Полярная правда. 1935, февраль.

СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕЗД СОВЕТОВ Отчетный доклад Народного Комиссара тяжелой промышленности Союза Советских Социалистических Республик тов. С. Орджоникидзе реконструировать все Отрасли народ -1 ство времени станок работает зря, тяжелая промышленность дала сель- ного хозяйства, дать для обороны | обдирая поковку, тогда как эти по- Советского Союза все необходимое, ковки должны быть дапы с мини- вооружение. Оно должно дать самые» мальными припусками, усовершенствованные машины для До сих пор все грехи нашего ма- механизацпн трудоемких процессов, t шпностроения покрывал дефицит тяжелых физических работ и строи- металла, по теперь, когда металла тельных работ Мы до сего времени ве стало больше,—а в будущем его бу­ дем строительство с огромной мае- , дет еще больше,—машиностроению сой рабочих. Это дорого и долго. Тут должен быть дан простор меха­ низации. Особенно остро стоит вопрос о вооружении транспорта всех видов. Ни для кого не тайна, что транс­ порт в настоящее время прижимает народное хозяйство. Огромное колп- придется сильно подтянуться. Надо быть готовыми сегодня же к пере­ работке большого количества ме­ талла, следовательно, к большому производству машин и оборудова­ ния. Машиностроение для выполнения указаний тов. (Сталина на XVII о т ­ чество металла, топлива, строитель- де партии должно давать столько ных материалов и готовых изделий лежит на местах и ждет перевозок. По линии Наркомтяжпрома лежит неперевезенных грузов свыше 450 т. вагонов. В этих грузах—огромная надобност},. Без этих материалов не может быть нормального хода раз­ вития народного хозяйства, в осо­ бенности тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность должна безоговорочно выполнить обязатель­ ства, возложенные на нее партией п правительством в отношении транс­ порта. Она должна дать железнодо­ рожному транспорту в 1935 .году 80 тыс. вагонов, 1.485 паровозов и ’душой все необходимое оборудование, за­ пасные части и рельсы. Для выпол­ нения этой огромной программы мы мобилизовали заводы, раньше ваго- стапков, оборудования и механизмов, сколько требует от нас страна. При чем качество и конструкция этих машин, оборудования и механизмов должны быть безукоризненными. Конструкции машин должны не­ прерывно усовершенствоваться. Долж­ ны браться все лучшие образцы американской и европейской техни­ ки и ставиться у нас, . и дальше нужно смело усовершенствовать их. Здесь самое опасное — застрять па месте. Отсюда огромная роль кон­ структора. Конструктор является машины. Поскольку мы по­ строили заводы и организовали производство, дальнейшее усовершен­ ствование производимых машин и выпуск машин повой конструкции скомѵ хозяйству: Тракторов колесных 240 тысяч штук. Тракторов гусеничных 8.377 штук. Автомобилей грузовых 43.535 шт. Автомобилей легковых 8.G90 шт. Моторов для комбайнов 30.102 шт. За четыре года построенные ле­ нинской партией автомобильные и тракторные заводы дали сельско­ му хозяйству тракторов и моторов для комбайнов общей мощностью 4.800 тыс. лошадиных сил. Вы помните, как Владимир Ильич мечтал о ста тысячах тракторов! Тяжелая промышленность дала для этих автомобилей и тракторов: Керосина 5.840 тыс. топп. Лигроина 720 тыс. тонн. Бензина 687 тыс топн. Автола 500 тыс. тонн. Тяжелая промышленность поста \ Вагонов товарных 85.590 штук. Вагонов пассажирских 4.890 штук Тепловозов 12 штук. Электровозов 37 штук. Рельсов 1,5 милл. тонн, что обес­ печивает укладку 20 тыс. километ­ ров пути. Проката 983 тыс. тонн. Накладок и подкладок 533 тыс. тонн. Костылей 72.800 тонн. Болтов торговых 9.600 тонн. Гвоздей 36.200 тонн. Телеграфной проволоки 34.400 тн. Тросов 4.200 топн. За четыре года НКПС поставле­ но металла непосредственно и в ви­ де паровозов, вагонов, рельсов и дру­ гих машин и оборудования, мети­ зов и труб свыше 6.200 тыс. тонн. НКПС* поставлено тяжелой про­ мышленностью за 4 года 76,5 милл. строения, пошло на другие отрасли народного хозяйства. За эти годы тяжелая промышлен­ ность произвела автомобилей, трак­ торов, самолетов, танков, парово­ зов, дизелей.локомобилей, пефтяпок и друг, на общую мощность в 34 миллиона лошадиных сил. Мощность двигателей довоенной промышленности в 1913 году со­ ставляла около 3 мил. лошадиных сил. Производство предметов широкого потребления вила сельскому хозяйству за четыре тонн угля и 10,6 милл. тонн неф- года: тетоплнва. В ПОДАРОК VII С ‘ЕЗДУ СОВЕТОВ нов не производившие. Делом чести | зависят от копструктора. для всей тяжелой промышленности! Конструктор еще не занимает у является выполнение сталинского нас сегодня в производстве подо- заказа для транспорта. I бающего ему места. Также не занял Впервые па право передового со-! своего места в нашем машппострое- временного станкостроения держат, нии еще и мастер. А ведь от него э к з а м е н наши станкостроительные за- зависит то, какого качества выйдет воды. В 1935, 36 и 37 гг. они дол- машина. Конструктор и мастер долж- жны дать свыше 10 тыс. станков ны стать на предприятии централь для автомобильной и авиационной, ными фигурами. Понятно, что кон- промышленности и огромное коли- •структор должен исходить при кон- чество кузнечпо-прессового и другого струпрованип новых машпн из то- оборудования, до сих пор нами не производившегося. Выполнение этой программы бу­ дет ответом тов. Сталину, который на XIV партийном с‘езде сказал: „Мы хотим производить не только автомобили, по и машины, произво­ дящие автомобили". Мы убеждены, что ответ будет дан, что станкостроение экзамен вы­ держит. , Станкостроение в настоя­ щее время ведется не только на станкостроительных заводах, но боль­ ше половины станков производится на заводах, специально работающих на оборону, и на других мелких п больших заводах. Марка „Удмурт" Ижевского завода и станки тульско­ го завода гордо стоят рядом с им­ портными станками. Точное машиностроение и оптика также выросли за эти годы. Их про­ дукция с 72 милл. в 1930 году вы­ росла до 212 милл. в 1934 году. Но этого мало по сравнепию с теми требованиями, которые к ним пред- являют народное хозяйство и обо­ рона страны. Нельзя вести культурно и научно производство без оптпкп и измери­ тельных приборов. Иначе мы будем работать „на глазок", а работа „на глазок’ никак удовлетворить нас не может. Машиностроению дан в этрт году большой заказ по строительным ме­ ханизмам на сумму 164 миллиона рублей. Этот заказ должен быть вы­ полнен во что-бы то нп стало. По­ ра нам, товарищи, серьезно занять­ ся механизацией пашпх строитель ных работ. План производства машинострое­ ния на 1935 год определен в 11.267 миллионов рублей. В эту сумму уже не ■входит продукция местной промышленности, которая в 1935 году отошли от нас. Выполне­ ние всего нашего народно-хозяй­ ственного плана в огромной степени зависит от выполнения плана маши­ ностроения. В машиностроении мы имеем все предпосылки для выпол­ нения плана 1935 года, так же, как и всего плана второй пятилетки. Заводы мы построили прекрасные, освоение техники идет неплохо, но резервы в машиностроении мы име­ ем огромные. Эти резервы заклю­ чаются в неполном использовании рабочей силы, неполном использо­ в ан и и оборудования, неэкономном расходовании материала и, прежде всего, металла. Припуска у нас не­ вероятные. Очень большое количе- го, чтобы эта машина могла быть поставлена на производство при существующем оборудовании. Тща­ тельно должен быть разработан технологический процесс и произ­ водственным отделом предприятия. Качество пашпх машин еще до сего времени не всегда на высоте положения. Мы порой встречаемся тут с безобразной внешней отдел­ кой. Я видел в Баку компрессоры нашего''завода *Борец \ работаю­ щие рядом с заграничными компрес­ сорами. По качеству работы наш компрессор не уступает загранично­ му, но по внешней отделке он до безобразия небрежен. Я видел кра­ ны наши на Магнитке и на Кузнец­ ком заводе, сделанные старым Крама­ торским заводом, причем из-за пло­ хого монтажа, из-за пустяков, крапы не работали и поставщики их не интересовались ими. Надо усвоить, наконец, что продукция, выпускае­ мая нами, должна быть комплект­ ной и, безусловно, высшего качества. Завод, который дает продукцию не­ соответствующего качества—неком­ плектную — позорит себя и всю страну. У наших машиностроителей есть еще одпа беда. Когда им предла гают заказы, то онн очень часто ставят вопрос о том, что эти заказы они не могут принять и выполнить, так как у них нехватает станков. Причем,как правило, при проверке обнаруживается, что имеющиеся па- лицо станки отнюдь не загружены иолностью, н после нажима заказы принимаются и выполняются. Я не хочу, товарищи, позорпть многие заводы на всю страну, но скажу, что есть у нас заводы, которые считаются передовыми, а оборудова­ ние используют не более, чем на 5 0—60 проц. Очень часто эти заво­ ды кричат, что у них нехватает станков. Этому безобразию падо по­ ложить конец! Тяжелая промышленность зани-і Клеенок 31,7 милл. метров. малась не только тракторами, м е - ' -------------------“■г таллѵргическими заводами и дру­ гими машипами, по она давала стране продукцию и широкого' по­ требления. За эти годы она поста­ вила: посуды чугунной 59,2 тыс. тонн. Посуды железной 101,6 тыс. топн. Кос 14.468..тыс. штук. Керосинок 2.349 тыс штук. Примусов 685 тыс. штук. Ножей и вилок 14.935 тыс. пар. Ламп керосиновых 4.405 тыс шт. Электроламп 130,6, милл. штук. Электронагревательных приборов па 11.211 тыс. рублей. Велосипедов 594,6 тыс. штук. Часов карманных 328,1 тыс шт. Часов настольных п будильников 1 727,8 тыс. штук. Патефонов 221,5 тыс. штѵк. Пластинок 8,1 милл. штук. Швейных машпн (семейных) 1.345,4 тыс. штук. Фотоаппаратов (9 х 12) 193,1 т. шт. Коньков 889,5 тыс. пар. Кроватей железных 1.263 тыс. шт. Гвоздей 45,8 тыс. топн. Резиновой обуви 245,8 милл. пар. ( Пластин для подошвы 60,0 т. топн. сем. Мебельных тканей 5.412 тыс. мет­ ров. • Изделий из пластмасс (зубные щетки, гребни, игрушки, хозизделия и проч.) па 81,5 миллионов рублей. Красок (лакокрасок, анилкрасок. и других химикатов) па 59,1 мил­ лиона рублей. Керосина 4.148 тыс. тонн. Всего за 4 года дано ширпотреба на сумму 4 653 милл. рублей. Этого, конечно, недостаточно. Цен­ тральный комитет нашей нартии и тов. Сталин требуют от нашей тя­ желой промышленности, чтобы она больше занималась производством предметов широкого потребления и они правы, ибо тяжелая промыш­ ленность нмеет гораздо больше во з ­ можностей, чтобы дать предметы широкого потребления, чем она дает сегодня. Но предметы широкого пот­ ребления должны быть сугубо высо­ кого качества. Имейте в виду, что миллионы, десятки миллионов лю­ дей нашей страны будут судить о нашей промышленности в зависимо- стп от того, какие предметы широ­ кого потребления мы им преподне- Вопросы труда На вы ст авке 'V II с'езда Советов представлено 120 станков, продукция 35 я аворов. Вен представленные на выставке станки освоены в 1933—34 г. и раньше в СССР н е производились. НА СНИМКЕ: Револьверный станок, освоенный производством Лубенским (УССР) заводом „Коммунар'. Плугов тракторных зерновых 248.599 штук. Плугов тракторных зерновых в корпусах 893.055 штук. Плугов конных 455 616 штук Сеялок тракторных 96.533 штуки Сеялок конных 109.176 штук. Культиваторов для х л о п к а 3.531 штука. Сенокосилок конных 209.716 штук. Комбайнов 30.424 штуки. /Каток - лобогреек 99.825 штук. Жаток- самоскидок 94.886 штук. Льнотеребилок широкозахватных 2.134 штуки. Кукурузных пикеров 7.257 штук. Молотилок тракторных 61.758 шт. Молотилок конных 6.521 штука. Свеклопод‘емппков 2.331 штука. Тяжелая промышленность произ­ вела удобрения для колхозных п сов хозных полей: Суперфосфат—2.677 тыс. топн. Фосфоритная мука—1.204 тыс. тн. Азотные удобрения (в переводе на сульфат и амоний)— 185 тыс. топн. Сильвинит сырой 1.507 тыс тонн. Средств в борьбы с вредителями произведено всего (в ценах 192(3—27 года) на 64,6 милл. р у б у й . Таким образом, тяжелая промы­ шленность за четыре ^ года дала сельскому хозяйству сельскохозяй­ ственных машпп, тракторов, авто­ мобилей, металлорежущих станков, нефтяных двигателей, локомобилей У пашпх машпностроптелей пока еще нет достаточно развитого вку­ са к новым конструкциям и новым машинам, к усовершенствованию ме­ ханизмов, а без этого неизбежны от-) метизов и средств борьбы с вредп- Всего машин, металла, оборудо­ вания и тонлира па общую сумму в 3 миллиарда рублей. Это, конечно, не так мало, но В тяжелой промышленности рабо тают 6.111 тыс. человек рабочих, тех­ ников, инженеров, хозяйственников, работников ОРС‘ов, научных работни ков и обслуживающего их персонала, в том числе женщин около полумиллио на. Месячный фонд заработной платы составляет 1,094 миллиарда рублей. Для этой громадной армии падо было построить жилища, школы, бЛышцы, детские учреждения, клу­ бы, дороги и т. д. Одним словом, надо было стропть новые города, что делалось и де­ лается нами. Города: Магнитогорск, Сталинск, Березники, лучшая часть Челябинска, Соликамск, Нижний Та­ гил и города угольных районов по­ строены нами за эти годы. 11а 1 ян­ варя 1931 года жнлпщпая площадь тяжелой промышленности составля­ ла 11.700 тыс. квадратных метров, этого недостаточно в сравнении с потребностью НКПС. Тяжелая про- ' а на 1 января 1935 года она со- мышленность должна дать НКПС в 1935 году значительно больше "й подвижного состава, и металла; и вагонов н всего необходимого НКПС. Железнодорожный транспорт для тяжелой промышленности имеет су­ губо большое значение. Без пра­ вильного обслуживания транспор­ том тяжелая промышленность не может развиваться. Малейшие пе­ ребои в транспорте заставляют лихорадить всю нашу промышлен­ ность. Тяжелая промышленность должна обслуживать НКПС, должна давать ему все необходимое, но да будет мне разрешено сказать в порядке дружеской критики, что и НКПС должен будет обслуживать тяжелую промышленность лучше, чем обслу­ живает ее сегодня (Аплодисменты), п НКПС должен лучше использовать подаваемые ему вагопы (Голос с места: правильно /“), паровозы п оборудование, чем он их и с п о ^ у е т сегодня. Надо считать совершенно неудов­ летворительным использование на­ шими железнодорожниками вагонов, п разного оборудования, проката, |Ісогда вагон движется в час пе бо­ лее пяти километров и, таким обра- ставляет 23 милл. квадратных мет­ ров. по. отношению к 1930 году 196 проц., причем в угольной про­ мышленности жилищная площадь увеличилась на 81 проц., в нефтя­ ной—на 6 проц., в черной металлур­ гии—на 186 проц., в машинострое­ нии — на 200 проц., в хпмии па 325 проц. и в прочих отраслях—па 48 проц. За эти четыре года в социально- бытовое и коммунальное строитель- ство тяжелой промышленностью вло- ПР°Ц- Производительность труда жено 3.200 милл. рублей. Но впере- і выРоела на 134 проц. Это является ди перед нами стоят в этой части РезУльтатом большой работы как по огромные задачи. Мы должпы обес- °Рганизации производства, так и по печить наших рабочих, инженеров, выДелению фонда ведущих профее- техпиков п служащих квартирами, син* ^рвднпи заработок рабочего по мартеновскому цеху московского за- ловкой, ибо четыре года тому назад она господствовала в пашей промы­ шленности, по с ней пока далеко еще не покончено. То, что назы­ вается средней заработной платой, не только не способствует росту производительности труда, но, на­ оборот, является его тормозом. В отношении производительности тру­ да мы имеем значительные успехи, рост па 49 проц. Но если мы по­ кончим с уравниловкой п средней заработной платой и перейдем на прогрессивную сделыцину, мы бу­ дем иметь еще больший рост прои­ зводительности труда и заработной платы. Мы—единственная страна в мире с семичасовым рабочим днем, но эти 7 часов на сегодня полностью не используются. Правильная орга­ низация заработной платы будет служить лучшим рычагом для роста производительности труда. Там, где правильно организована заработная плата, мы имеем поразительные ре­ зультаты. • Беру только два завода—Макеев­ ский металлургический зайЬд имени Кирова п московский завод „Серп и молот". На последнем мы имеем за четыре года увеличение валовой продукции на 82 проц. при умень­ шении количества рабочих на причем квартирами светлыми, удоб­ ными, хорошими. Разработаны новые вода „Серп и молот" в третьем ставание и застой. Против такого консерватизма должна быть поднята самая решительпая борьба. За эти годы мы освоили громад­ ное количество новых производств. За эти годы мы выковали в маши­ ностроении неплохие кадры. Здесь мы имеем п хороших производст­ венников и неплохих конструкторов. Но для того, чтобы эти инженеры и копструктора былп вооружены сов­ ременными техническими знаниями, они должны непрерывно совершен­ ствовать свои знания. Тяжелая промышленность—база реконструкции всего народного хозяйства Вот, товарищи4, как мы работали .конструкции всех остальных отрас- эти четыре года по созданию тяже- лей народного хозяйства, переводя лой промышленности. Но тяжелую их, в первую очередь промышленность мы строили пе просто для того, чтобы строить для самой тяжелой промышленности, а строили для того, чтобы она выпол- в сельское хозяйство, выражаясь словами Ле­ нина,—на „машинное производство". Перейдем к вопросу о том, как тяжелая промышленность снабжала няла свое назначение, как база ре- сельское хозяйство. За четыре года телями, горючего для тракторов и автомрбилей,—всего на сумму свы­ ше 4 миллиардов рублей. В переводе па металл дано сель­ скому хозяйству за это время в ви­ де машин, тракторов, автомобилей, проката и метизов 3.600 тыс. тонн металла, в том числе качественного и высококачественного м е т а л л а 730 тыс. тонн. Так выполняла четыре* года тяже­ лая промышленность все обязатель­ ства в отношенпп реконструкции сельского хозяйства. Как видите, сделано не мало, в особенности, если принять во внимание, что это дела­ лось в период, когда строилась сама тяжелая промышленность. В настоя­ щее время п в последующие годы тяжелая промышленность в состоянии обеспечить всю. потребность нашего сельского хозяйства. (Аплодисмен­ ты). За четыре года тяжелая промыш­ ленность поставила НКПС: паровозов 3,780 штук. (Из них „ФД" 250 штук). зом, делает в сутки не больше 120 километров. Такое использова­ ние вагонов ничем не может быть оправдано. Тяжелая промышленность поста­ вила за четыре года легкой, пище вой и лесной промышленности, до- рожному строительству, связи, су­ дов морских и речных на сумму 2.40Ѳ миллионов рублей. Как видите, тяжелая промышлен­ ность занималась перевооружением всех отраслей народного хозяйства, прпчем из года в год все больше и больше машпн отпускалось другим отраслям народного хозяйства и все меньше п меньше шло на вооруже­ ние самой тяжелой промышленно­ сти. Например, в 1934 году машино­ строение Наркомтяжпрома дало то­ варной продукции на 6.700 миллио­ нов рублей. Из них пошло па тяже­ лую промышленность только на 2.130 мил. рублей или 32 проц., а остальные 4.570 мил. рублей, или 68 проц. всей продукции машпно- проекты городов Магнитогорска и ! кваРтаде 1934 года составлял 261 р. а в ноябре—271 рубль, а сталевар 8-го разряда за этот период полу­ чил 550 рублей и 705. Подручный города. В этом году па жилпщно-бы- сталевара получил 350 и 374. Та- товое строительство отпускается•ким образом, средняя 261 руб., а 920 милл. рублей. Заработная плата сталовар получает 705 руб. Вот где Тагила и по этим проектам будут строить настоящие, в полном смыс ле этого слова — социалистические рабочих за эти годы выросла па 76,9 проц., в том чпеле: По машиностроению на 67,9 проц. По электростанциям—на 68,1 проц. По химической промышленности— па 64,5 проц. По нефтяной промышленности — 96,5 проц. ІІо металлургии—на 87,2 проц. ІІо каменноугольной промышлен­ ности—94,2 проц. По железорудной промышленно­ сти—иа 110,9 проц. Заработпая плата инженерно-те­ хнического персонала выросла па 77 проц., за эти четыре года многое сделано в части правильной поста­ новки зарплаты и борьбы с уравни- фокус! Вот почему т. Степанов су­ мел повысить одновременно произво­ дительность труда и зарплату. То же самое мы имеем п на Ма­ кеевском заводе имени Кирова, Здесь тов. Гвахария удалось добиться, что он имеет самый дешевый чугун в стране и самую высокую зарплату. Начальник доменного цеха Макеев­ ского завода зарабатывает 2—2,5— 3 тыс. п больше, в зависимости от того, как он выполнит свой план. Так же зарабатывают и рабочие. Мы создали значительную продо­ вольственную базу за эти годы. На­ ши отделы рабочего снабжения об­ ладают довольно значительными средствами. Накопления в тяжелой промышленности Товарищ Сталин в своих знаме-і 1934 году— 197 милл. Наиболее нитых шести условиях указывал, что1прибыльные отрасли машпнострое- надо промышленности начать накап- ния—автотракторная и электротех- ливать. Что делается в этом на- пичесь.ая . Рост прибылей по этим правлении памп? отраслям промышленности: автотрак- В 1931 году тяжелая промушлен- торная в 1931 году дала 6 милл., в ность имела прибылей на 430 милл 1934 году—на 229 милл., электротех- рублей, в 1934 году прибыль тяже-, ническая в 1931 году—63 милл., в лой промышленности составила 1934 году— 192 милл. Выпускаемые 1.336 милл. рублей—рост больше, чем в три раза. Наибольшие темпы роста накоп­ лений имеют место в машинострое­ нии. В 1931 году машиностроение да­ ло прибылей 122 миллиона., в \ N Сталинградским и Харьковским трак­ торными заводами трактора еще в 1932 году давали убыток, а в 1934 году по тракторам, выпускае­ мым этими заводами, в силу сниже- (і ОКОНЧАНИЕ СМОТРИ НА 3-й СТРАНИЦЕ)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz