Полярная правда. 1935, декабрь.

% 1 етр. Передовая—Не от ­ сиживаться у берегов ♦ По­ исковая работа в Мотовском заливе ♦ Заработки ста­ хановцев СРЗ. 2 стр. Отклики на париж- Ж >е соглашение. Ф Война в иссини и — Наступление итальянцев на Огаденском фронте. С е го д н я в н о м е р е . ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН , СОЕДИНЯЙТЕСЬ ]I Орган Мурманского О К и ГК ВКП(б), Окрисполкома, Горсовета и Окрпрос^оветы І № 291 (2764) 18 ДЕКАБРЯ 1935 ГОДА. Цена 10 копеек СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ : 3 стр. На партийные те - мы-Оправдать званѵе веду - щей. ❖ Нет борьбы с про- 1 стоя ми. * Старый договор, старая практика. 4 стр. Реорганизация у п ­ равления Севморпути.+ Сни­ жение цен на сахар , конфе­ ты , варенье и повидло, <> Ку­ да пойти сегодня. 9 Не отсиживаться у берегов! Нынешняя зимняя путина по­ казала, как мы отстали в орга илзаціи одной ив важнейших отрвслеі работы в рыбной про­ мышленности — научно-промыс- ловоі разведки, поисковой ра­ боты. Оаыт минувшего лета ничему не научил хозяйственные ор­ ганизация рыбного Мурмана. Осенью поисковой работы также ие было. Наблюдение за кося­ ками отсутствовало. Косяки сельди нередко терялнеь и ловцы не 8нали, куда им итти. Когда во второй половине октября ко­ сяки отошли из Мотки, то ни­ кто и не подумал организовать поисково-разведывательную ра­ боту широким фронтом. .Только с конца ноября было сделано кое-что в этом отноше­ нии, но и то поиски были отрь*> вочны, неполны, вразброд. И только сейчас, после категори­ ческой дірективы тов. Микояна, рыбохозяйственные организации Мурмана начали заботиться об организации поисково-разведы­ вательных работ. Подходы сельдяных Іосяков к берегам Мурмана вполне зако­ номерны и поэтому решение ры бохозяйственных организаций об усилении поисково - разведыва­ тельных работ нужно только приветствовать. Они намечают широкое обследование и наблю­ дение за Мотовским заливом, за средней частью Кольского зализа, за пространством моря от Цип Наволока до Кнльдина и до Териберки. Планом пре­ дусматривается употребление разноячейной дели, постановка дрифтерных сетей на разную глубину и т. д Все намеченное должно быть безусловно выпол­ нено. Особенно это относится к кол­ хозной системе, которой до сих пор свойственно было некоторое пренебрежительное отношение к поисково - разведывательной ра­ боте, так как колхозы почему- то упорно считает, что развед­ ка—это дело исключительно са­ мой Мурманрыбы. Поисково - разведывательная работа, которой время от време­ ни занимались рыбные организа­ ции Мурмана, всегда была от­ рывочна и беспланова, ей всегда была свойственна несогласован­ ность. Как правило, одна орга­ низация не знала, что делает другая. Связь организаций со своими судами, находящимися на лову, была весьма нере­ гулярной. Даже и сейчас Мур­ манский рыбакколхозсоюз, на­ пример, не знает, где находятся, что делают и как ловят его бота. Получить такую сводку от Муррыбакколхозсоюза не пред­ ставляется возможным вот уже в течение почти месяца. Нужно отметить, что и сейчас вопросу координации, вопросу единого руководства поисковой работы не уделяетея достаточно­ го внимания. Каждая организа­ ция будет вести разведку само­ стоятельно. Приходится удив­ ляться и тому, %іто Полярный институт (ЦИНРО) остается в стороне от этого руководства, хотя, казалось бы, что ПИНРО, по примеру других рыбных райо­ нов Союза должен был бы, как научная организация, возглав­ лять эту самую поисково-разве­ дывательную работу. Кроме того нужно отметить, что в плане разведывательных работ недостаточное внимание уделено другим районам, кроме Мотки. Остаются без освещения Рыбачий полуостров и восточ­ ное побережье, хотя отсутствие сведений о том, что происходит в этих'районах не может не отразиться на полноте результа­ тов поисново-ра8ведывательных работ. Отсутствие глубокой раз ведки приводит к тому, что рыбохозяйственные организации до сих пор не знают по-настоя­ щему звоей сырьевой сельдяной базы и обрекают себя на бес­ плодные споры о причинах запо­ здания подходов сельди. Для лучшей заинтересован ности рыбацких колхозов в по исковой работе Мурманрыбой и окружными организациями решено предоставить колхозам, участвующим в поисках, ряд льгот: во-первых, колхозы, вы делввшие бота для поисковой работы, в случае обнаружения ими сельдяных косяков и их перекрытия, получают перво­ очередное и преймущественное право на облов запертой сель­ ди; и, во вторых, капитаны ботов, нашедших сельдь, полу­ чат денежную премию за на­ хождение сельди в размерах, установленных для запорных станций. Эти же льготы уста­ навливаются и для ботов у п ­ равления Морлова. Нужно, что бы каждый ловеп, команда каж­ дого бота, каждый колхоз знали об этих льготах. Окружные и рыбохозяйствен­ ные организации вынесли ре­ шение, на-ряду с широко-раз­ вернутой поисковой работой, усилить и активный лов; не ограничиваться только дрифтер­ ным ловом сельди, но и широко развивать трмковый лов. Ре­ шения эти подлежат безуслов­ ной реализации. Все ловцы колхозники, все бригады гоело- ва, все суда должны быть вы ведены на лов, как этого тре­ буют директивы Наркома. В связи с этим, необходимо потребовать от организаций, ве­ дающих ремонтом моторного флота, усиления и ускорения ремонта судов и перестать за держнвать их неделями и меся­ цами из-за своей негибкости и неоперативности. Совершенно позорным является факт, когда бот задерживается в ремонте из-за какой нибудь мелочи. Из- за какого либо пустяка. Столь же недопустимой является за держка регистром ботов, прихо­ дящих на осмотры на слишком долгий срок. Каждый бот, каж­ дое судно сейчас нужны на лову! Одновременно с этим рыбо­ хозяйственные о р г а н и з а ц и и должны, наконец, всерьез занять­ ся вопросом правильной техни­ ческой эксплоатацией промысло­ вого флота, чтобы промысловые суда действительно промышля­ ли, а не выбывали слишком ча­ сто из строя, не занимались-бы бесконечными ремонтами. Подходы сельди абсолютно закономерны и поэтому мы должны быть готовыми в любой день и в любой час встретить ее во всеоружии, быть готовыми к ее перекрытию, не ослабляя в то же время ни поисков, ни наблюдения, и активизировать в полной мере прибрежный лов. Поисковую работу—широким фронтом! ВМОТОВСКОМ ЗАЛИВЕ 15 декабря в район лова на За- пздный берег выехал начальник уп­ равления берегового промысла тов. Безденежных и технорук запорного хозяйства управления берегового промысла тов. Смирнов для руковод­ ства Поисковой работой и ловом и хля проверки готовности запорного хозяйства. В связи с телеграммой тов. Ми­ кояна и решением окружных орга­ низаций управление берегового про­ мысла переключаем все %своі про­ мысловые бригады на одновременный облов селыи и трески. Для этого каждая бригада будет снабжена од­ новременно дрифтерными сетями на сельдь ж тресковыми ставными сет­ ками, причем, управление берегового промысла решило довести количество дрифтерных сетей до СП на каждом боте, вместо 15— 30, как это было до сих пор. Для упорядочения поисковой ра­ боты колхозными ботами (18 еди­ ниц) и ботами управления берегового промысла (б единиц), которым отве­ ден район от кута Мотовского зали­ ва до устья Ары, выезжает началь­ ник промыслового отдела управле­ ния берегового промысла Я. Ж. Пе­ терсон. Базой для поисковых • судов из­ брана Вичанская салма, где будет находиться такое приемное судно. Руководить поиском и добычей в этом районе от Рыбакколхозсоюза будет тов: Телятников. Пять колхозных ботов будут про­ изводить поисковые работы от гѵбы Опасово до Кильдинских Сундуков. Всего Мтррыбаксоюзом выделено для поисковой работы 26 ботов. Бота «Храбрый», «Мираж». «Та- исто» будут производить работу дриф­ терами и под щуп в средней части Кольского залива. Сводки о результатах поисковой работы будут передаваться с тех судон, которые будут работать в районе Териберка — Кильдин черед факторию Териберки и через Киль- динскую факторию Мурманрыбы. Колхозы, выделившие бота для поисковой работы, в случае обнару­ жения сельдяных косяков, получа­ ют первоочередное прл.во на облов запертой сельди. Каждый капитан, обнаруживший косяк сельди, получает установлен­ ную денежную премию в размерах, определенных для запорных станций. Участие ПИНРО в поисковой работе 17 декабря Судоверфь должна вы­ пустить комбайн Ж 1 «Осьминог». Комбайн будет заниматься поисками сельди над Рыбачьим полуостровом и горлом Кольского залпва. Руково­ дить поисками будет научный ра­ ботник ПИНРО тов. Стрекопытов. Экспедиционное судно «Персей» и моторный бот «Венус» будут рабо­ тать в Мотовском заливе, изучая из­ менения гидрологического режима' залива и губ. На обоих судах нахо­ дятся специалисты, чтобы все ана­ лизы производить здесь же на су­ дах. Время от времени «Персей» и «Венус» будут дрейфовать в зали­ ве; их дрейф будет косить контроль­ ный характер для проверки работ# поисковых ботов Морлова и колхо­ зов. Чтобы установить -!вязь изменений в режиме Мотовского залива с из­ менениями в Баренцевом море, экс-' иедіционпое судно «Книпоьич» оде­ нет гидрологический разрез по Кольскому меридиану через теплое атлантическое течеіие до 72° 30' широты. В район Мотовско о залива выез- аьет директор ІІННТЗ тоз. Хлынов­ ский. В. К. ИСКАТЬ СЕЛЬДЬ КРУГЛЫЕ СУТКИ Управлеппем Морлова для поиско­ вой работы по сельди выделено де­ сять судов: «Пикша», «Минога», «Скат», «Параллель», «ІІотбас», «Володарский», «Полюс», «Конструк­ тор», «Палия» и «Нарком». Все эти суда будут снабжены разиоячей- пымн сетями для сельди (от 16 до 36 мм.). Все десять судов будут распределены по, определеннным квадратам в районе: Цып-Наволок, Кильдин, Лодейное, ІІорт-Владпмпр и устье Ура-губы. Дрейф будет -произ­ водиться круглые сутки, для чего к определенному квадрату прикрепляет­ ся по два бота; один из пих ведет поиски с 10 утра до 10 вечера, другой с 10 вечера до 10 утра. Большие суда, как, например, «Пик­ ша» и «Скат» возьмут на борт по 35 сетей, все остальные — по 25 сетей. Порядок -дрейфа — ступенча­ тый,! чтобы легче прощупать сельдь, если опа держится на глубине. По- водцы сетей будут от 3 до 10 ме­ тров. Каждому судну определепа ба­ за для ^дачи сведений. Одни будут передавать сводки через Цып-Наво­ лок, другие через Порт-Владимпр и Тюва-губу. Общее руководство поисковой ра­ ботой судами Морлова возложено на тов. Пуцехова, в помощь ему выделен тов. Афанасьев по Тюва- губе. Построенный Судоверфью комбайн «Кефаль», по заявлению директооа верфи тов. Зипского, будет -готов к 25 декабря. На этом комбайне в мо­ ре для поисковой работы выйдут на­ блюдатели и инструктора ПИНРСГ Фото Г. Ратфельдера. У к л а д к а б р и к ет о в тресково го филе . ТОКАР Ь МИЛЯ| ЕВ И ЕГО СТАНОК 28 ТРАУЛЕРОВ ВЫПОЛНИЛИ ГОДОВОЙ ПЛАН Закончили выполнение годово­ го плана 28 траулеров флота. Из них — 17 траулеров отечественной постройки. Впереди всех по вылову рыбы идет бесспорно РТ-29 «Киров». Команда этого траулера выловила 35.895, при плане в 24.350 цен­ тнеров. Второе место занимает РТ-2 «Ерш», взявший, при плане 15.900 центнеров, 19.909 центнеров. Хоро­ шо работал РТ-12 «Трал», команда которого выловила 23.544 центнера рыбы, при плане в 19.800 цнт. По группе отечественных трауле­ ров впереди: РТ-72 «Ленинград», который при плане в 10.640, взял 21.608 центперов. РТ-61 «Водник», взявший 22.320 центнеров при пла­ не в 14.850. РТ-62 «Ворошилов», команда которого выловила 19.763, при плане 14.490. РТ-45, лучший поисковый трау­ лер флота, сумел вместе с поисками выловить п обработать большое ко­ личество -рыбы. За 1935 год улов этого траулера составил 23.576 цнт. ТРАУЛЕР „КИРОВ" ВОЗВРАТИЛСЯ С ПРОМЫСЛА (Сводка я работе тралфлота в море) 16 декабря тралфлот выловил 803 центнера рыбы. Впереди всех по улову РТ-72, команда которого сде­ лала два под’ема и выловила 137 центнеров рыбы. Утром 17 декабря начался шторм 7 — 8 баллов. Радио с 14 траулеров сообщает: «Носом на волну... цггор- муем...». Только в одном из квадра­ тов, идет лов. РТ-72 первым тралом взял 0,2 тонны. РТ-62, подняв один трал, начал штормовать. Вчера в порт верпулся РТ-29 «Киров» с грузом рыбы 80 тонн. ЗАРАБОТКИ СТАХАНОВЦЕВ Лучшие люди Судоремонтного за­ вода, повышая темпы и качество производственной работы, добиваются резкого увеличения заработной пла­ ты. Вот несколько примеров роста зарплаты стахановцев Судоремонтно­ го завода: Кузнец Москинский с 7 ио 12 декабря заработал 141 р. 95 коп. За это же время кузнец Елкин по­ лучил 162 руб. 26 коп., а кузнец Шейн — 166 рублей 40 коп. Сред­ ний дневной заработок кузнеца Шей­ на — 33 руб. 28 коп. Лучше всех работал в кузнице с 7 по 12 декабря кузнец Пиво­ варов. За 5 дней он заработал^ 217 руб. 21 коп. Его средний дневной заработок — 43 руб. 44 коп. В литейном цехе формовщик Ти­ хонов за 13 дней ноября заработал 460 рѵб. 69 коп. — 33 руб. 80 коп. в день. Месячный заработок в ноябре формові^и&а Карышѳва — 706 руб. 11 коп., а формовщика Кожевни­ кова — 712 руб. 64 коп. В ок­ тябре Карышев заработал 365 руб., а Кожевников — 538 руб. Вместо 433 руб. 60 коп., полу­ ченных в октябре, шишельник Ано­ хин заработал в ноябре 572 руб. 69 коп. Что такое станок? Мировая известность Алексея «Станов — это комплекс взаимно Стаханова и его участка «Никаиор- езязанных устройств, которые при одновременном, \ последовательном действии, дают пли холостое или шь лезное гом случае* сШок ‘‘ ііредъійвляеѵ" со бой материальную ценность». Так об’яСняет понятие «станок» старый учебник — «Пособие для то­ карей». Но в этом учебнике ничего не сказапо, как нужно добиться, чтобы станок делал возможно боль­ ше полезных движений, чтобы оп действительно представлял собой жи­ вую материальную ценность. Жизнь и люди, стремящиеся сделать жизнь возможно более веселой и радостной, вносят поправки в старые учебники. * * . * Станок токаря У разряда Павлуши Миляева ничем не отличался от станков работавших с ним рядом товарищей. Почему же теперь этот станок по­ лучил такую популярность и стал известен па весь цех? Почему фами­ лия токаря Миляева не сходит с до­ ски передовых ударников? 14* декабря па заседании комите­ та комсомола Судоремонтного завода стоял самоотчет Миляева. И молодой токарь - комсомолец рассказал, как он добился полной загрузки станка, как, применяя новые методы в ра­ боте, стал давать больше продукции. Победа Ленинградской' промышленности ЛЕНИНГРАД, 16. Ленинградская промышленность 15 декабря досроч­ но выполнила годовой план 1935 го­ да. Выпуск валовой -продукции про­ мышленности пяти наркоматов со­ ставил по городу Ленинграду за 11 месяцев и 14 дней 5.149,7 миллио­ на рублей — 100,8 проц. годового плана, на 726,1 миллиона рублей или на 16,4 проц. больше, чем в 1934 году. Промышленность Белоруссии выполнила годовой план МИНСК, 16. Предприятия союз­ ной и республиканской промышленно­ сти Белоруссии выполнили годовой план па 100,2 процента. Сдано про­ дукции на 901,4 миллиона рублей— на 21,8 процента больше прошлого года. О,дин лишь прирост -продукции союзной и республиканской промыш­ ленности за истекший год почта вдвое превышает об’ем всей продук­ ции довоенной промышленности Бе­ лоруссии. Д Е Н Ь Н А Ш Е Й Блестящая победа Донбасса На конях вокруг СТАЛИН0, 16. Донбасс 15 декабря Кавказского хребта добился блестящего успеха. В этот день добыто ,239.376 тонн угля — 102,3 проц. суточного задания. Впервые выполнен был план механи­ зированной добычи. Успех Харьковской промышленности ХАРЬКОВ, 16. Промышленность Харьковской области на 15 декабря досрочно закончила выполнение го­ дового плана. Выпущено продукции на 1 млрд. 9G4.507.000 рублей. Прирост про­ дукции против прошлого года — 17,9 проц. .Заработок 697 рублей за смену АЛМА-АТА, 16. 14 декабря бу­ рильщик Риддера (Казакстан) Туры- гаев 'выполнил задание нав2.170 проц., дав 303 тонны руды. В эту смену ои заработал 697 рублей. ПЯТИГОРСК, 16. К о л х о з н и к и к о н ­ н и к и , совершающие пробег вокруг Кавказского хребта# сегодня в 12 часов дня взяли труднейший Клухорский перевал. Штурм длил­ ся пять часов. Поднимаясь на Клухор, конники Г&роически пре­ одолевали снега, метель, пропасти, кручи. С вершины перевала колхозники послали приветствие товарищу Сталину. Северокавкавский крайком партии поздравил отважных всадников с беспримерным иод‘емом и поручил передать братский привет трудя­ щимся Абхазии, куда спустились конники, одолевшие перевал. С Т Р А Н Ы Новый рекорд технической скорости КРАСНЫЙ ЛИМАН, 16. Машинист сверхмощного паровоза «ФД» Крас- нолпмапского депо Распопов, ведший паровоз № 20-12 из Основы в Ли­ ман, установил новый рекорд, достиг­ нув технической скорости 63,2 ки­ лометра в час при норме 40,2 кило­ метра. Испытания „Планерлета“ МОСКВА, 16. На-дннх нача­ лись заводские испытания ново­ го типа самолета „Планерлета4*. Это гигантский планер, на кото­ ром установлен мотор. Планерлет подымает в воз­ дух до 16 пассажиров. Он пред­ ставляет собою большой мо­ ноплан с размахом крыльев 28 метров. Полетный вес „Планерлета* 3 тонны. Планер из резины МОСКВА, 16. Сегодня на Цен­ тральном аэродроме состоялись пер­ вые испытания только законченного постройкой нового планера - амфп- {Перекрыт мировой рекорд Новый планер получил название> арматурщика Аксенова «Имени X Всесоюзного с’езда комсо-[ ГОЛУТбИНО, 16. Лучший стахановец Коломенского Завод- строя Залов перекрыл 15 де­ кабря мировой рекорд арматур­ щика Аксенова. За 7 часов ра­ боты Залов на своем станке изготовил 21.600 килограммов арматуры вместо нормы 800 ки­ лограммов. Задание выполнено на 2.800 процентов. мола». Осооенность его конструкции в том, что он весь сделан из проре- зпненцой ткани и резины. Перед по­ летом планер в течение 10— 15 ми­ нут надувается воздухом от обыкно­ венного ручного насоса. Резиновая конструкция планера дает возможность совершать посадки, как на сушѵ, так и иа воду. После полета планер складываат- •я в специальную «умку. Восток» дошла и до пас. Я тоже стал думать о том, как повысить стой показатели. движение. Но в том и дру- k Мастеру я сказал, чю надо ноль *Ь тг a »- HtcTbio загрузить нас работой, чтобі у меняѵвсегда имелись под рукой детали, подлежащие обработке. Сам же я главное внимание обратил на резцы. Добился того, чтобы все рез­ цы были наготове и всегда запра­ влены. Раньше было так: обрабатывал од­ ну деталь, затем ставил на станок вторую деталь, другого образца. При­ ходилось часто менять натрон. Это отнимало мно^о времени. Теперь же, если я ставлю в станок патрон аме­ риканский, то не для одной детали. Все однородные детали, требующие обработки в этом патроне, обрабаты­ ваю подряд и только еатем его мо- няю. / С каждым днем я стал *увеличи­ вать скорость резания. Вначале страшно было. Боялся запороть де­ таль, испортить станок. Происходило это отчасти и от незнания четанка, его возможностей. Но теперь я знаю, сколько, на какую деталь давать оборотов, на какую скорость пускать станок и делаю я это безошибочно. Максимальная скорасть моет» станка сейчас 400 оборотов в минуту и 100 метров стружки на чугуне. Можно давать и большую ско­ рость. Нужно, чтобы наши мастера и инженеры цеха серьезно подумали над этим вопросом. Ведь большая скорость резания дает нам новые колоссальные резервы для повыше­ ния производительности труда. Время у меня распределено твер­ до. Еще пе было случая, чтобы роз-* но с заводским гудком не завертел­ ся мой станок. Минута в минуту, секунда в секунду, точно в назна­ ченное время станок начинает рабо­ тать. Такая организация работы дала мне возможность выполнять ’ норму от 240 до 280 проц. Заработок мой — 46— 50 рублей в смену. Что нужно сделать в цехе для еще лучшей работы токарей? Нуж­ но, чтобы администрация цеха ско рее установила точильный круг дл победитовых резцов и наладила бі производственную сигнализацию. Па чему бы не сделать так: когда то карю требуется* мастер — он вклю чает свет и загорается красная ла почка, а, когда нужен чернорабочи зажигается зеленая лампочка. Это устранило бы излишнюю беготню. % Токарь Миляев дал четкое стаха­ новское определение станка. Он по­ казал своей работой, как можно а нужно, ломая старые, узаконенные* консерваторами традиции, превра­ щать станок в действительно боль­ шую материальную ценность. БОРИСОВ. Водопровод в колхозе САРАТОВ, 16. В Мюльберг- ском колхозе имени Карла Либкнехта Добринского кантона Немреспублики сооружен водо­ провод, обеспечивающий водой1 450 колхозных дворов и круп­ ные фермы со стадом свыше 600 голов. s Вложив 25 тысяч рублей сво­ их средетв и, получив столько же кредита, колхоз построил водопровод протяжением 1200 метров. L

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz