Полярная правда. 1935, август.
В АРКТИКЕ Суда в северных широтах АРХАНГЕЛЬСК , 22. По послед ним сведениям нз А р кти ки , ле докол , Ленин" принял на Югор ском Ш аре с парохода „Дуль вич“ вапас пресной воды и стоит на якоре у становища Хабарово. „Д ульвич “ самостоятельно на правился через Карское море на Диксон, нуть до которого свобо ден от льда. „Седов" достиг устья реки Таймыр и бросил якорь в 10 километрах от берега. Подоити ближе судну мешает мелко водье. „Сибиряков" прибыл на мыс Челю скин .и берет уголь с паро хода „К уйбыш ев - . „М алы гин * на широте 77 град. 45 мин. и долготе 91 град. 40 мин. В. районе его нахожде ния штормовая погода. Темпе ратура воздуха— О. Временами идет снег. МОСКВА — ЛЕНИНГРАД — МУРМАНСК .. РЫБАКИ-КРЫМА ЕДУТ НА МУРМАН В ; ’ период наибольшего под. хода сельди в осенне-зимнюю путину на Мурман приедут две бригады ловцо* рыбаков-колхга пиков Крыма— одна из Севасто поля, другая из Керчи. Обе бри гады численностью около 50 че ловек. Москва (наш собкор.). Иорабли идут на восток рЕ РМ А К и, 20. Первая поло вина рейса— самая трудная, са мая ответственная. И все-же про водка судов Левских и сквозвых экспедиций в пролив Вилькиц- кого и море Лаптевых, забитое хы ам и , закончена без аварии. Ленские суда— * Крестьянин*, „С а к ко ", „Том ский14 и „М оло тов* разгружаются на Тикси н через несколько дней будут го товы к обратному выходу. Иду щие с востока „Анадырь** и „Сталинград* уверенно идут вперед, покрывая мили с быст ротой, никем не ожидаемой. Иду щие на восток „В анцетти " и „И с кр а " прибыли в Индигирку П уть для нвх от пролива до моря Лаптевых обследован „Р у сановым". 20 августа на Тикси выле тает летчик Головин для авио разведки .Смольный* пришел на Нор- двик. „Ленсовет** следует на о. К о тельный. Досрочное и безаварийное вы- но інение всех экспедиций этого года— лозунг всех судовых и береговых полярников выпол няется. постни ков . Восьмой рейс на Шпицберген Закончив чистку котлов и небольшой межр^йсовый ремонт, пароход „Юшар“ 22 августа на чал погрузку различного продо вольственного груза. В этот, восьмой по счету, пассажирский рейс на * Ш п и ц берген, „Юшар" повез зимов щикам преимущественно све жие овощи. Взято 3 вагона простой и цветной капусты , ящ и ки свежих помидоров, различные сорта редиски. 23 августа, приняв партию пассажиров и 198 тонн груза, „Юшар“ вышел в море. „Персей1 в Баренцбурге 21 августа прибыли в Баренц- бург, закончив иервую половину плана. Приступили к погрузке угля и к приемке преснѳі воды. Привез ли подарок подшефноі «Персею» Баренцбургской школе — коллекцию морских животных, собраніых в рей се. Предполагаем выітм ив Баренц- Іурга 24 августа. ТУМ. Рыбокомбинат. Рядовая кладка сельди. Заметки рыбника РЫБОЛОВНЫЙ И Н Ц И Д Е Н Т В НЕМЕЦКОМ MORE В конце июня 19 *5 год» несколь ко английских и шотланских дриф теров вышли в море на гѳльдяной промысел. Недалеко от Петерхида они заметали дрифтерные сети. На этой же банке находились немец кие траулеры нанимающиеся тра ловым ловом в море сельди. Но яью разыгрался шторм. И немецкие траулеры вместо того, чтобы уйти с банки, где находились дрифтер ные сетн английских рыбак- в оста лись на ней, а один из траулеров взял курс поперек поставленного дрифтерного порядка, несмотря на то, что два световых маяка опре деленно указывали положение се тей. Результатом этого была пропажа большого количества сетей. Один дрифтер лишился при этом 13 се тей н потерпел убыток - 76 фун тов стерлингов, другой дрифтер по терял 63 сетн и получил убытка 3 2 фунта стерлингов. В общ ы большое количество сетей ' каза лось разорванным, потопленным, а на поиски уцелевших потребова лась целые сутки. Этот инцидент вызвал большое раздражение среди шотланскнх ры баков, так как надежд на получе ние вознаграждения мало, а стра ховые деньги нн в коей мере не воз мещают понесенных убытков. Рыбаки указывают на нарушение немецкими траулерами правил меж дународного рыболовного соглаше ния, согла-но кот »рых траулер, когда увидит дрифтерные сети, должен принять все от него зави сящие меры, чтобы не повредить сетей*. Некоторые рыбаки выска зываются против совместной рабо ты траулеров и дрифтер в на од ной н той же банке. Они требуют пересмотра существующего согла шения и добивают я запрещения тралового лова в местах дрифтер ного промысла. Передовая английского журнала .The Fishing News*, специально по священная эт му инциденту, указы ваѳт на необходимость охраны ры боловных банок сторожевыми с у дами. В момент инцидента, кото рый произошел вблизи берега - всего в семи милях. — сторожевые суда были в пределах трехмиль- ноА воны.—Если бы ,-говорится в передовой журнала, .функции сто рожевых судов были расширены, то „браконьеры'—нарушители за кона—были бы захвачены на меоіе преступления*. Министр по делам ІІІотланлии заявил, что аналогичные инциден ты неоднократно имели место и раньше. Согласно заключенной мор ской конвенции, п 'Терпевшей сто- оне предоставляется право требо вать консультацию. Вопрос об ох ране рыболовных банок-мест про мысла дрифтеров — в ближайшее будущее будет рассмотрено. Г. М. БЮДЖЕТ СОЦСТРАХА— 10 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ Окончательно утвержден бюд жет соцстраха союза рыбников Севера по Мурманскому округу на 1935 год. Сюда входит пособие по времен ной негрудоспособяссти (750 тыс. руб ..) подобие по беременности и родам - (86 тыс. руб.) и т. д. Всего бю іж е т соцстраха рыб ников по Мурманскому округу достигает в т е к у щ е м году 10,8 млн. рублей. * * # К а к сообщили вашему коррес понденту в Ц К с' юза рыбников Севера, до 1 июля 1935 г хо зяйственных пугевок для М ур мана было закуплено 421 на сумму 230 тыс. руб. Путевок за счет соцстраха было приобрѳ тѳно 182 А. ЯНВАРСКИЙ. (Ленинград, соб. корр.). САМОЛЕТ НА ПРОВЕРКЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПИНОЗЕРО, 17. На расстоя нии 75 километров проходит линия электропередачи Пива ГЭС— Кировск. 14 километров имеет линия электропередачи НиваГЭС— Кандалакша. Малей шая авария на линиях электро передачи может вызвать громад ные простои на промышленных предприятиях и на новостройках севера Много десятков километ ров нужно пройти прежде, чем будет найдено место аварии. Незаменимым разведчиком на линии электропередачи служит самолет. В любую минуту воз душный разведчик Нивской гидро станции может подняться над линией электропередачи, найти место аварии и перебросить ра бочих для устранения повреж дения ЗА СРЫВ СНАБЖЕНИЯ КЕРОСИНОМ— К ОТВЕТСТВЕННОСТИ Несмотря на неоднократные предупреждения Ленинградского Облвнуторготдела ряд торгую щих организаций области, в том числен Мурманска, не обесаеча- ли полной выборки керосина Сейчас О^лвнуторготдел при влекает к судебной ответствен ности руководителей Муррыбо- ловпотребсои за и ОРС‘а М ур манского Торгаорта Заготовка тары для путины План первого полугодия по заготовке тары для рыбной про мышленности Мурмана выпол нен на 10— 20 процентов. Сейчас заключаются договора на поставку тары из Белоруссии и Западной области. Значитель но расширяется заготовка новой тары в Ленинграде. (Ленинград. Соб. корр'. Утвержден эскизный проект Маткожненской гидроэлектростанции Главгидроэнергострой утвердил эс кизные проекты Маткожненской ги дроэлектростанции и Сегозерской плотины. Представленные материа лы, по признанию Главгидроэнерго- строя, разработаны достаточно полно и могут быть положены в основу дальнейшей разработки техническо го проекта станции и плотины. Гидроэлектропроекту поручено при дальнейшем проектировании прове рить возможность ограничиться, в первую очередь, использованием од ного Выгозерского водохранилища, для обеспечения минимальной мощ ности Маткожненской станции в 30 тысяч киловатт. Мощность же станции в 54 тыс. киловатт принята Главгпдроэперго- строем на тот случай, если она бу дет работать изолированно. Вместе с тем предусматривается, что при включении Маткожненской установ ки в общий куст электростанций района, мощность ее может быть значительно расширена. (ТАСС). У П Р И Ч А Л О В ТОРГОВОГО ПОРТА Вчера пришел в порт и стал на 11 й причал под выгрѵяку угля пароход „Баскомб-чайн“ . Выгружает уголь и готовится к выходу пароход „Трасиволос" Приняв в бункера 950 тонн, вышел на И гар ку пароход Кар ской экспедиции „Трѳхербѳрг“ . Одновременно с ним в море вы шел пароход „Квинтен". Зап у ск м одели самолета к а стадионе рыбников j сч а с тли в а я Ю но с ть “ Кировская ба за ОПТЭ и вид на долину Юкспор. Участниками этого замечательно го фильма являются молодость, здо ровье, счастье, радость, бодрость. В картине нет «действующих лиц» — артистов, нет никакого писанного сценария. Картина — кусок жизни столицы Советской страны, красной Москвы, запечатленный на кино пленке парад физкультурников, со стоявшийся 30 июня на Красной площади. Это — кино-хропнка, фак тический документ нашей радостной эпохи строительства социализма. В последние годы наша кино-хро ника создала целый ряд фильмов исключительной силы, правдивости и убедительности. Достаточно вспо мнить такие фильмы, как «Челю скин» и «Киров». От короткометраж ных фильмов — зарисовок с нату ры, обычно шедших «сверх про граммы», «Союзкинохроника» перехо дит к глубоким, волнующим карти-' нам, документам исторического зна чения. Паша кино-хроника должна зани мать первое место в мире, потому что ей приходится отображать та кую страну, как СССР, такую сча стливую жизнь, как жизнь трудя щихся социалистической родины. И фильм «Счастливая юность» тем убедительно силен, что показы вает в радостных и бодрых красках эту прекрасную жизнь, эту цвету щую молодость страны, не знающую невзгод, лишении, не обремененную тягостными, гнетущими заботами о куске хлеба, о завтрашнем дпе. НОВЫЕ ПУНКТЫ П0РТНАД30РА Загорелые, молодые, сильные, му жественные идут шеренги советских физкультурников, радостно улыбаясь солнцу, приветствуя от всего сердца і ождей страны, принимающих парад. С любимой, знакомой всем улыбкой, тепло приветствует тысячи физкуль турников вождь партии и пролета риата всего мира тов. Сталин, чле ны правительства и Политбюро. Фильм снимали 36 операторов Мо сквы и Ленинграда. С большой лю бовью, с громадным мастерством сделан монтаж. Картина смотрится с неослабным вниманием, волнует и поднимает, радует тем, что мы жи вем в такое замечательное время, среди таких замечательных людей. Вот один из отзывов о фильме де легата V II конгресса Коминтерна тов. Хендерсон: «Я не могу подобрать слов, что бы выразить, какое огромное впеча тление произвел на меня фильм «Счастливая юность»... Этот фильм воодушевляет пас па борьбу. Фильм ярко показывает, чего может достиг нуть освобожденный народ при со-: циализме». Этот фильм с 28 августа будет демонстрироваться в кино «Северное сияние». Кино-зрителям Мурманска мы настойчиво рекомендуем просмо треть этот документ исключительной силы. Профорганизациям нужно ор ганизовать культпоходы рабочих на просмотр картины. Г. ГЕР. Торговый порт начинает ра боту по организации новых пунктов портнад8ора на Торое, Острове и в Порт-Владимире. В 1936 году должны быть построены здания портнадзора в Териберке, Рынде, Порт-Вла димире и Торос Острове. Библиотеки— в колхозы округа 2Н августа Книгоцентр отпра іяе т 19 библиотек в колхоі к р у га . Из нвх 8 библиотек ь (шнеком языке Среди кнш отправляемых в колхозы, - фоизведення Лррмонтова, Л у г *ина, Гюго, и Шолохова. Детская литература предста дена Маршаком и Ч уковским .- КОНТРОЛЬНО- ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОР] ДЛЯ МУРМАНСКОГО ПОРТ і Вчера ничальник угольно: участка Мурманского торговоі порта тов. Чудинов получі разрешение Всесоюзного трес* точной механики на внеочере, вое приобретение контрольн взмервтельных приборов, \ счет действующих яредприяті треста яАзнефтезавод*. Согласно этого решения Л нинградский эавод „Пирометр изготоввт Мурманску терм< метры сопротивления на з точек. Т а к ка к уголь склад руѳтся в порту завышенньік штабелями (в 5 —6 метров вь сотой), для детального наблг дѳния з і его возгоранием і территории нового угольного пр чала будет установлено ді комплекта контрольно жэмері тельных приборов. ПЕРЕОБОРУДОВАНИЕ ДОМА РЫБАКА Заканчивается ремонт ж пере оборудование Мурманского Ок ружного Дома рыбака и олене вода. Для обслуживания колхоз- наков-оленеводов и рыбаков от дельных районов выделены спе циальные комнаты ж общежи тия. д о м ДЛЯ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Президиум Окрисполкома обя зал Мурманское управление единой гидро-метеорологической службы закончить в сентябре постройку дома для Бюро по годы на Халдеевском мысу. Мурманскому управлению гидро метеорологической службы пред- і ложено войтн е ходатайством в Це ітральное управление об от- ‘ пуске строительству средств. ------- * ------- ГДЕ Н И КО Л А Й УЛИЧЕВ? 14 августа из дома № 50 по ул. Карла Маркса в 8 час. вечера ушел пз дома гр-н. Улпчев Николай Афа насьевич 23-х лет — душевноболь- Е0Й. Знающих местонахождение прошу сообщить по адресу: ул. Карла Маркса, д. 50 Уличевой. «1 СЛУШАЙТЕ ПО РАДИ ___ і СЕГОДНЯ 13.00 14 00 Концерт по заявкі радиослушателей. 18.00—18 05 Программа переда бюллетень погоды, информация. 18.05—18.45 Передача для дете Радиокомпозиішя по рассказу Гѳ ри „Вождь чернокожих*. 18.45—19.45 Передача из цнк. «Знакомимся с оперой". 19.45 -20.00 Доклад ?ав. ГорОІ} 0 задачах н«*в >го учебного года. 20.30 21.30 Концерт отдыха й сметанной программе. 21 3 0 - f 2 . ’ 5 Музыкально -лнтері турнаи передача из цикла „Т во р * ство вародоя СССР* „Баш кнро -і тарокоѳ творчество". 22J5-22.45 Литературная лвр дача из пикла „Сев. Альманах*4. 22.45—23 45 Концерт эстраднс-та цевальной музыки. 23.45 —24 00 Посчедиие извести Трансляция из Ленинграда. ■ 24 00 - 00.30 Продолжение концер 1зстрадво-танцевальной музыки. В тот вечер небо был» удивитель но синим ■ даже вода, казалось, от ливала аквамарином. Шхуна стояла слегка накренив шись на бок и было в атом что то «адорное и молодое. То был последніі вечер в порту ва большой земле. На налубе собра лись провожающие — родные, дру- іья, сотоварищи. Равнообразно и ■рочувствованно звучал оркестр, и, когда умолк последний оратор, капи тан Михеев подошел и крепко пожал ему руку. И была в атом молчаливом •твета така і уверенность, что все •в почувствовали ж никто не стал настаивать на выступлении. Потом начали прощаться. Как все гда, в последнюю минуту, оказалось, что жногое не сказано, что нужно •ообщить еще что-то исключительно важное. Все засуетились, музыканты стали пересаживаться иа стоящий лагом буксир. Женщины задохну лись в длинном прощальном поцелуе и только капитан попрежнему улыо- чивый и спокойный сосал трубку. Неожиданно и пронзительно заорал іудок. Ему ответили все стоящие на рейде пароходы. Тогда вахтенный от дал концы и «Ленсовет» отшварто вался от причала. С берега еще традиционно махали фуражками и платками. Шхуна раз вернулась. Легко прошла мимо за стывшего на рейде ледокола и дви нулась, плавно покачиваясь, по вол нам Кольского фиорда. Так начался рейс зверобойного судна «Ленсовет» в 1935 году. •* * В радиорубке коротковолновой станции топговогр порта сухо потре скивает аппарат. Лицо радиста Фи- липьева внимательно и сосредоточе но. Через неведомые радиоволны ник нет к ушам радиста радостная весть из далеких арктических просторов. аСегодня — 20 августа, дошли до острова Котельный. Погода благо приятствует. Прошли без помощи ле-с донола. Начинаем работы по обору дованию базы. Привет. Михеев». Остров Котельный. 137 град, дол готы, 76 град, широты. Это на кар те, иа глобусе, в спокойной обста новке делового кабинета. В действительности это другое. Это пугающее неизведанными поры- ьистымн течениями, возможным мел ководьем и неожиданной глубиной суровое море Лаптевых. Это — усту пистый, невозможный для швартов-' ки больших судов, молчаливый остров, где только с недавних пор ведутся метеорологические работы, куда планировало и каждый год вы черкивало из плана посылку ледо кольных судов Главное управление Севморпути. , На 76 параллель — куда, не по шел «Сибиряков» и «Русанов», зве-І робойное судно «Ленсовет» доставило необходимое оборудование для поляр ной базы. Маленький коллектив, ук репив шхуну на двух якорях, на-| чал выгрузку и помогает зимовщи кам оборудовать на Котельном ра цию. «Пришли, начинаем работать. Ми хеев». — Мы еще раз прочитываем обычные простые слова. Вспоминает ся день выхода. Человек с обветрен-! вым лицом помора. Глаза у него ма-і ленькне, но глубокие. Зоркие глаза капитана, которые видели многое и всегда смотрели вперед. То ли от льдов, то ли от ветра кажется, что них немного холодности и хит рецы. Ему сорок лет. И 33 из них про ведены па воде. Поморская деревушка Нименьга. Семилетний некрасивый мальчишка, сирота, зуйком на промысле. Вода с первых лет жизни. Юпга на па русном судне. Рулевой буксира «Ми- тава». Неожиданная помощь старо- іо помора и Андрей в Кемской шко ле матросов. Море! Он знает его ласковую и спокойную поверхность. Его глухую и темную глубину. В 1917 году на транспорте «Экспорт» Михеев пошел третьим штурманом за границу. 8 июля судно было потоплено немец кой подводной лодкой. Тогда из 36 человек 33-х приняло навсегда Не мецкое море. I Моряки - комсомольцы «Ленсове та» любят слушать, когда Андрей Васильевич рассказывает прц этот случай. — Я епал после вахты. Вдруг чувствую валится что-то на каюту. Думал стреляют. Гляжу — обрыва ясь летят исполинские люковицы. Третий трюм и корма уже под во дой. Нет, думаю, дело предстоит большое. Держись, Михеев! И в од ной рубашке за пробковым поясом. Разбил двеоь и в воду. Продержал ся долго, пока не подобрали мино носцы. Павсегда запомнил эту хо лодную немецкую ванну. Андрей Михеев редко бывал на берегу. И, если бы не революция, никогда бы не выдвинуться просто ну мужику дальше штурмана. Но пришла революция, повернувшая во лы вспять и после 17-го стал Ан дрей Михеев капитаном «Печеньгн». Осенью 1921 года дули над Кар ским морем северные ветры. Двум, жестоко штормовавшим пароходам, надо было доставить топливо. Никто пе решался итти на помощь и толь ко судно капитана Михеева вышло к благополучно снабдило пароходы углем. После «Печеный» плавал Михеев на многих пароходах. Ходил в загра ничное плавание. Командовал ледо колами. Был на экспедиционных су дах — капитаном «Книповича», «Персея», «Белухи». Много людей плавали за эти го ды с капитаном Михеевым и учи лись у него упорству, смелости, глу бокому знанию дела. Капитаном трау лера плавает сейчас ученик Андрея Васильевича — Фонин, капитаном «Аркоса» — Панфилов, командует «Тоболом» — Малыгин, Гудин, Суб ботин, Сущихин и другие водители кораблей — воспитанники капитала Михеева. Про Андрея Васильевича они го ворят с теплотой и любовью и каж дый обязательно вспоминает, какой- нибудь эпизод из жизни смелого ка питана. — Михеев? Андрей Васильевич? Ну, как же, как же, знаю! Мы пла вали с ним, — гордо заявляют его внч, охотно дали бы большой naj опакомцы. ход. — Айс-пайланд Михеев? Ледовый | — А мне и на этом места хв лоцман, проведший пароход «Ир -1 тит, — сухо отчеканил Михеев, тыш* с Тромсэ до Владивостока в слегка повернувшись в сторону, у і сплошном тумане? Ну, как же, мы, мягче добавил: знаем Михеева, — говорят незна комые с капитаном моряки. Несколько лет назад Андрей Ва сильевич отказался от заграничного плавания. — Хочу ходить на зверобоях. Ку да никто не ходил! И ‘ зверя высле жу, больше, чем другие. Ему дали шхуну «Мурманец». По зы в советском секторе Арктики окончании зверобойной кампании наладить с ними связь. — Белое. Баренцово, Карское. Н мецкое. Балтийское. Черное. Я зна зти моря. Знаю все порты Европ п Америки. Хочу хорошенько из: чить море Лаптевых. Плавать по б лому полю. Самому отыскивать и вые точки. Помочь освоить отдалеі ные уголки, оборудовать новые & Вы понимаете, почему меня вл< чет Арктика. И этот рейс. И зимоі ка і£ бухте Тикси. Нам предстоя изучить физику моря Лаптевых. Ш шхуна получила первое место. «За большевистскую работу по выполне нию порученного задания, за высо кую добычу гренландского тюленя»... так написано в грамоте, преподне- бывать в мала исследованных сенной ГУСМП Михееву. В июне пах, провести большую гидрографя 1935 года он заявил о желании ческую работу, изведать промысло итти в рейс и на зимовку, и его по- і ые возможности моря, фиксироват слали на «Ленсовет». , | галежку моржа. И моя вынослива Месяц слишком назад, в дни арк-’ шхуна пройдет туда, куда никогд* тических экспедиций, Михеев ветре- не подойти ледоколу! тил одного из давнишних учеников Я люблю зверобойные будд. У ни Бориса Макарова. крепкий, надежный корпус п по — Андрей Васильевич, слышал, строены они так хитро, что сам# вы, в море Лаптевых идете? Это! льдина помогает им выскочить н; правда? Что влечет вас, капитана ’ поверхность. И на маленькой шхун дальнего плавания, на двухгодичную можно делать большие дела! зимовку в бухту Тикси? — Новое. Трудное, — коротко сказал капитан. — Да, но все-таки? На зверобой ной шхуне? Вам, Андрей Василье- Р. ТРОЯНКЕР. Зам. ответ, редакпи А. ВЫ С 1 Р 0 8 0 Р 0В Адрес редакции: Ленинградская, 19. Тмефом редакция К 4-71. Телефон редактор № 7-80. Телефон ночной редакции N) 7-35. Типография издательства «Полярная правда», Ленинградская, 17. Телефон № 91. Закаа 2055. Омрлкт 543. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz