Полярная правда. 1935, июнь.

В сутки проходило два—три поезда. Вагоны, как и паровоз, маленькие и маломощные. А самая северная станция—Мурманск была совсем не­ приглядна, и жизнь здесь шла тихо и спокойно. Степан Шкута — составитель— скучал по работе. Он в смену обра­ батывал 60 вагопов. Этого хватало лишь на 2— 3 часа. Степан был не­ доволен. — Дорога пропадает, — не раз говорил он. У себя па Уторгоши и то веселее. Па всей стапцпп было 50 чело­ век, да и в депо работало пе боль­ ше. В 1924 году па линии Мурмапской дороги появились мастера. Опи исправили путь, мосты. Вскоре в Мурманск пришел первый мощпый паровоз «ЭИІ». Шло время, стал оживать Север, забила жизнь ключем и па дороге. В Мурманск шли грузы па экспорт, отсюда уходили грузы, прибывшие из-за границы. Работы становилось все больше и больше. ... В 8 часов утра па станцию собираются составители, сцепщики, маневровые машинисты. Сегодня горячий день. Прибудут 7 товарных поездов, два пассажирских, уйдет отсюда пе меньшее количест­ во поездов. Степана Шкута бросают на са­ мый боевой участок. Он самый опытный составитель станции. КРУПНЫЙ УСПЕХ КОМПАРТИИ ПАРИЖ, З.В торой тур выборов в Генеральный совет департамен­ та Сены закрепил успехи комму­ нистов, достигнутые ими на муниципальных выборах и в первом туре выборов в Гене­ ральный совет. Коммунисты, быв­ шие до выборов одной из самых малочисленных групп в Гене- альном совете (было всего 7 ком ­ мунистических советников), стали самой многочисленной группой. Из 140 членов Генерального совета компартия имеет 33. Даже „Эко де Пари* признает, что антифашистские лозунги ком­ партии пользуются успехом не только среди рабочих, но и среди значительных слоев мел­ кой буржуазии. ГОТОВЯТ НАСТУПЛЕНИЕ НА ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ ТРУДЯЩИХСЯ ВЕНА, г. По сообщению швей­ царского агевтства, на плебисците по вопросу о законопроекте об „иници­ ативе по борьбе с кризисом- в ко­ тором участвовало 84 процента, имеющих право голоса, за принятие законопроекта голосовало 426’ тыс. против 560 тысяч. Таким образом отклонен этот проект, предложен­ ный социал-демократами и под­ держанный компартией. Он преду­ сматривал дополнение к конституции пунктом, обязывающим правитель ство принимать особые меры для борьбы с кризисом и его послед­ ствиями с целью защиты в первую очередь интересов трудящихся. Бур жуазная печать, правительственные и фашистские организации вели широкую демагогическую кампанию против законопроекта. ПИСЬМО М. ГОРЬКОГО РЕДАКЦИИ „ПОЛЯРНАЯ ПРАВДА" *) Уважаемые т о ва рищ и ! JI Ю 4 . C m В маленькую станционную из­ бушку еще только пробивались пер­ вые лучи восходящего солнца. Пер­ вым нарушал ночную тишину в этом домике седовласый старик — переездный сторож Василий Федоро­ вич Шкута — отец большого семей­ ства. — Ишь, непоседы. Спите! Ну, что ж, батька сам пойдет на линию, — бормотал про себя старик. Но батька ошибся. Только стоило ему одеть засаленную кепку желез­ нодорожника, как Степка, Мишка, Николай, Сашка и даже маленькая Анна окружали его и вместе с пим готовились к встрече проходящего поезда. Старик был добр и строг. И ко­ гда между оравой его ребятишек на­ чинались споры, кому сегодня нести сигнальный станционный флажок, он сердито прикрикивал на самого задорного — сорванца Мишку. — Ну, Мишка! Отдай флаг! Че­ ред не твой! Степан Шкута, ка;; никто другой, хорошо знает путевые ветки, иду­ щие от главного станционного путп па предприятия Мурмана. Когда Шкута ведет состав на ветку 46-го километра, он больпт? пяти вагонов сразу пе пустит. Путь там уклони- стый и вагоны могут попасть в ту­ пик. А на 4-ыіі дровяной путь без нодклиньев вагоны пускать нельзя. Уж будьте спокойны, Шкута ава­ рии не сделает. Он знает пути, как свои пять пальцев. Шкута скуп на разговоры. И ко­ гда у него спрашивают, как же ты работаешь без брака в формирова­ нии составов, как же у тебя не бы­ вает простоев вагонов, как так, что у тебя никогда пет аварий?—он от­ вечает: дело любить надо. Шкута работает с любовью к де­ лу. Шкута вел состав по 5-му стан­ ционному пути в порт. Это было в апреле. Как и всегда, он два раза снроспл диспетчера — свободен ли путь. Получив утвердительный от­ вет, он дал машинисту сигнал от­ правления. Паровоз прошел через южпый мост. Шкута стоял на под­ ножке машины и смотрел вперед. В это время с северной стороны на этот же путь в’езжали 25 вагонов. Не доглядел бы Шкута, и вагоны пошли бы под откос. На прицепке у паровоза — 10 вагонов. Шкута, как обычно, стоит на паровозе и внимательно смотрит I вперед. Путь уклонистый. Шкута дает сигнал машинисту — тихий ход. Впереди он заметил неверно с т о ящ и й фонарь. Сигнал машинисту — ход еще тише. Шкута спрыгнул с машины, и быстро добежал до стрелки. Авария была бы неминуе­ ма. Шкута быстро всадил ручку стрелки в гнездо, приставил перо к рельсам, вскочил на машину и со­ став провел благополучно. Один за другим на станцию при­ ходят поезда с грузом. Груз для рыбников, Севморпути, Судоремонт­ ного завода — для промышленности Мурмана. Надо быстро расформировать со­ став, быстро подать вагоны под вы­ грузку, да так, чтобы не было про­ стоев. Прежде, чем приступить к работе, Шкута осмотрит путь, при­ мерит, куда лучше подать вагоны, откуда удобнее будет выгружать прибывший груз. Он так подгоняет состав, что уж потом вагоны раска­ тывать не надо. Состав, сформированный Шкутой, никогда не приходилось переделы­ вать. Степан Шкута, кажется, рабо­ тает медленно, но это только первое впечатление. Он всегда свою норму выполняет, а главное, качество его работы— отличное. Он сформирует вагоны, чтобы центры сходились то­ чно, чтобы равномерно по всему по­ езду были распределены тормоза, он проверит сцепные приборы, и ржавые или с трещиной никогда не пропустит. Он следит за этим очень I внимательно. Он учится сам и учит других. Окончив технический кружок, он сдал экзамен на «отлично». Нет дня, чтобы час-другой Шкута не по­ святил книге. У пего на дому биб­ лиотека. Здесь книжки о сигнализа­ ции, памятка составителя и друг. Как то Шкута позвал к себе на­ чальник станции. — Вот тебе, Шкута, новый уче­ ник — Чеборев по фамилии,— ска­ зал начальник. — Парень хороший. Учить работе надо. Степан Шкута не впервые полу­ чал ученика. Через некоторое время Чеборев стал составителем. Шкута учил его работе, правилам сигнали­ зации, показывал, как лучше фор­ мировать состав, говорил ему: всегда будь внимательным, осмотри, да не один раз, путь, прежде, чем пу­ скаешь вагоны. Аварий быть не должно. , ... Составителя Степана Шкута наградили значком ударника Сталин­ ского призыва. Оп с гордостью носит этот почетный зпак железнодорож­ ника. Составителя Шкута любят на станции. Любят за скромность, за уменье работать, за любовное отно­ шение к делу. ... И когда изредка Степан пишет своему отцу в далекий Уторгош, он обязательно скажет о делах станци­ онных, о работе, о том, чт ему — переездного сторожа, ныне со­ ставителю,—выдали премию и об’я- вили благодарность. Гр. сожин. Сильное землетрясение в Белуджистане Германский меморандум Франции «День» ваш получил и прочитал. Нет, это не то, что надо, не то , о чем я говорил. Вы показываете рабочий день вашего города и края, а я говорил о необходимости дать день всех республик и автономных областей Сою­ за. И если все города, все края нашей страны начнут, так, как вы, по­ казывать свои дни, это будет значить, что большая тема разорвана на куски. В Армении, Грузии, на Дальнем Востоке и т . д. «Полярную правду» не читают. Надобно сделать такую книгу о советской буд­ ничном рабочем дне, чтоб ее прочитал не только весь Союз наш, но и красноармейцы Китая, революционеры Испании — все наши друзья. И чтоб враги тоже понюхали, чем пахнет наш день, а пахнет он гибелью им, врагам. Книга эта работается. Работается и другая «День мира»— буржу­ азного мира. Крепко жму Ваши руки, товарищи. Май 1935 г. КРЫМ. М. ГОРЬКИЙ. д и М у р м а н а ----------- ------------- О т л и ч н и к епан Ш к у т а на станции у железнодорожной ли­ ни. ЛОНДОН, 3. Вчера в Белуд­ жистане (Индия) произошло но­ вое землетрясения, сопровождав­ шееся вулканическими извер­ жениями в горах в 40 милях от Кветты. Новые толчки при­ вели к новым обвалам домов, доступ в Кветту закрыт из опа­ сения эпидемии. Спасательные работы прекращены. По имею­ щимся данным, в Белуджистане убито 40 тысяч человек, из ппх 26 тысяч в Кветте. Все дома гражданской части Кветты срав ­ нены с землей. Разрушены зда­ ния военно-воздушного флота. Из 27 самолетов можно исполь­ зовать только 6. Германия готовится к войне КАУНАС (Ковно), 2. По сообще­ нию из Берлина, там обсуждается проект постройки подземных укреп­ ленных убежищ. Предполагается снести оперное здание, построить площади и ряд правительственных зданий, которые будут простирать­ ся на одинаковую [глубину и высо­ ту. Образцом служат подземные своды строящегося в Мюнхене .Ко-, ричнѳвого дома*, в подземельях кото рого будут оборудованы помещения д л я укрытия от воздушной бомбар­ дировки. ПАРИЖ. 2. Печать сообщает о содержании германского меморан­ дума, отправленного «Франции, Анг­ лии, Италии и Бельгии относитель­ но советско-французского договора. По словам яЭвр“, Германия, считая Локарнскпи пакт закрытым соглаше­ нием между Францией, Германией, Англией и Италией, полагает, что всякое новое обязательство одного пз уч?.стнпков пакта затрагивает остальных участников. Герман-я особо останавливается на том пре­ дусмотренном советско-французским договором случае, когда для Фран­ ции и СССР имеется возможность оказывать взаимную помощь, если Совет Лиги не придет ни к какому решению. Ііа этом основании гер ­ манское правительство утверждает, что советско-французский договор является военным союзом. Герма­ ния указывает также, что в франко- советском договоре не предусмотре­ ны и не оговорены права и обязан­ ности гарантов Локарнского пакта на тот случай, если Франция, буду­ чи обязана помочь СССР, подверг­ шемуся нападению, должна будет вступить в войну с Германией. Из этого Германия зак ючает, что франко-советский договор затруд­ няет заключение воздушного пакта и делаеі невозможным многосто­ ронние договора о безопасности. „Эко де Пари* пишет: Цель гер­ манской политики заключить с за­ падными государствами договор который заставит Францию замкнуть­ ся в нейтралитете, гарантированном Англией и Италией, к гда Герма ния решится напасть на СССР и Придунайские страны. Заключая договор с Советским Союзом мы отбросили эту комбинацию и под­ твердили, что мир неделим". Из избушки выходил старик Ва­ силий — иереездпый сторож станции Уторгош, за ним Мишка, Степка, Николаи — все его семейство. И детство и юность Степан, как и братья его, и сестра Анна провели Так по наследству Степан Шкута стал железнодорожником. Да н не он один. Брат Николай стрелочник, Михаил— артельный староста на пу­ тях, Александр — сцепщик, а сест­ ра Анна замужем за артельным ста­ ростой. Василий Федорович и поныне жи­ вет на Уторгоши в станционном до­ мике. Сыновья его разбрелись по свету. ... Восемь суток добирался Степан Шкута аз Питера в Мурманск. Это было в 1921 году, когда его посла­ ли па работу, на далекий Север. Американский паровоз «^М» — кѵкушка, еле-еле тянул за собой 8 маленьких двухосных вагонов. А рельсы дрожали, казалось, вот-вот они не выдержат тяжести небольшо­ го пассажирского состава. На стан­ циях поезд встречали дежурный в красной кепке и еще два— три че­ ловека. А уж за Кемью стало совсем безлюдно. Дорога была безжизненна. НА СНИМКЕ: Новые пристани, сооруженные в Нью - Йоркском порту для новых крупнейших океанских пароходов «Нормандии» и «Квин-Мзри». ОТЛИЧНАЯ РОЖЬ В селе Антоновке Херсонского р-на на некоторых участках рожь уже выше челззечзского роста. Отличному росту посевов способствовали обильные весенние дожди. НА СНИМКЕ: Агроном Херсонской Зональной станции т . Левицкий с колхозниками тт. А. Н. Гар- куша и П. А. Олифиренко осматривают рожь, посеянную по лущевке. Фото Петражнцкого » Ответная телеграмма Исмета Иненю Г о с п о д и н у М О Л О Т О В У , п р е д с е д а т е л ю С о в ет а Н а р о д н ы х К о м и с с а р о в Горячо благодарю Ваз за искрен­ нее участие, которое Вы приняли в большом горз, испытываемом всеми нами в связи с тяжелой утратой ВАСЫФ ЧИНАРА, одного из благо­ роднейших сыноз турецкой респуб­ лики. Прошу Вас принять и пере­ дать Совету Народных Комиссаров выражение искренней признательно­ сти от правительства республики за участие, принятое в его трауре. ИСМЕТ ИНЕНЮ. Телеграмма мининдела Турецкой республики Г о с п о д и н у Л И Т В И Н О В У у Н а р о д н о м у к о м и с с а р у п о и н о с т р а н н ы м д е л а м Весьма тронутый телеграммой, ко­ торую Вы мне прислали в связи с преждевременной кончиной моего со­ ратника и друга ВАСЫФ ЧИНАРА, прошу Вас принять мою самую глу­ бокую благодарность. АРАС. К 20-ЛЕТИЮ ОКТЯБРЯ В Ы С Т А В К А Ж И В О П И С И И Н Д У С Т Р И Я С О Ц И А Л И З М А * МОСКВА, 3 (ТАСС). 2 июня состоялся общемоековский слет художников, посвященный подго­ товке к выставке „Индустри я с о ц и а л и зм а . Слет открылся выступлением председателя Оргкомитета вы­ ставки „Индустрия социализма44, заведующего отделом печати ЦК ВКП(б) т. Т аль , который указал, что перед художниками стоит ответственная задача создать к исторической годовщине 20 ти летия Октября такие произведе­ ния искусства, каторыеостались бы жать в веках. ПОНИЖЕНИЕ ПОДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГИНСТАЛЬМОСТА, КАК НЕ ГАРАНТИРУЮЩИХ ОСВОЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ МОСКВА, 3. Для производст­ ва 75-ти тонных крапов зам. Наркомтлжпрома т. К а г ан о ви ч поручил Гинстальмоету (Инсти­ тут по проектированию сталь­ ных конструкций и мостовых сооружений) в самом срочном порядке изготовить чертежи го­ товой конструкции. Гпнсталь- мсст потребовал на эту работу сначала 7,5, а потом 4 месяца. Считая такой срок безусловно чрезмерпо преувеличенным, Нар­ ком тяжелой промышленности тов. О р дж о н и к и д з е поручил данную работу начальнику Кон­ структорского бюро Главвагон- прома Т р а ви н у , который со своим коллективом инженеров и техников выполнил эту рабо­ ту в 23 дня, чем доказал всю неправоту работников Гинсталь- моста. Считая работу, проделанную коллективом Т р а в и н а образцом, достойным советского передового т е х н и к Орджоникидзе в при­ казе Наркомтяжпрома об‘явил благодарность работникам Цен­ трального вагонно конструктор­ ского бюро Главвагонпрома и премировал их месячным окла­ дом. Т р а ви н премирован легко­ вой автомашиной. Считая, что руководители Гинстальмоста Б у х г а л ь т е р , А б ­ рам о ви ч , А л е к с анд р о в и Ban н а не соответствуют занимае­ мым ими должностям, не га­ рантируют освоения новой тех ­ ники большевистскими темпами, тов. О р дж о н и к и д з е приказал отстранить их о г занимаемых должностей и направить в рас­ поряжение директора Верхие Салдинского завода Стальмоста для использования в качестве конструкторов. ШАХТА им. ОГПУ ПЕРЕШЛА НА РАБОТУ БЕЗ ДОТАЦИИ ІПАХТЫ, 3. Крупнейшая в Союзе шахта имени ОГПУ пе решла на работу без дотации Она дает до 4 тысяч тонн угля в сутки. ; раурная церемония в турецком посольстве МОСКВА 3. (ТАСС) В турец­ ком посольстве в Москве 3 ию- пя состоялась траурная церемо­ ния, посвященная памяти без­ временно скончавшегося посла Турецкой республики ВаСЫф Чй- нгра. Гроб с телом покойного уста­ новлен в зале посольства. Во­ круг большого постамента много­ численные венки из живых цве­ тов. На траурной церемонии при­ сутствуют представитель пред­ седателя ЦИК СССР т. Калини­ на—т. МЯГК'Й, товарищи ВОРОШИЛОВ, Литвинов, Розекгольц, Ѵрістиишй- Стомонякоз, Уншлш, Егоров,Буденный Орлов, Злнава. В полном составе дипломатический корпус и воен­ ные атташе иностранных госу­ дарств, представители советской и иностранной печати и другие. В строгом молчании собравшие­ ся чтят память покойного посла Турецкой республики. Траурная церемония длятся один час. Проходя мимо гроба, все присутствующие прощаются с покойным послом Турецкой республики Васыф Чинаром и медленно покидают зал. УСПЕХИ СОВЕТСКОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ 75 НОВЫХ ВС ЕСОЮ ЗНЫХ Д О С Т ИЖ Е Н И Й За последние 2 месяца совет­ ские физкультурники установи­ ли около 75 новых всесоюзных достижений по плаванию, лег ­ кой и тяжелой атлетике, в том числе ряд рекордов, превышаю щпх мировые. Ашхабадский динамовец Л я ­ х о в установил в различных ви­ дах метаний 19 рекордов. Но вый мировой рекорд в толкании ядра в сумме рук установлен чемпионессой СССР киевлянкой Б о р и с о в о й . По плаванию чемпион СССР Б о р и с о в устаповил одно дости­ жение, превышающее мировой рекорд и одно, превышающее европейский рекорд. •) О т р е д а к ц и и : Речь идет о выпущенном 27-го апреля с. г. редакцией .Полярная правда" специальном номере, посвященном показу дня Кольского полуострова. ------------------- ' * ХАРЬКОВ— МОСКВА— ХАРЬКОВ П РО БЕ Г ТЯГАЧЕЙ С Д И ЗЕЛ Ь -М О ТО РАМ И ХАГЬКОВ, 3. Вернулись из пробега Харьков—Москв і—Харь ков тря трактора-тягача с ди зельмоторами марки ХТЗ. Путь до Москвы тракторы прошли за 60, а обратно за 63 ходовых часа. Тракторы были испытаны на вспашке. Она производилась че тырехкорпуснымп плугами паглу бину до 25 см. со скоростью 7 кило­ метров в чае. Качество вспашки прекрасное. Харьковскому заво­ ду дано задание выпустить в 1935 г. -500 тягачей с дизелями. ПЕРВЫЕ РЕВИЗОРЫ ДИСПЕТЧЕРЫ МОСКВА, 3. 3 июня по же­ лезной дороге выехали первые ревизоры диспетчеры НКІІС, введенные Народным Комисса­ ром путей сообщения тов. К а ­ г а н о в и ч ем для контроля и орга­ низации быстрейшего продвиже­ ния товарных поездов в решающих направлениях железнодорожных линии. Ревизоры диспетчеры бу­ дут работать преимущественно по методу К у т а ф и н а (следова ние непосредственно с поез- дами). Перед от'ездом ревизоры-дис­ петчеры были приняты Народ­ ным Комиссаром путей сообще­ ния тов. К а г ан о в и ч ем . ВЕСЕННЯЯ ПУТИНА ' ЗА 2 МЕСЯЦА 3.860 тыс. ЦЕНТНЕРОВ РЫБЫ МОСКВА. 3. Но неполным данным Главного управления рыбпой промышленности, за 2 ме­ сяца весенней путины добыто по Союзу свыше 3.8В0 тысяч центнеров рыбы. Квартальный план лова выполнен на 8(5 проп. НАВИГАЦИЯ ПО БЕЛОМОРСКО­ БАЛТИЙСКОМУ КАНАЛУ ПЕТРОЗАВОДСК, 2. Вьггозеро полностью очистилось от льда, мешавшего до спх пор сквозно­ му плаванию судов по Беломор­ ско-Балтийскому капалу имени Сталина. На канале открывает­ ся навигация— от Медвежьей Го­ ры в первый сквозной рейс до Сороки выходит пароход „К а р л М аркс " . КОМСОМОЛЬСКИЕ ЗИМОВКИ МОСКВА, 3. В связи с огром- пым желанием молодежи рабо ­ тать в Арктике, Главное управ- лепие Северпого морского пути организует кроме двух, уже имею­ щихся, еще 3 комсомольских з и ­ мовки. Одна зимовка будет создана в Омолое около бухты Тикси, дру­ гая на Медвежьих островах в Восточно-Сибирском море, третья на Вайгаче. 1 ♦ ♦ ПЕТР I НА ВЕРФИ . СЦЕНА И З ПЬЕСЫ А. ТОЛСТОГО Помимо постановки на сцене, ро­ ман Алексея Толстого „Петр Пер- вый“ сейчас переделывается авто ­ ром совместно с режиссером Вл. Пет ­ ровым в сценарий для кино-фильма. По своим размерам постановка „Петра Первого*4 будет самой гран­ диозной в советской кинематогра­ фии. Уже строятся под Ленингра­ дом макеты старого Петербурга и старой Москвы. Изготовляются ко* стюмы эпохи Петра Первого и от­ бираются люди. В массовых сценах кинофильма будет занято несколь­ ко тысяч человек. Ставит кинофильм ленинградская орденоносная кинофабрика Лен- фильм.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz