Полярная правда. 1935, февраль.
t \ СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ОЕЗД СОВЕТОВ НА Т Р И Б У Н Е С ' ЕЗДА С О В Е Т О В РЕЧЬ ОТТО ЮЛЬЕВИЧА ШМИДТА Появившегося на трибуне с‘езда 1931 году замкнулось последнее 0. Ю. Шмидта с'езд встретил бур- звено, сейчас уже нет ни одного ными продолжительными аплодис- места на побережьп Ледовитого ментами, переходящими в овацию, океана, где бы мы не летали. Изуми- — Среди огромных достижений тельно высокие качества и предан- Советской страны за отчетный пе- ность советской стране доказали риод,—говорит т. Шмидт, —особен* наши летчики-герои, спасшие пас со но показательное место занимает льдины, работа на Крайнем Севере. Эта ра бота пользуете^ горячей поддержкой j всей нашей страны, пользуется боль шим вниманием заграницы, которая присматривается к нашим результа-, там. ; Недавняя эпопея „Челюскина" по казала всему миру, что за страна— страна Советов, что за страна— Союз, которым руководит комму нистическая партия во главе с то варищем Сталиным. [Аплодисмен ты). Стойкость коллектива челюскин цев, изумительные подвиги героев летчиков, все это возможно только в нашей стране. Я могу вам ска зать честно, перед лицом хозяина страны—Всесоюзного с;езда, что мы в тяжелых условиях лагеря не вы держали бы, если бы с нами не было страны Советов, если бы мы не знали, что наше правительство не оставит своих граждан, попавших в беду, если бы мы не знали, что наша страна—великая, богато во оруженная техникой, имеет замеча тельных людей и поэтому может нас спасти и спасет. (Аплодисмен ты). Мы бы не выдержали, если бы не знали, что мы и там. на далеком Севере, должны высоко держать зна мя страны Советов, там у нас ро дился лозунг „Превратить временный поселок на льдине в образцовый со ветский поселок4*. (А п л о д и см е нт ы ) . Мы пе могли бы выдержать, если бы у нас не было крепкой коллек тивной спайки вокруг высоко-авто ритетной коммунистической партии, если бы вся страна не продолжала нас поддерживать, нами интересо ваться, если бы мы не знали, что товарищ Сталин дает лично указа ния о нашем спасении, что один из лучших людей нашей страны, боль шой друг Арктики,—непосредствен но стоит у спасательных работ— В. В. Куйбышев. (А плодисменты). На работе в Арктике особенно ярко видна разница между нашей страной до революции и теперь, Население инородцы, как их называли в цар ские времена, было наиболее заби то, наиболее угнетаемо соединенным гнетом царских чиновников, куп- научной работе в Арктике, ( к п л о - главным образом, стационарному, ды, накопленного опыта, улучшения т. е. наши экспедиции, дойдя до от- связи и т. д .—дал нам огромные деленного Севера, заканчивают свою успехи. Никогда пе было столько работу постройкой полярной стан- пароходов в Арктике, как в этом ции, где на зиму и полярную ночь году. И все они, выполнив задания, остаются ученые, которые непре- вернулись обратно и ии один паро- рывно накопляют научный материал, ход сейчас не только не терпит Во всей нашей работе осуществ- бедствия, по вообще пе зимует вы- ляется тесная связь теории с прай - 1 нужденно в Арктике, тикой. Совершенно ясно, что брать-, В 1935 году мы сделаем дальней- ся за решение северных проблем, , шие решающие шаги. Мы предпола- за освоение огромных северных про -. гаем в 1935 году, правильно рас- сторов возможно только на основе ставив ледоколы, осуществить сквоз- высшей науки, глубочайшей науч- ное * плавание в обоих направле- ной работы, по эта научная работа ниях—с Запада на Восток и с Во- должна исходить не из абстрактного стока на Запад, проведя несколько увлечения знанием, а из тесной грузовых судов в обоих паправле- связи с нашими конкретными зада- ниях. чами. J ’ Особенно большое значение при соединяя усилия ученых и прак -1 обретает участок Северного морско тиков, наше государство в то же го пути в устьп реки Лены. Так как время располагает всей мощью тех- он особенно показателен для эконо- Iники, концентрированно держит для мичеекпх перспектив, то я па нем , себя весь ледокольный флот, авиа- остановлюсь несколько подробно. Ле- цию, радио-сеть и т. д. Если вспом- на - многоводная река с прекрас- .нить, что лучшие полярные пссле- ными притоками. И эта река—ни к дователи других стран могли соб- чему, пока она упирается в тупик— j рать в лучшем случае деньги от раз- Ледовитый океан. Но как только мы Iпых газет и отдельных капитали- доказали проходимость ледоколов, ?стов на спаряженпе небольшой шху | доказали, что с ледоколами могут ны, то у нас в Арктике в 1934 году итти грузовые пароходы, меняется ;плавали по научным и практическим вся экономика Якутии и всего бас- заданиям 10 ледоколов. Отсюда вы сеида реки Лепы. Два года под ряд, видите наш огромный масштаб и 11933 и 1934, несколько грузовых возможности, имеющиеся в нашей і пароходов проходили к устью Лепы. стране только потому, что она не Насколько это новое явление в смыс- страпа капиталистическая, а социа іле экономики края, об этом свиде- УТРЕННЕЕ ЗАСЕДАНИЕ 31 ЯНВ А Р Я Третий день продолжаются п р е - , Особо т. Маіарадаѳ останавли- ния по докладу товарища Молотова. |вается на задачах развития куль- Рабочие, колхозники, директора туры чая. Это самая трудоемкая предприятий, руководители местных культура, требующая больших сил и центральных организаций все- и средств. Но в настоящее время сторонне обсуждают работу прави- созданы все условия для того, что- тельства. Единодушное одобрение бы обеспечить Советский Союз ее—вот основной тон всех вы- собственным чаем, стѵплений. j На очереди—всемерное расшире- Утреннее заседание с‘езда сове-,ние цитрусовых насаждений. К осу- тов 31 января открывает тов Му- 1ществлению этой проблемы должно оабѳков. (быть привлечено большее внимание Первое слово получает Народный союзных организаций. Комиссар Водного Транспорта Сою-1 — Трудящиеся Грузии,—закан • за тов Пахомов. Ічивает речь Махарадзе,—хорошо Характеризуя успехи водного:понимают, что успехи республики транспорта за эти годы, оратор достигнуты с помощью всего Союза подчеркивает, что эти успехи еще и нашей ленинской партии во гла- Мы готовимся в 1935 году к^го- лнстическая. Особенно большую роль в подхо де к проблемам Арктики играют очередность в работе, увязка рабо ты между собой. Конечно, на этом тельствует то, что когда первая пар крайней крайне недостаточны. Вод ный транспорт у нас отстает больше, чем железнодорожный. Главная при чина в том, что суда простаивают ог ромное количество времени. Прора ботав месяц - полтора, судно в разгар павигацпи становится на длительный ремонт. Необходимо, чтобы зимний судоремонт произво дился особенно тщательно. Еще не упорядочены погрузка п разгрузка, надо ускорить оборот грузов. Весьма распространена в речном флоте сезонность. Нужно перейти к созданию по стоянных кадров, паладить пере квалификацию водников. Сейчас этому положено начало, в этом на правлении нужна поддержка мест- му, чтобы окончательно разведать огромном пространстве, равном од- трассы и в 1936 будет проложена, ной четверти Советского Союза, сквозная, регулярно действующая' можно так и или иначе распреде- аэролинпя как по берегу Тихого, лить материальные средства, но океана до Берингова пролива, так и по всему побережью Ледовитого океана. В царское время были ледоколы, но они использовались нелепо, не умело, почти только для подвоза снарядов Архангельскому порту. Сейчас наши ледоколы совершают плавание к устьям Оби, Енисея и Лены и сквозные походы через весь Ледовитый океан без зимовки, как „Сибиряков" и „Литке". В царское время научная рабо та была чахлой, заброшенной, от дельные ученыъ не могли себя проя- далекого Севера—все вить. Сейчас на Севере, по едино душному признанию лучших миро вых авторитетов, СССР является ведущей страной во всем мирд по тпя пароходов прошла в Лену, то \ организаций. Нужно добиться. цов - живодеров, население сплошь неграмотное, уменьшающееся в чис ленности. Теперь расцвели не толь ко большие народности, как якуты, имеющие свою цветущую республи ку, не только народности средней величины, как ненцы, чукчи, имею щие свои национальные округа, етроящие свою национальную куль туру в созвучии со веем ростом со ветской культуры, а даже такая не большая народность, как эскимосы, которых у пас насчитывается не сколько тысяч, имеют сейчас школы на своем языке, имеют сплошной охват детей школой, быстро наго няют остальные народности, резвер* тывая могучие таланты, которые в них воспитала тысячелетняя тяже лая борьба с природой. В царское время экономика Се вера представляла собой не только пустое место, но даже не было на дежд на ее развитие. После того, как в XVII—XVIII веке разграбили топаіпіше богатства Севера—собо линые меха,—перестало интересо ваться этой окраиной царское пра вительство и даже попытки более передовых слоев, как сибирский ку пец Александр Сибиряков п дру гие, не могли пробить толщу бюро кратизма царского правительства. Попытки наладить вывоз сибир ских богатств через сибирские ре ки и Ледовитый океан так и оста лись неосуществленными, а сейчас, в последнем, 1934 году с Оби и Енисея грузооборот через океан со ставил более 100 тысяч тонн, в том числе 94 тысячи тонн ценнейшего экспортного леса. В царское время понятия не имели о минеральных богатствах Севера. Сейчас мы знаем, что в ог ромном числе точек имеются поли металлические руды, имеется уголь, достаточный для развития хозяйст ва на Севере, производится уже бу рение на нефть. В царское время была с трудом построена одна полярная станция, и то ее собирались закрыть, не включив в смету 1917 года. Сей час у нас 39 полярных станций по берегу, по островам п более 30 еще в тылу на материке. Станции на столько оснащены в смысле радио, что, как вы знаете, связь между Москвой и нашим ледовым лагерем протекала бесперебойно и регу лярно. В царское время не было авиа ции на Севере. Сейчас совокупны ми усилиями наших летчиков все северное побережье облетано. В ди см е нты ) . Признавая наши успехи в Аркти ке, иностранцы (как мне, так и мно гим приходилось говорить во время кругосветного путешествия, возвра щаясь со льдины в Москву), отдавая нам должное, недоумевали, в чем причины наших успехов. Искали причин в технике. Говорили: „Хоро шая у вас авиация, умеете управ- можно легко растеряться, сделать лишь частично полезное, не дви гаясь в общем вперед. Здесь важно нащупать решающее звено, нащу пать тот ключ, который открывает проблему в целом. Наша победа г» значительной стеиенп связана с тем, что ключ был найден и выдвинут лич но товарищем Сталиным в виде идеи сквозного плавания по Северному морскому пути. После ряда лет подготовки, в 1932 году, впервые на ледоколе „Сибиряков" прошли этот путь без зимовки. С изумительной чуткостью и остротой взгляда товарищ Ста лин через несколько дней после на шего возвращения ставит вопрос о не было речного флота, чтобы под нять грузы выше по реке: пришлось перебрасывать речной флот с Оби и Енисея через лед. 15 будущем году мы предполагаем для нужд Якутии, не считая наших оперативных пужд, морским путем направить более десяти тысяч тонн. При редкости паселепия Якутии это уже большая цифра. Технически мы могли бы еще больше продвинуться вперед, но нехватает тоннажа. Наши самолеты зимою осущест вляют крупные шаги вперед. Летом мы уже хорошо умеем летать в Ар ктике. Эпопея „Челюскина" пока зала, что наши лучшие летчики могут летать ранней весной при са мых неблагоприятных условиях. Этот успех мы хотим закрепить, проложив зимнюю трассу, проводя зимние линии, переводя летние ли нии па работу и зимой. На-днях наши летчики: тт. Молоков, Алакоѳав, Водопьянов и Фарих отправляются том, чтобы поднять это дело на ог- на зимние полеты в Арктику. В ромную высоту, выдвинуть, как са мостоятельную большую задачу, об разовать особый орган—главное управление Северного морского пу ти—и поручает в кратчайший срок окончательно проложить и освоить Северный морской пут ь, держать его в сохранности. Этот путь не только дает новую связь водным путем между Западом и Дальним Востоком, хозяйство и лять ледоколами. Хорошие у вас) оборону которого мы так усиленно ученые". Это все верно, но эти иностранцы не могли договориться 1935 году мы совершим несколько больших перелетов на большие рас стояния, чтобы подготовиться к от крытию двух линий по побережью Тихого и Ледовитого океанов. Наш речной транспорт отстал в развитии от морского транспорта, мы подготовляем сейчас речиое су достроение. Уже на Лене, Оби, Ени сее работают верфи, увеличивают тоннаж речного флота. до основной сути, которую мы то понимаем. Техника—в руках людей. Люди решают всюду и в Арктике решает то, как они организованы, чем вдохновлены, под чьим руко водством работают. Осиовиым условием победы, основ ной причиной паших успехов в Арктике было то, что эта работа с самого почала проходила под са мым пристальным вниманием Цент рального Комитета пашей партпи и товарища Сталина в особенности. Успех нашей работы н в том, Что мы организованы, как один из от рядов могучей армии трудящихся страны социализма. Только при этом общем условии возможны были па ши успехи. В самом деле, каковы основные методы, которые нами применялись? Методы эти возможны только в на шей стране. Они подтверждают, что не случайио успехи наступили в стране Советов. Они не могли быть в капиталистической России и те перь не могут быть в капиталисти ческих странах, работающих также в своей доле Арктики. Прежде всего, наша работа про никнута глубокой плановостью. Вы ли до нас замечательные исследо ватели Арктики, изумительные лю ди: Нансен, Амундсен, Пири и дру гие изумительные люди, но работа их не дала тех результатов, кото рые могла бы дать. Они совершали разрозненные отдельные экспедиции на Север, не связанные между со бой, лишенные преемственности, об рывающиеся на своих результатах. Мы же положили в основу плано вость, ту плановость, которая дала нам победу первой пятилетки. В рам ках плана первой пятилетки имелся пятилетний план изучения и освое ния Арктики, составленный особой правительственной комиссией под председательством С. С. Каменева. * Осуществление этого плана при вело к тому, что мы отказались от отдельных экспедиций и перешли к непрерывному изучению Арктики, На основе решения транспортной укрепляем. Этот Северный морской проблемы увеличивается добыча уг- путь связывает цептры Советского ля,—можно ожидать перевыполне- Союза с сибирскими реками, река- ния плана, увеличивается добыча ми Азии, а через пих—с Якутией рудных и нерудиых полезных пско- ц другими, трудными в транспорт- паемых. пом отношении, республиками, края- Мы получили за последнее время мп и областями. Если есть возможность наладить шей работы, в виде политотделов, товарищ чтобы первые месяцы навигации загружались полностью. Нужно по думать также о расширении судо строения. Речная промышленность наркомтяжпрома, как правило, не выполняет утвержденной правитель ством программы. В заключение тов. Пахомов го ворит, что правительство и тов. Сталии уделяют большое внимание работе водного транспорта. Водники должны стать достойными рапорто вать стране о том, что водный транспорт перестал быть тем участ ком, о который спотыкается паша экономика. ѣ ш г - : ТОВ. ПАХОМОВ ве с товарищем Сталиным. И мы имеем все возможности к тому, что бы преобразовать Грузию в жемчу жину Советского Союза. Внимательно слушает с‘езд речь председателя Госплана СССР т. Меж- лаука, посвященную задачам второй пятилетки по выполнению наметок первых двух лет пятилетнего плана. Усилиями миллионов трудящихся, правительства и партии задачи пер вых двух лет второй пятилетки, под руководством' товарища Сталин», выполнены. За это время в нашей стране произошли огромные с д в и г и . Уже в прошлом году народный до ход возрос до 56 миллиардов руб лей, из которых 96 проц. приходит ся на долю социалистического сек тора. Это является яркой иллюстра цией изменения социальной струк туры Советского Союза, блестящий анализ которого дал в своем докла де товарищ Молотов. Заметно улучшилось благосостоя ние трудящихся. Уже в 1934 году средпяя заработная плата трудяще гося нашего Союза, которая по пла ну должна была составить 1755 руб лей в год, достигла 1793 рублей. Фонды, направляемые на культурно- бытовое обслуживание рабочих, в 1935 году составят 7580 миллионов рублей. Данные, собранные по 83 тысячам колхозов, покавывают, что за два года второй пятилетки мы имеем огромный шаг вперед иа пути к зажиточной и культурной жизни. — В то время, как тяжелая про мышленность перевыполнила намет ки пятилетнего плана,—отмечает товарищ Межлаук,—а пищевая про мышленность близко подошла к их выполнению, легкая промышлен ность отстает. — Третий год пятилетки,—про должает оратор,—явится годом даль нейшего освоения природных бо гатств, которые в царской России лежали мертвым капиталом и теперь в Советском Союзе оживляются не виданными темпами. Второй пятилетний план преду сматривает огромные мероприятия по народному образованию, здраво охранению, коммунальному хозяй ству. • Основные задачи нам ясны, и под мудрым руководством товарища Ста лина,—заканчивает под аплодис менты т. Мѳжлаук,—они будут вы полнены. С большой речью выступает Ilap- огромных успехах Дальнего огромное орудие для улучшения на- ком Легкой Промышленности СССР Востока рассказывает с‘еадт тов. т т т т "пГ'"' ,,т ” — ---- Любимов. Он говорит о Крутов транспорт, то получается реальпая Это орудие, оправдавшее себя па t значительных изменениях, которые база для того, чтобы раскрыть пол- других участках и в сельском хо- постыо производительные силы Се- зяйстве, на нынешнем этапе уже вера, его рудники, его металлические сыгравшее свою большую роль, на и пеметаллнческие ископаемые, его Севере только приступает к работе, пушные, рыбные и зверобойные бо- имея положительный опыт в сель- гатства, богатства оленьих стад. Iском хозяйстве и продолжающийся Транспортная проблема решает, j опыт на транспорте. Вез пее за Север не взяться. Что ' Теперь мы вооружены техничзски, научно - политически. Теперь мы можем взяться пе только за морской путь, но за всю террито рию севернее 62 параллели, кото рая составляет одну четверть Со ветского Союза по площади. Теперь мы можем реальпо помочь местно му населению в области оленевод ства, области зверобойного промы сла, в смысле механизации рыболов ного дела. Мы сможем помочь на селению речным транспортом, заво зом необходимых орудий, массовых же мы имеем на сегодня, каково сегодня состояние этого вопроса? Сеть полярных станций уже до статочная, чтобы в любом углу Арктики корабль или самолет мог иметь падежную радиосвязь. Мы продолжаем качественно улучшать эту сеть, количественно она в основ ном разрешена. Мы имеем карту морского пути, над которой продол жаем работать, продолжаем откры вать новые острова, моря, еще не насквозь исследованные. Мы сейчас делаем большую работу, чтобы об- товаров в далекие места’ тундры, ставить Ледовитый океан маяками и знаками. Мы имеем уже на се годняшний день несколько оборудо ванных портов, например, Игарку и порт на острове Диксон. Мы продолжаем обеспечивать Се верный морской путь строительством портов и угольных баз. Вам изве стно, как ответили партия и прави тельство на гибель полуледоколь- ного парохода .Делюскин",—строят ся два „Челюскина" и ряд других пароходов для Севера. Для того, чтобы не было больше такого слу чая, когда нет поблизости ледоко ла, чтобы притти па помощь судну, временно терпящему бедствие, то, по предложению товарища Сталина, заложено в верфях Ленинграда и Николаевска строительство ряда но вых мощных ледоколов. (А плодис менты). Так, уже 1934 год, на основе изу ченности морей за предыдущие го- мы сможем перейти на Севере к развернутому товарообороту. Заканчивая, я должен сказать, что наша работа на Севере особен но душевно близка всей нашей произошли во многих отраслях лег кой индустрии за последние годы. Заново перестроены, например, та кие отрасли, как кожевеннообувная, трикотажная,- швейная. Однако, по отдельным отраслям легкой инду стрии мы еще отстаем от европей ской техники. Наша задача—изу чить и применить новые машины и технологические процессы. Важнейший вопрос—сырьевой. В 1935 году, благодаря заботам Цент рального Комитета и товарища Ста В крае вырастают повые города, сквозь тайгу и скалистые сопки прокладывается второй путь Уссу рийской железной дороги, успешно работают машиностроительные з а воды, быстро развиваются рыбное хозяйство, консервная промышлен ность. Идет напряженная борьба за освоение месторождений нефти и угля. Более 63 проц. крестьянских хозяйств, об‘единенпых в колхозы, обрабатывают 87 проц. посевных площадей всего колхозно-крестьяіг- лина, еще больше увеличивается ского сектора. * I ' л п л т / і г в п снабжение легкой индустрии хлоп ком п другими видами сырья. Однако здесь предстоит много ра боты. В частности, крайне низка урожайность, номерность льна на Урале и в Западной Сибири. Низок урожай хлопка па Северном ' Кав казе, в Азово-Черноморском крае, на Украине. За дальнейшее развитие сырьевой базы мы должны взяться .со всей энергией. Вместе с тем необходимо, — Советские границы на берегах Тихого океана,—продолжает т. Кру тов,' - бдительно охраняются бойца ми Особой Краснознаменной Даль невосточной армии и ни одна бело гвардейская гадина пе проберется на нашу территорию. Пусть хоро шенько запомнят наши враги, что трудящиеся края будут защищать советский Дальний Восток с моря, суши и воздуха. — Богатства края,—заканчивает и экономно расходовали сырье. Шумными аплодисментами ветре »мы пооеДим» потому что нас ведет ___ * тгг л /л г т іг г т і г и ч г ' т п п г ! ттт ..Ф А U Q П И ТТТ чает с‘езд председателя Централь ного Исполнительного Комитета За кавказской Социалистической Феде ративной Советской Республики Филиала Махарадзе, посвящающе го свою речь достижениям социа листического строительства Грузин ской республики. Под знаменем пар тии Ленина -Сталина Грузия, как и другие республики Закавказья, успешно строит свое хозяйство и культуру. Созданы новые отрасли промышленности: металлургия, ма шиностроение, текстильная, пище вая, строительных материалов. Воз- - ___ ____ чтобы предприятия легкой индуст-«под аплодисменты т. Крутов, мы стране, молодым и старым. Все мьь ри . (Поставили на службу ^оциализMjr^и живем интересами нашего огромно- го строительства, но к Северу— особенно душевное отношение. Это нас ко многому обязывает, это дает нам огромные силы. Наша работа на Севере имеет свою романтику, я не боюсь этого слова Мы не ни-' сатели, но мы -не против того, что бы романтика и под‘ем чувств были поставлены на службу нашего строи тельства. Мы работаем с под‘емом, с большевистской бодростью побе дителей. Мы не писатели, не поэ ты, но вся наша работа на Севере— это победная песнь в честь великой партии, это победная песнь в честь товарища Сталина. (Бурные апло-. ник новый очаг каменноугольной дисменты) [промышленности — Ткварчельстрой. любимый мудрый вождь—товарищ Сталин. . , — По предложению товарища Ста лина,—говорит т. Антипов (Комиссия Советского Контроля) 17- й с‘езд партии вынес решение о перестрой ке работы контрольных органов. Пе ред ними была поставлена задача— предупреждать возможные прорывы. В последнее время Комиссия Со ветского Контроля организовала н а блюдение за тем, как выполняется решение ЦК ВКП(б) о недопущении самочинного повышения заработной платы в связи с перестройкой систе- (ОКОНЧАНИЕ СМОТРЯ НА 3-й СТРАНИЦЕ) . I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz