Полярная правда. 1935, декабрь.
Окончание речи тов. КАГАНОВИЧА териалов —- это насущнейший и важнейший вопрос. Организо вано карьерное хозяйство пло хо. Одно время увлекались крупными карьерами, — сред него и небольшого типа карье ры не организовали. Мы долж ны сейчас, наряду с крупными карьерами, организовать сред ние, а кое-где" и небольшие карьеры. Многие выступавшие на со вещании говорили о материаль ном снабжении строительств. На стройке иногда более легко, чем на эаводе идя на фабрике смот рят на то, что нехватает того или иного материала. Дело снабжения строек материалами должно быть в корне улучшено Сеылки на нехватки строй-ма- териалов зачаетую прикрывают просто плохую организацию снабжения. Материалов у нас все же по рядочно, но их несвоевременно и некомплексно подают. Подают не туда, куда надо, а часто и разворовывают Нужно органи зовать реализацию отпущенных фондов стройматериалов, во-вре- мя и комплексно их доставлять на стройки, экономно их рас ходовать и решительно пресе кать воровство и разбазарива ние материалов. К сожалению, очень много тут недостатков именно суб‘ективного характера. Конечно, при огромном разворо те строительства еще нехватает вдоволь стройматериалов. При ходится распределять фонды, устанавливать жесткие нормы и ограничивать потребление. Од нако, мы уверены, что, ввиду роста нашего хозяйства, мы в ближайший период устраним в снабжении стройматериалами „карточную систему", как мы ее успешно упразднили на хлеб, мясо, сахар, на чугун и другие продукты. (Бурные аплодис менты). Уже в 1936 году мы развернем еще большее произ водство стройматериалов и они у нае будут. Но нельзя созда вать иллюзий насчет того, что уже в 1936 году снабжение пой дет гладко, без затурднений. Вот почему мы должны в деле ма териального снабжения нажи мать на то, чтобы лучше пла нировать материалы, чтобы ко личество этих материалов сов падало с планами строительства, * чтобы не было такого положения, когда строительство записано в план, деньги на пего отпущены, а материалов не дают, надеют ся на то, что, как нибудь , вы тянут Эго неправильно. Надо обеспечивать каждый титул ра бот и денежные ассигнования соответствующим количеством материалов, иначе неизбежно удорожание строительства, ина че неизбежно затягивание строи тельства, иначе неизбежно .бо родатое" и даже „седобородое" строительство. (Оживление в зале). . III. Вопросы строительных кадров Совершенно правильно пред ложение о том, что нужно соз давать постоянные кадры рабо , чих. Этому должна помочь орга низация специальных строитель ных организаций и строительных трестов. Когда мы ^создадим строительные тресты, мы поста раемся, чтобы в каждом из них были подобраны, выращены и закреплены, хотя и неполное количество потребных рабочих, но, в основном, костяк их, кото рый будет организующим, цемен тирующим ядром на стройке. Имея, например, костяк ква лифицированных экскаваторщи ков, наловчившихся землекопов специализировавшихся работни ков по искусственным сооруже ниям и прочее, мы сделаем их ' организаторами сезонников и эти сезонники будут работать гораздо лучше. Вот почему во прос об организации постоянных кадров стоит очень остро. Он особенно остро стоит по отноше нию к командному составу строи тельств. На железнодорожном транспорте мы имеем значитель ное количество хороших, опыт ных строителей, неплохо рабо тающих и понимающих дело. Но они чувствуют себя как то не устойчиво—‘кончаешь успешно строительство в этом году, куда то тебя пошлют на будущий год, в каких условиях придется работать и где останется семья. Отсюда, стремление у наименее устойчивых устроиться в Москве в разбухших проектных органи зациях и т. п. Менее беспокой но устроиться где-то в центре, в крайнем случае, перьйти в эксплоатацню ими построенной железной дорога, а не перебра^ сываться на новое место, может быть, на далекую окраину. Мы должны командиров - строителей больше сплачивать идейно и по литически. Нужно также заин тересовать их материально: улуч шить жилищные условия, нала дить культурно-бытовое обслу живание на стройках, пере строить их заработную плату. Очень остро стоит задача по вышения квалификации куль турного уровня и технической грамотности части отставших строительных кадров. На желез нодорожном транспорте очень много бед происходит из-за недо статочной грамотности, низшего среднего и даже высшего гоманд- ного состава. Казалось бы, полот но железной дороги—сравнитель но простая вещь. На деле—очень много сложных вопросов. Нуж но знать, где и как именно по ставить то или иное искусствен ное сооружение, tv Надо обеспечить, чтобы мост был построен прочно, чтобы он отвечал всем требованиям, ко торые пред‘являгот к нему усло вия данного участка, выдержи вая тяжеловесные составы при больших скоростях движения поездов. Насыпь полотна желез ной дороги должна быть такой, чтобы ее не размыло весной. Водоснабжение должно быть про ведено так, чтобы бесперебойно обслуживать все потребности и т. п. На железнодорожном транспор те много гражданских сооруже ний. В этом году только на одно жилищное строительство ассигнуется четыреста с лишним миллионов рублей. Мы должны поднять качество строительства и это в особенности относится к строительству жилых воору жений, тех сооружений, кото рые непосредственно® обслужи вают рабочих и трудящихся. Это уже относится ко веем, в особен ности к градостроителям. Здесь Хрущев подробно и хорошо го ворил о задачах .строительства в городах и о развитии строи тельной индустрии. С этой точ ки зрения я хочу подчеркнуть особую важность дальшейшего поднятия культуры десятника, прораба, инженера, архитектора. Несколько слов о наших архи текторах. Они до революции не строили в таких масштабах и в таких размерах, как им прихо дится проектировать и строить теперь. » До революции архитектора по преимуществу проектировали больше всего индивидуальные по стройки, особняки или отдельные общественные -здания, а осталь ные дома были домами коммерче ского порядка, — они строились большей частью без архитектур ных проектов. Сейчас архитекто ром даются заказы на архитектур ное проектирование большин ства строящихся домов. Должен сказать, что за последние годы, вместе с ростом" страны, вырос ли и архитектора, на-ряду со старыми опытными архитекто рами поднялись новые кадры, кадры молодых, талантливых, архитекторов. Но крупнейшим недостатком в работе архзтек торов является то, что онн, об ращая большое внимание на внешнее оформление, хотя и здесь еще очень много недо статков, совершенно недостаточ но обращает внимание на внут реннюю еторону строительств* и организацию дома внутри, оформление квартир и качество строительства. Нельзя терпеть такого положения, когда дом е внешнего фасада оформлен хо рошо а внутри, чорт его энает что делается: жить в нем неу добно, размещение комнат, лест ниц, коридоров еделано непра вильно и т. п. Строители - инженеры и на чальники строительства несут известную вину за недостатки работы архитекторов. До сих пор отношение к архитектору со стороны инженеров и началь ников строительств не урегули ровано. Проектирование не кон чает, а только начинает участие архитектора в строительстве. Архитектор заинтересован в том* чтобы дом строился именно так, как проектировался и наблюде ние архитектора может и долж но обеспечить высокое качество стройки с точки зрения как внутреннего, так и внешнего оформления. Новый этап социалистического строительства, задачи улучшения обслуживания трудящихся масс требуют от строителей дальней шего улучшения их работ. Сде лано, построено много, по еще большее строительство впереди. Теперь не только города пере страиваются, по и наша колхоз пая деревня хочет строиться по-культурному, пс-новому. В особенности большое строи тельство предстоит на железно дорожном хозяйстве. Товарищ Сталин говорил о большом зна чении железных дорог для осу ществления и развития нашего советского государства. Мы в этом году сдаем в по стоянную и временную эксплоа- тацию около пятя тысяч кило метров новых и вторых путей, но еще более широкий разворот строительства предстоит нам в ближайшие годы. Работать на стройке, строить новое — это очень благодарная задача и то, что па-ряду с проведенными ЦК ВКП(б) и правительством совещаниями -стахановцев ком байнеров и хлопкоробов, на ряду с этими совещаниями л у ч ших людей нашей великой ро дины, созвано совещание строи телей, это как раз показывает, что строители и сейчас нахо дятся в центре нашего внима ния и должны быть в передо вых рядях строителей социализ ма Велика честь работать строи телем в стране строящегося социализма. Погле этого совещания и ре шений, которые примет, на ос нове учета ваших мнений, ва шего опыта, Центральный Коми тет партии и Совнарком, строи тели так же, как и в годы пер вой пятилетки, дадут, под руко водством партии и товарища Сталина, новые образцы пафоса строительства и освоения, об разцы героического стаханов ского труда и высококачествен ного строительства. (Долго несмолкаемые бурные апло дисменты. Все встают. Из зала раз даются возгласы: «Да здравствует товарищ Сталин и его верный со ратник товариіц Каганозич»! «Урал! Зал подхватывает громкое «ура» и устраивает овацию товарищу Ста лину). Учимся на „хорошо и ..отлично *4 и Иы хотим через газету «Полярная правда» рассказать, как учимся. У нас нет ни одной плохой отметки. Володя Антропов имеет 7 отметок — «отлично и 6 «хорошо». Владислав Красильников за первую четверть получил тоже 7 «отлично» и 6 «хо рошо». Людмила Малиновская имеет только 1 отметку «посредственно», а остальные «хорошо» и «отлігчно». У Фани Крюковой такие ям* отмет ки. Они учатся в девятых классах. Восьмиклассницы Надя Селеткова, Тоня Шемягина и Зльза Крастынъ— тоже отличницы. Семиклассница Рая Галеега в первой четверти получила 7 «отлично» п 7 «хорошо». За вторую четверть наши отметки не ухудшились. Наоборот. у Фани Крюковой ликвнтирована последняя отметка «посредственно». Мы помогаем наіпим товарищам, которые учатся плохо. И многие, прежде отстававшие, сейчас подтя гиваются. В 9 классе Тзм?.ра Со ловьева в 1 четверти шла по мате матике плохо, а теперь имеет удов летворительные отметки. I» S клас се Петрова но русскому языку 99 14 сентября получила отмегки «очень плохо», потом «плохо». Она качала, как следует, заниматься и вскоре получила «посредственно». А в ноябр^ и декабре за 3 письменные работы она получила «отлично» и за одну* работу «хорошо». Захарова4 и Бачурина в первой четверти имели отметки «плохо», а теперь имеют «отлично». Неправильно думают некоторые. іпо «отличники» только и делают, что «долбят» уроки. Нет, мы доби лись .хорошей успеваемости тем, что внимательно слушаем уроки, рабо таем над собой, читаем литературу. Мы увлекаемся спортом, музыкой, пением, шахматами. Например, Люд мила Малиновская хочет поступать в консерваторию. Она очень любігг пение. Фаня Крюкова занимается по классу рояля. Володя Антропов мно го времени уделяет шахматам. Все мы с удовольствием посещаем каток. Не удовлетворяет нас то, что на уроках химии и физики мало про изводится опытов. Очень трудно ус ваивать одну теорию. Уроки полу чаются сухжми, неинтересными. Пло хо и то, что не организованы пере мены. Только и дела в перемену, что б|юдить по коридорам. Ни песен, ни игр, ни танцев. Нужно это учесть нашим руководителям и после* кани кул исправить. Скоро мы разойдемся из школы на десять дней. В это время хорошо отдохпем и будем учиться еще. луч ше. Мы обещаем нашим родителям и учителям, что закончим школу толь ко с отметками «хорошо» и «отлич но», будем грамотными, культурны ми гражданами социалистической ро дины. Мы будем учиться дальше, чтобы стать квалифйцировапными инженерами и техниками, • чтобы быть достойными доверия, которое окалывает партия и тов. Сталин мо лодым кадрам Советской страны.' Ученики-«отличники» 10 шко лы: ЛЮДМИЛА МАЛИНОВСКАЯ, ВОЛОДЯ АНТРОПОВ, ВЛАДИС ЛАВ КРАСИЛЬНИКОВ, ФАНЯ КРЮКОВА, НАДЯ СЕЛЕТКОВА, ТОНЯ ШЕМЯГИНА, ЭЛЬЗА КРАСТЫНЬ, РАЯ ГАЛЕЕВА. : ФАКТЫ, ВСКРЫВАЮЩИЕ СКВЕРНУЮ СИСТЕМУ 99 НЕИСПРАВИМЫЕ " ИСПРАВЛЯЮТСЯ Я руковожу третьим классом 17 школы. За первую четверть года результаты учебы были неудовлетво рительными, успеваемость всего — 69 ироп. 34 проц. из всех учеников имели по одной и несколько отме ток «плохо» и «очень плохо». Для того, чтобы подтянуть ребят, мы ввели два раза в пятидневку до полнительные занятия ио этим пред метам. Я стараюсь увязывать с учебной программой 3 года курс второго года, чтобы ребята вспомни ли старое. Кроме того,, отстающим давала домашние задания. Все это дало неплохие резуль таты. КостыгоЕа Лена и Ходееза Шура в первые месяцы делали в письменных работах по 10 ошибок, — — ОТЛИЧНИКИ УЧЕБЫ 10-й ШКОЛЫ Пора, наконец, учить детей > грамотно! Ш: • - . Еще в сентябре 1931 года ЦК ВКП(б) указал, что «коренной не достаток школы в данный момент заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного об’ема общеобразовательных знаний и не удовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов. и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук: (физика, химия, математика, родной язык, география и др.)». Во всех последующих документах Цент ральный комитет^ и Совнарком вновь и вновь подчеркивали этот недоста ток школы. Распорядок и организация учеб ной работы в школе не обеспечивали грамотного обучешія детей. В атом отношении показательна практика работы Мурманских школ на протя жении последних 3-х лет. Весной 1934 года школы города оставили 45 проц. общего числа учащихся V— VII классов на вто рой год. В 1935 г. второгодничество по этим же классам составляло 40 проц. Однако, эти цифры еще не дают полной картины о с о с т о я н и и грамотности учащ ая , t) степени грамотности, переведенных в следую щий класс п выпущенных из шко лы, как успешно окончивших, не однократно поднимался вопрос и в руководящих органах и на страни цах печати. Известны факты, когда в начале этого учебного года учени ки 8 классов 20 и 19 школ, выпу щенные весной, как «успешно» окончившие семилетку, делали по 40, 60 и более ошибок в работе, по мещающейся на странице тетради. •Безошибочные работы, как прави ло, в классах отсутствовали. С такими безобразными показате лями застало мурманские школы по становление ЦК ВКІІ(б) и СНК or 3 сентября 1935 года. Как выполняется это постановление? Первая четверть учебного года, ..шко лами города закончена плохо. По классам начальной школы 40 проц. учащихся получили плохие и очень плохие оценки и являются канди датами на второгодничество. Еще х\же показатели в старших классах. Только 33 проц. учащихся пятых и седьмых классов имеют переводные оценки, а остальные пмеют по одноіі или несколько плохих и очень пло хих оценок. Хуже всех обстоит де ло с грамотностью в таких школах, как 20 (директор Александров); 3 школа (директор Меркоев). Учащиеся в большинстве крайне слабо подготовлены по русскому языку, при чем, пе только по павы- кам письма, но и, особенно, по на выкам устной п письменной речи. Надо сказать, что п вторая чет верть учебного года, которая подхо дит сейчас к концу, по предвари тельным материалам пе дает значи тельного продвижения вперед. О чем говорят эти факты? Они говорят о том, что постановление ЦК и СНК от 3 сентября 1935 года школы вы полняют совершенно -неудовлетвори тельно. _ Однако было бы неверным не ви деть за общим плохим состоянием а сейчас в таких же работах делают по 2 ошибки. Значительно лучше, грамотней стала писать Валя Богда нова. Прокудин Петя, Иваноза Валя и другие ученики плохо знали ариф метику. Сейчас они выравнялись и некоторые вместо отметок > «плохо», получают «хорошо». В классе у меня 42 ученика. Я успела обследовать жилищные и бы товые условия 32 детей Поговорила с родителями, посоветовала им, что нужно сделать, чтоб ребята лучше учились. Это также много помогло в учебе и воспитании. Особо внимательно пришлось от нестись к тем ребятам, которые счи тались «неисправимыми». Таких в классе трое. По опыту прошлых ^ет я сделала вот что: связалась с ро дителями и уговорилась, что введу дневники поведения и учебы ребят, буду каждый деш» отмечать в них успехи и недостатки. Родители обе щали просматривать эти дневники ежедневно и следить за детьми. Вот, например, дневник Павлика Грачева, сына столяра гостиницы «Арктика» - Павлик был очень не- дисциплинированиым. певыдержан- ным мальчиком. На уроках шалил4, у доски паясничал, отвечал плохо, хо~- тя способности к учебе у него есть. Дневник помог. 13 ноября я записа ла первый раз: «Павел вел себя хо рошо». Сейчас я договорилась с отцом, что буду писать только тогда, когда Павлик будет или плохо себя вести, или плохо знать уроки. И вот уже несколько «дней в дневнике пет за писей. Впервые за мою работу в школе введено дежурство класса. Класс раз бит на две части. Каждый из них дежурит по пятидневкам. Дежурная ч^стъ разбивается на 7 видов рабо ты: 3 человека наблюдают за чисто той и проветриванием классов; трое следят за санитарным состоянием ребят: трое помогают мне подгото вить класс к уроку (вешают каргу, раздают карандаши, книги ,. отме чают посещаемость и т. п.); трое следят за дисциплиной в классе и во время перемен; трое наблюдают за книгами, тетрадями, сумками учени ков, за состоянием их; трое дежу рят у классной доски, у двери, в‘едут календарь погоды. Таким образом, весь класс вовлечен в борьбу за дис циплину, за организацию уроков. Сейчас есть все возможности' для того, чтобы ликвитировать отстава ние. Я уверена, что мой класс вы правит; недостатки первой четверти и к концу второй придет с хороши ми показателями. Преподаватель А. Ф. ЕВСТИФЕЕВА. - , — ОТЛИЧНИКИ УЧЕБЫ 10-й ШКОЛЫ Ш3 Красильников. 3. Крастынь. Крюкова. дела положительных сторон, достиг нутых некоторыми школами и от дельными учителями. Не подлежит сомнению, что уро вень грамэтности ребят поднялся. Очень многие из учащихся ,химею щие оценку «плохо.», сейчас знают больше многих из тех, кто, выпу скался весной из школы с удовлет ворительной отметкой. Вот данные, подтверждающие это обстоятельство. Среднее число ошибок в письмен ной работе из ста слов в 8 классе в начале сентября доходило до 37 на учащегося, а в диктовке! проведен ной в декабре, число ошибок сокра тилось до 5— 3 на ученика. Если уча щиеся 4 классов первой школы де лали в работах; в среднем, по 18 ошибок, то в декабре они делали 2 — 5 ошибок. Мы имеем примеры работы таких учителей начальной школы/ как Евстифеева, Берчикова (17 школа), Груздева (1 школа), Боровая (10 школа), Прибыткова, Булыженкова, Трохачевская (16-я школа), Цветко ва (2 школа) и др., которые дают примеры грамотного обучения детей. Эти учителя, прекрасно зная каждо го учащегося, умеют своевременно помочь каждому из них. С большим упорством работают над преодолев нием неграмотности учащихся такие преподаватели ѵ русского языка, как Лимонов, Каверзнев, Осташкевич. То обстоятельство, что отдельные учителя сумели добиться успехов при равных условиях говорит о воз можности иметь совсем другие общие результаты, ч^м мы имеем сейчас. Надо признать, что ГорОНО и ру ководители школ не использовали опыта лучших. В практике работы школ есть много случаев ‘ разгиль дяйства и безответственного отноше ния к делу некоторых учителей. Мы вынуждены назвать общественности имена таких учителей, которые до сих пор не поняли ответственности за дело. Стрелкова (19 школа), Ши- жемская, Лапская (20 школа), Па пушев (9 школа), Михайлова (10 школа), Карцев (18 школа), Бондарева (1 школа) и другие. Совершенно нетерпимым и вред ным для дела является распростра нившаяся среди учителей города привычка об'аснять яеграмотность В. Антропов.® А. Шемягина. Н. Селеткова. Много pas указывалось на доброкачественность ремонта, который производится заводом. Траулеры часто по этой жржчж- не простаивают в порту, а ра ботники завода продолжают е таким же равнодушием прохо дить мимо безобразных фактов. Приведу примеры: Первый факт. Поршневыо кольца изготовляются из мате риала, пригодного только для отливки могильных оград, а ни как не для поршневых колец. В лучшем случае они изнаши ваются через 20—25 суток (2 раза на РТ-45), в худшем—чере* 9 часов (РТ-10, РТ-7). Никако го вывода из этого не делается. Второй факт. На* РТ 45 было необходимо выточить мотылевый палец траловой лебедки. Работ ники СРЗ выпустили с завода палец, у которого коническая часть на 0,2 м/м. тоньше (дела ли по образцу). Это вместо то го, чтобы сделать допуск 0,1 м/м. для притирки. Бригадир Семиков собрал ле бедку, не 'показав как он ставит палец и заявил, что работа окончена. Меня вызвали е квар тиры, я потребовал показать мне эту работу. Бригадир бросил мне упрек: — Вы хотите побольше но- стоять в порту, а поэтому к требуете разборки. А нотом до бавил:—Мы на всех траулерах так ставим мотылевые пальцы. Все же требование мое вы полнили. Оказалось, что палеж в конической своей чаети при легает к отверстию на 5 мили- метров от буртика. Видя евою неправоту, бригадир Семиков сказал: — Я не энаю, кто разбирал, кто принимал от токарей палец. Семиков невольно выдал си стему ремонта. Ни слесарь, ни токарь не уверены в правиль ном размере пальца, й делают с дефектом ремонт .как, и на всех траулерах*. А> ведь если бы я не потре бовал разборки и пошел в море с дефектным мотылевым жаль цем, то РТ-45 после первого же под'ема трала вѳрнулея бы снова в порт. Ст. механик РТ-45 — АЙСЕЛЬНИК. ребят тем, что их 0 раньше учили плохо. Это есть попытка оправдать свою плохую подготовку, плохую^ ра боту. Проверка работы ряда школ и учителей показывает, что некоторые учителя стремятся переложить от ветственность на учащегося, сводя свою роль к записи плохих оценок. Очень многие учащиеся, получившие плохие оценки, не получают помощи учителя и с этой оценкой, будучи- не в состоянии побороть отставание 1067 ЦЕНТНЕРОВ ЗА СУТКИ За 19 декабря тралфлот вь£ювил 1.067 дентнеров рыбы. Лучший улов за эти сути РТ-14 «Сталии». Выловлено 11 тонн за 6 под’емов. Утром 20 декабря траулеры имеют незначительные нод’емы. Только у РТ-10 первый под’ем— 1,7 тонны и у РТ-15 — 1,5 тонны. Весь тралфлот, промышляющий в море, утром 20 декабря выловил 227 центнеров. Ночью на 20 декабря вышел в море FT-46. Теперь это второй поисковый траулер в море. * сами, переходят из четверти ,в чет верть. Показателей в этом отноше нии возмутительный случай в 20-й школе с учеником 7 класса Серцю- ком. За плохую грамотность Сердюк переведен в 7*-й класс из 8-го и предоставлен самому себе. Украинец, плохо владеющий русским языком, ученик нуждается в помощи. Чем ему помогли, кто поинтересовался успехами Сердюка? Кроне грубог* окрика со стороны преподавателя русского языка тов. Ягодкнна Сер дюк ничего не получил. Директор школы тов. Александре счел исчерпанными свои обязатель ства но отношение к Сердюку тем, что милостиво разрешил перевод яі 8 класса в 7-й. А ведь Сердюк — не одиночка! Сколько учеников в ре зультате бездушного отношения к ним имеют хронические оценки «пло хо», а затеи уходят из школы иод всякими предлогами. Это большое зло присуще не только 20-й школе. Чем об’ясннть, что все эти безоб разия так долго гнездятся в наше! советской школе? Только беспеч ностью директоров ■ заведующих школами, не организовавших конт роля над работой учителя ж не ви дящих безобразий под собственный носом. Да теи еще, что отдел народ ного образования не является еон таким оперативным органом, s ’ то- рым он обязан быть. Неудовлетворительные**итоги прой денного периода учебной) года требуют от ГорОНО и руковоіителеи школ действительной, а не словес ной организаторской работы но лик видации неграмотности в школах, so воспитанию культурных, образован ных людей. По{>а, наконец , учить детей грамотно! Д. ПОЛИКАРПОВ. ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz