районах Винницкой области, только от 17 районов обла сти уже поступило 200 тысяч руб лей. По сведениян, Сталино, Донбасс отчислили в фонд строительства 3 млн. 470 тысяч рублей. Рабочие, инженерно - техниче ские работники фабрик и заводов Харькова из’явили желание собран ные на самолеты деньги в сумме одного миллиона рублей внести еди ным чеком на текущий счет «Прав ды». Из Харькова выезжает в Мо скву специальная делегация лучших ударников города, которая вручит чек редакции «Правды». ность каждой бригаде по-настоящему подготовиться к выходу на проомы- сел, чтобы наверстать недолов, вы званный штормовой погодой. Три бота колхоза им. Ворошилова во время шторма находились в Ма лой Оленьей. Остальные бригады выжидали в Терпберке, ничего не делая. Еще 3 мая шторы начал стихать. Было ясио, что завтра установится промысловая погода. Так п было. Однако, промысловая посуда до десяти часов утра спокойио стояла на рейде. Наконец, только к 11 ча сам стали собираться бригады. Мно го времени тратится на раскачку после шторма. Эта «раскачка» ста ла традиционным явлеинсм. Нако- ojhfx нет наживкп,;а другие вчера не успели наживить* яруса. Нет наживки н. l | k всегда, пред седатель правления |колхоза только сейчас начинает соіяоать наживоч ную бригаду. Но iwja только соби рается. А в это PjgL? карельские колхозники успели уже выловить и наживить 100 кгр. песчанки. Зам. директора МРС тов. Рубин ищет уполномоченного Карелрыбаксоюза, чтобы выпросить у него взаймы хо тя бы 50 кгр. пажпвкн. С запозданием, но все-таки часть колхозных промысловых ботов ухо дит на промысел. Мото-бот «Могилевич» из-за от сутствия наживки задерживается до вечерней воды. Но сейчас уже С ч., «Молоков» сегодня совсем не вый дет. Может быть, выйдет завтра ут ром,— как заявляет Рубин. Подготовка наживки! Неужели это такое трудное дело? Нет. За время шторма бригады с успехом могли бы заготовить морских червей, как это практикуют колхозы им. «Клары I I Г » * w ; * У Ч .. Цеткин» и «Рында». Рыбозавод в Терпберке держпт специальную бригаду по лову па- живкп, а результатов пока не вид но. И, паконец, на факторпп рыбо завода имеется мороженая мойва. Она может быть использована для наживки. Вопрос о наживке надо разрешить раз и навсегда. И. ГАГАРИН. Териберка, 4 июня (по телефону от нашего спецкорра). болі.ше декады. Как идет соревнова ние? РТ-36 вытащен на обсушку. У него нужно сменить винт, траулер должен выйти в море не позже 1 ПІОІІЯ. Впит застрял среди камней. Нель зя было провернуть вал и поэтому пришлось выбивать шпонку из иод дейдвуда. — Я сел верхом на дейдвуд, на клонился и, нащупывая иод водой гайки, стал их отвинчивать. Вода била прямо в лицо, чуть пе сбивая меня с дейдвуда. Но випт Іыл снят, — рассказывает бригадир Горожан- кин. Молодой и веселый Кузнецов, бри гадир слесарной бригады подсобных мастерских, рассказывает е той, как они боролись за выполнение свеих обязательств. — Ремонт РТ-80 мы обязались закончить 28 мая. Свое слове сдер- жалп. Все быле сделано. Осталось поставить электромотор для вентиля тора утиля. Его нужно было ставить иод самой палубой. Я сказал своим ребятам. Надо окончить быстро. Было трудно работать, но вот завинчена последняя гайка и мы решили по пробовать, как он работает. Неожи данно оказалось, что электроцех до пустил брак при сборке мотора. Мы были вправе отказаться от переделки и заставить электроцех устанавли вать механизм. Сначала ребята так и за явили ир Яат -*-«т«еч*ю я иу —• делах поставим потом. Быстреньве сняли мотор, сбегали в электроцех и там исправили дефект. Траулер во-время ушел па промысел. • Выполняя обязательство — «ре монтировать суда в срок и отлич но», бригада Тарабарина (Судоре монтный завод) за 18 дней перебра ла машину РТ-3 с под'емкоп вала, с исправлением дефектов в центров ке. Это была большая трудоемкая работа. Но бригада Тарабарина пре- извела работу быстро и так хорошо, что промфлот выдвигает эту бригаду на премирование. Бригада Дзятко (педсебная ма стерская), зная, что стук в цилинд рах РТ-81 не могут устранить в те чение 4-х месяцев, взялась выпу стить этет траулер из ремонта так же до 1 июня. Бригадир Дзятко вни мательно осмотрел машину и реншл, что стук происходит исключительно из-за небрежной сборки механизмов. Через четверо суток стук был устра нен. Но Дзятко дал новое обязатель ство: написать краткое техническое руководство о сборке главных ма шин траулеров. Это только первые результаты со циалистического соревнования меж ду рабочими СРЗ и подсобных ма стерских. Надо умножить первые до стижения. Для этого завком Судоре монтного завода и об’единенвый профком тралфлота обязаны органи зовать передачу опыта передовиков судоремонта отстающим. - - 4).' Леонидов Т р а л о в ы й л о в ЕЩЕ ОДИН АВАРИЙНЫЙ ТРАУЛЕР (СВОДКА РЕМОНТА Р Т И РАБОТЫ ФЛОТА В МОРЕ; ДАДИМ ДОПОЛНИТЕЛЬНО СОТНИ ЦЕНТНЕРОВ ЦЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Стучат лебедки. Из трюмов трау* вых пород и, во-вторых, ва счет | любое ^количество отходов, чтобы Пребывание чехословацкой военной авиационной делегации в Москве 4 июня руководитель, находящий ся в Москве чехословацкой воен ной авиционной делегации, началь ник воздушных сил Чехословацкой республики генерал Файфр при нял сотрудника ТАСС, в беседе с которым заявил: — Нашей делегации в Советском Союзе был оказан чрезвычайно сердечный прием и мы надеемся оказать советским гостям, которые посетят нашу республику, такую на нашей родине о тех успехах со ветской авиации, о которых мы слышали еще ранее и в которых мы убедились сейчас воочию. На нас произвело колоссальное впечат ление блестящее искусство, отвага и мужество советских пилотов, их слетанность и тренированность. Мы видим, что Советский Союз отдает много сил на конструирова ние новых самолетов, не жалея ни каких средств на эту работу, и в же дружественную и теплую встречу. I результате такого отношения он Задачей нашей делегации я вл я лось укрепление дружественных взаимоотношений между военными воздушными флотами СССР и Чехо словакии, установление личного контакта с руководителями совет ской авиации. Эта вадача нами целиком выпол- нѳка. Мы рады будем рассказать имеет первоклассную авиацию, ави ацию больших масштабов. Мы видели прекрасные образцы советских самолетов, видели пре восходно оборудованные заводы, строящие их, и мы уверены, что в Советском Союзе, который имеет такую мощную авиацию, граждане страны могут спать спокойно. 15-летие освобождения Киева от польских интервентов ИЕВ , 4. Трудящиеся советской Украины готовятся достойно встре тить знаменательную дату 12 ию- жж — пятнадцатилетие освобожде- жжж Киева от польских интервен тов. Этот день столица Украины об’- являет единым зыходным днем всех предприятий, учреждений и органи заций. Город примет праздничный вид. Организована специальная ху дожественная комиссия для художе ственного оформления столицы. Со- стеятся массовые гулянья с участи ем вежжеких частей. Будуі прове дены ожертжвжые, етрелкевые еерев- нованпя, выступления коллективов красноарнейской художественной са модеятельности и т. д. На фабриках, заводах, в частях Красной армии будут проведены до клады и беседы о прорыве польского фронта и освобождении Киева от польских интервентов. Аэроклуб Дома обороны организу ет грандиозную авиомассовку. На аэродроме устраивается авиовыстав- ка. В этот день комсомол Украины передаст аэроклубу авиоэскадрилью имени Якира, построенную на сред ства, собранные кенсенельевжмж ер- ганжзанжямж. лера непрерывным потоком идет богатый груз. Здесь много видов пищевых и технических продуктов. Отличная свежая треска, треска соленая, разделанная на пласт, на колодку, голландский пласт, т. е. обескровленная, очищенная до бе лизны мяса; вымытая щетками, рыба-сухой, крепко засоленный, устойчивый кдипфиск, идущий в Египет, Италию, Грецию. Аргентину, Палестину. Нежно роэовой окунь, пестрая вубатка, жирный палтус камбала, ерш, акулье мясо. Но этим далеко не исчерпы ваются виды продукции, привезен ной траулером! Головы и кости дают богатейший кормовой продукт—рыбью муку печень рыбы тресковых пород и внутренности окуня-дают меди цинекпй жир. Из печени эу- батки, акулы получается цен нейший жир для смазки тончай ших механизмов, работающих при самых низких температурах. И, на кокеп, некоторые траулеры после каждого рейса сдают на трал базу по пяти тысяч банок консервов- граксы, содержащих в себе до 22 проц медицинского жира. II это для нас не предел; мы дол жны бороться за максимальное ис пользование остатков промысла. За два месяца второго квартала общее количество отходов промы сла увеличилось. Например, за весь первый квартал рыбьей муки сдано 1718 центнеров, а эа два месяца второго квартала—2453 центнера. Жиров за это время сдано 3288 цент неров іместо 2070 центнеров в 1 квартале, консервов - граксы сдано 15482 банки против 100"0 в 1 квартале. Эго увеличение произо шло, во первых, вследствие неко торого повышения вылова треско- приведения в лучший порядок утильустановок и закатного обору дования. Сейчас из 44 утильустановок ра ботает 40. Утильустановки не отре монтированы только на 4 судах (РТ-77, 21. 13, 19). Достигнуто это тем, что в отделе обработки утвержден специальный инспектор- механик по установкам. Он следит за состоянием и работой механиз мов И все же надо сказать, что мы далеко не полностю используем богатые возможности для получе ния ценнейших продуктов. Жировые установки имеются на всех траулерах и работают. Но все они больших размеров, что иногда не дает возможности перерабаты вать отходы малого улова, а также повышает себестоимость технпчѳ- екох жиров. Титульный список на 70 малых жпротопок не утвержден, хотя на осуществление этого всего 80 тысяч рублей. Закаточные станки имеются пока только на трех траулерах (РТ-1, 2 и 4). Сейчас уже установлен четвер тый станок. Кроме того, в Ленин граде и Кандалакше имеется дого воренность о приобретении еще трех станков. Н<> управление пром флота до спх пор не может перечи слить деньги за закатки. Производительность отдельных траулеров чрезвычайно пестра. Так, например, РТ-29 за последний рейс привез 18 тенн рыбмукн при гадании в 9 тонн, 13 тони жиров при зада нии в 4 тонны. РТ 13 сдал 3 тонны муки при задании в 7 тонн и 9 тонн жиру при задании в 3 тонны. Есть п значительно более резкие коле бания. Здесь дело все в старших меха никах. Секрет механика РТ-29 прост. Он при любом улове откладывает потом их соединить и использовать на рыбмуку. Механик РТ-29 хорошо руководит работой салогрея. Этого нет на других траулерах. Неправиль ная постановка зарплаты не способ ствует ликвидации этой ненормаль ности. В прошлом году механики получали определенную плату за каждую тонну высококачественной муки. Теперь же деньги за муку идут в общий котел—на всю ко манду. Мы вырабатываем совершенно не достаточное количество консервов. Мощность закаточного станка позво ляет выпускать в среднем 8 тыс. ба нок консервов прпвыделѳнии специ ального консервщика. Но нехватка банок вдвое уменьшает возможность выработки консервов. Дело упирает ся не только в банки. У нас кроме того мало консервных станков. Ими должны быть вооружены еще 5( траулеров. Тогда мы сможем за один месяц давать 400 тысяч банок консервов, или около в миллионов банок грак сы в год. На 10 миллионов рублей ценнейшей продукции! Блестящая перспектива! И тем более, легко осуществимая. Все оборудование будет стоить 150 тысяч рублей, и с лихвой себя оправдает в течение одного месяца. Итак, приобретение малых жиро топок, установка на всех траулерах закаточных станков, полное обеспе чение их банками,—вот вопросы, ко торые надо немедленно разрешить. У нас есть полная возможность дать стране добавочно много цен ных продуктов. Эта возможность бу дет использована только в том слу чае, когда руководители Мурманры* бы разрешат проблему полного ис пользования отходов промысла. Инженер-технолог ПРИЩЕПОВ. 5 июня по графику к отходу не намечен ни один траулер. Вчера с промысла вернулся РТ-51 (капитан-орденоносец Романов). В этот же день, сорвав промысел, при шел в порт РТ-73. Авария в паро распределении и трубопроводе. В море па 5 нюня — 42 трауле ра. В порту 23. Из ппх в капиталь ном ремонте — 1, в планово-преду предительном — 10, в аварийном— 6, в междурейсовом — 5. Сегодня должны уйти в море PT-5G и РТ-46, ремонт которых ра бочие Судоремонтного завода и пром флота обязались закончить раньше срока. Сегодня . ожидается в перт РТ-2 «Ерш». За 4 июня суда промфлота выве- внли 4.626 центнеров рыбы. Луч ший по вылову за эти сутки — РТ-71, за 6 под’емов выловивший 396 центнеров рыбы. Худший — РТ-75, сделавший 1 под’ем в 27 центнеров. В среднем каждый траулер выло вил 111 центнеров рыбы, сделав 6 под емов. Средний улов на один иеД- ем составляет 19 центнеров. Четко планировать судоремонт ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА БУИСС0НА ПАРИЖ, 4. По сообщению Гавас, палата депутатов 264 голосами про тив 262 голосов отклонила проект о предоставлении правительству Буис- соиа чрезвычайных жолнемочий. Іравжтельетве же дал• в п ставку. СТРОИТЕЛЬСТВО ШКОЛ ПО РСФСР ВПЕРЕДИ—ИВАНОВО МОСКВА, 4. По данным управле ния школьного строительства ІІар- конпроса на 31 ная, в городах РСФСР строятся 263 школы, в тон числе 222 строятся вновь ж 41 школа достраивается. Наибольшее ко- личество школ строится в Москве— 72. Наивысший ереджжі процежт гетевжеетж же вжевь етрежщжмеж школам показывают Нваново— 57,87 процента и Керчь — 56,33 процен та. Из отдельных ведонств наиболь шее количество школ строит Нар- компрос — 189, в том числе 158 вновь строящихся, средний процент гетовноетж кетерых составляет 43,09 ж ред іт. РТ-3 стал в ремонт 23 ноября 1934 года. Ремонт закончен 2 июня 1935 года. Больше шести месяцев стоял траулер в ремонте! А весь об‘ем работ технически укладывает ся не более, как в 90 суток. Другой пример. РТ-8 пришел с моря 21 апре ля. В ремонт принят 26 мая и до- сих пор ремонт его не начался. Это не просто оперативное ука зание на недостатки отдельных ра ботников завода. Это—показатель того, что над использованием заво да, его механизмов, его людей не существует контроля. Какова мощность завода? Если судить по договору, полу чается, что завод не может одно временно ремонтировать мелких де фектов более, чем на 13 траулерах. Получается, что мощные станки Броуна (один из них единственный в Союзе!» не могут справиться с ре монтом трех валов тралолебедки. Это заставляет усумннться в пра вильности определения мощности первоклассного завода, которым по праву гордится каждый трудящий ся Мурмана. Нас уверяют, что завод обслужи вает не только суда тралфлота, но и многих других организаций. И это заставляет нас приттн к еле дующему выводу: Плановый отдел Мурманрыбы, ко торый планирует, и сю д я из мощ ности предприятий, план вылова рыбы, план выработки продукции, должен точно выяснить мещность завода, возможность загрузки меха низмов и также планировать и ре монт судов. Тогда никто не посмеет выпихи вать суда из порта, тогда ответст венность за ремонт судов значи тельно повысится. Весьма простые мероприятия сле дует осуществить дл я того, чтобы ремонт траулеров шел без рывков, без штурмовщины. Во первых, детали и механизмы траулера, ставшего в ремонт, с мо мента разборки беспрерывно долж ны итти из цеха в цех, ни на мину ту не оставаясь без внимания. Сле довательно, нужен календарный план окончания ремонта отдельных агре гатов. деталей и, конечно, всех ме ханизмов траулера. А в связи с этим немедленно воз никает требование организовать на заводе диспетчерскую службу. Там для этого есть возможности: радио, телефон. Остается подобрать 5—6 энергичных живых работников, ко торые бы направляли конвейерный путь деталей. Вюроо. На заводе должен быть создан склад готовых запасных д е талей: новых, отремонтированных, старых. Они должны быть в доста точном количестве. Это будет играть решающую роль в предупреждении значительных дефектов механизмов. Техническому отделу промфлота также надо улучшить свою работу. Ведь несвоевременное оформление дефектных ведомостей техотделом, неточность их, случаи невниматель ного отношения к ремонту еще очень часто тормовят ремонт. Но все это не главное. Хорошо со ставленный генеральный договор может заставить заказчика рабо тать четко. Но вот именно гене ральный договор никого ни к чему не обязывает, как правильно об этом писала „Полярная правда- . И вот, когда плановый отдеж Мурманрыбы возьмет в свои руки планирование судоремонта, точно разработает эагрузку механизмов завода, определит мощность,—дол жен быть составлен настоящий до говор между заказчиком и подрід- чпком, в котором была бы разрабо тана самая четкая ответственность, вопросы улучшения организации ремонта и все это бее всяких ого ворок, а ваоборот, с основным упо ром на перекрытие иностранных показателей по ремонту траулеров. Вот, по-моему, как следует раз рубить „Гордиев узел". Главный инженер фиьта М. М. ШОШИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz