Полярная правда. 1935, февраль.
СЕДЬМОЙ ВСЕСОЮЗНЫЙ ОЕЗД СОВЕТОВ Отчетный доклад Народного Комиссара тяжелой промышленности Союза Советских Социалистических Республик тов. С. Орджоникидзе Таковы итоги, таковы достижения. Они не малы и ими можно гордить ся, но успокаиваться па этом работ никам электростанции никак нельзя. Прекрасные технические показа тели по отдельным станциям никак не должны скрывать от нас, что очень многие наши станции до сих пор работают неудовлетворительно. Мы знаем,—а еще лучше нас знают товарищи, которые работают в райо нах на заводах, шахтах и' рудни ках,—как часто прерывается подача* энергии. На наших электростанциях до сих пор очень часто бывают аварии. Правда, за последние два года здесь имеется значительное движе ние вперед по борьбе с авариями, но пи для кого не обязательно, в том числе и для работников элек тростанции, и то число аварий, ко торые имеются и па сегодня па на ших электростанциях. Мы должны драться за то, чтобы совершенно из гнать аварии из наших электро станций. Работники наших элек тростанции должны приложить все усилия, чтобы излечить наши элек тростанции от тех недостатков, ко торые они иііеют в настоящее время. УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Перехожу к угольной промышлен ности. Поднять добычу угля до уровня полной обеспеченности по требности страны, механизировать добычу угля, развить местные уголь ные районы и тем самым освобо диться от дальнепривозного угля, развить Кузбасс—источник питания Кузнецкого и Магнитогорского заво дов, развить Караганду, Бурею—вот задачи, которые были поставлены партией и правительством в обла сти угольной промышленности. За дачи, как видите, не из легких. В 1930 году мы добыли 48 мил лионов 455 тысяч тонн угля, в том! числе: Донбасс—36 млн. 957 тыс. тонн- = Подмосковный бассейн —1 миллион 818 тысяч тонн, Урал—2 мил лиона 381 тысяча тонн, Кузбасс— 3 миллиона 684 тысячи тонн, Во-1 сточная Сибирь — 1 миллион! 300 тысяч тонп, Дальний Восток — | 1 миллион 630 тысяч тонп. Средняя! Азия—400 тысяч тонн, Караганда— j 12 тысяч тонн, ЗСФСР - 1 0 9 тыс. тп. и остальные мелкие р а й о н ы ! 102 тысячи тонн. Эта угледобыча держала все на родной хозяйство па голодном пай ке и не могло быть никакой речи о том, чтобы такая добыча обеспе чила все растущие потребности страны. В 1934 году мы дали 92 млн тонн— к 1930 году 190 процентов, в том числе: Донбасс—60 млн. 16 тыс. тонн— 162 процента к 1930 г., Подмосков ный бассейн—4 милл. 906 тыс. тп.— 269,8 проц.. к 1930 г., Урал—5 мил-. лионов 507 тысяч тонн—231,3 проц., к 1930 году, Кузбасс — 11 миллионов 584 тысячи тонн—314,4 процента к 1930 г., Восточная Сибирь—3 мйлл., 454 тые. тонн—254 процента к 1930 г., Дальний Восток —2 милл. 995 тыс. тонн — 183,6 проц., к 1930 году. (Последние два года на ходится в эксплоатации в НКПС). Средняя Азия 999 тыс. тонн — 249,5 процента к 1930 году, Кара ганда 1 миллион 830 тысяч тонн, а в 1930 г. только 11 тыс. 900 тонн., ЗСФСР—239 тысяч тонн—219 про-^ центов к 1930 году и остальные j мелкие районы—600 тысяч тонн, 606 процентов к 1930 году. j Как видите, успех здесь несомнен-, нып. Но для того, чтобы его до биться, надо было вложить в уголь-; ную промышленность в течение четырех лет 2 млрд. 622 млн. руб., і и увеличить основные фонды уголь ной промышленности с 511 миллио нов на 1/1—1931 года до 1 миллиар да 450 миллионов на 1/1-1935 года. Надо было закончить проходку, вве сти в эксплоатацию 144 новых шах ты -и реконструировать 32 шахты, общей мощностью в 70 милл. тонн годовой добычп, надо было дать угольной промышленности 760 тяже лых врубовых машин, 7900 отбой ных молотков, 1275 электросверл, 297 электровозов. А самая главная задача состояла в том, чтобы овла деть этими механизмами и добиться высокой производительности этих механизмов. Ни в одной отрасли промышлен ности текучесть рабочей силы не била нас так, как в ѵгольпой про мышленности. Трудность освоения механизмов, недостаточная подготов ленность тогдашнего командного со става угольной промышленности, происходившая отсюда органпзацион ная неразбериха создали среди угольщиков, особенно на Донбассе, довольно сильные настроения про тив механизмов и механизации. Когда справишься с новыми механизмами— неизвестно, когда сумеешь наладить правильный уход за этими механиз мами—неизвестно, как скоро нам дадут эти механизмы, все необходи мые запасные части к ним—неиз вестно, и поэтому не лучше ли иметь тысячи и десятки тысяч рабо чих и на этом тянуть добычу, - так рассуждали многие тогдашние руко водители. Эта позиция потерпела банкрот ство. Этим настроениям, тогдашней организационной неразберихе и кан- целярско - бюрократическому методу руководства нанесло сокрушительный и* смертельный удар постановление Центрального Комитета нашей пар тии и Совнаркома Союза от 8 апреля 1933 года. После этого постановле ния развитие нашей уголькой про мышленности было поставлено на здоровый путь. Угольный Донбасс, на основе ре шения Центрального Комитета нашей партии и Совнаркома, при огромной помощи всех украинских организа ций, в особенности Донецкого Обко ма КІ1(б)У и его руководителей, вы полнил программу угледобычи в 1934 году, дав 6 fr миллионов тонн угля и тем самым обеспечил нор мальное развитие нашего народного хозяйства, в частности металлурги ческой промышленности па Украи не. ( А п л о д и с м е н т ы ). Задача угольных районов нашего Советского Союза—дать в 1935 году 112,2 миллиона тонн угля, пз них НКТПрому 104,1 миллиона юнн. Донбасс должен дать 68 миллионов топн, Кузбасс—14 миллионов топи. П о дмосковный район—7 миллионов тонп, Уралуголь—7 миллионов топн, Караганда 2,5 миллиона тонн, Во- сточйая Сибирь 2,6 миллиона тонн, Кируголг» — 1 миллион 350 тысяч тонн, Ткварчелы впервые должны дать 150 тыСяч тонн. Тквибулы— 350 тысяч тонн. К концу второй пятилетки мы дол жны дать 152,5 миллиона тонн угля. Эта задача нелегкая, но абсолютно выполнимая. Нужно только одно: ра ботать лучше, чем работаем сегодня. У нас обычно бывает так: если про грамму выполнили, то считают, что работают прекрасно. Когда та или другая отрасль промышленности, то или ино^ предприятие выполняет свою программу, а ты к нему подой дешь и скажешь:—программу-то ты выполнил, но работаешь не так хо рошо, как надо,—люди поражаются, разводят руками, говорят :— как так? — Мы программу выполнили и не так хорошо работаем! Как же это может быть? — Да очень просто. Мы вооружены прекрасной техни кой. Наши заводы, наши шахты, наши фабрики вооружены ‘^акой пре красной современной техникой, кото рой ни одна страна не имеет ( Бур ные аплодисменты). Вы можете спросить, каким это образом ни одна страна не имеет такой высокой техники, как мы? Откуда же мы ее взяли? Мы покупали у американцев, нем цев, французов, англичан самые усовершенствованные машины, са мые последние достижения мировой техники, и этим вооружали свои предприятия. А у них многие заво ды и шахты вооружены машинами XIX и начала XX столетия. Наш основной капитал, те миллиарды, о которых я говорил,—это лучшая техника, которая имеется в мире. Из чего мы исходим, когда гово рим нашим угольщикам, что вы неплохо работали в этом году, вы выполнили программу, но надо ра ботать лучше. Мы исходим из того, что машины, которые находятся в их руках, та врубовая машина, тот отбойный молоток, тот электровоз, которые у пас имеются,—эти маши ны до 'сих пор используются не так, как надо. Угольная промышленность выпол нила программу, обеспечила страну углем. Мы не сидим на голодном пайке, это верно. Но как исполь зуются врубовые машины? Врубовые машины используются только на 74 процента, а 26 процентов всех имеющихся врубовых машин совсѳ^і не работают. Отбойные молотки ис пользуются только на 49 процен тов, меньше чем наполовину; элек тровозы только на 71 процент, а где 29 процентов?—Стоят в без действии. Мы вложили золото, мы вложили наш труд, чтобы иметь возможность работать на новых ме ханизмах, а они бездействуют. По чему, на каком основании? Благо даря нашей отличной работе?—Нет, благодаря тому, что мы еще пол ностью не овладели этой техникой А мы должны 'полностью овладеть ею во что бы то ни стало. А что дают те врубовые машины, которые работают? Средне-месячная производитель ность врубовой машины по Донбас су (я беру лучший район, который выполняет программу)—2700 тонн. Предел это пли не предел? Если начнете разговаривать с угольщика ми, то они скажут: пойдем на 3000, ну на 3200. А как быть с та кими фактами: вот в шахте имени Менжинекого (Кадиевуголь—пласт „Атаман*) есть машинист врубо вой машины не американец, не фран цуз, не германец, ни тем более „не арийского происхождения" (смех ), а простой, по фамилии товарищ Тѳльныв; н этот товарищ Тельных дает в месяц 10 тысяч тонн вме сто 2700 тонн [А п л о д и см е нт ы . Го л о с а с м е с т : „Это д е л е гат &езда?и „ Д а , т о ва р ищ Т е л ь н ы х — де ле гат с 'е з д а “ ) Беру шахту имени Ильина: ма шинист врубовой машины товарищ Ткаченко дает вместо 2.700 тонн 9.000 тонн. Беру другую шахту, Л 2 5 —6 имени Димитрова (Сталин- уголь). Товарищ Жувов дает 11.700 тонн. (Аплодисменты). Как же надо работать? Так, как сейчас работаем или работать так, как работают тт. Твльиыі, Ткачен ко и Жуков? Я думаю, что ответ может быть один—-работать так, как работают товарищи Тельных, Тка ченко и Жуков ( П р о д о лж ит е л ь ны е а п л о д и см е нт ы ) . 2 700 тонн и 11.700 тонн—какой огромнейший резерв. И когда мы го ворим о резервах, то говорим не в порядке общей агитации, а исходя из подобных фактов. Та же картина и по отбойным мо лоткам. Средняя производительность отбойного молотка в смену на том же Донбассе в 1934 году 6,5 тонны. А товарищ Гоишин в шахте ЛІ* 4—2 (Кадиевуголь), несколько раз~ дал по 85 тонн вместо 6,5 тонны. То варищ Рябошапка (шахта имени Дзержинского — Артему голь) дал 40 тонп. Товарищ Мурашко. хоро- В нашем распоряжении имеется моіцпая первоклассная техника. Если мы научимся использовать эту технику так, как это делают това рищи Чередниченко, Ткаченко,Толь ных, Жуков, то мы будем иметь огромный прирост продукции, перед которым померкнут и все те при росты, которые мы имеем сейчас, которыми мы гордимся. Когда говорят о том, что нехва- тает того, другого, третьего, и по-, этому не могут выполнить програм-' му, это неверно. Когда люди рабо тают как следует,—дело идет хоро шо, всего хватает. Как только про зевали, провалплись, — начинаются жалобы па нехватки. Надо же кого нибудь другого обвинить, неудобно винить себя. А то, что вам дали, как вы сумели использовать?—вот о чем идет речь. Я думаю, что мы имеем возмож ность не только выполнить план 1935 года и 1937 года, но распола-] гаем всеми техническими возмож-і ностямн к тому, чтобы перевыпол нить этот план. Все зависит от того, как люди осваивают технику, как \ они работают. Это целиком в на ших руках. Летом в 1931 году гор до прозвучали слова товарища Ста лина: „Реальность нашей программы— :>то живые люди, это мы с вами*. Разве приведенные мною пре красные образцы работы не являют ся ярким подтверждением :>тих слов? Заводы черной мет аллур гии выполнили задание партии и прави тельства. Страна получила в 1934 году свыше 10 миллионов тонн чугуна. Растут гиганты черной металлургии . На снимке—новые домны. шо известный угольщикам (шахта „Красный Профннтерн4* — Артем- уголь) дал 50 тонн и дает эту вы работку в течение нескольких ме сяцев. Подобные примеры есть и в 1 других угольных районах. Средняя месячпая производитель ность электровоза по Донбассу в 1934 году 7940 тонпокилометров. А вот в шахте „Артем “ машинист тов. Чвовдничвнко дает 30.000 топ- нокилометров, в шахте имеии Ди митрова (Сталинуголь) 20.000 тон- нокилометров на электровоз, в шах те 19—20 (Артемуголь)—12.000 тон- нокилометров. Итак, 7.900—30.000 20.000 и 12,000 тонпокилометров.— Подумайте, товарищи, какие здесь огромные резервы. Научиться работать так, как j)a - ботает товарищ Чередниченко,—и мы будем иметь удвоение и утрое ние электровозной откатки. Я думаю, что партийные органи зации наших угольных бассейнов,! которые всегда очепь сильно помо гают пашей работе, помогут нашим угольщикам овладеть первоклассной техникой, которой они вооружены. А овладев ею как следует, мы дадим гораздо больше угля. Мы ведем сейчас опытную работу по . подземной газификации угля. Есть кое какие признаки, что это дело может удасться, но сказать, что оно непременно удастся, пока труд но. Мы построили в Кемерово угле- перегонпый завод на 10.000 топн жидкого топлива, будем пол/чать нефтепродукты. Товарищи нефтяни ки, слушайте,—мы будем добывать нефтепродукты из угля, появятся у вас новые „конкуренты". НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Перехожу к нефтяной промышлен ности. Потребность в керосине, бен зине, маслах растет и будет расти с каждым годом. Тракторизация, автомобилизация нашей страны, на ша авиация, наши паровозы, наши мартены требуют сегодня и по- j требуют еще больше завтра нефтя ного топлива. В 1934 году мы дали 72 тысячи автомобилей. План 1935 года—92 тысячи автомобилей. Но ведь это капля в море. В Аме рике автомобильный парк—25 -мил лионов автомобилей. Сколько надо выпустить автомобилей, чтобы до гнать Америку и сколько надо добыть нефти и бензина, чтобы дать пищу этим автомобилям! Тракторов в 1934 году мы вы пустили 93 тысячи, в 1935 году мы должны дать 97 тысяч. На полях колхозов и совхозов работают 311 тыс. тракторов. Все это требует огромного количества горючего и мы должны удовлетворить эти требова ния. Можем лн мы удовлетворить эти требования?-ІІо данным началь ника геологоразведочного управления академика товарища Губкина, общий запас нефти в Союзе исчисляется в настоящее время в 3 миллиарда тн. (а мы добыли в 1934 году 25,6 мил лиона тонн). 3 миллиарда тонн или 32 процента всех мировых запасов нефти,—это ставит СССР на первое место в мире по природным запа сам нефти. В том числе в Баку и его районах мы имеем 1 миллиард 325 миллионов тонн, в Эмбанефти 639 миллионов тонн, в Ишимбаеве 60 миллионов тонн, в Майкопе 81,8 миллиона тонн, в Грозном 138 миллионов тонп, в Средней Азии 240 миллионов тонп. А сколь ко еще в нашей стране имеется не разведанной площади! Нефти в наших недрах много, на личие этих огромных запасов дает возможность, если мы будем рабо тать как следует, добыть нефти столько, сколько нужно для нашей страны, включая и экспорт. Еще вчера недостаток труб и оборудо вания советского производства не давал возможности развернуть ра боту в тех размерах, которые нам необходимы. Трубы и все оборудо вание приходилось ввозить из-за границы, платить золотом. В н а стоящее время эта причина отчасти устранена или устраняется и мы имеем все возможности на наших отечественных трубах, на нашем отечественном оборудовании широко развертывать нефтяную промышлен ность. За четыре года мы вложили в нефтяную промышленность 2 мил лиарда 130 миллионов рублей. В 1934 году добыто нефти с газом 25 миллионов 600 тысяч тонн,—к 1930 году 135,9 процента, в том числе Азнефть дала 20 миллионов 200 тысяч тонн, перевыполнив сврю годовую программу. Добыча нефти с газом на 1935 год—30 миллионов 300 тысяч тонн. К концу второй пятилетки мы должны дать 46 миллионов 800 ты сяч тонн нефти с газом. В 1935 го ду мы должны пробурить 1 миллион 580 тысяч метров, ввести в ' дей ствие шесть трубчаток и 14 кре кингов, проложить трубопроводов 1060 километров. Нефтяная - промышленность, пер • вая из всех отраслей нашего хо зяйства, еще в 1923—24 году ста ла решительно переходить на аме риканские методы работы, амери канскую технику. Эта работа тогда дала свои плоды, нефтяники выпол-j нили свою пятилетку в два с поло виной года, наша партия и прави тельство отметили победы нефтяни ков высшей наградой, дав им орде на Ленина. Но после этого среди j нефтяников началось некоторое ус покоение. Поняли так, что раз до-; бились выполнения пятилетки в 2,5 года, то дальше дело пойдет са мотеком. А как известно, самотеком ничего нельзя добиться, тем более нельзя построить социализм. Увлекшись фонтанами в Грозном, там прохлопали разведочные рабо-( ты на новые пласты, новые участки и за это были жестоко наказаны. В 1934 году грозненцы дали 3 мил лиона 594 тысячи тонн нефти про тив 7 миллионов 149 тысяч в 1930 году. Но всем отраслям у нас идет по бедное шествие вперед, а Грознефть предпочла итти обратным ходом. Какие недостатки имеются в неф- тяпой промышленности, в чем основ ной недостаток? Этот недостаток, товарищи, прежде всего и раньше всего — в недопустимо медленном бурении. Мы бурим недопустимо медленно, мы эксплоатпруем дей ствующие скважины чаете варвар ски и некультурно. Беру лучший район из всех районов нашей неф тяной промышленности—Бакинский район. Азнефть в 1934 году выпол нила план, выполнила план и в 1933 году. Азнефть в 1934 году дала при рост в 4 миллиона тонн, чего никог да Бакинская нефтяная промышлен ность не давала ( Аплодисменты ), •Азнефть в 1934 году дала 20.200 тыс. тонн, а в 1930 году она давала 10 7 миллиона, — рост на 88 проц. И тем не менее,—пускай, товарищи бакинцы на меня не обижаются,—я думаю, на их приме ре нам надо учиться, как не надо работать (Смех). Конечно, и в области бурения мы не топчемся на одном месте. Беру опять-таки Азнефть. Скорость по всем видам бурения в 1930 году по Азнефти па станок в месяц состав ляла 87,9 метра. В 1934 году— 187,6. По эксплоатационному буре нию в 1930 году было 107,7 мет ра, а в 1934 году 216,8 мецра. Как видите, рост большой,—удвоение. А по сравнению с американскими скоростями — это черепаший шаг. Скважины глубипой в 1.200 — 1500 метров американцы бурят и вводят в эксплоатацию в течение одного месяца. Мы же бурим и вво дим в эксплоатацию такие скважины в лучшем случае в 4—5 месяцев, а то год и даже больше. Мы почти не умеем бурить как следует сква жин свыше 1500 метров глубины, а американцы свободно бурят н а . глубину 2000 — 2500 метров и из этой глубины качают нефть. ; Тут часто говорят—у американ-' цев другое оборудование, что может делать американец, .ѵ*ы не в со стоянии сделать Такие разговорчи ки среди нефтяников всех наших районов имеются. Часто можно слы шать такой разговор: что американ цы, американцы!. . Американец си - , дит у себя на буровой, и если ему понадобилось какое нибудь техниче ское снабжение—труба или что ни будь другое,—он по телефону зака зывает и ему привозят, а у ‘нас сколько падо мучиться. У американ цев четырехскоростнме лебедки, у американцев—мощные-насосы, у аме риканцев трубы другие, а у н а с .. . ну, куда же нам до американце в! . . Конечно, подобные разговоры ни куда не годятся. Это разговоры от сталых людей и, конечно, не по ним нам равняться. Мы* будем равнять ся по тем, кто умеет работать. При меры хефошей работы отдельных (бригад Бакинского района говорят о ’несостоятельности людей, болтаю щих о невозможности достигнуть лучших показателей по бурению. При среднегодовой скорости бу рения в 1934 году—216,8 метра на станок в месяц, в Сталинском райо не начальник группы бурения Ба* баев пробурил за девять месяцев 5 скважип, глубиною свыше тысячи j мртров каждая, при скорости #свыше 300 метров на станок в месяц. Сред- : няя—216,8, а тут 300 метров. По отдельным скважинам . непроизводи- !тельное время колебалось в преде л а х 3-4 процентов в то время, ‘ как в среднем по Азнефти непро изводительное время достигало в 1934 году 32 процентов. Другой товарищ, Иоанивви—на чальник группы бурения на про мысле имени Азизбекова (Кала)—про * бурил скважину № 162 на глубину 1190 метров со скоростью 51,7 мет ра в месяц и свел непроизводи тельное время к 17 процентам. Скважину Л» 161 на глубину 1180 метров тот же Иоанисян про бурил со скоростью 513 метров и свел непроизводительное время к 6 процентам. Скважину Л? 165—на глубину 1155 метров со скоростью 502 метра в месяц (непроизводи тельное время—15 процентов). И, наконец, скважину № 208 на глу бину 1150 метров он пробурил со скоростью 575 метров, при чем не производительное время составило 14 процентов. На промысле имени Кагановича т. Карпенко пробурил скважины глубиной 1400— 1460 метров со скоростью 330—360 метров в ме сяц, имея непроизводительную поте рю времени от 8 —15 процентов. В то же самое время по .Іок-Ба- тану, при меньшей глубине, чем в других районах скорость за десять месяцев 1934 года была 193 метра, падая некоторые месяцы, как в сентябре, до 93\метров. Непроиз водительная потеря времени (ав густ -сентябрь) достигает 48—50 процентов, т. е. половину времени не работали. Буровой мастер Аванвоов на про мысле им. Сталина в Баку, сдал за 10 месяцев 5 скважин при средней скорости 500 метров на 'станок в месяц, буровой мастер Мусѳиб Думья на промысле Кагановича в Баку скважину 260 пробурил со ско ростью 774 метра. Это в Баку. А вот Майкоп. Буровой мастер Даугаве буровую № 144 на глуби ну 1260 метров пробурил за 38 дней. Буровой мастер Мельников дал скважине Л» 121 скорость 634 метра, буровой мастер волков —624 метра, Паокович —535 метров, Усов —170 >і. В Грознефти бригада Цеоявя про бурила буоовую па Малгобекѳ глу биной в 812 метров, при средней скорости 540 метров в месяц. Вот вам, товарищи, цифры: 216,8 сред няя и 500 —700 у отдельных бригад В чем тут дело? Я расспрашнв іл этих буровых мастеров. Ответ ока зался простой: организовали хоро шую бригаду, правильно их расста вили, хорошо чорганпзовали труд, обеспечили хороший уход за обору дованием, за трубами,—и резуль таты получились хорошие. Значит ли это,что нам не надо переходить на оборудование более высокого качества, на более высо кого качества трубы?—Конечно, нет. Мы должны и будем переходить. Но пока мы бурим со скоростью только 200 метров, пока мы еще не умеем бурить как следует, не добрались и до 500 метров в месяц, —четырех скоростных лебедок нам не надо, как говорил мне Борц, зам. началь ника Азнефти. Он говорил: — Если дадите нам сейчас четырехскорост ные лебедки, то, так как мы не умеем бурить как следует, мы должны бу дем переключить их на две скорости. Приведенные примеры говорят о том, что можно бурить лучше, что мы должны бурить лучше при том оборудовании, которым мы сейчас располагаем. Как обстоит дело с эксплоатацией?— Также пе важно. Возьмем, например, компрессоры. Наши нефтяники прекрасно знают, какое они имеют огромное значение для нефтяной промышленности. Ког да надо получать компрессоры, они ревут во всю глотку: „Побольше, дай побольше компрессоров" Полу чили, так надо следить за ними, как следует. А что имеется на деле?—Вы заходите в компрессорную. Компрес соры верадтся, работают. Но если вы захотите узнать, сколько же компрессор качает воздуха, сколько этот компрессор дает в скважину, то вы этого не добьетесь, потому что никто ничего не знает. Когда я спросил начальника компрессорной, то он заявил, что не знает, потому что нет измерительных приборов. Подумайте только, — мы произво дим измерительные приборы, мы при возим приборы из за границы, на сотни миллионов ввезли оборудова ния,—и никто пе додумался, чтобы потребовать эти приборы. У одного побывавшего в Америке очень хоро шего инженера Кувьмина — как все f утверждают, способного инженера, начальника промысла Азизбекова (Кала)—я спросил:—В Америке так же грязно вокруг и на самом про мысле, как у пас? —Нет, там нефть идет по трубам,—ответил он—лужи нефти не увидишь. Он рассказал ха рактерный случай, когда он раз хо тел посмотреть нефть и хотел отвер нуть кран; к нему моментально под скочили, остановили, принесли стакан и сказали—пожалуйста, берите нефть в стакан. Я спросил Кузьмина, не стоит ли нам перенять эти обычаи у амери канцев и так же культурно вести дело? Возражения с его стороны я не встретил, но привычка к грязи у наших нефтяников огромная и хуже всего то, что они глубоко убеждены, будто иначе не должно быть и не (ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИ НА 3-й СТРАНИЦЕ) .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz