Полярная правда. 1935, декабрь.
Окончание постановления СНК СССР И ЦК ВКП(б) •сушки болот распашкой пастбищ ных ж луговых угодий, что на деле ме дает увеличения находящихся в использовании общих земельных ре сурсов и в ряде случаев задержива ет развитие животноводства. 6 . В целях предотвращения в дальнейшем громадных потерь хлеба и льна в условиях дождливой пого ды в период уборки, СНІц СССР и ЦК ВКП(б) обязывают все крайкомы, обкомы и ЦК рП(б) Белоруссии, об ластные и краевые исполкомы и Совнарком БССР предупредить по вторение ошибок, допущенных в уборочную кампанию текущего года и провести в колхозах следующие мероприятия, обеспечивающие сохра нение хлеба и льна при уборке, об молото и переработке в условиях дождливой осени: а) Построит!» до начала уборки в каждом колхозе, а в крупных колхо зах в каждой бригаде, крытые тока, обеспечив, чтобы в колхозах, обслу живаемых МТС, под этими навесами могли помещаться сложная молотил ка, трактор или двигатель и обслу живающие молотилку колхозники. б) Построить во всех колхозах рп ги и овины, приспособленные но сво ем размерам к потребностям каждого ¥0JČX03i. в) Построить в каждом колхозе простейшую колхозную сушилку для г.ушки зерна с использованием мест ного топлива (дров, торфа и проч.). Обязать областные, краевые зе- ѵольные органы и Наркомзем Бедо- Р^сснж установить систематическое руководство строительством навесов овииов, ржг и сушилок * оказать колхоза* необходимую помощь строи тельныо материалами (лес, кир пич), а также технической консул тапией. 7. CHS СССР и ЦК ВК11(б) ука •іывают иартиипым и советским ор- ганизацжям областей и краев, что они сумеют в ближайшие сроки до биться организационно - хозяйствен но!» укрепления колхозов только при условии, если сталинский колхозный устав не формально, а на деле по лучит силу основного государствен ного закона в каждом колхозе и ви новные в нарушениях устава будут строго наказываться. СНК СССР и ЦК ВКП(б) предла гают всем партийным и советским организациям обеспечить строжай шее проведение в жизнь установлен- ров, помощи кредитом, осооо учесть необходимость помощи районам и колхозам, где произошел наибольший прилив единоличников за. последний год, а также вновь организовавшим ся колхозам с тем, чтобы в кратчаГ ший срок помочь этим районам и колхозам выйти в число передовых. 9. Вівиду того, что хуторсклй ха рактер землепользования во многих случаях сводит на-пет преимущества общественного хозяйства в колхозах и вредит интересам колхозников колхозов в целом, признать целесо образным в тех случаях, когда имеет ся или может быть создан единый колхозный полевой массив, оказание некоторой поддержки тем колхозным хуторским дворам, которые пожелают перейти па жительство в деревню путем льготного снабжения лесом распашки новых земель под огорода и кредита для начального обзаведе ния. Предложить обкомам и крайкомам областным и краевым исполкомам не черноземной полосы. Совнаркому и ЦК КП(Г>) БССР в двухмсся'гныи срок представить на утверждение ЦК ВГѵП(б) и СНК СССР план необ ходимых первых мероприятии на 1930 іч)д с точным указанием в пт ношении каких колхозов н районов ими намечаются эти мероприятия. 10. Констатируя, что наличие нечерноземной полосе чрезмерно мол кнх колхозов зачастую в 5— 1 < дворов препятствует использованию преимуществ общественного колхо: Р Е Ч Ь тов . Л. М. К А Г А Н О В И Ч А НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ СТРОИТЕЛЬСТВА В ЦК ВКП(б) 13 декабря 1935 года — Товарищи! Товарищ Орджо никидзе в своей речи уже говорил о тех строителях, которые здесь на совещании „црибеднячива лись“ , намекая на то, что строи телям не уделяется должного внимания. Неправильность это го особенно наглядна, если вспом нить, что как раз именно строи тели были и находятся в центре внимания нашей партии, совет ской власти и всей советской общественности и в период пер вой пятилетки, и сейчас, в годы второй пятилетки. Ведь .недаром товарищ Сталин говорил о том, что ,fB период первой пятилет ки мы сумели организовать энтузиазм и пафос нового строи тельства и добились решающих успехов**. И далее он указал, что во второй пятилетке мы должны дополнить пафос строи тельства пафосом освоения но вых заводов. Разве это не яв ляется величайшей похвалой строителям и разве это не вы ражает то, .что строители были передовыми бойцами, боровши мися за выполнение генераль ной линии партии, которую мы отстаивали и отвоевывали в борьбе с классовыми врагами и в борьбе с их агентурой в на ших рядах. Ведь не случайно, что не только много строителей награждены орденами, но и то, что одними из первых в Совет ском Союзе были награждены орденами именно строители па- основном определяет наши за дачи. Механизация— это крае угольный камень нового дня на шего строительства. Правиль ное снабжение—это тоже одно из важнейших условий правильно го хода строительства. Но, то варищи, центр тяжести сегод няшних задач лежат в нас— людях, в организации работы и устранении собственных недо статков, которых еще так много. Голоса. Правильно. Каганович. Отсюда и пойдет лучшее использование механиз мов, правильное и экономное расходование материалов. Железнодорожники не имеют В дореволюционном строитель стве железных дорог был, конеч- hq, и положительный опыт, ко торый мы должны использовать, но вы знаете очень хорошо, что в практике старого строитель ства железных^дорог было очень много плохого были старого ти па подрядчики, была негодная кустарная, расточительная.орга низация работ. К сожалению, в железнодорожном транспорте к „деревенщине** присоединились дореволюционные „традиции* строительства железных дорог. Этими традициями заражаются и нестойкие коммунисты-строи тели, которые не в силах перв ого труда и использованию новых шей социалистической индустрии, машин, предложить крайкомам, обко- Голоса. Правильно мам и соответствуюпщм исполкомам разработать необходимые практиче ские мероприятия по об'едппеипю та ких, чрезмерно мелких колхозов, при условии с і}южаишсй добровольности такого об'единенпя и с точным ука занием районов и колхозов, и пред ставить их в трехмесячный срок на утверждение ЦК ВКИ(б) и ГМК ССОР. 11. Поручить сельхозотделу ЦК ВКІ1(б) и Па'ркомзему СССР в крат чайший срок представить на утвер ждение СНК СССР и ЦК ВКП(б) по рядок оплаты работников на новых уборчных машинах по льну и карто фелю, исходя из системы, принятой в прошлом году, и целиком себя оп равдавшей при оплате комбайнеров па комбайпах. 12. Поручить Совету труда и вых уставом правил «тоючеши м в в ^ е увелгчсшіем ма. ГО.ТІО.ЧОВ, в частности ^ ' шиноснавженля нечерноземной поло- исключения на п ш М р в е н и и - гн , пер(дать снабжение горючим от ков и лиц. ушедших на отхоаи п - ^ Сошпефтеторгу, работки, или иоотонішуіо работу » £ П0СЛ‘0ЛІШІ, распгирить КОличе- промыпиенность * строжайше щ*- ^ ^ в 03е5Ш0Й полом следовать как за превышение власти „ г ггр те партийные и советские органы,' Ооязать Наркомзем Союза которые своими решениями прогаво- расширять ремонтную базу в нечер- т исключения из колхозов их чле- неземной полосе и представить на нов X ( утверждение Совета труда и оооропы СНК СССР и ЦК ВЩ б ) предла- в недельный срок план строитель- гают щ)екратиті. имеющие место мне- ства мастерских капитального и те гочисленные нарушения установлен- кущего ремонта в соответствии с ут ком уставом порядка выбора и сме- вержденныи планом усиления -на теши председателей к о л х о з о в и бри- пшішого вооружения областей и кра- гадиров’ и обеспечить регулярный со- ек этой полосы. о гп /л зыв обіща собраний колхозников для 13. Совнарком СССР и ЦК ВКП(о) обсуждения на них всех важнейших считают совершенно недопустимым вопросов колхозного хозяйства я ™ фы*. что в большинстве указан- обеснечнп. точное соблюдение преду- ных краев н областей, в которых смотренных уставом мер по восішта- жепегаи труд является основным в нию несознательных колхозников и сельском хозяйстве, совершенно наказанию лиц, нарушающих колхоз- удовлетворительно постаыено про- нѵю дисциплину н по внедрению но- движение женщин па руководящую глц Общественной дисциплины труда., работу в колхозах и ооучение жеп- СНК СССР и ЦК ВЩ б ) предлага- шин раооте на сложите ссльхозма- ют прекратить еще широко распро- шипах. Такое Ггренеорежение к вы строенную в ряде районов практику движению женщин является одной незаконного распоряжения колхозяы-, из главных причин плохого восп нп средствам со тропы советских нм и сплочения колхозного актива, и хозяйственных организаций и обя- Совнарком СССР и ЦК ШШ(о) зывают эти организации в двухда- ставят задачу перед крайкомами, оо- сячный срок покрыть свою задол- комами и областными п краевыми жепность колхозам и органы проку- исполкомами нечерноземной ратуры привлекать к суровой ответ- перед Совнаркомом и ЦК КЩо) ственности лип, о пе выполняющих j БССР — добиться в точение бли- это указание. • | жайпшх одного— дзух лет, чтобы 'ОНК СССР и ЦК ВКП(б) обязыва- значительная часть председателей ют прекратить еще встречающуюся колхозов, колхозных бригадиров, во mhofhx колхозах практику огуль- трактористов, комбайнеров и раоота- ного и незаконного паложення пггра- и-щих на тракторных^машинах по фа на колхозников. і льну я картофелю, штхозных счёто- s. СНК СССР Й ЦК ВКП(б) пред- j ьодов и заведующих колхозно-т-овар- лагают при распределении сельхоз-; пыми фермами были бы женщины* машин, организации подготовки кад- колхозницы. Председатель Совета Народных Секретарь Центрального Комите- Комиссаров Союза ССР — % . МОЛОТОВ. 19 декабря, 1935 года. та ВКП(б) — И. СТАЛИН. -------------------- • -------------------- о с о с т о я н и и К О Л Х О З Н Ы Х М Е Л Ь Н И Ц МОСКВА, 19. На очередном заседании ЭКОСО заслушан до клад наркома финансов РСФСР т. Яковлевой о состоянии кол хозных мельниц. Колхозные мельницы в боль шинстве своем представляют, собой мелкие предариягия. Удельный вес ветряных» и во дяных мельниц составляет по Московской области 61 проц., по Ленинградской—9 2 , по За падной—79 проц. Территори ально мельницы внутри краев и областей размещены крайне не равномерно. Влле&твие отсут етвия на протяжении ряда лот капитального ремонта, зпачи тельное количество колхозных мельниц пришло в негодность. В прениях приняли участие тт. Комаров (наркомхоз), Ры- скулов, Сулимое и другие. Осо бенное оживление вызвал вои- рос о том, кто должен быть хо зяином мельниц. Большинство высказалось за то, что хозяи ном должен быть колхоз. ЭКОСО поручал комиссии в составе тт. Рыскулова, Карпа, Яковлевой, Волкова и Зубарева разработать предложения по хозяйственному укреплению колхозных мельниц. Орджоникидзе. Правильно, правильно. Каганович. Советские строи тели были непосредственными исполнителями величайшего пла на в мировой истории, плана перестройки огромной, но ОТ- j сталой страны в страну пере довую. Строители показали на конкретных делах, что они спо собны совершать чудеса и тво рить большие дела. Строители могли это делать потому, что они оказались верными сынами нашей сопиалистической роди ны, потому что они показали себя большевиками—партийны ^ и и беспартийными, потому что они руководились и вдох новлялись ленинской партией и первым великим строителем то варищем Сталиным (Участники совещания устраивают бурную овацию тов. Сталину). Каганович. Мы вспоминаем о вчерашних и сегодняшних герои ческих днях пе для того, чтобы растаять в сентиментальном уми лении, а для того, чтобы лучше мобилизоваться и подготовиться к дальнейшей борьбе, чтобы критически разобрать и устра нить собственные недостатки, которых у нас так много. Мы должны поднять наше строи тельство на новую высшую сту пень, строить высококачествен но и значительно дешевле. Мы должны на деле устранить бе зобразную дороговизну наших строек, улучшить всю систему организации строительных ра бот, которая сейчас страдает огромными недостатками. Мы должны, как говорил товарищ Сталин, к пафосу строительства добавить пафос освоения, пафос культурной и грамотной техни ческой работы, пафос мехапиза ции, пафос четкой образцовой организации строительных ра бот! {Аплодисменты). Орджоникидзе Правильно. Каганович. Система советско го хозяйства замечательна, да же при имеющихся крупных недостатках в организации стро ительных работ, но при плано вом хозяйстве, отсутствии ра сточительства и буржуазной конкуренции, — она дает воз можность и строить успешно. Можете себе представить, ка ких огромных результатов мы достигнем, когда к преимуще ствам “ системы советского хо зяйства мы прибавим еще луч шую организацию труда и хо зяйства, когда мь* к системе советского хозяйства прибавим еще "последнее слово техники в строительстве, техническую вультѵру, когда мы поднимем технический уровень культуры наших строительных кадров. Наше совещание выходит за рамки обычного текущего сове щания. Мы должны сочетать текущие задачи сегодняшнего дня с перспективными задачами, должны поставить новые вехи в строительном- деле в соответ ствии с теми грандиозными за дачами, которые сейчас ^ стоят перед всем социалистическим хозяйством. w Это сочетание текущих задач с задачами .завтрашнего дня дают нам и доклады тов; Меж-' лаука, и тов. Гинзбурга, и про ект постановления, который здесь предложен. Товарищ Молотов говорил уже, что этот проект, хотя и не утвержден еще, но в права делать скгдку на свои специфические особенности и смягчать ту критику и те уста новки, которые были и в до кладах, и в речи т. Орджоникидзе. Именно потому, что железнодо рожное строительство имеет не которые специфические особен ности, именно потому, что желез нодорожное строительство раз бросано на десятка тысяч кило метров по всему Советскому Союзу—от Тихого океана и до Черного моря, именно потому, что железнодорожное строитель ство труднее поддается органи зации, именно поэтому мы дол жны с особенной остротой при менить к железнодорожному стро ительству все меры для лучшей, образцовой организации строи тельных работ, ибо у железно дорожников организация дела играет еще большую роль, чем в промышленности. Больше, 4 j m где бы то ни* было, на железнодорожном строи тельстве господствует ,„деревен щинам. Я говорю о старой де ревенщине. Новая деревня—она другая. Новая колхозная дерев ня по своей механизации, по организации работ тракторами и комбайнами, она, пожалуй, да же обогнала строительное дело, вЪсобеяности в железнодорожном транспорте. ( Аплодисменты ). Когда я говорю о деревенщи- пе, я говорю о старой деревне. Орджоникидзе О дореволю ционной деревне. Каганович О дореволюцион ной деревне я говорю, о „дере венщине", которая выражается не только в том, что у нас ра ботают люди, недавно пришед шие из де'ревни, а в подходе, навыке, медлительности и раз бросанности работ. Я имею вви ду больше железнодорожное строительство, но д^маю, что работники других отраслей строи тельства скажут, что у них эле менты „деревенщины® также сильны. Надо ведь прямо ска зать, что часть единоличников и даже часть кулацких элемен тов находили себе на железной дороге „полосу отчуждения от колл^тиви8ации“ . ( Снек ). Орджоникидзе. Правильно. Каганович. К разбросанности железнодорожного строительства прибавляются плохие, старые навыки железнодорожного строи тельства. В этом отношении промыш ленные строители имеюг неко торые преимущества перед же лезнодорожными. До революции не было такого гигантского раз маха промышленного строитель ства, как сейчас. Строительство железных дорог до революции было сравнительно большое. Про мышленные строители не имеют за собою такого груза старых дореволюционных традиций, тя нущих их яаэад, как имеют же лезнодорожные строители. • * . Щ Ч:; - Ѵ/ . V .4. •Ѵѵ." ^-*• v' г ’•'ч* ** ~--- строать работу по-новому. Вот почему, товарищи, на железно дорожном транспорте особо остро стоят вопросы организации ра бот и качества руководства. Перед нами на новом этапе развертывания строительства (^тоят следующие три основные задачи: Первая—дать новую лучшую индустриальную систему орга низации работ. Вторая—дать механизацию, улучшить использование меха низмов и материалов, развер нуть стройиндустрию. Третья—поднять на новую высоту проблему строительных кадров, их подбора, закрепле ния и выращивания, повысить их техническую и организатор скую квалификацию, обучить-их последним достижениЯхМ строи тельной техники на основе ши рокого развертывания стаханов ского движения. Ог разрешения этих трех ос новных задач зависят выполне ние планов строительства в установленные сроки, качество строительства и себестоимости. В конце-концов, все недостатки нашего строительства — плохое качество, рост себестоимости и затягивание сроков, происходят именно из-за этих основных при чин: плохой организации работ, плохого использования механиз мов и недостатков значительной часта строительных кадров. k 1. Вопросы организации строительных работ Организация строительных ра бот начинается, прежде всего, с правильной, организации про ектирования. Я должен здеЪь, товарищи, прямо сказать, что в области проектвр вания в же лезнодорожном строительстве де ло обстоит хуже, чем в других отраслях строительства. Эго про исходит не потору, что железно дорожное проектирование более сложно, а из-за очень плохой системы организации проекти рования. Как правило, основные проек тировщики ограничивались про ектированием самой трассы полотна железной дороги. Между тем, ясно, что проек тирование железной дороги нель зя ограничить проектированием одного полотна, одной трассы Н е о б х о д и м о проектирование станций, узлов депо, водоснаб жения, жилых и служебных^ по мещений и целый ряд других работ. До сих по^) каждую из этих отраслей железнодорожного хозяйства проектировали раз ные организации. И обычно по лучалось, что проектирование по полотну окончено, а все ос тальное не только не готово, но часто и не начато. Комплек сного проектирования железной дороги, как единого организма, не было, да и сейчас еще нет на значительной части строек. (Появление тов. Сталина в зале встречается бурными аплодисмента ми, переходящими в овацию. Все встают, крики «Ура!»,* «Да здрав ствует товарищ Сталин!», «Ура!»). Совершенно ясно, что, не устра нив этих недостатков в проекти ровании, мы не сумеем выпол нить задание по снижению себестоимости и удешевлению строительства. Проектирование железнодорож ного строительства начинается, прежде всего, с изыскательных работ. Е іли изыскательные ра боты проведены плохо, если трасса намечена неправильно, если геологических изысканий нет — бед при строительстве железной дороги будет очень много. А у нас, я должен это пря мо сказать, до настоящего мо мента изыскательное дело орга низовано неудовлетворительно. Мы предполагаем созвав спе циальное совещание изыскате лей железнодорожных линий. Изыскатели сами ведут боль шую й трудную работу, но, не имея заранее данного им чет кого задания и оставаясь по долгу оез руководства, они .тра тят много времени впустую. Прежде чем послать людей на изыскание, нужно им четко растолковать, что мы от них тре буем. А этой установки они, большей частью, не. получают. Отсюда бывает и плохое проекта рование, отсюда и неправильное направление железнодорожных линии. Потом, из-за недоделок и неточностей в взысканиях, при ходится проект менять на-ходу в ироцессе строительства, а вся кие изменения обходятся очень дорого. Затяжка и удорожание работ, в первую очередь, вытекает из алохой постановки прэектиро- вания, недоброкачественности проектов и смет. На железнодорожном строи тельстве была и другая бо лезнь-распыленность по многим мелким об‘ектам. Каждый район, каждая область, естественно, хочет -ицет і железнодорожную стройку. Если пойти по этой линии, то нужно начинать од новременно строительство сотен кусочков и ни один к концу года не построить, — вот по чему необходимо сейчас и в будущем концентрировать же лезнодорожное строительство и строить быстрее, дешевле и качеством получше. Первых ус пехов в этом году нам удалось добиться только потому, что, согласно постановления ЦК и СНК по предложению товарища Сталина мы сконцентрировали строительство, обесаечили вы деленные стройки механизмами, материалами и квалифицирован ной рабочей силой. Только такая концентрация работ на строительстве вторых путей Валуйки—Балашов—Пен за дала возможность за четыре месяца этого года сделать в два раза больше, чем за предыду щие три года. Этой стройке активно и хо рошо помогали территориальные партийные и советские организа ции. Строительство линий Кара ганда— Балхаш, Фастов—Жито мир, Новгород—Волынск в этом году шло успешнее, потому что у нас были сконцентрированы и материалы, и денежные сред ства, и люди на определенных участках, потому что строите лям были поставлены четкие за дачи. Даже строительство члинии Москва—Донбасс, которую рез ко критиковали и правильно критиковали, оно за последний год чут чуть улучшилось и по организации рабо^ и по сниже нию себестоимости. Вопросы организации самих строительных работ не сводятся к тому, чтобы создать подрядные организации р хозрасчетные строительные тресты. Предложе ние о создании подрядных орга низаций вполне правильно и своевременно. Осуществление его внесет культуру в строи-: тельство, закрепит кадры и поз волит больше механизировать строительные работы, лучше ис пользовать механизм#. Некото рые железнодорожники-строи тели скептически относятся к созданию подряднических орга низаций в строительстве желез ных дорог. Я с ними не согла сен. Именно потому, что такие строительства, как Валуйки— Балашов—Пенза, Караганда— Балхаш, Заи-желдорстрой рабо тали более концентрировано и ближе подошли по типу ё хоз расчетной подряднической ор ганизации, им удалось в этом году кое-что сделать. Но дело н е . ограничивается перестройкой структуры строи тельных организаций. Основное улучшение организации строи тельных работ— внизу. Товарищ Винтер в последней части своей речи по вопросу о стахановском движении был совершенно прав, критикуя плохую организацию труда на наших стройках. Ста хановское движение показывает, что мы и на существующем уровне механизации, но при правильной организации и раз делении труда, при некотором изменении технологического про цесса, можем достигнуть огром ных успехов и в производитель ности труда, и в улучшении системы работ, и в снижении себестоимости. ВоТч почему вопрос об органи зации строительных работ, б особенности на железнодорожном транспорте, где старая „дере венщина- господствует во-всю, приобретает особое значение. Н? железнодорожном строительстве надзор и руководство работамв организовать труднее, чем ш- площадке в два километра. Труд но организовать надзор за ма ленькой ^группой, за маленько? бригадойЛиз которых одна на ходится на 50 километре, дру гая—на 60-м, третья—на 70-м. Но тем более остро стоит на железнодорожном строительстве задача правильной организации работ и руководства ими. Правильная организация стро ительных работ, четкое разделе нае труда и лучшее использова ние наиболее квалифицирован ных рабочих, перестройка систе мы оплаты труда и улучшенш нормирования труда,—безуслов но, дадут нам большие успехи И здесь-то мы должны во вев использовать образцы работь стахановцев. * Стахановское движение и» железнодорожном строительств- развернулось меньше, чем сре ди машинистов, составителей кондукторов. Но уже имеются прекрасные образцы работы ста хановцев-строителей и не тольк на земляных работах и на клал ке кирпича, но и на ' работе эв скаваторов. Экскаваторы исполь зуютсА у нас очень плохо. Ш давно правительство принимал» комбайнеров, которые показал образцы использования этия сложные уборочных машин. О і іазпов хорошего испольвовани экскаваторов очень мало. Те ценней пример стахановца Ягу тина на строительстве вторы путей Валуйки—Балашов, кс торый довел выработку одног экскаватора до 4800 кбм. земл в сутки при норме 2.600 кбм. Образцы использования экска ваторов, данные тов. Ягутиныы нужно, как можно шире, рас пространить и на остальных эв скаваторщиков. II. Вопросы механизации и снабжение Конечно, товарищи, на-ряду лучшей организацией труда, т ряду с лучшей организацией рі бот, необходимо всемерно фо{ сировать, и это предусматрБ вается розданным вам проекто постановления, механнэацн строительных работ. Эту мехі низацию необходимо внедряй не только в виде крупных эі скаваторов, крупных под4емні ков, сложных машин, но и виде небольших механизмов простейших приспособлений. Н« обходимо иметь экскаваторы ра личных типов для разных р« бот. Ведь нельзя же прим нать для небольших путевь работ на той или иной станцг крупные экскаваторы. Н ад иметь и малоковшовые униве* сальные экскаваторы, увеличв в этом году их выпуск. Для железнодорожного строі тельства необходимо, в чаетш стя, иметь передвижные мех* низмы—легкие переносные noj емные краны, транспортеры, п* редвижные, мощностью от Ь j 16 киловатт электростандиз У нас работа передвижная применение стационарных м< ханизмов вызывает излишне расходы на установку, на стр* ительство для них помещенв и прочее. И, наконец, у н^с на траі СПОрте С ОСОбОЙ OCfpOTOfi CTOS вопрос о карьерном хозяйств Этот вопрос стоит остро Д 2 всех строек — об этом гов рилось на совещании. Но д і железнодорожного транспорт# который разворачивает реког струкцию пути*, для чего п требуется огромное количесті тцебенки, балласта и других м; (Окончание см. на 3 етр.) а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz