Полярная правда. 1935, февраль.
СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ СЕЗД СОВЕТОВ Отчетный доклад Народного Комиссара тяжелой промышленности Союза Советских Социалистических Республик тов. С. Орджоникидзе реконструировать все Отрасли народ -1 ство времени станок работает зря, тяжелая промышленность дала сель- ного хозяйства, дать для обороны | обдирая поковку, тогда как эти по- Советского Союза все необходимое, ковки должны быть дапы с мини- вооружение. Оно должно дать самые» мальными припусками, усовершенствованные машины для До сих пор все грехи нашего ма- механизацпн трудоемких процессов, t шпностроения покрывал дефицит тяжелых физических работ и строи- металла, по теперь, когда металла тельных работ Мы до сего времени ве стало больше,—а в будущем его бу дем строительство с огромной мае- , дет еще больше,—машиностроению сой рабочих. Это дорого и долго. Тут должен быть дан простор меха низации. Особенно остро стоит вопрос о вооружении транспорта всех видов. Ни для кого не тайна, что транс порт в настоящее время прижимает народное хозяйство. Огромное колп- придется сильно подтянуться. Надо быть готовыми сегодня же к пере работке большого количества ме талла, следовательно, к большому производству машин и оборудова ния. Машиностроение для выполнения указаний тов. (Сталина на XVII о т чество металла, топлива, строитель- де партии должно давать столько ных материалов и готовых изделий лежит на местах и ждет перевозок. По линии Наркомтяжпрома лежит неперевезенных грузов свыше 450 т. вагонов. В этих грузах—огромная надобност},. Без этих материалов не может быть нормального хода раз вития народного хозяйства, в осо бенности тяжелой промышленности. Тяжелая промышленность должна безоговорочно выполнить обязатель ства, возложенные на нее партией п правительством в отношении транс порта. Она должна дать железнодо рожному транспорту в 1935 .году 80 тыс. вагонов, 1.485 паровозов и ’душой все необходимое оборудование, за пасные части и рельсы. Для выпол нения этой огромной программы мы мобилизовали заводы, раньше ваго- стапков, оборудования и механизмов, сколько требует от нас страна. При чем качество и конструкция этих машин, оборудования и механизмов должны быть безукоризненными. Конструкции машин должны не прерывно усовершенствоваться. Долж ны браться все лучшие образцы американской и европейской техни ки и ставиться у нас, . и дальше нужно смело усовершенствовать их. Здесь самое опасное — застрять па месте. Отсюда огромная роль кон структора. Конструктор является машины. Поскольку мы по строили заводы и организовали производство, дальнейшее усовершен ствование производимых машин и выпуск машин повой конструкции скомѵ хозяйству: Тракторов колесных 240 тысяч штук. Тракторов гусеничных 8.377 штук. Автомобилей грузовых 43.535 шт. Автомобилей легковых 8.G90 шт. Моторов для комбайнов 30.102 шт. За четыре года построенные ле нинской партией автомобильные и тракторные заводы дали сельско му хозяйству тракторов и моторов для комбайнов общей мощностью 4.800 тыс. лошадиных сил. Вы помните, как Владимир Ильич мечтал о ста тысячах тракторов! Тяжелая промышленность дала для этих автомобилей и тракторов: Керосина 5.840 тыс. топп. Лигроина 720 тыс. тонн. Бензина 687 тыс топн. Автола 500 тыс. тонн. Тяжелая промышленность поста \ Вагонов товарных 85.590 штук. Вагонов пассажирских 4.890 штук Тепловозов 12 штук. Электровозов 37 штук. Рельсов 1,5 милл. тонн, что обес печивает укладку 20 тыс. километ ров пути. Проката 983 тыс. тонн. Накладок и подкладок 533 тыс. тонн. Костылей 72.800 тонн. Болтов торговых 9.600 тонн. Гвоздей 36.200 тонн. Телеграфной проволоки 34.400 тн. Тросов 4.200 топн. За четыре года НКПС поставле но металла непосредственно и в ви де паровозов, вагонов, рельсов и дру гих машин и оборудования, мети зов и труб свыше 6.200 тыс. тонн. НКПС* поставлено тяжелой про мышленностью за 4 года 76,5 милл. строения, пошло на другие отрасли народного хозяйства. За эти годы тяжелая промышлен ность произвела автомобилей, трак торов, самолетов, танков, парово зов, дизелей.локомобилей, пефтяпок и друг, на общую мощность в 34 миллиона лошадиных сил. Мощность двигателей довоенной промышленности в 1913 году со ставляла около 3 мил. лошадиных сил. Производство предметов широкого потребления вила сельскому хозяйству за четыре тонн угля и 10,6 милл. тонн неф- года: тетоплнва. В ПОДАРОК VII С ‘ЕЗДУ СОВЕТОВ нов не производившие. Делом чести | зависят от копструктора. для всей тяжелой промышленности! Конструктор еще не занимает у является выполнение сталинского нас сегодня в производстве подо- заказа для транспорта. I бающего ему места. Также не занял Впервые па право передового со-! своего места в нашем машппострое- временного станкостроения держат, нии еще и мастер. А ведь от него э к з а м е н наши станкостроительные за- зависит то, какого качества выйдет воды. В 1935, 36 и 37 гг. они дол- машина. Конструктор и мастер долж- жны дать свыше 10 тыс. станков ны стать на предприятии централь для автомобильной и авиационной, ными фигурами. Понятно, что кон- промышленности и огромное коли- •структор должен исходить при кон- чество кузнечпо-прессового и другого струпрованип новых машпн из то- оборудования, до сих пор нами не производившегося. Выполнение этой программы бу дет ответом тов. Сталину, который на XIV партийном с‘езде сказал: „Мы хотим производить не только автомобили, по и машины, произво дящие автомобили". Мы убеждены, что ответ будет дан, что станкостроение экзамен вы держит. , Станкостроение в настоя щее время ведется не только на станкостроительных заводах, но боль ше половины станков производится на заводах, специально работающих на оборону, и на других мелких п больших заводах. Марка „Удмурт" Ижевского завода и станки тульско го завода гордо стоят рядом с им портными станками. Точное машиностроение и оптика также выросли за эти годы. Их про дукция с 72 милл. в 1930 году вы росла до 212 милл. в 1934 году. Но этого мало по сравнепию с теми требованиями, которые к ним пред- являют народное хозяйство и обо рона страны. Нельзя вести культурно и научно производство без оптпкп и измери тельных приборов. Иначе мы будем работать „на глазок", а работа „на глазок’ никак удовлетворить нас не может. Машиностроению дан в этрт году большой заказ по строительным ме ханизмам на сумму 164 миллиона рублей. Этот заказ должен быть вы полнен во что-бы то нп стало. По ра нам, товарищи, серьезно занять ся механизацией пашпх строитель ных работ. План производства машинострое ния на 1935 год определен в 11.267 миллионов рублей. В эту сумму уже не ■входит продукция местной промышленности, которая в 1935 году отошли от нас. Выполне ние всего нашего народно-хозяй ственного плана в огромной степени зависит от выполнения плана маши ностроения. В машиностроении мы имеем все предпосылки для выпол нения плана 1935 года, так же, как и всего плана второй пятилетки. Заводы мы построили прекрасные, освоение техники идет неплохо, но резервы в машиностроении мы име ем огромные. Эти резервы заклю чаются в неполном использовании рабочей силы, неполном использо в ан и и оборудования, неэкономном расходовании материала и, прежде всего, металла. Припуска у нас не вероятные. Очень большое количе- го, чтобы эта машина могла быть поставлена на производство при существующем оборудовании. Тща тельно должен быть разработан технологический процесс и произ водственным отделом предприятия. Качество пашпх машин еще до сего времени не всегда на высоте положения. Мы порой встречаемся тут с безобразной внешней отдел кой. Я видел в Баку компрессоры нашего''завода *Борец \ работаю щие рядом с заграничными компрес сорами. По качеству работы наш компрессор не уступает загранично му, но по внешней отделке он до безобразия небрежен. Я видел кра ны наши на Магнитке и на Кузнец ком заводе, сделанные старым Крама торским заводом, причем из-за пло хого монтажа, из-за пустяков, крапы не работали и поставщики их не интересовались ими. Надо усвоить, наконец, что продукция, выпускае мая нами, должна быть комплект ной и, безусловно, высшего качества. Завод, который дает продукцию не соответствующего качества—неком плектную — позорит себя и всю страну. У наших машиностроителей есть еще одпа беда. Когда им предла гают заказы, то онн очень часто ставят вопрос о том, что эти заказы они не могут принять и выполнить, так как у них нехватает станков. Причем,как правило, при проверке обнаруживается, что имеющиеся па- лицо станки отнюдь не загружены иолностью, н после нажима заказы принимаются и выполняются. Я не хочу, товарищи, позорпть многие заводы на всю страну, но скажу, что есть у нас заводы, которые считаются передовыми, а оборудова ние используют не более, чем на 5 0—60 проц. Очень часто эти заво ды кричат, что у них нехватает станков. Этому безобразию падо по ложить конец! Тяжелая промышленность зани-і Клеенок 31,7 милл. метров. малась не только тракторами, м е - ' -------------------“■г таллѵргическими заводами и дру гими машипами, по она давала стране продукцию и широкого' по требления. За эти годы она поста вила: посуды чугунной 59,2 тыс. тонн. Посуды железной 101,6 тыс. топн. Кос 14.468..тыс. штук. Керосинок 2.349 тыс штук. Примусов 685 тыс. штук. Ножей и вилок 14.935 тыс. пар. Ламп керосиновых 4.405 тыс шт. Электроламп 130,6, милл. штук. Электронагревательных приборов па 11.211 тыс. рублей. Велосипедов 594,6 тыс. штук. Часов карманных 328,1 тыс шт. Часов настольных п будильников 1 727,8 тыс. штук. Патефонов 221,5 тыс. штѵк. Пластинок 8,1 милл. штук. Швейных машпн (семейных) 1.345,4 тыс. штук. Фотоаппаратов (9 х 12) 193,1 т. шт. Коньков 889,5 тыс. пар. Кроватей железных 1.263 тыс. шт. Гвоздей 45,8 тыс. топн. Резиновой обуви 245,8 милл. пар. ( Пластин для подошвы 60,0 т. топн. сем. Мебельных тканей 5.412 тыс. мет ров. • Изделий из пластмасс (зубные щетки, гребни, игрушки, хозизделия и проч.) па 81,5 миллионов рублей. Красок (лакокрасок, анилкрасок. и других химикатов) па 59,1 мил лиона рублей. Керосина 4.148 тыс. тонн. Всего за 4 года дано ширпотреба на сумму 4 653 милл. рублей. Этого, конечно, недостаточно. Цен тральный комитет нашей нартии и тов. Сталин требуют от нашей тя желой промышленности, чтобы она больше занималась производством предметов широкого потребления и они правы, ибо тяжелая промыш ленность нмеет гораздо больше во з можностей, чтобы дать предметы широкого потребления, чем она дает сегодня. Но предметы широкого пот ребления должны быть сугубо высо кого качества. Имейте в виду, что миллионы, десятки миллионов лю дей нашей страны будут судить о нашей промышленности в зависимо- стп от того, какие предметы широ кого потребления мы им преподне- Вопросы труда На вы ст авке 'V II с'езда Советов представлено 120 станков, продукция 35 я аворов. Вен представленные на выставке станки освоены в 1933—34 г. и раньше в СССР н е производились. НА СНИМКЕ: Револьверный станок, освоенный производством Лубенским (УССР) заводом „Коммунар'. Плугов тракторных зерновых 248.599 штук. Плугов тракторных зерновых в корпусах 893.055 штук. Плугов конных 455 616 штук Сеялок тракторных 96.533 штуки Сеялок конных 109.176 штук. Культиваторов для х л о п к а 3.531 штука. Сенокосилок конных 209.716 штук. Комбайнов 30.424 штуки. /Каток - лобогреек 99.825 штук. Жаток- самоскидок 94.886 штук. Льнотеребилок широкозахватных 2.134 штуки. Кукурузных пикеров 7.257 штук. Молотилок тракторных 61.758 шт. Молотилок конных 6.521 штука. Свеклопод‘емппков 2.331 штука. Тяжелая промышленность произ вела удобрения для колхозных п сов хозных полей: Суперфосфат—2.677 тыс. топн. Фосфоритная мука—1.204 тыс. тн. Азотные удобрения (в переводе на сульфат и амоний)— 185 тыс. топн. Сильвинит сырой 1.507 тыс тонн. Средств в борьбы с вредителями произведено всего (в ценах 192(3—27 года) на 64,6 милл. р у б у й . Таким образом, тяжелая промы шленность за четыре ^ года дала сельскому хозяйству сельскохозяй ственных машпп, тракторов, авто мобилей, металлорежущих станков, нефтяных двигателей, локомобилей У пашпх машпностроптелей пока еще нет достаточно развитого вку са к новым конструкциям и новым машинам, к усовершенствованию ме ханизмов, а без этого неизбежны от-) метизов и средств борьбы с вредп- Всего машин, металла, оборудо вания и тонлира па общую сумму в 3 миллиарда рублей. Это, конечно, не так мало, но В тяжелой промышленности рабо тают 6.111 тыс. человек рабочих, тех ников, инженеров, хозяйственников, работников ОРС‘ов, научных работни ков и обслуживающего их персонала, в том числе женщин около полумиллио на. Месячный фонд заработной платы составляет 1,094 миллиарда рублей. Для этой громадной армии падо было построить жилища, школы, бЛышцы, детские учреждения, клу бы, дороги и т. д. Одним словом, надо было стропть новые города, что делалось и де лается нами. Города: Магнитогорск, Сталинск, Березники, лучшая часть Челябинска, Соликамск, Нижний Та гил и города угольных районов по строены нами за эти годы. 11а 1 ян варя 1931 года жнлпщпая площадь тяжелой промышленности составля ла 11.700 тыс. квадратных метров, этого недостаточно в сравнении с потребностью НКПС. Тяжелая про- ' а на 1 января 1935 года она со- мышленность должна дать НКПС в 1935 году значительно больше "й подвижного состава, и металла; и вагонов н всего необходимого НКПС. Железнодорожный транспорт для тяжелой промышленности имеет су губо большое значение. Без пра вильного обслуживания транспор том тяжелая промышленность не может развиваться. Малейшие пе ребои в транспорте заставляют лихорадить всю нашу промышлен ность. Тяжелая промышленность должна обслуживать НКПС, должна давать ему все необходимое, но да будет мне разрешено сказать в порядке дружеской критики, что и НКПС должен будет обслуживать тяжелую промышленность лучше, чем обслу живает ее сегодня (Аплодисменты), п НКПС должен лучше использовать подаваемые ему вагопы (Голос с места: правильно /“), паровозы п оборудование, чем он их и с п о ^ у е т сегодня. Надо считать совершенно неудов летворительным использование на шими железнодорожниками вагонов, п разного оборудования, проката, |Ісогда вагон движется в час пе бо лее пяти километров и, таким обра- ставляет 23 милл. квадратных мет ров. по. отношению к 1930 году 196 проц., причем в угольной про мышленности жилищная площадь увеличилась на 81 проц., в нефтя ной—на 6 проц., в черной металлур гии—на 186 проц., в машинострое нии — на 200 проц., в хпмии па 325 проц. и в прочих отраслях—па 48 проц. За эти четыре года в социально- бытовое и коммунальное строитель- ство тяжелой промышленностью вло- ПР°Ц- Производительность труда жено 3.200 милл. рублей. Но впере- і выРоела на 134 проц. Это является ди перед нами стоят в этой части РезУльтатом большой работы как по огромные задачи. Мы должпы обес- °Рганизации производства, так и по печить наших рабочих, инженеров, выДелению фонда ведущих профее- техпиков п служащих квартирами, син* ^рвднпи заработок рабочего по мартеновскому цеху московского за- ловкой, ибо четыре года тому назад она господствовала в пашей промы шленности, по с ней пока далеко еще не покончено. То, что назы вается средней заработной платой, не только не способствует росту производительности труда, но, на оборот, является его тормозом. В отношении производительности тру да мы имеем значительные успехи, рост па 49 проц. Но если мы по кончим с уравниловкой п средней заработной платой и перейдем на прогрессивную сделыцину, мы бу дем иметь еще больший рост прои зводительности труда и заработной платы. Мы—единственная страна в мире с семичасовым рабочим днем, но эти 7 часов на сегодня полностью не используются. Правильная орга низация заработной платы будет служить лучшим рычагом для роста производительности труда. Там, где правильно организована заработная плата, мы имеем поразительные ре зультаты. • Беру только два завода—Макеев ский металлургический зайЬд имени Кирова п московский завод „Серп и молот". На последнем мы имеем за четыре года увеличение валовой продукции на 82 проц. при умень шении количества рабочих на причем квартирами светлыми, удоб ными, хорошими. Разработаны новые вода „Серп и молот" в третьем ставание и застой. Против такого консерватизма должна быть поднята самая решительпая борьба. За эти годы мы освоили громад ное количество новых производств. За эти годы мы выковали в маши ностроении неплохие кадры. Здесь мы имеем п хороших производст венников и неплохих конструкторов. Но для того, чтобы эти инженеры и копструктора былп вооружены сов ременными техническими знаниями, они должны непрерывно совершен ствовать свои знания. Тяжелая промышленность—база реконструкции всего народного хозяйства Вот, товарищи4, как мы работали .конструкции всех остальных отрас- эти четыре года по созданию тяже- лей народного хозяйства, переводя лой промышленности. Но тяжелую их, в первую очередь промышленность мы строили пе просто для того, чтобы строить для самой тяжелой промышленности, а строили для того, чтобы она выпол- в сельское хозяйство, выражаясь словами Ле нина,—на „машинное производство". Перейдем к вопросу о том, как тяжелая промышленность снабжала няла свое назначение, как база ре- сельское хозяйство. За четыре года телями, горючего для тракторов и автомрбилей,—всего на сумму свы ше 4 миллиардов рублей. В переводе па металл дано сель скому хозяйству за это время в ви де машин, тракторов, автомобилей, проката и метизов 3.600 тыс. тонн металла, в том числе качественного и высококачественного м е т а л л а 730 тыс. тонн. Так выполняла четыре* года тяже лая промышленность все обязатель ства в отношенпп реконструкции сельского хозяйства. Как видите, сделано не мало, в особенности, если принять во внимание, что это дела лось в период, когда строилась сама тяжелая промышленность. В настоя щее время п в последующие годы тяжелая промышленность в состоянии обеспечить всю. потребность нашего сельского хозяйства. (Аплодисмен ты). За четыре года тяжелая промыш ленность поставила НКПС: паровозов 3,780 штук. (Из них „ФД" 250 штук). зом, делает в сутки не больше 120 километров. Такое использова ние вагонов ничем не может быть оправдано. Тяжелая промышленность поста вила за четыре года легкой, пище вой и лесной промышленности, до- рожному строительству, связи, су дов морских и речных на сумму 2.40Ѳ миллионов рублей. Как видите, тяжелая промышлен ность занималась перевооружением всех отраслей народного хозяйства, прпчем из года в год все больше и больше машпн отпускалось другим отраслям народного хозяйства и все меньше п меньше шло на вооруже ние самой тяжелой промышленно сти. Например, в 1934 году машино строение Наркомтяжпрома дало то варной продукции на 6.700 миллио нов рублей. Из них пошло па тяже лую промышленность только на 2.130 мил. рублей или 32 проц., а остальные 4.570 мил. рублей, или 68 проц. всей продукции машпно- проекты городов Магнитогорска и ! кваРтаде 1934 года составлял 261 р. а в ноябре—271 рубль, а сталевар 8-го разряда за этот период полу чил 550 рублей и 705. Подручный города. В этом году па жилпщно-бы- сталевара получил 350 и 374. Та- товое строительство отпускается•ким образом, средняя 261 руб., а 920 милл. рублей. Заработная плата сталовар получает 705 руб. Вот где Тагила и по этим проектам будут строить настоящие, в полном смыс ле этого слова — социалистические рабочих за эти годы выросла па 76,9 проц., в том чпеле: По машиностроению на 67,9 проц. По электростанциям—на 68,1 проц. По химической промышленности— па 64,5 проц. По нефтяной промышленности — 96,5 проц. ІІо металлургии—на 87,2 проц. ІІо каменноугольной промышлен ности—94,2 проц. По железорудной промышленно сти—иа 110,9 проц. Заработпая плата инженерно-те хнического персонала выросла па 77 проц., за эти четыре года многое сделано в части правильной поста новки зарплаты и борьбы с уравни- фокус! Вот почему т. Степанов су мел повысить одновременно произво дительность труда и зарплату. То же самое мы имеем п на Ма кеевском заводе имени Кирова, Здесь тов. Гвахария удалось добиться, что он имеет самый дешевый чугун в стране и самую высокую зарплату. Начальник доменного цеха Макеев ского завода зарабатывает 2—2,5— 3 тыс. п больше, в зависимости от того, как он выполнит свой план. Так же зарабатывают и рабочие. Мы создали значительную продо вольственную базу за эти годы. На ши отделы рабочего снабжения об ладают довольно значительными средствами. Накопления в тяжелой промышленности Товарищ Сталин в своих знаме-і 1934 году— 197 милл. Наиболее нитых шести условиях указывал, что1прибыльные отрасли машпнострое- надо промышленности начать накап- ния—автотракторная и электротех- ливать. Что делается в этом на- пичесь.ая . Рост прибылей по этим правлении памп? отраслям промышленности: автотрак- В 1931 году тяжелая промушлен- торная в 1931 году дала 6 милл., в ность имела прибылей на 430 милл 1934 году—на 229 милл., электротех- рублей, в 1934 году прибыль тяже-, ническая в 1931 году—63 милл., в лой промышленности составила 1934 году— 192 милл. Выпускаемые 1.336 милл. рублей—рост больше, чем в три раза. Наибольшие темпы роста накоп лений имеют место в машинострое нии. В 1931 году машиностроение да ло прибылей 122 миллиона., в \ N Сталинградским и Харьковским трак торными заводами трактора еще в 1932 году давали убыток, а в 1934 году по тракторам, выпускае мым этими заводами, в силу сниже- (і ОКОНЧАНИЕ СМОТРИ НА 3-й СТРАНИЦЕ)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz