Полярная правда. 1935, февраль.

„ВЕРИ ГУл РУССИШЕМА 7 РОСЕНIй 4 февраля пароход „Саккои, возвращаясь из Г у л л я с генеральным грузом, в Северной Ат лантике спас 12 моряко* с погибшего норвежского судна 9Фро *. Советские^ моѵяки в тяжелых штормовых у сло ви ях показали образцы мужества и большевистской стваги. Не считаясь с трудностями и риском, на небольшой спасательной ш попке они вышли в бурные воды океана и спасли команду погибшего судна. Тов. В ВЕДЕНСКИЙ — КА ПИТАН „САККО* "Нас било девять человек. Шлюп­ ка висела на талях. Мы сели в ш л ю п к у и тали начали травить. Пароход кренился, шлюпка ударя­ лась о борт судна. Пои первом со­ прикосновении с водой вельбот за­ рылся носом. И только тогда, когда мы попали на волну, были отруб­ лены кормовые тали, а носовые от­ дались сами. Мы отталкивались от „Сакко*, предохранялись кранцами от ударов о борт. В это время пароход дал задний ход и мы пошли полным ходом к *Фров. Шлюпка была в полном боевом снаряжении. Мы взяли с собой па­ рус. ведра, анкер с пресной водой, осветительные фонари, сигнальные ракеты, колпаки, бидон с маслом, галеты, пловучий якорь, спасатель­ ные круги и бросательные концы. Шлюпка Ле 1 парохода „Сакко4 при четырех гребцах, одном руле­ вом, под управлением старшего помощника, имея в резерве 3 моря­ ков. вышла в рейс: пароход „Сакко*— пароход „Фро44. Волны закрывали пароход, пере­ катываясь через его палубу, все время усиливая крен. Волнение в море было такое, что в отдельные моменты нельзя было достать вес­ лом воды. К самому борту „Фро4 подойти оыло нельзя. Из за сильного крена П Я Т Ь В С Т Р Е Ч рые в полубессознательном состоя­ нии, лежали на дне шлюпки. Нас было девять человек—девять „С’акко" шел нз Гулля с генераль- - - Капитан, ны предпринимаете советских моряков. Все мы не пер- ным грузом. Английский туман необдуманное решение. Спасение яый год плаваем в торговом флоте, поднимался над водой, но была ги кома.іды „Фро“ невозможно, Зачем Каждому из нас не раз приходилось хая безветренная погода. И только. жертвовать своими людьми? смотреть в лицо опасности. И никто на вторые сутки рейса разыгрался! Что мог я ответить норвежским из нас не струсил перед трудностью жестокий шторм, спасательной операции. не утихавший .до Когда шлюпка шла к пароходу самого Мурман- „Саккои и волны качалп нас по Ска. ухабистой морской дороге, мы дума- Во время пере- ли не о своем поступке не о пере- хода Гулль—Мѵр- песенных испытаниях. Все это было манск мы имели уже позади. Одна мысль была у нас: пять встреч с пор- как облегчить под-ем на судно ос- вежским парохо- лабших в борьбе C' бурным морем дом „Фро**. норвежских моряков. Первый р а з Вот уже и „Сакко44. Товарищи мы встретились с стоят на палубе и громко нас при- „фро:* в шхерах, ветствуют. А на правом борту мы Он шел из Бре- увидели спущенные концы и шторм- мена в Бодо в трапы. Советские моряки и здесь вест-фпорде с гру- проявилп свою заботу о спасенных, зом сельди. „Сак- II разве могло быть иначе. коа обогнал мФро„ Мы привязали норвежцев к концам и ѵшел далеко и так подымали их на судно одного вперед. за другим—всех двенадцать чело- Ночью в этот век “ же день около .. острова Лейбюрейф „Сакко4 в< Наш капитан «веденскип, как на- наякорь. д DOs 0pe подошел п „Фро", стоящий директор советского пред- также решивший отстаиваться. Это приятия, не успокоился до тех пор, была вторая встреча с .норвежцем44. пока не довел дело до конца. тром> когда стало проясняться, Норвежские моряки в порыве мы оонаРУжили, что наш сосед у.ье ушел. „Сакко снялся лоцманам. ^Спо­ рить с ними было бесполезно. Дока­ зывать им что ни будь, не было вре­ мени. Дела дока­ зали лучше слов героизм и способ­ ности советских моряков. >спех спаса­ тельных операций обеспечили исклю чительная дисцип­ линированность команды и ее ге­ роизм. В 9 часов ВЫСОКИМ КЛА СС РАБОТПЬі Решали короткие минуты. Нужно спасению экиаажа, так как „Фро’ было быстро спустить шлюпку, про братьея сквозь шторм к гибнущему не имел радио и сообщить о своем бедствии не мог. судну и, не считаясь с опасностью, Капитан погибшего судна благо- оказать немедленную помощь его команде. Каждый из нас понимал и труд­ ность задачи, и ее ответственность, но когда начали выявлять желаю­ щих итти на шлюіже—добровольцев оказалось больше, чем нужно. Я, как старший механик, несказанно горд тем, что в числе команды шлюп­ ки были механик Денисов и маши­ нист Зеиляничѳнко. Шлюпка ушла в море. На судне начали готовиться к встрече нор­ вежских моряков и наших отваж­ ных смельчаков. Вся команда выш­ ла на палубу, напряженно всматри- дарил за спасение экипажа „Фро4 и восторгался работой гребцов, их отвагой при спасении. Лоцмана, ведшие пароход „Сакко" говорили, что работа по спасению была гораздо рискованнее, нежели работа немцев при спасении нор­ вежской команды в декабре 1934 г. Экипаж Фро“, отдохнув и не­ сколько оправившись, перебрался в красный уголок, где появились жур­ налы и газеты. Радости норвежцев не было гра­ ниц. Они уже приготовили себя к гибели, так как ожидали помощи с 3 до 9 часов. Со слезами на гла- ваяеь вперед. Спускались концы и і зах они благодарили всех и каждо- шторм-трапы, топилась баня, при- го и говорили, что только нам обя- бирались каюты, судовой повар го- заны своим спасением и не могли товил отменный обед спасенным и 02 минѵты была спасителям. Ж отдана команда спустить шлюпку, в 9 часов 10 ми- Иагрудники мешали грести, вол­ на откидывала шлюпку назад. Мат­ росы Еливарое, Калинин, Никитине стал Боцман „Сакко(,—КУ5ПК . обнажился киль. Нас все время нес­ ло на судно, нужно было изо всех сил отгребать, чтобы не быть втянутым в водоворот на. месте ава­ рии. Увидев нас, норвежцы радостно закричали: — Вери гуд, русеише матросен!.. — Вери гуд, большевик!.. Первые норвежцы поднялись в шлюпку сами, а большинство при­ шлось подтягивагь на спасательных кругах. Последними мы подобрали капитана и штурмана. А водны продолжали перекатываться через судно и оно погружалось все глубже и" глубже. Когда „Фро“ скрылся под водой, мы услышали скозь свист непогоди- цы три протяжных гудка. Это про­ щался с погибшим судном наш „Сакко“ . Нужно было итти обратно. Мокрые и продрогшие, мы снова взялись за весла и с попутным ветром пошли к „Сакко“ . Норвежцы совершенно обессиленные, а некото­ глубокой благодарности и призна­ тельности крепко жали наши руки, обнимали, говорили фразы, которые мы не понимали. Но по выражению их лиц мы поняли, что они восхи­ щены отзывчивостью команды со­ ветского судна. Кочегар парохода „Фро4 Конрад Енсен рассказывал, что, узнав о ре­ шении капитана советского судна выслать спасательную шлюпку, он нисколько не сомневался в' успехе спасательной операции. Настолько велика была у него вера в силу и большевистское мужество граждан Советской страны. Эта вера завоевана героическими подвигами моряков „Советской неф­ ти , арктических завоевателей, ис­ следователей белых пятен на мор­ ской карте Союза. Рейс Гулль — Мурманск остался позади тысячами пройденных миль, напряженной борьбой со штормом в Северной Атлантике, спасением нор­ вежских моряков на 64° северной широты. Впереди—большая работа по выполнению плана зимних гру­ зоперевозок в Мурманском торговом порту. Обязуемся выполнить с че­ стью задание партии и правитель­ ства, никогда не отступать перед трудностями, всегда стремиться впе­ ред. Экипаж шлюпки № 1 паро­ хода „Сакко*: старший по­ мощник А. А* ТИМАН, парторг судия—матрос Т. Р. НИКИ- ТЮК, предсудкома—меіанак И. И. ДЕНИСОВ, редактор су- доаой газеты4 „Поожѳктор44— машинист Н. В. ЗЕМЛЯНИЧЕН- КО, боцман М. П. КУЗИК, плот­ ник А. С. Л050ЧКИН, матрооы ЕЛИЗАРОВ, КАЛИНИН . и КРА- сивый. на воде нут она была уже ' и другие показали отличный класс катер и забрал норвежцев, де. Через 2 минуты—9 часов'работы на веслах. Шлюпка шла трогательно простившись, 12 минут шлюпка отошла от борта вперед, пересекая волнение моря. Так проходило спасение норвежцев. Людей поднимали из воды, высмат- „Сакко4 и к 9 часам 20 минут по­ дошла к пароходу „Фро44. I» 1<> часов двенадцать норвеж- рШ,ая теХ) кто в первую очередь ских моряков оыли в шлюпке, а в нуЖдался в номощи. ялся с якоря и 10 часов 20 мпндт их приняли иа , Старшего механика извлекли из пошел по прямому курсу в Север- ( борт парохода „Сакко44. Спасатель- воды £же без в с зажатым в нуюЕАілантику. Поднялась метель, пые операции продолжались 1 час. руках центрическим фонариком. Серди* выл ветер в штагах и 18 минут. который с трудом удалое! у него Наша работа в штурмующих во- вырвать. Около парохода волна не- дах ( ’еверной Атлаптики примеча- сколько стихла, но пошел снег н тельпа, прежде всего, тем, что она | снова все закрылось. Усиливался еще раз подтвердила высокое каче-| ветер и шлюпке нужно было торо- ство моряков советского торгового j питься в обратный" путь. вантах. Океан встретил нас непри­ ветливо. В Северной Атлантике мы снова встретились с „Фро44. Это была третья встреча. Отстаиваясь па якоре во время флота, с одинаковой ударностью вы- достаточно выразить своих чувств благодарности. Около 7-ми часов вечера мы приш­ ли в Рорвик и встали на якорь. Вскоре подошел большой моторный Все они, направи­ лись на катер и при отходе от бор­ та „С%кко“, выстроились н, несмотря ном. Последняя, пятая встреча произо­ шла у острова Киа на 04° северной широты, в 7,5 милях от берега. „Фро* терпел бедствие и мы по­ спешили к нему на помощь. На борту „Сакко4 нахопились два норвежских лоцмана Лангелянд и Сванес. Когда я отдал команду го­ товить шлюпку, а затем спустить ее, лоцмана отвели меня в сторону и сказали: шторма, я увидел огни „Фро~ и j полняющих планы грузовых перево- слабо различимые в темноте очер-Ізок, осваивающих северные мор- тания его корпуса. ->то была чет- >сние пути и совершающих с риском вертая встреча с норвежским суд- для себя спасение людей гибнущих иностранных судов. Капитан „Фро“ рассказывал мне, что во время гибели, до нашего подхода, мимо терпевшего бедствие парохода, прошло ипостранное суд­ но, ве откликнувшись даже сигналом на призыв о помощи. И только советское судно, не­ смотря на шторм и большую опас­ ность, пошло на помощь и вырвало из рѵк смерти 12 норвежских мо­ ряков. Капитан „ФРО' находился на разбитой лодке и последним был поднят на шлюпку. Его помощник плавал на опрокинутом карбасе. Норвежские моряки подняты на борт „Сакко". Они все еще не ве­ рят в свое спасение и недоверчиво оглядываются по сторонам. Мы дру­ жески берем их под руки и ведем в баню. Постепенно норвежцы приходят в себя. Молодежь, как более выносли­ вая, делала растирания и массаж тела слабым, поливала теплой во­ дой. Через два часа всех напоили горячим кофе и уложили сцать. : % Матрос „Сакко" —ЕЛИЗАРОВ на усталость, прокричали дружное „.ура4 в честь своих спасителей. Вскоре „Сакко* снялся с якоря и виду друг у друга. Случайная ос тановка „Сакко4 дала возможность „Фро“ уйти несколько вперед, что, главным образом, и способствовало1 БЛАГОДАРНОСТЬ НОРВЕЖСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ЗА СПАСЕНИЕ Н О Р В Е Ж С К И Х М О Р Я К О В Председатель Совета министров и мининдел Норвегии \ г. МОВИНЬКЕЛЬ . обратился к полпреду СССР в Осло- тов. ЯКУБОВИЧУ с письмом , в котором, выражая восхи-\ Вчера в клубе моряков состоя- щение героическим поведением команды советского парохода | ^ ветР0ча знатных люден тор- 1 1 F “^ “Чгового порта с героическим экипа- „САККОи, спасшего 12 норвежских моряков с потерпевшего |жем парохода „Сакко4*. аварию судна „ФРО“, просит передать советским морякам ! Старший помощник капитана признательность норвежского правительства за и х подвиг . Тимон, руководивший спасательными (П т ш ят о по падгю) ' опеРаі<нями на шлюпке, рассказал (п р и н я т о по p a o u o j . грузчикам торгового порта, как девять моряков советского торгово­ го судна шли на помощь норвеж­ ским морякам, с какими трудностя­ ми они встретились и как их пре­ одолевали. Зал дружно аплодировал рассказу старпома о героическом подвиге ко­ манды „Сакко44. Матрос Калинин вышел на сцену, немного смутился (он впервые вы пошел по своему направлению. Капитан „ФРО4 в кают-компании, Через несколько часов была полу- говорил, что „Сакко*4, и иФро“ в! чена-радиограмма из Бергена, сооб- течение двух суток Находились на щавшая, что потерпевшие бедствие, их семьи и судовладелец приносят сердечную благодарность команде „Сакко4* за спасение экипажа „Фро44. Чирков, старший механик. ВЕЧЕР ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ АЛ . МИХАНТЬЕВ — 2-й ПОМОЩНИК КАПИТАНА ШЛЮПКА ШЛА ВПЕРЕД Хмур и длителен рассвет зимнего нолярного утра. Пароход „Сакко44, искусно маневрируя среди бесконеч­ ного количества опасностей, находя­ щихся у норвежских берегов, про­ бирается на север—в Мурманск. Ночью из шхер вышли в „Folia sea4— часть Северной Атлантики. Бдитель­ ность утроена. Малейшая оплош­ ность и судно будет брошено штор­ мом на гранитные рифы. Седые гребни волн, взяв разбег с далекого северо-запада, бросаются на стальной борт парохода. Тупой звук удара, вихрь леденящих брызг—и следующая волна снова начинает поединок. Пароход испытывает по­ рывистую бортовую качку. Колючая пурга слепит глаза, напряженно всматривающихся в ночную мглу капитана, штурмана и лоцмана. Как хорошо быть в такую погоду дома, в теплой комнате, среди близких и родных. Но размышлять об уюте некогда. Впереди—тяжелый, опас­ ный путь. Внезапно сплошную темноту про­ резает яркий свет. Напрягая до боли глаза, всматриваемся в место взлету ракеты. Путанная нервной рукой светограмма призывает помочь людям, находящимся на гибнущем судне, требует немедленную при­ сылку спасательной шлюпки. Завыла судовая сирена, вызывая отдыхающий- после вахты экипаж. Короткое приказание капитана— „Готовить спасательные шлюпки к спуску4—выполняется четко и бы стро. Помощники капитана сообщают о случившемся гребцам—добровольцам, одевающим спасательные нагрудники. Сереет предрассветная мгла. Бли­ же подходим к гибнущему пароходу. Уже ясно обрисовывается силуэт трехмачтового судна, сильно накре- нившегося^на левый борт. Вот уже слышны крики людей, зовущих на помощь. На обреченном пароходе крен за ­ метно увеличивается. Только что по* гасли электрические огни, повидимо­ му, затопило машинное отделение. Трудность спасательной операции ясна каждому. Опытнейший норвеж­ ский лоцман Сванес, имеющий 26-ти- летний стаж шхерного пилотажа, не Пар 'ход „Сакко“ у стенки торгового порта раз видавший бушующие волны в „Folla sea“ , отговаривает капитана от намеченной им операции, пре­ дупреждая о возможности потери 9 человек экипажа, уходящего на шлюпке. Но разве советские моряки могут забыть слова друга и учителя товарища Сталина о том, что „нет таких крепостей, которых бы боль­ шевики не смогли взять44, разве со­ ветские моряки могут остаться бе­ зучастными к судьбе людей с гиб­ нущего парохода, сквозь рев шторма зовущих на помощь. Капитан в последний раз окиды­ вает взглядом уверенные лица «па- сательной команды и отдает прика­ зание—„Шлюпку 1 спустить на воду44. Медленно опускаясь, шлюпка силь­ но ударяется о борт качающегося парохода. Сверхнапряжение гребцов, ступал перед такой большой аудито­ рией) и сказал: — Товарищи, мы сделали то, что обязаны были сделать, что сделал бы каждый сознательный гражданин советской страны на нашем месте. Мы выполнили свой долг. Грузчик передовой бригады № 4— т. Николаев приветствовал моряков от имени рабочих торгового порта, т. Кин —от политотдела Балтийского бассейна, т. Ювонеи —от водницкой печати. — Будем работать еще ударнее, еще крепче будем бороться за вы­ полнение заданий партии и прави­ тельства, — заявил отвечавший на приветствия парторг „Сакко44 Ники- тюк. сочетаемое с удачным маневром ка­ питана, отведшего судно назад, по-і могли шлюпке отойти от борта. Оставшаяся на борту „Сакко4* ко­ манда начала готовиться к ответ­ ственнейшей работе по снятию спа ­ сенных и 9 человек экипажа со Jшлюпки. I Подойдя к тонущему судну, шлюп- j ка начала спасательную работу. Стар­ ший помощник, управлявший шлюп­ кой, потребовал, чтобы стоящие на борту гибнувшего парохода норвеж- (цы немедленно прыгали в воду и ■переправлялись на шлюпку вплавь. IПодойти вплотную к „Фро‘4 шлюпка •немогла, это грозило ей быть, раз- Jбитой, опрокинутой или увлеченной водоворотом уходящего в пучину 1моря парохода. Прошло не больше одной-двух минут, как боцман Кузик поднял на шлюпку 20-ти летнего парня, пер­ вым бросившегося в море с борта гибнущего судна. Еще шесть минут и в шлюпке уже 8 спасенных. В этот момент судно, показав правый бортовой киль, навсегда погрузилось в морскую пу­ чину, оставив на поверхности пару опрокинутых судовых шлюпок, не­ сколько всплывших1частей, оторван­ ных от деревянных надстроек и боль­ шое масляное пятно. Среди этого хаоса шлюпка подоб­ рала в полусознательном состоянии еще трех членов экипажа, с разби­ того баркаса был снят капитан по­ гибшего парохода, недоставало одно-' го человека. • ‘ Безрезультатно покружив 10-15 м. в масляном пятне, среди обломков, и видя болезненное состояние спа­ сенных, шлюпка повернула к па­ роходу. К борту подошли удачно. Море, не желая выпускать своей добычи, забило, застучало шлюпкой о сталь­ ной борт парохода. Но добротная, советской постройки шлюпка, не уступала морю. Самостоятельно под­ няться на палубу могли только трое спасенных, остальных подни­ мали на концах и немедленно от­ носили в горячую парную баню. Последними вышли гребцы и стар­ пом. О под‘еме шлюпки на тали не могло быть и речи. Попытка взять на буксир не увенчалась успехом,— налетевший шквал вырвал рым фа- леня, закружил, завертел оторван­ ную шлюпку. Норд-вест продолжал выть в сна­ стях, рвать гребни волн, заливать палубу водой. На пароходе кипела работа. И з ­ мокшие гребцы переодевались в су­ хую одежду. Из бани валил пар— отогревали спасенных. На камбузе заваривали крепкий, черный кофе для норвежских моря­ ков. В баню носили чистое сухое белье, верхнее платье и обувь. Сменившись с вахты, иду в общее помещение команды. В красном уголке комсомольцы Вася и Володя на мандолинах исполняют марш. А кругом сидят норвежские моряки и, радостно улыбаясь, пожимают руки спасителям. ПОЛОСА О ПОДВИГЕ СОВЕТ­ СКИХ МОРЯКОВ В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ ОРГАНИЗОВАНА Б. МОЙЖЕСОМ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz