Полярная правда. 1935, декабрь.
/ V •0- °p, p- a- a- ;o- 411 до ни н- ы- а- на -з- )Д- :И- ;о- »е- »го а- ый 40 яч за д- ас да >0 ѵ- о ѵѲ ■Й я- 0. •а г- 8- а- )- о я р »- 1- »т і- а- іѲ V (3 l- 5- а- С О Б Р А Н И Е КИРОВСКОГО ПАРТАКТИВА С УЧАСТИЕМ тт, ШЕСТАКОВА и ПЕТЕРСА 14 декабря в зале заседаний треста „Апатит® состоялось со брание партийного актива ки ровской городской парторганиза ции с участием правительствен ной комиссии по расследованию причин снежного обвала у горы Юкспор и секретарем Ленин градского обкома ВКП(б) тов Шестаковым. На совещании ак тива присутствовало больше ста человек. Совещание продолжа лось четыре часа. Совещание мобилизовало ком мунистов Кнровска на дальней шую, еще более упорную, борьбу с суровой стихией/ аевѳра, на повышение бдительности, на усиление заботы о людях. Секретарь Ленинградского об* , кома ВКП(б) тов. Шестаков и председатель правительственной комиссии тов. Петерс в своих выступлениях указали на целый ряд серьезных недостатков в ра боте кировской партийной орга низации. Они говорили, что в Кировске плохо поставлено куль турно-бытовое обслуживание тру дящихся, слабо развертывается партийно-массовая работа, недо статочно руководство стаханов ским движением. Тов. Шестаков отметил, что газета „Кировский рабочий* не популяризирует на своих страни цах опыта мастеров высокой про изводительности труда — стаха новцев. Совещание партактива завери ло секретаря Ленобкома ВКП(б) тов. Шестакова, что все указа ния, сделанные им и правитель ственной комиссией, будут вы полнены. Правительственная комиссия отметила, что спасательные ра боты на месте снежного обвала, помощь пострадавшим киров скими организациями проведены хорошо. В этот же день вечером пра вительственная комиссия и се кретарь Ленинградского обкома ВКП(б) т. Шестаков выехали из Кировска в Ленинград. КИРОВСК (По телефону от наш корр). * . . * ВСЕ СИЛЫ и ВНИМАНИЕ- ЗАБОТЕ о СТАХАНОВЦАХ Заботиться о каждом живом чело веке, о жиддще, культуре и быте рабочего класса — вот, куда напра вил внимание профсоюзных органи заций товарищ Сталин. Профсоюзные организации города до сих пор не сделали такую заботу своей центральной задачей. Высту пления профработников на совеща нии профактива 14 декабря только лишний раз это подчеркнули. Вот о чем, например, говорила профорг тов. Журова (Иосолзавод): — Стахановцев 9 человек. Труд разделен, повысилась выработка. Много неурядиц. Нехватает материа ла. Нет кругов для пресса. Задер живает работу погрузочная контора. Обеденные перерывы обслуживаем мы недостаточно хорошо. Такое впечатление, что живет профорганизация ІІосо.тзавода только на территории тралбазы и не пере ходит границ Жн.тгородка, ничего не знает о культуре и быте рабочих, а на совещании именно об этом надо было говорігть. Профорг торгового порта т. Дени сов провел значительную работу по устранению производственных неуря диц и правильно оценил значение ьропаганды стахановского движения. А с жилищами пятидесяти стаханов цев тов. Денисов ознакомился толь ко тогда, когда провел обследование. При чем, остальпые 111 стаханов цев не увидели даже и этого обсле дования. О несерьезном, некритическом от ношении к своим новым задачам го ворит* и то, что, например, член ок ружного комитета рыбников т. Арзу- бов, присутствующий на совещании, ни оловом не обмолвился о том, как крупнейшие в округе профсоюзные оришизацни рыбнцх предприятий перестраивают свою работу. Совещание приняло решение о работе профсоюзов но-новом^. Но все дело в том сейчас, как скоро проф работники найдут свое место в ста хановском движении, как скоро они сделают практические выводы из указания товарища Сталина. Л. Ф. ВЫПОЛНИТЬ ДЕКАБРЬСКИЙ ПЛАН ГРУЗОПЕРЕВОЗОК CJ1E1 УДАРНИКОВ ТОРГОВЛИ 14 декабря в клубе союза работ ников госторговли состоялся первый окружной слет ударников - отлични ков госторговли. На слете присут ствуют 150 делегатов, из них 8 де легатов Кнровска и один — Нива- строя. С докладом «Об очередных зада чах советской торговли в связи с решением ЦК ВЕ11(б) и СНК СССР от 25 сентября 1935 г. и разверты вании стахановского движения в торговле» выступил заведующий Окр- внуторгом т. Прилуцкий. В первый день слета выступили тт. Дианова (Кировск), Фролкин (ма газин Гастронома № 1), Лошак (за ведующий магазином Горпо Л*» 17), Латфулин (магазин Гастронома 1), Жужгин (Нивастрой), Дементьев (Та- бакторг), Петров (Областной комитет союза работников госторговли), Гри горьева (магазин 10 ), Гульбин (магазин Гастронома Л і 1), Оркин (Кировск), Туфанов (магазин Рыб- соыта 2), Анисимова (Кировск). На втором заседании слета 15 де кабря выступили тт. Боговой (мага зин Леноблторга Л° 17), Ясырева (Горпо), Круглов (магазин Ленобл торга Л» 8 ), Яковлев (директор Мур- манторга), Михича («Гастроном» Л» 2), Кузьмин (Хлопкосбыт), Город ничий (магазин Горпо ЛН 1 ), Ники тин* (ОК ВКП(б) и другие. Вчера вечером слет закончил свою работу. ГОРНЯК ГАБУЕВ УЕХАЛ К СТАХАНОВУ Лучший ударник - стахановец горняк, бригадир шахтеров Горноруд ного участка Л° 3 рудоуправления «Североникеля» Михаил Габуев И декабря^ поехал в Донбасс за произ водственным опытом к Алексею Ста ханова. *■ Г*ц В беседе с нашим сотрудником т. Габуев заявил, что он пробудет в Донбассе две недели и все это вре мя проработает в стахановском забое, изучит на практике стахановские методы и приемы в работе. — Приеду от Стаханова, соберем горняков, молодежь, комсомольцев и я нм все подробно расскажу. Сам буду работать по-стахановски и дру гих научу. Провожавшие друзья пожелали Мише Габуеву счастливого пути, ус пеха в горняцком деле и просили рассказать шахтерам, к&к партийные и непартийные большевики борются за советский никель. Монче-тундра. (Наш корр.)* КОМСОМОЛЕЦ- СТАХАНОВЕЦ Штукатур Мурманстроя ком сомолец Максимов еще месяц то му назад решил .перейти на стахановский метод работы. Но разные производственные непо ладки (необеспеченность строй материалами, отсутствие под собных рабочих и т. д.) долго не давали ему осуществить свое желание. И только И декабря Макси мов сумел организовать работу по-стахановски. В этот день он, работая на штукатурке втутрен- них помещений, дал 43 кв. мет ра штукатурки при задании 15 кв. метров, при чем каче ство штукатурки вполне удовле творительное. Такого перевыпол нение нормы тов. Максимову удалось добиться потому, что ему был предоставлен широкий фронт работы. Сейчас звено штукатуров, ко торым руководит тов. Максимов, приняло на себя обязательство— закрепить успех своего руково дителя 8вена. М у р м а н ц ы на Дальнем Востоке После пятимесячного пребывания на Дальнем Востоке вернулся в Мурманск іАіженер по добыче рыбы, технорук морлова И Пуцехов, который был послан на Дальний Восток Наркомпищепромом для передачи опыта кошелькового лова конторе активного лова Дальгосрыбтреста. Ниже мы печатаем беседу с И . Пуцеховым. Нет внимания профсоюза Плохо вначале шла работа. Я зарабатывала всего 150 рублей в месяц. Моя профессия—маляр. Рань ше мы стояли—не было кистей, нехватало материала. А как ре шили поднять производитель ность труда, сами стали забо титься лучше о материалах, до биваться их, не ждать, когда кто то принесет. Красишь бывало рамы, они сырые, краска ложится плохо— какая же тут производитель ность. Стала я подсушивать эти рамы, устанавливая около них керосинки. И работа пошла бы стрее, а сейчас я вырабатываю уже 300 рублей в месяц. Этого не было раньше, чтобы женщи на нашей профессии имела та кой заработок. Не верили мне, называли вы скочкой, когда на доске показа телей мою фамилию поставили впереди Я говорю:—проверьте. Поставили меня работать рядом с мужчиной. И оказалось, что я, женщина, работаю лучше муж чины. Он заработал 11 рублей а я 13, ѵ В отношении профсоюза не энаю, ч то , и еказать. Плохо у нас, .нет расчетных книжек, трудно проверить, правильно ли выдают эарплату. Работаю боль ше года, но не видала красного уголка. Хочу учиться, да не энаю где. Этого у нас нет. Стахановка УНР— тов. ЕРОХИНА. По примеру Бусыгина Я—молодой рабочий, воспитав шийся в Ленинграде на заводе „Марти"—кузнец, и свою рабо ту люблю. Когда на собрании у нас за говорили о стахановском движе нии, я думал, как мне улучшить свою работу. Докладчик расска вывал про достижения Бусыгина. На другой день пришел на работу за 25 минут до начала. Получил заказ, до прихода бри гады разложил материалы и инструменты, а когда' пришли остальные кузнецы, поговорил я с ними о стахановском движе* нии. Кое что изменили мы в своей работе. И труд правиль но разделили. По норме должны мы сделать один касаур. В первый день сделали два касаура, а потом стали вырабатывать и три каса ура и выполнение задания в декабре у нас поднялось до 287 процентов Чего нам нехватает? Мате риалов и инструментов, потому что стали работать мы быстрее. Хозяйственная организация мед ленно помогает нам. В горне сломался вентилятор. Слесаря его долго не могли отремонти ровать. Пришлось мне перехо дить на кустарщину, равдувать горно мехами, а на это приш лось оторвать лишнего челове ка. Помог профсоюз. Он добил ся, что слесаря, наконец, сдела ли вентилятор. ШМИДТ — кузнец Мурман строя. ГРУЗИТЬ НЕ МЕНЬШЕ ТРЕХ МАРШРУТОВ КОНЦЕНТРАТА В ЛЕНЬ f 4 декабря бюро Ленинградского обкома ВКП(б) вынесло по становление о плане перевозок Балтийского пароходства на де кабрь. * ' ' , щ Проверкой, произведенной Обкомом ВКП(б) и народным ко миссаром водного транспорта тов. Пахомовым; установлено, что для выполнения декабрьских перевоабк в 246 тыс. тонн Балтий ское пароходство имеет все условия. 40 тысяч тонн запланированного грузооборота должен пе реработать Мурманский порт. Что требуется от мурманских портовиков для безоговороч ного выполнения этого задания? Своевременная погрузка и высококачественный междурей совый реміЯіт всех приходящих судов. Вчера* пароход .Бурея4, о которой уже сообщала наша га зета, после погрузки апатита был вынужден встать на пятиднев ный междурейсовый ремонт котла. Директор судрремонтных мастерских тов. Михайлов, стаха новские бригады котельного цеха дали обещание закончить ре монтные работы к 19 декабря, чтобы 20-го, после поднятия па ров, „Бурея“ смог выйти в рейс. В междурейсовый ремонт стал пароход „Аргунь", в* трюмах которого сейчас производится прокладка тысячи квадратных мет ров трехдюймового настила.. . \ Погрузка, парохода „Аргунь* сдана на аккордную перера ботку бригаде БоЕдаренко. Грузчики-Йтахановцы лучшей брига ды торгового порта должны погруэить „Аргунь" досрочно, чтобы судно вышло в море, не задержавшись ни одного лишнего часа в порту. Кроме своевременной погрузки и ремонта есть еще одно об-» стоятельство, которое может повлиять на выполнение декабрьско го плана. Это своевременная подача вагонов концентрата и апатита из Кировска. 50 вагонов, которые „Апатиттрест" подает сейчас в сутки ,- не обеспечивают нормальной погрузки пароходов. Сплошь и рядом вагоны с грузом приходят с большим опозда нием. Сейчас, когда должен быть на учете каждый час пребыва ния судна в порту, недопустимы малейшие задержки с подачей груза. Необходимо, чтобы „Апатиттрест“ отгружал в адрес порта ежедневно не менее 3 маршрутов концентрата и окружные орга низации должны помочь порту в положительном разрешении этого вопроса. \ Р. ТРОЯНКЕР. НЕТ НАДЗОРА ЗА ЖИЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ В доме № 10 (Тралбаза) я живу два с» половиной года. В последнее время там творятся безобразия. В сентябре мне выдали ордер на ком наты Шо 28, 29. Переехать я дол жен был 20 сентября. Но в этот день я не нашел начальника управления флота тов. Минеева. Ночью на 21 сентября работники конторы берегового обслуживания Жданюк и Блинов- подобрали ключи н вселились в эти комнаты. 22 -го я заявил об этом в милицию и квар тиранты были выселены. С помощью энергичного Жданюка семья Блинова в'ехала в комнаты Л Ш 22 и 23, хотя в это время был выдан ордер боцману Гуреву с се мьей в пять человек. Такой же случай произошел с комнатой Л? 26. Ордер был выдан капитану (фамилию не помню), а» когда тот собрался переехать в ком нату, она оказалась занятой. Капи тана опередил более ловкий, еще только будущий штурман Дружинин. В тралфлоте жалуются, что у нас мало жилплощади. Это верно. Флот растет быстрее, чем идет строитель ство. Но имеющаяся жилплощадь без- надзорна и часто нужный, ценный работник остается без квартиры только потому, что его опережают менее нужные, мо более ловкие люди. Старший механик РТ-4 — ГУЖИЕВ. РЕГИСТРАТОРЫ АВАРИЙ 1 сентября наш траулер вы шел из 4-месячного аварийного ремонта, и 4 сентября ушел в море. Команда давно ждала этого рейса, Нѵ/ каково же было ее разочарование, когда в море машина снова стала работать с перебоями. Механик Лукашевич недобросовестно наблюдал ва ремонтом и в первый же рейс траулер простоял в море 40 ча сов из-за под(ема пара и ре монта механизмов. Об этом было заявлено в тех нический отдел и траулер был направлен по становищам до 10 октября. Затем РТ-17 был по ставлен в 2-недельный ремонт. Ка к провели этот ремонт ме ханики, еказать трудно, этамож- но было проверить только в мо ре, но к нашему удивлению и Лукашевича, и 2 и 3 механиков отпустили с судна. Перед отхо- Репродукция с картины художника А. Меркулова. Г;:ГѴѵ • • . ж * ' * -I Г' ***■>*£ . #,г Ѵ--лѴ* -S і В мае, в разгар весны, в Япон ском море, от острова Хансю, выме тав икру расплавленным серебром, двигается на Север к берегам Саха лина небольшая, пухленькая, жир ная рыба — иваси! Оставив в во дорослях мириады икринок, она, стремительно разбившись на две струи, бесконечными косяками идет ^вдоль советского и японского бере гов. У нее много спутников, беспощад но пожирающих ее в этом путеше ствии. Акула - наготница. дельфин, длинная, блестящая, как лезвие клинку, острозубая рыба - сабля, скумбрия — преследуют ее в верх них слоях. Чайки бьют е£ сверху. Придонные — треска и даже камба ла — тревожат ее снизу. Иваси! Миллионы ее идут весной с юга на сев£р, а осенью иваси за мыкает круг свой и возвращается в теплые воды юга, к местам нереста. В эти дни теплого м*я оживают советские промысла южного и север ного районов; начинают дымить тру бы консервных заводов, раздается бодрящий стук моторов на промысло вых судах «Кавасаки», на сейнерах и вздергиваются к верху веера па русов на шаландах и рыбаки выхо дят на лов. Оставшиеся на берегу с нетерпением ждут возвращения ры баков: — Наконец-то! Свыше сорока промыслов южного и северного Приморских трестов рас киданы по побережью Японского мо ря и на островах. Более, чем на тысячу килбметров растянут фронт лова. В каждой бухте, где есть хоть малейшая возможность для органи зации промысла, горят электрические оі ни промыслов и комбинатов. Существуют три способа лова ива си: ставной невод (пассивный лов у берега), сетной или жаберный лов (относящийся к разряду активного лова) и сейнерный лов, или, как Мыс Желания. Возвращение с геологической разведки. ’ --------------------- ★ ♦ Ч п т п т а ш « ♦ • ¥ - - принято у нас на Мурмане назы вать этот способ лова, — кошель ковый. Господствует до сих пор жа берный лов, который с каждым го дом все больше и больше вытесняет пассивный лов ставными неводами. Ловят сетями на Дальнем Востоке с моторных судов— Кавасаки», КЕ (новый тип кавасаки) и парусных шаланд. Сетной лов хотя и эффективен, но нельзя без боли в сердце смотреть н . і то, как портится рыба. Иваси — очень нежная рыба.-*Она янется и рвется во время выборки сетей в море на борт судна. Еще больше ее рвется на пристани при отцепке. Если у нас на Мурмане сельдь из дрифтерных сетей сравнительно безбо лезненно вытряхивается,'то на Даль нем іВостоке каждую рыбу, застряв шую жабрами в ячее, отцепляют рука ми. Отцепка очень трудоемка и для каждого кавасаки требуется по 5 — 6 человек. Длится отцепка около 8 — 1*Т часов. В результате отцепки много рыбы уходит в тук. С точки зрения мурманца отцепка — вар варство, но на Дальнем Востоке к этому привыкли. С 1931 года существует на Даль нем Востоке сейнерный или кошель ковый лов, но до этого года никто серьезно не относился к этому, очень эффектному, культурному способу до бычи. Сейнерный лов был на задворках. Б 1931 году 10 сейнеров выловили 910 центнеров. В 1932 году 9 сей неров выловили 2.700 центнеров. В 1933 году работали 7 сейнеров — выловили 5.800 центнеров. В 1934 году то же количество сейнеров вы ловило 9.400 центнеров. В 1935 го ду только 6 сейнеров выловили уже 20.723 центнера при п^ане 12.500 центнеров. В этом году сейнерный лов выдержал генеральное испыта ние. . , Прибывшие по распоряжению Нар- компищепрома на Дальний» Восток тг. Афанасьев и И. Пуцехов созвали лучших капитанов сейнеров тт. Оя и Сальватори, выслушали нх, а по том предложили им перестроить ко шелек. Капитаны согласились. Дело г. гомг что невод, на котором они ра ботали, имел от 400 до 550 метров в обмете и от 40 до 55 метров глу- сины. Таким неводом с трудом де лали два замета в день. Он медлен но кошельковался. Иуцехов*н Афа насьев предожили новый тип не вода: 350 метров в обмете на 50 ме тров тлубины с изменением посадки по верхней подборе и с укорочени ем нижней подборы. Этим достига лось облегчение невода.. Когда невод был' построен, то оказалось, что ра ботать им лучше, чем прежним. Только одна дель дальневосточного невода весила от 1.600 до 2.345 килограммов. Дель нового невода, предложенного Пуцеховым и Афана-' сьевым, весила от 1.090 до 1.200 килограммов. Экономилась д«*ль, эко номились тросы. Лов из тяжелого, изнурительного превратился в увле кательную охоту. Раньше ловили только ночью, отыскивая косяки иваси по фосфорическому блеску. дом в рейс к машинам стали совершенно новые люди. Не трудно догадаться, что случилось. Машина не стала давать нужных оборотов. Не держался пар. Старший меха ник Мельник заявляет:—Коче гары не хотят работать. Коче гары говорят:—Разве тут удер жишь пар, когда в машине все парит? Дальше, больше. То холодиль ник течет, то соленость в котле, то инжектор отказывается рабо тать. Рейс сорвали. 45 часов ушли на ремонт механизмов, а судно выполнило план на 50 процен тов. . / Инженер Шошян говорит:— „Виноват капитан. Команда обвиняет механиков и технический отдел. А как еле дует не выяснили, почему РТ-17 сорвал два рейеовых плана. По поручению команды штур ман АЛЕКСАНДРОВ, боцман ЛУ- КИНСКИЙ. ОТ РЕДАКЦИИ: С 1931 года на РТ-17 сменилось 5 старших механи ков. Это ярко характеризует капа тана судна. Но о нем раіговор осо быв. Цредпос ледний— механик Л у кашевич— сумел за 7 месяцев сде лать 4 крупных аварии. Никаких выводов со стороны отдела техни ческой эксплоатации не последо вало. В мае РТ-17 стад в аварий ный ремонт, но н после него ме ханизмы работали .плохо. Траулер снова поставили в ремонт. Что дол жен был сделать технический от дел после того, как траулер вышел из этого ремонта на промысел? По слать в море на траулере квали фицированного мёханика, чтобы тот проверил причину плохой ра боты механизмов. Вместо этого, Лукашевича отцуекают в отпуск, а второго и 'третьего, переводят на другие суда. На судно назначают новых меха ников. Ни одного из них в техни ческом отделе не проверили. Ме ханик Мельник оказался беззастен чивым невеждой, второй механик Саруханов— дизелист а откровенно эаяввя, что он клапанных машин совершенно не внает; третий ме ханик только что пошел на прак тику. Этого оказалось достаточно, чтобы после первого рейса траулер привез большой ремонт. Снова не придали этому значения руководи тели технического отдела. И вот результаты: РТ-17 *снова сорвал рейс, а механизмы требуют значи тельного ремонта. 13 декабря на судне состоялось общее собрание комавды. В своих решениях моряки РТ-17 потребо вали передать дело о разрушении механизмов, о срыве начинающего ся стахановского двннения на суд не следственным органам/ Совер шенно правильные решения! На совещании присутствовали от ветственные работники отдела эк- сплоатацин. Они привели убеди тельные факты невежественного, некультурного, вредительского от ношения механиков к своимобязан ностям. Но странно, никто е в н и х ни словом нн обмолвился о роли технического отдела в втом. Не было нн слова сказано о группо вом механике Рачкове, который на равне с механиками несет ответ ственность ва сохранность механиз мов. Надо думать, что пролетарский суд, равбирая это преступление показательным процессом, вскроет негодную систему наблюдения за механизмами, воздаст по заслугам всем виновникам систематической аварийности РТ-17^. Теперь больше стали ловить днем, обнаруживая косяки ^рыбы по сере бристым пятнам и по чайкам. Ча сами ловцы не сходили с верхнего мостика, выискивая косяки. II, как только замечалась рыба, несколько голосов кричало: — Капитан, рыба! Во, вон там... Иод эти крики на палубу выбега ли все, не дожидаясь сигнала. За косяком .гонялись (иваси ходит бы стро). Сейнер шел на перерез кося ка, капитан дергал за грушу сигна ла и кошелек начинал быстро раз матываться 'іерез ро.тик поворотной площадки. Буквально за несколько минут замыкался круг. Иваси начи нала бить в крылья, но, наткнув шись на препятствия, она то пры гала. вверх, то бросалась вниз, но вожак неумолимо стенивал нижнюю подбору п иваси бегала из угла в угол кошелька, как пересыпающая ся серебряная монета. В кошелке хо лила длинная и быстрая, словно нод|одная лодка, острозубая рыба— 'сабля, тут же пожирая иваси. Тут же была широкая, как ладонь, одно глазая камбала, скумбрия Добыча увлекала всех, добыч$ обе щала большие заработки. Этого не было совсем при старом неводе. Но- рым неводом стали делать заметы, доходящие до 381 центнера. Лучший капитан сейнерной базы т. 0 я (сей нер Л'г 5) выловил 5.033 центнера, а план его 2.500 центнеров. Вопрос был решен положитель но — сейнерам быть! Кошельковый лов на Дальнем Востоке одержал блестящую победу. По докладу И. Пуцехов^. начальник Главрыбы т. Андрианов предложил .рыбному управлению Дальнего Вос тока бухту Постовую целиком от дать под базу сейнерного флота — расширить ее и оборудовать всем необходимым. В 1936* году сейнер ный флот будет доведен до 40— 45 единиц. ♦ Этот год многому научил дальне восточников. Научились многому и мурманцы, работавшие там— Пуце хов и Афанасьев. И хорошо было бы, если б богатый опыт, который они получили на Дальнем Востоке по активному, ловѵ в открытом море, Гыл бы передан мурманской конторе морского лова. Ведь до сих пор активный лов для Мурманской кон торы активного лова является та кой же загадкой, какой она была для Дальнего Востока до этого года. Суда*активного лова на Мурмане не могут похвастаться своими успеха ми. Ловить в запорах' умели даже ленинградские рыбаки, впервые ми нувшей зимой, начавпшеі работать на сельди. Или быть может нужно при гласить дальневосточагкков, чтобы они поделились с мурманской конто- рой Морлова своим опытом лова сельди в открытом море?! И. Пѵцехов вывез с Дальнего Востока чертежи вощельковой лебед ки н заказал там чертежи брацшпля и камбуза, которые значительно удобнее и лучше тех, которыми оборудованы мурманские комбайны. Им также привезены образцы япон ских глиняных грузил, покрытых глянцем, которые при освоении их производства могут вполне заменить применяющиеся на Мурмане чугун ные грузила. П. СТРОГО. ^ 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz