Полярная правда. 1935, декабрь.
» НОВОЕ В ТЕХНИКЕ СЕЛЬДЯНЫХ ЗАПОРОВ Западнслицкнй гигант был иервеижем, открывшим нову» страницу в истории вапориогс ховяйотва Мурмаиа. Оа потрѳ •овал высокой технической ба зы: складочное хозяйство, кон сервирующие заведения, вешала, паромоторные суда. Иными сдо вами, до сиг пор мало заметное вапорное хозяйство выдвигается теперь как особая отрасль ры боловства, имеющая индустри альный характер. , Вот несколько примеров/по казывающих рост вапорного хо зяйства. В сельдяную путину это го года рыбные организации будут иметь уже не один гигант, а десять. В прошлую путину дли на перекрытия (Западная Лица) была 700—800 метров ж пло щадь около 36 ООО кв. м. В этом ^году длвна перекрытия десяти гигант >в свыше 8 600 метров и общая площадь 624 680 кв. м. Среда новых гигантов есть пре вышающие заааднолицквй ги гант почти в 3 раза по длине и почти в 6 pas по площади Ваѳрвые ведется* подготовка гигантов, как .серьезных гидро технических сооружений*. В этом году учеными специалиста ми Полярзого научно-исследо- вательского Института проведе ны, правда, еще недостаточно полные, гидрометрические об следования всех мест гигант ских перекрытий. Насколько важна эта работа доказывает хотя-бы такой пример: до об следования места установки, длина линия Титовского гиган та намечалась в 1.225 метров. Обследование выявило место, бо лее удобноз и длина линии со кратилась до 940 метров. На основании материалов, по лученных обследованием, были разработаны несколько полных проектов запоров-гигантов, а также планы установки всех гигантов и сделан подробный расчет всех тросов перетяжной системы каждого запора. ' В планах целиком использо вано предложение инж. Туруно- ва о применении принципа па раболического крепления тросов. Это упростило работу, и позво лило значительно быстрее уста навливать перетяжнур систему. В течение 20—22 дней были в основном заготовлены и установ лены перетяжные системы пяти гигантов при нехватке ботов. Впервые будут применены тро сы на рымах, т. к. естественное крепление (камни) нас уже не удовлетворяют. Первый раз в истории запарного дела широко используются чугунные грузила. Это позволяет^ отказаться от Применения очень Дорогих цепе?. Старший научный сотрудник Полярного научно - исследова тельского института рыбного хозяйства и океанографии Н. БРЫНЦЕВ. ^ГУтаханошскФе движение рабочего клаееа требует вт команда- f . рое промышленности в транспорта кроме сознания ответ- УУ ственнвсти, умения организовать производство, опираясь на новых людей рабочего класса, обеспечивая им на деле нужный размах в работе и дальнейшее выдвижение новых сил, — требует от организаторов производства, одним словом, работы по-новому. Иначе они станут тормозом нового дела, а тогда об участи их не трудно догадаться'. (В. М . МОЛОТОВ, речь ва пераои Всесоюзном совещании стахановцев) ОШИБКА ИНЖЕНЕРА РУДЕНЧЕНКО В ноябре этого года из пла нового ремонта вышел со сту ками в цилиндрах траулер 72 Механик судна несколько осла бил эти стуки и чтобы «е задерживаться в порту, догово рилсі с регистром и получил разрешение на бдин рейс схо дить в море. ^Команда РТ 72 включилась в стахановское дчи жѳяиѳ и дала обязательство—в ближайшее врёмя выполнить ро довой план на 200 проп. Как известно, стахановцы это го траулера блестяще окончили, •рейс, выаолнив задание на 400 проц., а годовой план на 200 проц. Машинная команда добилась образцового обслужи вания ме*аіизм)в и оли не нуждались в ремонте. Через три дня траулер мог итти опять в море. Но в цалиндрах стуки не прекратилась. Три дня заместитель началь ника цеха инженер Руденчонко искал какие-то причины стуков, а' потом заявил: устраняйте стук сами, я это делать отказываюсь РТ-72—лучший траулер фло та, команда которого открыла огромные возможности повыше ния производительности труда араговаравался инженером Ру- денченко к длительной стоянке. Борьба команды за стахановские методы труда срывалась в самом начале. Тогда на траулер пришло письмо инженера Шошина. Он аптет: .Чтобы не доаустить консервации траулера и не сор вать вашу борьбу за стаханов ские методы труда, прошу ока зать мне помощь и устранить стуки своима силами Не будем описывать детали работы. Команда работала от лично. Но скажем, что в тече ние суток, внимательно, разо брав и собрав движение, ин женер Шошин и машинная .команда РТ 72 устранили сту ки. Регистр дал разрешение на плавание и судно ушло в море * В техническом заключении говорится: в результате не правильной (по отношенйю к осевой линии) сборки шток поршня ушел на полтора ми ниметра. Безответственность техниче ских руководителей завода при вела на этот раз к тому, что в порту десять лишних суток про стоял траулер, одним из пер вых положивший начало стаха новскому движению в тралѣлоге Л. ФРОЛОВ. В РОЛИ... НАБЛЮДАТЕЛЕЙ Бондарный завод впервые ва свое существование перевыпол нил месячный план производства бочек. Суточная выработка за последние днж достигает уже 3.749 бочек — в полтора раза больше, чем в октябре. Такого увеличения выжуска тары завод добился благодаря первым успехам стахановского движения на заводе. Почин пер вых стахановцев т.т. Разоеа, Волана, Мочина был подхвачен другими рабочими-ударникамн. И уже теперь на всех участках работы есть десятки своих ста хановцев, неуклонно повышаю гцих производительность труда Стахановец Баданин, оковывает по 24 бочки за смену, выполняя ^орму на 311 проц. Сборщик остовов Абаничен вместо 95 остовов собирает 250 остовов за сиену. Эгя примеры можно про должіть. Можно перечислить не один десяток фамилий стаханов цев, резке увеличивших произ водительность труда. Но самым замечатѳдьнымуспе- хом стахановцев является то. что их заразительные примеры подействовали на всю массу ра бочих бондарного завода. - Каждый день к директору за вода, а чаще всего в завком в партийный комитет приходят десятка людей, настойчиво тре буя создать условия для беспе ребойной работы. Рабочие Шашкова, Крылова п многие другие яе рае просила мастера Никифорова, началь ника цеха Ковригина, руководи теля завода Капунцова: Обеспечьте нас материалами и мы будем работать по-стаха- новски. В ответ на эти вполне законные требования рабочих руководите ли завода многообещающе за являют —„урегулируем4!—и на этом все кончается. Рабочие по прежнему целыми часами про стаивают в ожидании подачи ма* териалов. Один из инициаторов стаха новского движения на заводе— бригадир тов. Разов—совершен но категорически утверждает: — Многие из наших станков не загружены и наполовину. Этого не пытаются отрицать даже сами мастера. Что показала фотография рабочего дня тов ІИашковой, работающей па донно-обрезном станке? Оказалось, из 3 часов станок работал только 1 час 40 мин. Остальное время ИІаш- кова была занята подноской доньев или просто ничего не делала из-за отсутствия матери алов. За эти 1 час 40 минут ІДашкова обработала 400 штук Ріцщ уиция с картины худзяшш&а А. І&рмуяиа. доньев, т.-е. половину днов ого задания. Такое же положение и на дру гих станках. Проетои станков и рабочих стали настолько обы денным явлением, что .им ни кто на заводе не придает уже осо бого значения. Директор завода тов. Капунцов считает, что это, конечно зло, но зло, видите-ли, неизбежное. Такого же мнения придержи ваются мастера и начальник цеха. Мастера все вынужденные и невынужденные крупные ж мел кие простои старательно пря чут в рубрику „повременная оплата труда". Например, по рвался приводной ремень на. станке и вот этот час простоя оабочий считается находящимся на повременной работе—он, де скать, убирает щепу, подносит материал или еще что нибудь, хотя, фактически, -он, конечно, ничего не делает. И вот полу чается, что фуговщик Смирнов, по сведениям мастера Хомякова, в течение ноября, проработал сдельно 99 часов, а повременно— 60 часов и, кроме того, имел еще 8 чаедв простоя (пар и электроэнергия). А рабочий Татаринов, рабо тающий на прессе, сдельно ра ботал 54 часа, зато повременно в ноябре выработал 70. часов и также имел 8 час. простоя. В течение ноября рабочие донно-обрезных станков таким образом на 43 проц. были за няты „на повременной работе*4, а 57 проц.—на сдельной. Дзректор завода т. Капунцов пытается оправдать это неизбеж ными простоями станков из-за ремонта, смены резцов, сшивки ремней и т. д. Выходит, что добрую половину рабочего дня, станки ремонтируются и „регули руются", как будто этого нель ся сделать во время обеденного перерыва и в течение всего выходного дня. Допустим на минуту, что тов Капунцов правильно вскрыл причины, порождающие простри станков, хотя они не делают ему чести, как руководителю, но по чему лее рабочие-сдельщики, ра ботающие на оковке бочек, также переводятся на повременную оплату труда? Оковщики из бригады Юферова в ноябре про работали 880 часов повременно Таких фактов можно было бы привести немало. Но и этих достаточно, чтобы судить о том, как организован труд в бондар ном цехе. Выводы весьма не утешительны. , Н. ГРИН. Осень. ( Туломстрой ). — * • -------------------- е м — СО СКОРОСТЬЮ 65 КИЛОМЕТРОВ В ЧАС ЭЛЕКТРОВОЗ В КИРОВСКЕ К перрону станции .Апатиты плавно подкатывает огромный состав. Состав ведет электровоз. В голове товарного поезда необычно видеть аккуратный зеленый вагон, на котором от ражаются яркие блики прожек торов. Вагон увенчан ромбовид ным понографом, скользящим по контанктной сети. Мы поднимаемся по крутой лесенке в чистую опрятную кабину машиниста. Здесь нет обжигающей топки котла и тра диционной грязи паровозной кабины. На белоснежных стенах в строгом порядке укреплены при боры. Вот красный и зеленей огоньки сигнальных ламиочек, циферблаты вольтметра, ампер метры, измерения скороети. Множество кнопок. Машинист т. Кулигин (вернее бывший машинист,— теперь он электротехник) проворно нажи мает кнопки — в кабине гаснет свет, вспыхивают наружные фа ры, раздается протяжный гудок, звук которого напоминает паро ходный свисток. По никелиро ванной шкале скользит рычаг, раздается гудение вентиляторов и приглушенное пепие моторов. Электровоз трогается. Мы быстро набираем скорость. Через секун ду делаем 10 километров в час. Еще секунда—20 км., 25, 30, 40 50, 60, 65... Больше пока нель зя! Машинист впервые ведет электровоз по перегону Апати ты—Кировек. Мелькает лее. Хол мы чередуются с равнинами. Горы то подступают к самому полотну дороги, то далеко уда ляются от него. Никто еще с такой быстротой не мчался к К ировеку! Представители завода „Динамо 14 им. Кирова с гордостью расска зывают биографию своего де тища. — Мы уже „наездили* 900 ки лометров. И ни одной задержки! Ни одной претензии со етороны дороги! ч Электровоз имеет б моторов 360 киловатт каждый. Конструк тивная максимальная скорость- 75 километров в час. Но криво- носовец т. Кулигин выжал из него уже 80 км. в час. Это бы ло когда вели состав „Полярной стрелы44. Во время рейса много не рас спросишь. От ст. Апатиты до ст. Кировек электровоз, идет всего 27 минут. Почтовый же поезд по расписанию на этом участке располагает 100 мину тами. Разница колоссальная. Вот и Кировск. Первый опыт ный рейс закончен. * * * Уже к концу нынешнего ме сяца на электрифицированном участке Кандалакша — Кировск будут работать пять электрово зов. Через непродолжительное вре мя контактная сеть будет дотя нута до берегов незамерзающего порта. В нее ворвется энергия Туломской гидростанции. И тог да электровоз будет пересекать весь Кольский полуоетров. Электровоз пошел. Положено прочное начало осуществлению еще одного большого дела, на меченного С. М. Кировым. Ив. ПОРТ. ЯРАПАТ ИГЫ—Кировек. Электровоз BJI 19-40. (Наш корр). Занятия курсов срываются (Письмо учащихся) Учебный комбинат Союзлвж- оргхозучета организовал курен счетоводов. Для воспитания ква лифицированных кадров пред приятия Мурманска выделил 43 лучших ударников, уплачи вая за них учкомбипату деньги. Курсы начали 8 анятия 27 во- ября. Но учеба систематически срывается. 10 ноября курсы не работали, якобы из-за отсутст вия света, 14 того же мееяца, курсанты полтора чаеа еидели бе* преподавателей. 16*го весь день не было ни одного педагога. 18-го зав. школой № 1 не пуетил учащихся на занятия из-за не договоренности е вав. курсами учкомбината тов. Урваевым. 20 -го занимались веего 2 чаеа. Так наша учеба продолжается и сей час. Руководители jtypeos (зав. Ур* ваев) и зав. учебной частью (Де нисов) об этом хорошо осведом лены, но н и з к и х мер Re при нимают и даже не удосужатся составить расписание уроков. 43 подписи. ДОБЛЕСТНЫЕ РЫЦАРИ ИЗ МОРЛОВА НЕТ ПОВЕСТИ, ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ . . .“ Увы, действительно, нет повести, печальнее на свете, чем повество вание об активном морском ' лове, которым должна занижаться «конто ра акти^ого морского лова Муриаж- (рыбы>. Еще несколько недель и эта ор ганизация будет насчитывать уже t «ва года существования. Какой гро мадный срок в наши дни, когда не т§ что месяц идет за год, а дни пре вращаются в целую эпоху! Два голд тому назад, 29 ноября 1933 года, на пленуме Окружного иімжтета партии тов. Абрамов выну жден был поставить точки над «и» и сказаггь прямо: «... на словах, соглашаясь с целесообразностью этого вида ак тивного лова (речь шла о дриф терном лове. В. К.) отдельные ра ботники и даже руководители рыб ных организаций на деле саботи руют его... ... Саботаж проявляется и в том, что не используются кошел- ковые невода, как активное ору дие лова в открытом море». 'И пленум Окружкома тогда в ево- ей резолюции записал резко: «... активный лов, который пол ностью оправдывает себя... еще продолжает встречать саботаж, ко торый необходимо полностью со крушить в ближайшее время». При рождении, руководители Мур- мінрыбы нарекли эту организацию яе совсем, правда, благозвучным именем — КГАЛ (контора государ ственного активного лова), но точно выражавшим ее прямое назначение. Какие изумительные перспективы рмеовались тогда! Какие непокелебж- мые утверждения высказывались в дни рождения этой организации! — Мы кладем начало круглогодо вому лову сельди. Теперь «пути на» — .это устаревшее понятие, от живающее и бессмысленное. Теперь мы не будем сидеть у камушка на бережку и ждать подхода сельди. Нет, мы пойдем ва ней сами. Туда, где она находится в промежутках между заходами в губы. Туда, где она проводит морскую стадию своего развития. й только что организованная «контора активного лова» должна была заняться’ этим делом, должна была накапливать каждым днем сво ей работы все больший и больший опыт лова в открытых водах, в мо ре, вдали от берега, испытывать но вые орудия лова, новые способы с тем, чтобы весь сельдяной промы сел Мурмана стад столь же посто янным и непрерывным, как я тра ловый лов трески. Конторе дали людей, дали сред ства. Щедрой рукой государство от пускало ей дель для неводов, дриф терные сети. Лучшие суда выделили конторе. Заложили новые суда-ком байны. Увы, уже в первый же год своего- существования контора активного лова со всем усердием занималась... пассивным ловом, но никак не ак тивным. Ее бота ловили тан же, где и весь остальной ловецкий флот — в запорах. — Позвольте, позвольте! Мы ло вили и вне запоров. Мы первые ста ли ловить Кошельками вне запо ров, — горячо возразят жам патрио ты конторы. Оставьте, товарнжж, это утожюжже для своего внутреннего употреоле- кия. Это же просто — игра слов, ловкость фокусника, жонглирование. Какая же разнила — ловить ко шельком в губе в 50— 100 метрах по ту сторону запора или но эту порону?! Ловить там же, где ловили и все остальные суда, остальные бригады, отнюдь, не активного лова и не считавшие это никакой заслу гой для себя?! Допустим, что руководителей кон торы нужно было время на раскач ку. Хорошо — прошел еще год. Флот конторы пополнился мощными комбайнами. Ей был передан зверо бой. Словом, активному лову стала открыта не только Мотка, но ж мо ре на сотню и больше миль от бере гов. Быда Дала самостоятельная опорная база в Тюва-губе. Подошло время летнего лова сель ди в нынешнем году. И опять контора активного лова оказалась в нетях — ни дрифтерно го, ни кошелькового лова. Когда же была закрыта сельдь в Сайда-губе, то И. А. Мохов о неистовым напо ром потребовал, чтобы его суда впу стили в запор. И добился. И ловил в запоре. Только в запоре! Хотя сельдь была и в Кольском заливе, и перед Сай дой, ж в Мотке, и у Киль^ина, и над Териберкой. Кончился облов летней сельди, за пертой в Сайде. Начинался лов осен ней сельди, осенний дрифтерный лов. Где была контора активного лова? Опять — в нетях. Оправданий и ссылок было много всяких. I главная — отсуктаие хслжвсі вежжожтражжж ш и п . Но сколько раз за эту осень, на чиная с августа, «Полярная прав да» опрокидывала эту ссылку фак тами. Сколько раз указывала, что могут же бота Белбалткомбината, ловя в тех же местах, в то ж вре мя брать до 50— 60 кгр. на сет ку — в 5— 10 раз больше, чем су да конторы морского дова. Не в сельди было дело, а в «твер дой установке» руководителей конто ры, на «большую рыбу», на «сельдь в запорах». Да и не скрывали они своих установок: — Все равно, •— говорил И. А. Мохов, — дрифтер-чым ловом план не выполнишь! Суда, снасти, вооружение — все береглось и бережется исключитель но для лова в запорах, хотя в запо рах и без судов и бригад морлова будет столько добытчиков сельди, столько ловецких бригад, что они легко обеспечат двойной вылов, по сравнению с прошлым годом. Одни колхозники собираются выставить почти полтораста бригад. Ко времени пребывания своего в Мурманске в августе, тов. Микоян еще раз резко, очень резко подчерк нул специальное назначение конторы активного лова и чтобы закрепить это назначение в памяти руководи телей конторы и Мурманрыбы, наи меновал ее — конторой морского ак тивного рыболовства — Морловом. Как показала история последних четырех месяцев ж это не помогло. Уехал Нарком и память у руково дителей оказалась девичьей, короче воробьиного носа. Активный лов опи упорно держали на привязи, превра щая ее в пассивный. Гордо оперируя цифрами добычи сельди, выполнением и перевыполне нием плана, сотнями процентов,ру ководство Морлова замалчивало лишь одно — что это результат пассивно го, а не активного лова ж что спе циальных заслуг в отож жот жжка- кхх. И вот веред каиж ■очальжнй итог — сводка на 1 декабря 1935 года. Годовой план управлением Морлова выполнен на 80,8 проц. Тридцать семь с половиной тысяч центнеров сельди — недостающие у Морлова для того, чтобы над годо вым заданием поставить точку — повисли в воздухе. Теперь т. Мохова может спасти действительно только «большая ры ба». Теперь всему управлению Мор лова остается только ставить свечки «Николе рыбацкому» и ждать «чу десного избавления». А ведь если бы Морлов не делал ставку только на запорную сельдь, па большую рыбу, если бы он не игнорировал активный морской лов— н дрифтерный, и кошельковый— разве он не смог бы выполнить свои годовой план и без запорной сельди? С момента окончания лова в Сай де, Морлову оставалось выловить до годового плана 40 тысяч дентнеров. Это значило — вылавливать еже дневно всего только, в среднем, по 300 центнеров рыбы. При количестве судов у Морлова, при его вооружении и снаряжении, это была более, чем посильная вещь. Опыта его работникам не занимать ни у кого—сумели же они научить дальне-воейчных рыбаков ловить иваси кошельковым неводом в от крытом море. Почему же у себя, на Мурмане, они упорно же применяют лов кошельками вне губ?! Ведь осе нью концентрация косяков сельди не раз доходила до густоты, позволяю щей делать это. В, наконец, почему даже сейчас, когда сельдь у берегов и, когда да же в контрольные сетки запорщиков попадает нередко от 20 до 50 кг. сельди на сетку, Морлов упорно ие занимается дрифтерным ловом, огра ничиваясь только разведкой?! Чем же, в «ожце-кенцов, морской активный лов в. таком случае отли чается от иэеожжиою, п пржбрса- жого? Чем отличается ов от лова управления берегового промысла? Нельзя терпеть дальше такое безо бразное положение, когда активный лов саботируется, когда Морлов за четыре месяца взял всего около 1.900 центнеров (один процент го дового плана), несмотря на очевид ное наличие сельди. Сейчас, когда страна делает, ко лоссальные шаги в освоении новой техники, в освоении новых форм ж методов работы, в организации про изводства, пере* руководителями Морлова, перед всеми его работника ми, от инженера по добыче, до ка питана бота и комбайна, до рядово го ловца, должна быть поставлена со всей остротой задача — — категорического отказа от дальнейшего игнорирования активно го лова, этой высшей ступени тех ники рыбной добычи и развития морского активного лова в полном его об’еме. у Потому, что нам нужна не выве ска, а существо дела! В стране мощное стахановское дви жение, творческий зюд’ем рабочего класса, оплодотворяющий не только новую, но и старую технику. Каж дый день приносит нам вести о-не слыханных победах, об изумитель ных достижениях. Капиталистиче ский мир с величайшим изумлением смотрит на то, как наша страна за воевывает новые и новые позиции в борьбе за окончательную победу со циализма, на иаш стремительный бег вперед. • ^ Так как же можно допускать, что бы ружоводителж Морлова за два го да не сделали ни шагу в организа ции подлинного активного морского лова ж застыли в своей нозжцжж, как достосланжый рыцарь Грннваль- дуе, иа «амае мере* замков своей Ажальк? о Также рнфрежм доблести руково дителей Вервова как совсем жж к чеку! В. КОВАЛЕВ. ПО С Л Е Д А М * ВЫ С ТУПЛЕНИЙ * „ПО ЛЯ РНОЙ ^ П Р А В Д Ы 4 »Болтовня вместо заботы о людях * 1 -го ноября в „Полярной прав де* была помещена статея под заголовком лБолтовня вместо эаботы о людях*. Партийный комитет Североннкеля, обсу див эту статью, признал во пра вильной. Для устранения указанны* недостатков в культурно-быто вом обслуживании рабочих Севе» роникеля партком принял поста новление, в котором предложил провести ряд мероприятий: пар тийной части управления пред ложено обязать жилищно-комму нальный отдел закончить оте пление всех бараков н времен ных жилищ, обеспечить ра(ючнх, живущих в общежитиях, одеяла ми и матрацами. Партийно* ча сти постройкома предложен) про следить эа своевременным обе спечением рабочих общескжпй чайниками, недрами, кадками и т. д. ч Заместители» начальника стро ительства Воронцову предложе но освободить, самовольно заня тый под общежитие, красный уголок на участке Нюдуайзенча. Партком принял к еведение заявление тт. Воронкова н Ео- ломиева, что до 1 января ими будут выделены • средства на содержание кислы среднего образования. Тов. Голомиеву иредлэженс установить время работы почты, магавинов, парикмахерской, в соответствии с потребностями рабочих. , Партком у кавал тов. Роломн*- ву на необходимость немедлен - 1 но прекратить практику приема посетителей на дену.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz