Полярная правда. 1935, февраль.

СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ОЕЗД СОВЕТОВ Отчетный доклад Народного Комиссара тяжелой промышленности Союза Советских Социалистических Республик тов. С. Орджоникидзе Таковы итоги, таковы достижения. Они не малы и ими можно гордить­ ся, но успокаиваться па этом работ­ никам электростанции никак нельзя. Прекрасные технические показа­ тели по отдельным станциям никак не должны скрывать от нас, что очень многие наши станции до сих пор работают неудовлетворительно. Мы знаем,—а еще лучше нас знают товарищи, которые работают в райо­ нах на заводах, шахтах и' рудни­ ках,—как часто прерывается подача* энергии. На наших электростанциях до сих пор очень часто бывают аварии. Правда, за последние два года здесь имеется значительное движе­ ние вперед по борьбе с авариями, но пи для кого не обязательно, в том числе и для работников элек­ тростанции, и то число аварий, ко­ торые имеются и па сегодня па на­ ших электростанциях. Мы должны драться за то, чтобы совершенно из­ гнать аварии из наших электро­ станций. Работники наших элек­ тростанции должны приложить все усилия, чтобы излечить наши элек­ тростанции от тех недостатков, ко­ торые они иііеют в настоящее время. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Перехожу к угольной промышлен­ ности. Поднять добычу угля до уровня полной обеспеченности по­ требности страны, механизировать добычу угля, развить местные уголь­ ные районы и тем самым освобо­ диться от дальнепривозного угля, развить Кузбасс—источник питания Кузнецкого и Магнитогорского заво­ дов, развить Караганду, Бурею—вот задачи, которые были поставлены партией и правительством в обла­ сти угольной промышленности. За­ дачи, как видите, не из легких. В 1930 году мы добыли 48 мил­ лионов 455 тысяч тонн угля, в том! числе: Донбасс—36 млн. 957 тыс. тонн- = Подмосковный бассейн —1 миллион 818 тысяч тонн, Урал—2 мил­ лиона 381 тысяча тонн, Кузбасс— 3 миллиона 684 тысячи тонн, Во-1 сточная Сибирь — 1 миллион! 300 тысяч тонп, Дальний Восток — | 1 миллион 630 тысяч тонп. Средняя! Азия—400 тысяч тонн, Караганда— j 12 тысяч тонн, ЗСФСР - 1 0 9 тыс. тп. и остальные мелкие р а й о н ы ! 102 тысячи тонн. Эта угледобыча держала все на­ родной хозяйство па голодном пай­ ке и не могло быть никакой речи о том, чтобы такая добыча обеспе­ чила все растущие потребности страны. В 1934 году мы дали 92 млн тонн— к 1930 году 190 процентов, в том числе: Донбасс—60 млн. 16 тыс. тонн— 162 процента к 1930 г., Подмосков­ ный бассейн—4 милл. 906 тыс. тп.— 269,8 проц.. к 1930 г., Урал—5 мил-. лионов 507 тысяч тонн—231,3 проц., к 1930 году, Кузбасс — 11 миллионов 584 тысячи тонн—314,4 процента к 1930 г., Восточная Сибирь—3 мйлл., 454 тые. тонн—254 процента к 1930 г., Дальний Восток —2 милл. 995 тыс. тонн — 183,6 проц., к 1930 году. (Последние два года на­ ходится в эксплоатации в НКПС). Средняя Азия 999 тыс. тонн — 249,5 процента к 1930 году, Кара­ ганда 1 миллион 830 тысяч тонн, а в 1930 г. только 11 тыс. 900 тонн., ЗСФСР—239 тысяч тонн—219 про-^ центов к 1930 году и остальные j мелкие районы—600 тысяч тонн, 606 процентов к 1930 году. j Как видите, успех здесь несомнен-, нып. Но для того, чтобы его до­ биться, надо было вложить в уголь-; ную промышленность в течение четырех лет 2 млрд. 622 млн. руб., і и увеличить основные фонды уголь­ ной промышленности с 511 миллио­ нов на 1/1—1931 года до 1 миллиар­ да 450 миллионов на 1/1-1935 года. Надо было закончить проходку, вве­ сти в эксплоатацию 144 новых шах­ ты -и реконструировать 32 шахты, общей мощностью в 70 милл. тонн годовой добычп, надо было дать угольной промышленности 760 тяже­ лых врубовых машин, 7900 отбой­ ных молотков, 1275 электросверл, 297 электровозов. А самая главная задача состояла в том, чтобы овла­ деть этими механизмами и добиться высокой производительности этих механизмов. Ни в одной отрасли промышлен­ ности текучесть рабочей силы не била нас так, как в ѵгольпой про­ мышленности. Трудность освоения механизмов, недостаточная подготов­ ленность тогдашнего командного со­ става угольной промышленности, происходившая отсюда органпзацион ная неразбериха создали среди угольщиков, особенно на Донбассе, довольно сильные настроения про­ тив механизмов и механизации. Когда справишься с новыми механизмами— неизвестно, когда сумеешь наладить правильный уход за этими механиз­ мами—неизвестно, как скоро нам дадут эти механизмы, все необходи­ мые запасные части к ним—неиз­ вестно, и поэтому не лучше ли иметь тысячи и десятки тысяч рабо­ чих и на этом тянуть добычу, - так рассуждали многие тогдашние руко­ водители. Эта позиция потерпела банкрот ство. Этим настроениям, тогдашней организационной неразберихе и кан- целярско - бюрократическому методу руководства нанесло сокрушительный и* смертельный удар постановление Центрального Комитета нашей пар­ тии и Совнаркома Союза от 8 апреля 1933 года. После этого постановле­ ния развитие нашей уголькой про­ мышленности было поставлено на здоровый путь. Угольный Донбасс, на основе ре ­ шения Центрального Комитета нашей партии и Совнаркома, при огромной помощи всех украинских организа­ ций, в особенности Донецкого Обко­ ма КІ1(б)У и его руководителей, вы­ полнил программу угледобычи в 1934 году, дав 6 fr миллионов тонн угля и тем самым обеспечил нор мальное развитие нашего народного хозяйства, в частности металлурги­ ческой промышленности па Украи­ не. ( А п л о д и с м е н т ы ). Задача угольных районов нашего Советского Союза—дать в 1935 году 112,2 миллиона тонн угля, пз них НКТПрому 104,1 миллиона юнн. Донбасс должен дать 68 миллионов топн, Кузбасс—14 миллионов топи. П о дмосковный район—7 миллионов тонп, Уралуголь—7 миллионов топн, Караганда 2,5 миллиона тонн, Во- сточйая Сибирь 2,6 миллиона тонн, Кируголг» — 1 миллион 350 тысяч тонн, Ткварчелы впервые должны дать 150 тыСяч тонн. Тквибулы— 350 тысяч тонн. К концу второй пятилетки мы дол­ жны дать 152,5 миллиона тонн угля. Эта задача нелегкая, но абсолютно выполнимая. Нужно только одно: ра­ ботать лучше, чем работаем сегодня. У нас обычно бывает так: если про­ грамму выполнили, то считают, что работают прекрасно. Когда та или другая отрасль промышленности, то или ино^ предприятие выполняет свою программу, а ты к нему подой­ дешь и скажешь:—программу-то ты выполнил, но работаешь не так хо­ рошо, как надо,—люди поражаются, разводят руками, говорят :— как так? — Мы программу выполнили и не так хорошо работаем! Как же это может быть? — Да очень просто. Мы вооружены прекрасной техни­ кой. Наши заводы, наши шахты, наши фабрики вооружены ‘^акой пре­ красной современной техникой, кото­ рой ни одна страна не имеет ( Бур­ ные аплодисменты). Вы можете спросить, каким это образом ни одна страна не имеет такой высокой техники, как мы? Откуда же мы ее взяли? Мы покупали у американцев, нем­ цев, французов, англичан самые усовершенствованные машины, са мые последние достижения мировой техники, и этим вооружали свои предприятия. А у них многие заво­ ды и шахты вооружены машинами XIX и начала XX столетия. Наш основной капитал, те миллиарды, о которых я говорил,—это лучшая техника, которая имеется в мире. Из чего мы исходим, когда гово­ рим нашим угольщикам, что вы неплохо работали в этом году, вы выполнили программу, но надо ра­ ботать лучше. Мы исходим из того, что машины, которые находятся в их руках, та врубовая машина, тот отбойный молоток, тот электровоз, которые у пас имеются,—эти маши­ ны до 'сих пор используются не так, как надо. Угольная промышленность выпол­ нила программу, обеспечила страну углем. Мы не сидим на голодном пайке, это верно. Но как исполь­ зуются врубовые машины? Врубовые машины используются только на 74 процента, а 26 процентов всех имеющихся врубовых машин совсѳ^і не работают. Отбойные молотки ис­ пользуются только на 49 процен­ тов, меньше чем наполовину; элек­ тровозы только на 71 процент, а где 29 процентов?—Стоят в без­ действии. Мы вложили золото, мы вложили наш труд, чтобы иметь возможность работать на новых ме­ ханизмах, а они бездействуют. По­ чему, на каком основании? Благо­ даря нашей отличной работе?—Нет, благодаря тому, что мы еще пол­ ностью не овладели этой техникой А мы должны 'полностью овладеть ею во что бы то ни стало. А что дают те врубовые машины, которые работают? Средне-месячная производитель­ ность врубовой машины по Донбас­ су (я беру лучший район, который выполняет программу)—2700 тонн. Предел это пли не предел? Если начнете разговаривать с угольщика­ ми, то они скажут: пойдем на 3000, ну на 3200. А как быть с та­ кими фактами: вот в шахте имени Менжинекого (Кадиевуголь—пласт „Атаман*) есть машинист врубо­ вой машины не американец, не фран­ цуз, не германец, ни тем более „не арийского происхождения" (смех ), а простой, по фамилии товарищ Тѳльныв; н этот товарищ Тельных дает в месяц 10 тысяч тонн вме­ сто 2700 тонн [А п л о д и см е нт ы . Го л о с а с м е с т : „Это д е л е гат &езда?и „ Д а , т о ва р ищ Т е л ь н ы х — де ле гат с 'е з д а “ ) Беру шахту имени Ильина: ма­ шинист врубовой машины товарищ Ткаченко дает вместо 2.700 тонн 9.000 тонн. Беру другую шахту, Л 2 5 —6 имени Димитрова (Сталин- уголь). Товарищ Жувов дает 11.700 тонн. (Аплодисменты). Как же надо работать? Так, как сейчас работаем или работать так, как работают тт. Твльиыі, Ткачен­ ко и Жуков? Я думаю, что ответ может быть один—-работать так, как работают товарищи Тельных, Тка­ ченко и Жуков ( П р о д о лж ит е л ь ­ ны е а п л о д и см е нт ы ) . 2 700 тонн и 11.700 тонн—какой огромнейший резерв. И когда мы го­ ворим о резервах, то говорим не в порядке общей агитации, а исходя из подобных фактов. Та же картина и по отбойным мо лоткам. Средняя производительность отбойного молотка в смену на том же Донбассе в 1934 году 6,5 тонны. А товарищ Гоишин в шахте ЛІ* 4—2 (Кадиевуголь), несколько раз~ дал по 85 тонн вместо 6,5 тонны. То­ варищ Рябошапка (шахта имени Дзержинского — Артему голь) дал 40 тонп. Товарищ Мурашко. хоро- В нашем распоряжении имеется моіцпая первоклассная техника. Если мы научимся использовать эту технику так, как это делают това­ рищи Чередниченко, Ткаченко,Толь ных, Жуков, то мы будем иметь огромный прирост продукции, перед которым померкнут и все те при­ росты, которые мы имеем сейчас, которыми мы гордимся. Когда говорят о том, что нехва- тает того, другого, третьего, и по-, этому не могут выполнить програм-' му, это неверно. Когда люди рабо­ тают как следует,—дело идет хоро­ шо, всего хватает. Как только про­ зевали, провалплись, — начинаются жалобы па нехватки. Надо же кого нибудь другого обвинить, неудобно винить себя. А то, что вам дали, как вы сумели использовать?—вот о чем идет речь. Я думаю, что мы имеем возмож­ ность не только выполнить план 1935 года и 1937 года, но распола-] гаем всеми техническими возмож-і ностямн к тому, чтобы перевыпол­ нить этот план. Все зависит от того, как люди осваивают технику, как \ они работают. Это целиком в на­ ших руках. Летом в 1931 году гор­ до прозвучали слова товарища Ста­ лина: „Реальность нашей программы— :>то живые люди, это мы с вами*. Разве приведенные мною пре­ красные образцы работы не являют­ ся ярким подтверждением :>тих слов? Заводы черной мет аллур гии выполнили задание партии и прави­ тельства. Страна получила в 1934 году свыше 10 миллионов тонн чугуна. Растут гиганты черной металлургии . На снимке—новые домны. шо известный угольщикам (шахта „Красный Профннтерн4* — Артем- уголь) дал 50 тонн и дает эту вы работку в течение нескольких ме­ сяцев. Подобные примеры есть и в 1 других угольных районах. Средняя месячпая производитель ность электровоза по Донбассу в 1934 году 7940 тонпокилометров. А вот в шахте „Артем “ машинист тов. Чвовдничвнко дает 30.000 топ- нокилометров, в шахте имеии Ди­ митрова (Сталинуголь) 20.000 тон- нокилометров на электровоз, в шах­ те 19—20 (Артемуголь)—12.000 тон- нокилометров. Итак, 7.900—30.000 20.000 и 12,000 тонпокилометров.— Подумайте, товарищи, какие здесь огромные резервы. Научиться работать так, как j)a - ботает товарищ Чередниченко,—и мы будем иметь удвоение и утрое­ ние электровозной откатки. Я думаю, что партийные органи­ зации наших угольных бассейнов,! которые всегда очепь сильно помо­ гают пашей работе, помогут нашим угольщикам овладеть первоклассной техникой, которой они вооружены. А овладев ею как следует, мы дадим гораздо больше угля. Мы ведем сейчас опытную работу по . подземной газификации угля. Есть кое какие признаки, что это дело может удасться, но сказать, что оно непременно удастся, пока труд­ но. Мы построили в Кемерово угле- перегонпый завод на 10.000 топн жидкого топлива, будем пол/чать нефтепродукты. Товарищи нефтяни­ ки, слушайте,—мы будем добывать нефтепродукты из угля, появятся у вас новые „конкуренты". НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Перехожу к нефтяной промышлен­ ности. Потребность в керосине, бен­ зине, маслах растет и будет расти с каждым годом. Тракторизация, автомобилизация нашей страны, на­ ша авиация, наши паровозы, наши мартены требуют сегодня и по- j требуют еще больше завтра нефтя ного топлива. В 1934 году мы дали 72 тысячи автомобилей. План 1935 года—92 тысячи автомобилей. Но ведь это капля в море. В Аме­ рике автомобильный парк—25 -мил­ лионов автомобилей. Сколько надо выпустить автомобилей, чтобы до­ гнать Америку и сколько надо добыть нефти и бензина, чтобы дать пищу этим автомобилям! Тракторов в 1934 году мы вы­ пустили 93 тысячи, в 1935 году мы должны дать 97 тысяч. На полях колхозов и совхозов работают 311 тыс. тракторов. Все это требует огромного количества горючего и мы должны удовлетворить эти требова­ ния. Можем лн мы удовлетворить эти требования?-ІІо данным началь­ ника геологоразведочного управления академика товарища Губкина, общий запас нефти в Союзе исчисляется в настоящее время в 3 миллиарда тн. (а мы добыли в 1934 году 25,6 мил­ лиона тонн). 3 миллиарда тонн или 32 процента всех мировых запасов нефти,—это ставит СССР на первое место в мире по природным запа­ сам нефти. В том числе в Баку и его районах мы имеем 1 миллиард 325 миллионов тонн, в Эмбанефти 639 миллионов тонн, в Ишимбаеве 60 миллионов тонн, в Майкопе 81,8 миллиона тонн, в Грозном 138 миллионов тонп, в Средней Азии 240 миллионов тонп. А сколь­ ко еще в нашей стране имеется не­ разведанной площади! Нефти в наших недрах много, на­ личие этих огромных запасов дает возможность, если мы будем рабо­ тать как следует, добыть нефти столько, сколько нужно для нашей страны, включая и экспорт. Еще вчера недостаток труб и оборудо­ вания советского производства не давал возможности развернуть ра­ боту в тех размерах, которые нам необходимы. Трубы и все оборудо­ вание приходилось ввозить из-за границы, платить золотом. В н а ­ стоящее время эта причина отчасти устранена или устраняется и мы имеем все возможности на наших отечественных трубах, на нашем отечественном оборудовании широко развертывать нефтяную промышлен­ ность. За четыре года мы вложили в нефтяную промышленность 2 мил­ лиарда 130 миллионов рублей. В 1934 году добыто нефти с газом 25 миллионов 600 тысяч тонн,—к 1930 году 135,9 процента, в том числе Азнефть дала 20 миллионов 200 тысяч тонн, перевыполнив сврю годовую программу. Добыча нефти с газом на 1935 год—30 миллионов 300 тысяч тонн. К концу второй пятилетки мы должны дать 46 миллионов 800 ты­ сяч тонн нефти с газом. В 1935 го­ ду мы должны пробурить 1 миллион 580 тысяч метров, ввести в ' дей­ ствие шесть трубчаток и 14 кре­ кингов, проложить трубопроводов 1060 километров. Нефтяная - промышленность, пер • вая из всех отраслей нашего хо­ зяйства, еще в 1923—24 году ста­ ла решительно переходить на аме риканские методы работы, амери­ канскую технику. Эта работа тогда дала свои плоды, нефтяники выпол-j нили свою пятилетку в два с поло­ виной года, наша партия и прави­ тельство отметили победы нефтяни­ ков высшей наградой, дав им орде­ на Ленина. Но после этого среди j нефтяников началось некоторое ус ­ покоение. Поняли так, что раз до-; бились выполнения пятилетки в 2,5 года, то дальше дело пойдет са­ мотеком. А как известно, самотеком ничего нельзя добиться, тем более нельзя построить социализм. Увлекшись фонтанами в Грозном, там прохлопали разведочные рабо-( ты на новые пласты, новые участки и за это были жестоко наказаны. В 1934 году грозненцы дали 3 мил­ лиона 594 тысячи тонн нефти про­ тив 7 миллионов 149 тысяч в 1930 году. Но всем отраслям у нас идет по­ бедное шествие вперед, а Грознефть предпочла итти обратным ходом. Какие недостатки имеются в неф- тяпой промышленности, в чем основ­ ной недостаток? Этот недостаток, товарищи, прежде всего и раньше всего — в недопустимо медленном бурении. Мы бурим недопустимо медленно, мы эксплоатпруем дей ствующие скважины чаете варвар­ ски и некультурно. Беру лучший район из всех районов нашей неф­ тяной промышленности—Бакинский район. Азнефть в 1934 году выпол­ нила план, выполнила план и в 1933 году. Азнефть в 1934 году дала при­ рост в 4 миллиона тонн, чего никог­ да Бакинская нефтяная промышлен­ ность не давала ( Аплодисменты ), •Азнефть в 1934 году дала 20.200 тыс. тонн, а в 1930 году она давала 10 7 миллиона, — рост на 88 проц. И тем не менее,—пускай, товарищи бакинцы на меня не обижаются,—я думаю, на их приме­ ре нам надо учиться, как не надо работать (Смех). Конечно, и в области бурения мы не топчемся на одном месте. Беру опять-таки Азнефть. Скорость по всем видам бурения в 1930 году по Азнефти па станок в месяц состав­ ляла 87,9 метра. В 1934 году— 187,6. По эксплоатационному буре­ нию в 1930 году было 107,7 мет­ ра, а в 1934 году 216,8 мецра. Как видите, рост большой,—удвоение. А по сравнению с американскими скоростями — это черепаший шаг. Скважины глубипой в 1.200 — 1500 метров американцы бурят и вводят в эксплоатацию в течение одного месяца. Мы же бурим и вво­ дим в эксплоатацию такие скважины в лучшем случае в 4—5 месяцев, а то год и даже больше. Мы почти не умеем бурить как следует сква­ жин свыше 1500 метров глубины, а американцы свободно бурят н а . глубину 2000 — 2500 метров и из этой глубины качают нефть. ; Тут часто говорят—у американ-' цев другое оборудование, что может делать американец, .ѵ*ы не в со­ стоянии сделать Такие разговорчи­ ки среди нефтяников всех наших районов имеются. Часто можно слы­ шать такой разговор: что американ­ цы, американцы!. . Американец си - , дит у себя на буровой, и если ему понадобилось какое нибудь техниче­ ское снабжение—труба или что ни­ будь другое,—он по телефону зака зывает и ему привозят, а у ‘нас сколько падо мучиться. У американ­ цев четырехскоростнме лебедки, у американцев—мощные-насосы, у аме­ риканцев трубы другие, а у н а с .. . ну, куда же нам до американце в! . . Конечно, подобные разговоры ни­ куда не годятся. Это разговоры от­ сталых людей и, конечно, не по ним нам равняться. Мы* будем равнять­ ся по тем, кто умеет работать. При­ меры хефошей работы отдельных (бригад Бакинского района говорят о ’несостоятельности людей, болтаю­ щих о невозможности достигнуть лучших показателей по бурению. При среднегодовой скорости бу­ рения в 1934 году—216,8 метра на станок в месяц, в Сталинском райо­ не начальник группы бурения Ба* баев пробурил за девять месяцев 5 скважип, глубиною свыше тысячи j мртров каждая, при скорости #свыше 300 метров на станок в месяц. Сред- : няя—216,8, а тут 300 метров. По отдельным скважинам . непроизводи- !тельное время колебалось в преде­ л а х 3-4 процентов в то время, ‘ как в среднем по Азнефти непро­ изводительное время достигало в 1934 году 32 процентов. Другой товарищ, Иоанивви—на­ чальник группы бурения на про­ мысле имени Азизбекова (Кала)—про * бурил скважину № 162 на глубину 1190 метров со скоростью 51,7 мет­ ра в месяц и свел непроизводи­ тельное время к 17 процентам. Скважину Л» 161 на глубину 1180 метров тот же Иоанисян про­ бурил со скоростью 513 метров и свел непроизводительное время к 6 процентам. Скважину Л? 165—на глубину 1155 метров со скоростью 502 метра в месяц (непроизводи­ тельное время—15 процентов). И, наконец, скважину № 208 на глу­ бину 1150 метров он пробурил со скоростью 575 метров, при чем не­ производительное время составило 14 процентов. На промысле имени Кагановича т. Карпенко пробурил скважины глубиной 1400— 1460 метров со скоростью 330—360 метров в ме­ сяц, имея непроизводительную поте­ рю времени от 8 —15 процентов. В то же самое время по .Іок-Ба- тану, при меньшей глубине, чем в других районах скорость за десять месяцев 1934 года была 193 метра, падая некоторые месяцы, как в сентябре, до 93\метров. Непроиз­ водительная потеря времени (ав­ густ -сентябрь) достигает 48—50 процентов, т. е. половину времени не работали. Буровой мастер Аванвоов на про­ мысле им. Сталина в Баку, сдал за 10 месяцев 5 скважин при средней скорости 500 метров на 'станок в месяц, буровой мастер Мусѳиб Думья на промысле Кагановича в Баку скважину 260 пробурил со ско­ ростью 774 метра. Это в Баку. А вот Майкоп. Буровой мастер Даугаве буровую № 144 на глуби­ ну 1260 метров пробурил за 38 дней. Буровой мастер Мельников дал скважине Л» 121 скорость 634 метра, буровой мастер волков —624 метра, Паокович —535 метров, Усов —170 >і. В Грознефти бригада Цеоявя про­ бурила буоовую па Малгобекѳ глу­ биной в 812 метров, при средней скорости 540 метров в месяц. Вот вам, товарищи, цифры: 216,8 сред­ няя и 500 —700 у отдельных бригад В чем тут дело? Я расспрашнв іл этих буровых мастеров. Ответ ока­ зался простой: организовали хоро­ шую бригаду, правильно их расста­ вили, хорошо чорганпзовали труд, обеспечили хороший уход за обору­ дованием, за трубами,—и резуль­ таты получились хорошие. Значит ли это,что нам не надо переходить на оборудование более высокого качества, на более высо­ кого качества трубы?—Конечно, нет. Мы должны и будем переходить. Но пока мы бурим со скоростью только 200 метров, пока мы еще не умеем бурить как следует, не добрались и до 500 метров в месяц, —четырех скоростных лебедок нам не надо, как говорил мне Борц, зам. началь­ ника Азнефти. Он говорил: — Если дадите нам сейчас четырехскорост­ ные лебедки, то, так как мы не умеем бурить как следует, мы должны бу­ дем переключить их на две скорости. Приведенные примеры говорят о том, что можно бурить лучше, что мы должны бурить лучше при том оборудовании, которым мы сейчас располагаем. Как обстоит дело с эксплоатацией?— Также пе важно. Возьмем, например, компрессоры. Наши нефтяники прекрасно знают, какое они имеют огромное значение для нефтяной промышленности. Ког­ да надо получать компрессоры, они ревут во всю глотку: „Побольше, дай побольше компрессоров" Полу­ чили, так надо следить за ними, как следует. А что имеется на деле?—Вы заходите в компрессорную. Компрес­ соры верадтся, работают. Но если вы захотите узнать, сколько же компрессор качает воздуха, сколько этот компрессор дает в скважину, то вы этого не добьетесь, потому что никто ничего не знает. Когда я спросил начальника компрессорной, то он заявил, что не знает, потому что нет измерительных приборов. Подумайте только, — мы произво­ дим измерительные приборы, мы при­ возим приборы из за границы, на сотни миллионов ввезли оборудова­ ния,—и никто пе додумался, чтобы потребовать эти приборы. У одного побывавшего в Америке очень хоро шего инженера Кувьмина — как все f утверждают, способного инженера, начальника промысла Азизбекова (Кала)—я спросил:—В Америке так же грязно вокруг и на самом про­ мысле, как у пас? —Нет, там нефть идет по трубам,—ответил он—лужи нефти не увидишь. Он рассказал ха ­ рактерный случай, когда он раз хо­ тел посмотреть нефть и хотел отвер­ нуть кран; к нему моментально под­ скочили, остановили, принесли стакан и сказали—пожалуйста, берите нефть в стакан. Я спросил Кузьмина, не стоит ли нам перенять эти обычаи у амери­ канцев и так же культурно вести дело? Возражения с его стороны я не встретил, но привычка к грязи у наших нефтяников огромная и хуже всего то, что они глубоко убеждены, будто иначе не должно быть и не (ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИ НА 3-й СТРАНИЦЕ) .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz