Полярная правда. 1935, август.

Wv ТЕЛЕФОНИСТКА НУРЕДИНОВА . . . нет на транспорте людей , ненужных и ли незначительных. Начиная от самых больших руководителей ѵ , кончая ям а лы м иЛ работника ­ ми , вплоть до стрелочника , вплоть дб сма зчи ­ ка, вплоть до уборщицы ,— все в е ли к и , ясг значи ­ тельны, ибо транспорт являет ся конвейером, где важна работа каждого работника, каждо- ННРПЛЯ ГѴКІ ^ узкое гопло губы устремляются приливные воды океана и тогда скорость тече- П п и П я П І / О Л ния дохооит до неслыханных пределов. 58 километров л час—так показывает измерение. Если бы здесь была построена гидроэлектростанция, то она давала бы 750 киловатт. Ни один запорный невод не выдерживает такого течения. И только металлическое перекрытие инженера Геіиелина выдерживает этот напор. На картине художника МЕРКУЛОВА показано перекрытие губы металлическим запором системы инженера Геиіелина. В центре между буйками ворота оля пропуска судов. ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЗАПОРА Разговоры о перекрытиях нз ме­ таллической сетки идут уже с 1931 года, но дальше разговоров дело не двигалось, пока в средине прошлого года не вмешался в это дело тов. Микоян, распорядившийся изгото­ вить и поставить металлический за­ пор в Кпслон губе к началу осен­ ней путины. Историю постановки первого ме­ таллического запора в Кислой губе мы уже освещали на страницах «Полярной правды»; она была в достаточной степеии грустной, ибо установка металлзапора натолкну­ лась на скрытое противодействие работников управления берегового промысла, начиная от волокиты с отпуском средств и кончая неиредо- ставленпем мотобота с лебедкой для установки запора и для обслужива­ ния его. Запор все же был устано­ влен, было перекрыто 10 тыс. тонн сельди, но вскоре запор был порван налетевшей на него брамой, с кото­ рой хотели открыть ворота запора г(моторного бота ведь УБП не было дано). Опыт первого металлзапора все * же оказался удачным J— он проти­ востоял и быстрому течению и напо­ ру ко.сяка сельди п не поддавался вредным воздействиям воды. Инженер Гешелин приступил к конструированию второго металлза­ пора для той же Кислой губы с учетом результатов первого запора. 7— 9 июля был установлен вто­ рой металлзапор. Результат его ока­ зался еще более удачным, нежели \ первого. Запор выдержал максималь­ ные приливные воды 19— 20 июля, когда скорость течения доходила до 58 километров в час (не лишне от­ метить, что данные управления бе­ регового промысла устанавливали скорость течения в десятки раз меньше н таким образом металл- запор, сконструированный на осно­ вании данных УБП, неизбежно дол­ жен был бы провалиться). Управление берегового промысла и само управление Мурманрыбы и в этом случае не проявили нп внима­ ния, нн интереса. Средства передви­ жения инж. Гешелину пришлось до­ ставать самому на стороне. В каче­ стве общежития была предоставлена неприспособленная брама. Никого из представителей Мурманрыбы и упра­ вления берегового промысла при сборке л установке металлзапора не было. Казалось бы. был удобнейший •случай на опыте сборки и установ­ ки этих двух запоров создать кад­ ры людей, умеющих обращаться с металлическими запорами. Увы, — он не был использован и поэтому, несмотря на двукратную установку металлзапора, Мурманрыба осталась без таких кадров и поэтому глубо­ кой иронией звучит «постановление Л° 7 по управлению Мурманрыбы от 23- июля* 1935 года»: — «Управлению берегового промысла составить конкретную описательную инструкцию о металлическом запоре Лг 2 с изложением техники сборки невода, его постановки и устрой­ ства ворот, использовав' Имеющиеся у тов. Гешелишг ' ’ Какую жр инструкцию сможет со ставить управление берегового про­ мысла, которое всячески уклонялось от содействия металлзапорам. и ни сном, ни духом не знает, как нх де­ лают, собирают н устанавливают!? Ведь дело дошло даже до того, что инженеру Гешелину некому было сдать установленный металлзапор и он принужден был сдать его... По­ лярному .институту. Год опытов для Мурманрыбы ока­ зался потерянным п очень трудно рассчитывать на то, что в предстоя­ щую осенне-зимнюю путину можно будет широко применять металлза- поры. Сейчас Мурманрыба признала не­ оспоримые достоинства металличе­ ского запора и его конструктивные н промысловые преимущества н предполагает начать их применение, в частности, в Кислой губе, Впчан- ском озерке п Внчанской салме. Нуж­ но, чтобы на установке этих запо­ ров былп созданы кадры конструк­ торов и специалистов - запорщиков но металлическим перекрытиям. И, прежде всего, новой технике, новым методам должно быть обеспе­ чено больше внимания н заботы со стороны Мурманрыбы. чем она до сих пор их проявляла. В. КОВАЛЕВ го винтика г Вы представляете ее тупой и безразличной, в любую минуту го­ товой буркнуть в трубку — «заня­ то». Вы уже приготовили злую фра- зу — «Делать вам нечего! Тоже работа называется. —- Телефонная барышня». Скорее! Скорее забудьте этот ста­ рый образ. Познакомьтесь с желез­ нодорожной телефонисткой, живой Зиной Нурединовой и вы убедитесь, что образ «телефонной барышни» уходит в прошлое, что работа совет­ ской телефонистки в ряду многочи­ сленных наших профессий также почетна и ответственна. * ** Ее отец 19 лет работает на же­ лезной дороге. Сейчас он уже совсем стар, но с транспорта не ушел. Отец Зины — железнодорожный сторож. (И. СТАЛИН). сте с телефонистками она, посещала техучебу. Подошло время сдавать техминимум. Нуредииова попросила руковода проверить ее знания. Из всех телефонисток узла она одна сдала на «отлично». После отпуска, проведенного в Калгановском доме отдыха, Нуреди- иову выдвинули на работу телефо­ нистки. п И С ь М А Ч И Т А Т Е Л Е И О чутких и добросовестных работниках На страницах «Полярной правды» я прочел статью «Высокомерие без­ дельника». В ней показан высоко­ мерный іН ленивый человек, не же­ лающий отдавать приобретенные зна­ ния и учить других. Мину я знаю и с оценкой его в помещенной статье полностью согла­ сен. Но эта статья вызвала во мне желание написать о работе людей, честных и преданных работниках Торгового порта. Ио роду своей работы я сталки­ вался с конасамеитной группой, про­ рабами и руководителями первого участка. Им я хочу сказать свое Изучив аппарат, коммутатор, те- спасибо за прекрасное проведение лефон, Зина также четко н безуп- Карской операции, речно несет новую службу. А рабо- Перевозчииов, Новосадов, Мион- Петрушин, Кузнецов хорошо прове­ ли работу по своему району. Разве не говорит о большой че­ ловеческой чуткости такой факт. Пароход «Навекс». окончательно за­ кончив погрузку, вышел на рейд. В это время в Мурманск прибыли ва­ ленки, крайне необходимые для зи­ мовщиков Игарки. Ни главный дис­ петчер Фортученко, нн начальник участка Перевозчиков формально не были обязаны догрузить опоздавший груз, однако они не стали аа эту точку зрения и на специальном буксире доставили валенки на паро­ ход. уходящий в Арктику. Такой случай не единичен. Он пронизы­ вает всю работу этих людей и га- ты у телефонистки хватает! Кроме связи с городом на ней лежит об­ служивание всей телефонной сети от Мурманска до Имандры. Но або­ ненты Колы. Лопарской, Шонгуя ни­ когда не бывают на Зину в обиде. Также деловито, скромно и дисцип- ) линнрованно выполняет она большое Два года назад Зина начала ра-! дело — обеспечивает бесперебойную зете нужно одновременно с пр§виль- сек, Фортученко проявили чуткое и - ным показом недобросовестных, не- ботать на мурманской станции рас­ сыльной. Два года с необычайной аккуратностью разносила она паке­ ты. письма, депеши. Заболевала уборщица, где-нибудь задерживалась поломойка. Не дожи­ даясь ничьих указаний, Зина мыла, подметала, носила дрова, топила печь, не стыдилась никакой работы. Работники службы движения го­ товились к сдаче техминимума. Как- то раз на курсы телефонисток скром­ но и деловито заіпла маленькая чер­ новолосая девушка. Трн месяца вме- связь Мурманского железнодорожно­ го узла. Зину знают н любят не только на станции; с еще большей тепло­ той и любовью отзываются о ней ребята из татарского пионер-отря- да. Зина нацменка, она прекрасно говорит по-русски, но знает и горя­ чо любит и свой родной язык. Телефонистка Нурединова — за­ мечательный пионер-вожатый, креп­ кая физкультурница, хорошая, куль­ турная комсомолка. Р. ТРОЯНКЕР. дооросовестное отношение к клиен­ туре Ленско-карских операций. Бла­ годаря работе старшего прораба Мо- кеева, была выпрямлена кривая 45-го склада и площадок. При его помощи кладовщики Асанов, Ммхин, чутких людей побольше отражать большую, прекрасную работу и на­ стоящее отношение к делу наших рядовых работников. Уполномоченный Севполярлеса — А. ПЕВЗНЕР. Возмутительное равнодушие В мае 1934 года моя жена Афа­ насьева. работавшая в Окружной больнице медсестрой, заболела. До 17 апреля 1935 года она находи­ лась на излечении в Ленинграде. 23 июня больную привезли в Мур­ манск. С места лечения была выда- Бушуев потворствует бездельникам Сначала слушатели музыкального кружка Мурснабстроя не занимались потому, что не было руководителя. С 15 июля руководить духовым ор- справка, где говорилось, что| кестром стал тов. Рог, но занятий ПОМОЧЬ ПРАКТИКАМ ПРИОБРЕТАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Когда я в 1932 году вступил в кандидаты партии, политическая грамотность и мой культурный уро­ вень бы.in очень низкие. С тех пор прошло трн года. Г. 1932 году окончил кандидат­ скую школу нолнтграмоты, а в 1935 В МО Р Е 40 Т Р А У Л Е Р О В СВОДКА РЕМОНТА Р Т И Р 'Б О Т . ФЛОТА З А 9 АВГУСТА 8 августа были намечены к от­ ходу 4 траулера. Ушел только один. Все три траулера задержаны но Вчера утром под емы достигали 12,6 тонны в сырце. РТ-36, сделав два под'ема — один 8 и другой 10 вине Судоремонтного завода. Мехапи- тонн, имеет исключительно хороший ческий цех завода не справился с ассортимент — 70 процентов круп- обработкой деталей для этих трау- нойч 25 проц. ровной н только 5 леР0В- ’ процентов мелкой рыбы. Утром 9 августа в море^находи- ( „ ш й ) , вылови за лось 40 траулеров (включая н ' РТ-51, который промышляет у Мо- $ августа .><S тонн и, подняв . авг\- товского залива). ста 10 тонн, лег в дрейф на убор— За 8 августа тралфлот выловил Ку рыбы. 7.830 центнеров рыбы. Лѵчгаин ;-)ТІ! огромные возможности долж- улов у РТ-3 составил тонш нспользованы полпостьіо. при 6 подемах. Сейчас тралфлот промышляет на мощной сырьевой Нл на °W ’ мин)т\ трайлеры не 0 азе должны задерживаться в порту. ’ году я уже окончил вечернюю сов- 1партшколу. Сейчас занимаюсь в кружке истории партии. Большую помощь в партийной учебе оказы­ вает мне наш парторг тов. Литов. С ним я очень часто беседую по вопросам текущей политики и .исто­ рии партии. Иногда перед занятия­ ми захожу к нему за раз’ясненнем иеионятых мною вопросов. Он мне никогда в этой помощи не отказы­ вает. Если года трн тому назад я ред­ ко читал даже местную газету, то теперь я выписываю и регулярно читаю ЦО «Правду», местные газе­ ты и журнал «Большевик». Читаю н художественную литературу. По­ степенно приобретаю книги и у ме­ ня теперь неплохая библиотечка из произведений Ленина, Сталина и художественной литературы. Если парторг тов. Лнтов помогает мне и другим коммунистам в учебе. то этого не видно со стороны парт­ кома. Взять хотя бы такой пример: в рыбкомбинате нет партийного ка­ бинета. В городской парткабинет ие всякий может пойти по разным при­ чинам. От грузчика в 1930 году я под­ нялся теперь -до. іотаршею^г -мастера, холодильного цеха. Но следует ска­ зать, что условия для дальнейшего повышения квалификации, особенно для практиков, у нас в комбинате не созданы. Большинство нас — мастеров — практики, не имеющие специального технического образова­ ния. Правда, я читаю технические книги по холодильному делу, но са­ мому заниматься все же трудно. Очень ценны указания тт. Жданова .п Микояна о создании практикам необходимых условий для приобрете­ ния теоретических знаний. Я счи­ таю, что партийному комитету на­ шего комбината необходимо в бли­ жайшее время открыть парткабинет, а дирекции — организовать курсы для повышения деловой квалифика­ ции рабочих и специалистов. Старший мастер холодильно­ го цеха, нандидат ВКП(б)— ИУДИН П. М. на «Афанасьева с 12 ноября 1934 года переведепа на инвалидность первой степеии сроком на 6 месяцев». В декабре я пошел к председате­ лю Мурманского Окружного Союза Медсантруд Кузьмину и стал про­ сить справки о работе Афанасьевой ь больнице. Только в марте я смог получить ее в канцелярии больни­ цы, где работала жена. 20 марта я отдал заявление Кузьмину н с тех пор ничего не могу добиться. Когда привезли жену в Мурманск, я сно­ ва пошел к Кузьмину и просил вы­ платы пенсии и назначения комис­ сии для определения болезни жены. Все безрезультатно. 5 августа я был у Кузнецова, за­ местителя Кузьмина. Он тоже ничем не помог. Когда же окончится, это издева­ тельство? Жена сейчас живет со д а г й к г постояіігіъій уход и наблюдение. Йадо содержать двух малолетних детей. Зарабатываю я ueMuoFo. Помощь необходима, но, имея все основания' для получения ее, я ничего не могу добиться от равнодушных, к моему несчастью, руководителей союза Медсантруд. АФАНАСЬЕВ. попрежнему нет- Новый руководи­ тель перегружен работой, а в те дни, когда он находит время зани­ маться с нами, ученики слышат от него «мат», а иногда .и щипки по­ лучают. Тов. Рог не занимается сам, а за­ ставляет учеников учить друг друга. Польза от этого небольшая. 27 июля на пленуме ностройкома мы хотели сказать о плохом руководе, но нам не дали говорить. Председатель по- стройкома Бушуев разорвал наше заявление, а на другой день 8 уче­ никам тов. Рог запретил зани­ маться. Дисциплина в кружке отсутству­ ет. Вместо того, чтобы заняться вос­ питательной работой с учениками, тов. Бушуев прибегает к исключе­ нию из кружка. От этого в кружке большая текучесть. Ученики: КАШИН, БЕРЛИН­ СКИЙ, СУХАРЕВ, ШИПА- КИН и др. Сучкова можно было спасти от смерти В 9 часов вечера 31 июля рабоч чий Сучков С. В., проживавший по ѵл. Самойлова 15/30, кв. 23, забо­ лел. Он был *вѵбессознательном со­ стоянии. Находившийся у него в гостях рабочий Манкѵцкий немедлен­ но вызвал скорую помощь. На вызов приехал лекпом Илья- шенио, который сделал ему укол. На просьбы детей и присутствующих взять больного в- больницу, лекпом ответил: Н . М А С Л О В ОБ АССОРТИМЕНТЕ УЛОВА И НОВЫХ РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА Траловый флот в июле своего j плана не выполнил. Основная при-1 чина — недостаточное количество РТ, работавших в море. Уловы бы­ ли в общем даже выше запланиро­ ванных н отдельные траулеры, как об этом уже сообщалось в печати, добились досрочного выполнения да­ же годового плана. Все внимание руководства трал- j флота обращено на то, чтобы до- ; биться максимальных уловов, неза-, висимо от их состава. Ассортимент вылова, как правило, очень мало! беспокоит, как капитанов трауле­ ров, так н управление тралфлота. Единственное требование, которое пред’является к поисковым судам— это обеспечить высокий улов с воз­ можно меньшим количеством «ме­ лочи». Нам уже приходилось указывать в печати, что наш траловый флот является по-преимуществу тресно- ловным. В соответствии с этим и работа поисковых траулеров пмеет своей задачей лишь обнаружение скоплений трески в районах обыч­ ного ее промысла — в пределах юж­ ной части Баренцова моря. Чрезвы­ чайно медленно идет освоение новых районов, а в последние годы, когда создались чрезвычайно благоприят­ ные условия для промысла трески в южной части моря, руководители промысла совершенно забросили все другие районы. С осени прошлого года совер­ шенно не посещается ни промысло­ выми, ни поисновыми судами бога­ тейший район острова Медвежьего. Очень мало обследованы районы к западу от Финмаркеиа. Если мы обратимся к .иностран­ ному промыслу, то увидим, что за последние годы произошли чрезвы­ чайно большие изменения в дисло­ кации флота главнейших стран по сравнению с тем, что наблюдалось в предшествующие годы. В особенно­ сти это сказалось в отношеннн гер­ манского тралового промысла. На ряду с увеличением уловов сельди в Немецком море, начиная с 1933 года немецкие траулеры на­ чинают посещать район северо-за- падного побережья Норвегии, где весной ими облавливаются, главным образом, косяки мореного оиуня и пииши. Уже в 1934 году этот район приобретает чрезвычайно большое значение для германского промысла. В текущем году в апрельских уло­ вах немецкого флота северо-запад­ ное побережье Норвегии стоит по общей величине улова на втором месте — на первом месте стоит Исландия. Такое перемещение цен­ тров промысла об'ясняется не толь­ ко тем, что этот район ближе к гер­ манским портам, но, главным обра­ зом, тем, что здесь вылавливаются более ценные на германском рынке виды: окунь и пикша. На Метве- жинской банке в уловах германских траулеров, на ряду с треской, важ­ ную роль «играют пикша, окунь и сайда: уловы последней составляют 5— 6 проц. от общего улова в этом районе. Английские траулеры в летние месяцы не посещают Баренцова мо­ ря н Медвежинской банки, но уже но иной причине: в это время им промысел здесь запрещен законода­ тельным актом. Сделано это в це­ лях борьбы с дешевой рыбой, цена на которую вообще для всех видов катастрофически упала за время ми­ рового кризиса. Однако, весной, ког­ да промысел еще разрешается, ан­ глийские траулеры устремляются в восточные районы, где имеют хоро­ шие уловы морской камбалы — од­ ной нз наиболее ценных рыб Север­ ной Атлантики. Условия, в которых развивается советский траловый флот, совершен­ но отличны от тех, которые харак­ терны для промысла капиталистиче­ ских стран, как различны и целл, стимулирующие развитие в обоих случаях. Задачей советского тралового фло­ та является снабжение трудящихся Советского Союза ценным пищевым продуктом — животным белком. Не­ льзя предполагать, что наш расту­ щий и имеющий большие перспек­ тивы для своего дальнейшего раз­ вития траловый флот будет ограни­ чен в своей деятельности одними только, теперь уже освоенными, районами, ближайшей к нам юж­ ной части Баренцова моря. Для успешного развития промысла л борьбы с колебаниями уловов, как сезонными, так и годовыми, необ­ ходимо освоение возможно большего числа районов. Это особенно станет ясным, если мы сопоставим ассор­ тимент уловов в различных частях моря в различные сезоны и годы. Так,’ например, после значитель­ ных уловов морского окуня, имев­ шим место в 1930— 31 гг., уловы его в южной части моря резко сни­ жаются и, на ряду с продолжаю­ щимся ростом уловов трески, окунь н пикша в последние годы стано­ вятся второстепенными об’ектами промысла, между тем, как мы уже говорили выше, иностранные трау­ леры (германские) уловы окуня в эт.и годы увеличили. Все дело в том, что мы не желаем менять из­ любленных, и потому наиболее зна­ комых нам, мест лова, и не уде­ ляем внимания, не ставим своей за- I дачей освоения новых районов, хо­ тя бы по ассортименту и более бо­ гатых, чем старые. . . Даже единичные рейсы наших траулеров в осенние месяцы прош­ лого года на Медвежинскую банку показали, что на ряду с общими вы­ сокими 'концентрациями косяков тре­ ски, там наблюдались огромные ко­ сяки морского окуня, которыіі со­ ставлял свыше 50 проц. сентябрь­ ских уловов в этом районе. Опыт промысла за истекшие 15 лет н данные, полученные ис­ следовательскими учреждениями в Баренцовом море, дают бесспорные доказательства того, что в различ­ ные годы распределение наиболее плотных концентраций рыбы может иметь совершенно иной характер как во времени, так и в пространстве. Во многих случаях мы даже в со­ стоянии предвидеть изменения, ко­ торые должны произойти в ближай­ шее время. Однако, для того, чтобы быть в состоянии использовать эти изменяющиеся условия и быстро к ним приспосабливать наш промысел, необходимо освоить районы, в кото­ рых мы до сих пор, собственно про­ водили лишь опытные уловы. Медвежлнская банка в прошлые годы в течение нескольких меся­ цев служила основным районом про­ мысла для наших траулеров. С тех пор наш траловый флот значитель­ но вырос и будет расти в ближай­ шие годы. Многие нз капитанов не­ давно пришли в траловый флот и с этим районом совершенно незна­ комы; в еще большей степени это относится к другим районам, о ко­ торых упоминалось выше. Для того, чтобы использовать все разнообразие ихтиофауны Баренцова моря н добиться наиболее богатого ассортимента, предстоит еще проде­ лать большую работу, в которой, в равной мере, должны принять уча­ стие и наука и сам траловый флот. Однако, если мы хотим, чтобы это потребовало наименьших жертв со стороны промысла, необходимо в первую очередь изучить условия промысла в новых районах совре­ менными научными методами на спе­ циально выделенном траулере, опыт которого и передать всему тралово­ му флоту. О необходимости подобно­ го рода работы уже писалось и го­ ворилось достаточно и необходимо­ сти «дальней раэведни» никто в на­ стоящее время уже* не отрицает. Остается только от слов перейти к делу! Можно спорить о том, каких имен­ но рыб предпочитает наше трудящее­ ся население, но .одно совершенно очевидно: что чем богаче и разно­ образнее будет ассортимент той про­ дукции, иоторая будет выпускаться нашей мурманской рыбной промы­ шленностью, том большее значение она подучит для всого Советского Союза. — Сучков здоров, сердце рабо­ тает нормально. Взять его в боль­ ницу нет необходимости. Через некоторое время больному стало хуже. Мы снова вызвали ско­ рую помощь. Приехал доктор Баш­ ков, который сделал укол в другую рукѵ, оставил больного дома п со­ брался ѵезжат^, мотивируя тем, что ничего опасного здесь нет, скоро все пройдет и больной придет в себя. Мы настояли на своем. И доктор вынужден был отправить больного в больницу. Через час в больнице Сучков умер. Невнимательное и бездушное от­ ношение лекпома Ильяшенко и док­ тора Башкова к брльному. привело к столь печальному концу. Сучкова, безусловно, могли спасти, ему толь­ ко нужно было оказать своевремен­ ную помощь. Мы надеемся, что Окрздравотдел (тов. Семенов) сделает из этого со­ ответствующие выводы. ншльцы. ПО С Л Е Д А М В Ы С Т У П Л Е Н И Й * л „ПОЛЯРНОЙ * П Р А В Д Ы » 4 августа «Полярная правда» пи­ сала о несчастном случае с работ­ ницей Судоремонтного завода Зуевой, которая была допущена электромон­ тером Смирновым к трансформатор­ ной будке с высоким напряжением тока. Окрпрокуратура сообшает, что электромонтер Смирнов привлечен к уголовной ответственности, дело о нем передано в суд. Главному механику Судоремонтно­ го завода Попову за слабую дисцип­ лину в отделе по административном линии об’явлен выговор л мастеру электроподстанцнн Чурмлопу за не­ достаточную проверку выполнения правил обслуживания подстанции де­ журными монтерами — строгий вы­ говор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz