Полярная правда. 1935, август.
Wv ТЕЛЕФОНИСТКА НУРЕДИНОВА . . . нет на транспорте людей , ненужных и ли незначительных. Начиная от самых больших руководителей ѵ , кончая ям а лы м иЛ работника ми , вплоть до стрелочника , вплоть дб сма зчи ка, вплоть до уборщицы ,— все в е ли к и , ясг значи тельны, ибо транспорт являет ся конвейером, где важна работа каждого работника, каждо- ННРПЛЯ ГѴКІ ^ узкое гопло губы устремляются приливные воды океана и тогда скорость тече- П п и П я П І / О Л ния дохооит до неслыханных пределов. 58 километров л час—так показывает измерение. Если бы здесь была построена гидроэлектростанция, то она давала бы 750 киловатт. Ни один запорный невод не выдерживает такого течения. И только металлическое перекрытие инженера Геіиелина выдерживает этот напор. На картине художника МЕРКУЛОВА показано перекрытие губы металлическим запором системы инженера Геиіелина. В центре между буйками ворота оля пропуска судов. ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЗАПОРА Разговоры о перекрытиях нз ме таллической сетки идут уже с 1931 года, но дальше разговоров дело не двигалось, пока в средине прошлого года не вмешался в это дело тов. Микоян, распорядившийся изгото вить и поставить металлический за пор в Кпслон губе к началу осен ней путины. Историю постановки первого ме таллического запора в Кислой губе мы уже освещали на страницах «Полярной правды»; она была в достаточной степеии грустной, ибо установка металлзапора натолкну лась на скрытое противодействие работников управления берегового промысла, начиная от волокиты с отпуском средств и кончая неиредо- ставленпем мотобота с лебедкой для установки запора и для обслужива ния его. Запор все же был устано влен, было перекрыто 10 тыс. тонн сельди, но вскоре запор был порван налетевшей на него брамой, с кото рой хотели открыть ворота запора г(моторного бота ведь УБП не было дано). Опыт первого металлзапора все * же оказался удачным J— он проти востоял и быстрому течению и напо ру ко.сяка сельди п не поддавался вредным воздействиям воды. Инженер Гешелин приступил к конструированию второго металлза пора для той же Кислой губы с учетом результатов первого запора. 7— 9 июля был установлен вто рой металлзапор. Результат его ока зался еще более удачным, нежели \ первого. Запор выдержал максималь ные приливные воды 19— 20 июля, когда скорость течения доходила до 58 километров в час (не лишне от метить, что данные управления бе регового промысла устанавливали скорость течения в десятки раз меньше н таким образом металл- запор, сконструированный на осно вании данных УБП, неизбежно дол жен был бы провалиться). Управление берегового промысла и само управление Мурманрыбы и в этом случае не проявили нп внима ния, нн интереса. Средства передви жения инж. Гешелину пришлось до ставать самому на стороне. В каче стве общежития была предоставлена неприспособленная брама. Никого из представителей Мурманрыбы и упра вления берегового промысла при сборке л установке металлзапора не было. Казалось бы. был удобнейший •случай на опыте сборки и установ ки этих двух запоров создать кад ры людей, умеющих обращаться с металлическими запорами. Увы, — он не был использован и поэтому, несмотря на двукратную установку металлзапора, Мурманрыба осталась без таких кадров и поэтому глубо кой иронией звучит «постановление Л° 7 по управлению Мурманрыбы от 23- июля* 1935 года»: — «Управлению берегового промысла составить конкретную описательную инструкцию о металлическом запоре Лг 2 с изложением техники сборки невода, его постановки и устрой ства ворот, использовав' Имеющиеся у тов. Гешелишг ' ’ Какую жр инструкцию сможет со ставить управление берегового про мысла, которое всячески уклонялось от содействия металлзапорам. и ни сном, ни духом не знает, как нх де лают, собирают н устанавливают!? Ведь дело дошло даже до того, что инженеру Гешелину некому было сдать установленный металлзапор и он принужден был сдать его... По лярному .институту. Год опытов для Мурманрыбы ока зался потерянным п очень трудно рассчитывать на то, что в предстоя щую осенне-зимнюю путину можно будет широко применять металлза- поры. Сейчас Мурманрыба признала не оспоримые достоинства металличе ского запора и его конструктивные н промысловые преимущества н предполагает начать их применение, в частности, в Кислой губе, Впчан- ском озерке п Внчанской салме. Нуж но, чтобы на установке этих запо ров былп созданы кадры конструк торов и специалистов - запорщиков но металлическим перекрытиям. И, прежде всего, новой технике, новым методам должно быть обеспе чено больше внимания н заботы со стороны Мурманрыбы. чем она до сих пор их проявляла. В. КОВАЛЕВ го винтика г Вы представляете ее тупой и безразличной, в любую минуту го товой буркнуть в трубку — «заня то». Вы уже приготовили злую фра- зу — «Делать вам нечего! Тоже работа называется. —- Телефонная барышня». Скорее! Скорее забудьте этот ста рый образ. Познакомьтесь с желез нодорожной телефонисткой, живой Зиной Нурединовой и вы убедитесь, что образ «телефонной барышни» уходит в прошлое, что работа совет ской телефонистки в ряду многочи сленных наших профессий также почетна и ответственна. * ** Ее отец 19 лет работает на же лезной дороге. Сейчас он уже совсем стар, но с транспорта не ушел. Отец Зины — железнодорожный сторож. (И. СТАЛИН). сте с телефонистками она, посещала техучебу. Подошло время сдавать техминимум. Нуредииова попросила руковода проверить ее знания. Из всех телефонисток узла она одна сдала на «отлично». После отпуска, проведенного в Калгановском доме отдыха, Нуреди- иову выдвинули на работу телефо нистки. п И С ь М А Ч И Т А Т Е Л Е И О чутких и добросовестных работниках На страницах «Полярной правды» я прочел статью «Высокомерие без дельника». В ней показан высоко мерный іН ленивый человек, не же лающий отдавать приобретенные зна ния и учить других. Мину я знаю и с оценкой его в помещенной статье полностью согла сен. Но эта статья вызвала во мне желание написать о работе людей, честных и преданных работниках Торгового порта. Ио роду своей работы я сталки вался с конасамеитной группой, про рабами и руководителями первого участка. Им я хочу сказать свое Изучив аппарат, коммутатор, те- спасибо за прекрасное проведение лефон, Зина также четко н безуп- Карской операции, речно несет новую службу. А рабо- Перевозчииов, Новосадов, Мион- Петрушин, Кузнецов хорошо прове ли работу по своему району. Разве не говорит о большой че ловеческой чуткости такой факт. Пароход «Навекс». окончательно за кончив погрузку, вышел на рейд. В это время в Мурманск прибыли ва ленки, крайне необходимые для зи мовщиков Игарки. Ни главный дис петчер Фортученко, нн начальник участка Перевозчиков формально не были обязаны догрузить опоздавший груз, однако они не стали аа эту точку зрения и на специальном буксире доставили валенки на паро ход. уходящий в Арктику. Такой случай не единичен. Он пронизы вает всю работу этих людей и га- ты у телефонистки хватает! Кроме связи с городом на ней лежит об служивание всей телефонной сети от Мурманска до Имандры. Но або ненты Колы. Лопарской, Шонгуя ни когда не бывают на Зину в обиде. Также деловито, скромно и дисцип- ) линнрованно выполняет она большое Два года назад Зина начала ра-! дело — обеспечивает бесперебойную зете нужно одновременно с пр§виль- сек, Фортученко проявили чуткое и - ным показом недобросовестных, не- ботать на мурманской станции рас сыльной. Два года с необычайной аккуратностью разносила она паке ты. письма, депеши. Заболевала уборщица, где-нибудь задерживалась поломойка. Не дожи даясь ничьих указаний, Зина мыла, подметала, носила дрова, топила печь, не стыдилась никакой работы. Работники службы движения го товились к сдаче техминимума. Как- то раз на курсы телефонисток скром но и деловито заіпла маленькая чер новолосая девушка. Трн месяца вме- связь Мурманского железнодорожно го узла. Зину знают н любят не только на станции; с еще большей тепло той и любовью отзываются о ней ребята из татарского пионер-отря- да. Зина нацменка, она прекрасно говорит по-русски, но знает и горя чо любит и свой родной язык. Телефонистка Нурединова — за мечательный пионер-вожатый, креп кая физкультурница, хорошая, куль турная комсомолка. Р. ТРОЯНКЕР. дооросовестное отношение к клиен туре Ленско-карских операций. Бла годаря работе старшего прораба Мо- кеева, была выпрямлена кривая 45-го склада и площадок. При его помощи кладовщики Асанов, Ммхин, чутких людей побольше отражать большую, прекрасную работу и на стоящее отношение к делу наших рядовых работников. Уполномоченный Севполярлеса — А. ПЕВЗНЕР. Возмутительное равнодушие В мае 1934 года моя жена Афа насьева. работавшая в Окружной больнице медсестрой, заболела. До 17 апреля 1935 года она находи лась на излечении в Ленинграде. 23 июня больную привезли в Мур манск. С места лечения была выда- Бушуев потворствует бездельникам Сначала слушатели музыкального кружка Мурснабстроя не занимались потому, что не было руководителя. С 15 июля руководить духовым ор- справка, где говорилось, что| кестром стал тов. Рог, но занятий ПОМОЧЬ ПРАКТИКАМ ПРИОБРЕТАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ Когда я в 1932 году вступил в кандидаты партии, политическая грамотность и мой культурный уро вень бы.in очень низкие. С тех пор прошло трн года. Г. 1932 году окончил кандидат скую школу нолнтграмоты, а в 1935 В МО Р Е 40 Т Р А У Л Е Р О В СВОДКА РЕМОНТА Р Т И Р 'Б О Т . ФЛОТА З А 9 АВГУСТА 8 августа были намечены к от ходу 4 траулера. Ушел только один. Все три траулера задержаны но Вчера утром под емы достигали 12,6 тонны в сырце. РТ-36, сделав два под'ема — один 8 и другой 10 вине Судоремонтного завода. Мехапи- тонн, имеет исключительно хороший ческий цех завода не справился с ассортимент — 70 процентов круп- обработкой деталей для этих трау- нойч 25 проц. ровной н только 5 леР0В- ’ процентов мелкой рыбы. Утром 9 августа в море^находи- ( „ ш й ) , вылови за лось 40 траулеров (включая н ' РТ-51, который промышляет у Мо- $ августа .><S тонн и, подняв . авг\- товского залива). ста 10 тонн, лег в дрейф на убор— За 8 августа тралфлот выловил Ку рыбы. 7.830 центнеров рыбы. Лѵчгаин ;-)ТІ! огромные возможности долж- улов у РТ-3 составил тонш нспользованы полпостьіо. при 6 подемах. Сейчас тралфлот промышляет на мощной сырьевой Нл на °W ’ мин)т\ трайлеры не 0 азе должны задерживаться в порту. ’ году я уже окончил вечернюю сов- 1партшколу. Сейчас занимаюсь в кружке истории партии. Большую помощь в партийной учебе оказы вает мне наш парторг тов. Литов. С ним я очень часто беседую по вопросам текущей политики и .исто рии партии. Иногда перед занятия ми захожу к нему за раз’ясненнем иеионятых мною вопросов. Он мне никогда в этой помощи не отказы вает. Если года трн тому назад я ред ко читал даже местную газету, то теперь я выписываю и регулярно читаю ЦО «Правду», местные газе ты и журнал «Большевик». Читаю н художественную литературу. По степенно приобретаю книги и у ме ня теперь неплохая библиотечка из произведений Ленина, Сталина и художественной литературы. Если парторг тов. Лнтов помогает мне и другим коммунистам в учебе. то этого не видно со стороны парт кома. Взять хотя бы такой пример: в рыбкомбинате нет партийного ка бинета. В городской парткабинет ие всякий может пойти по разным при чинам. От грузчика в 1930 году я под нялся теперь -до. іотаршею^г -мастера, холодильного цеха. Но следует ска зать, что условия для дальнейшего повышения квалификации, особенно для практиков, у нас в комбинате не созданы. Большинство нас — мастеров — практики, не имеющие специального технического образова ния. Правда, я читаю технические книги по холодильному делу, но са мому заниматься все же трудно. Очень ценны указания тт. Жданова .п Микояна о создании практикам необходимых условий для приобрете ния теоретических знаний. Я счи таю, что партийному комитету на шего комбината необходимо в бли жайшее время открыть парткабинет, а дирекции — организовать курсы для повышения деловой квалифика ции рабочих и специалистов. Старший мастер холодильно го цеха, нандидат ВКП(б)— ИУДИН П. М. на «Афанасьева с 12 ноября 1934 года переведепа на инвалидность первой степеии сроком на 6 месяцев». В декабре я пошел к председате лю Мурманского Окружного Союза Медсантруд Кузьмину и стал про сить справки о работе Афанасьевой ь больнице. Только в марте я смог получить ее в канцелярии больни цы, где работала жена. 20 марта я отдал заявление Кузьмину н с тех пор ничего не могу добиться. Когда привезли жену в Мурманск, я сно ва пошел к Кузьмину и просил вы платы пенсии и назначения комис сии для определения болезни жены. Все безрезультатно. 5 августа я был у Кузнецова, за местителя Кузьмина. Он тоже ничем не помог. Когда же окончится, это издева тельство? Жена сейчас живет со д а г й к г постояіігіъій уход и наблюдение. Йадо содержать двух малолетних детей. Зарабатываю я ueMuoFo. Помощь необходима, но, имея все основания' для получения ее, я ничего не могу добиться от равнодушных, к моему несчастью, руководителей союза Медсантруд. АФАНАСЬЕВ. попрежнему нет- Новый руководи тель перегружен работой, а в те дни, когда он находит время зани маться с нами, ученики слышат от него «мат», а иногда .и щипки по лучают. Тов. Рог не занимается сам, а за ставляет учеников учить друг друга. Польза от этого небольшая. 27 июля на пленуме ностройкома мы хотели сказать о плохом руководе, но нам не дали говорить. Председатель по- стройкома Бушуев разорвал наше заявление, а на другой день 8 уче никам тов. Рог запретил зани маться. Дисциплина в кружке отсутству ет. Вместо того, чтобы заняться вос питательной работой с учениками, тов. Бушуев прибегает к исключе нию из кружка. От этого в кружке большая текучесть. Ученики: КАШИН, БЕРЛИН СКИЙ, СУХАРЕВ, ШИПА- КИН и др. Сучкова можно было спасти от смерти В 9 часов вечера 31 июля рабоч чий Сучков С. В., проживавший по ѵл. Самойлова 15/30, кв. 23, забо лел. Он был *вѵбессознательном со стоянии. Находившийся у него в гостях рабочий Манкѵцкий немедлен но вызвал скорую помощь. На вызов приехал лекпом Илья- шенио, который сделал ему укол. На просьбы детей и присутствующих взять больного в- больницу, лекпом ответил: Н . М А С Л О В ОБ АССОРТИМЕНТЕ УЛОВА И НОВЫХ РАЙОНАХ ПРОМЫСЛА Траловый флот в июле своего j плана не выполнил. Основная при-1 чина — недостаточное количество РТ, работавших в море. Уловы бы ли в общем даже выше запланиро ванных н отдельные траулеры, как об этом уже сообщалось в печати, добились досрочного выполнения да же годового плана. Все внимание руководства трал- j флота обращено на то, чтобы до- ; биться максимальных уловов, неза-, висимо от их состава. Ассортимент вылова, как правило, очень мало! беспокоит, как капитанов трауле ров, так н управление тралфлота. Единственное требование, которое пред’является к поисковым судам— это обеспечить высокий улов с воз можно меньшим количеством «ме лочи». Нам уже приходилось указывать в печати, что наш траловый флот является по-преимуществу тресно- ловным. В соответствии с этим и работа поисковых траулеров пмеет своей задачей лишь обнаружение скоплений трески в районах обыч ного ее промысла — в пределах юж ной части Баренцова моря. Чрезвы чайно медленно идет освоение новых районов, а в последние годы, когда создались чрезвычайно благоприят ные условия для промысла трески в южной части моря, руководители промысла совершенно забросили все другие районы. С осени прошлого года совер шенно не посещается ни промысло выми, ни поисновыми судами бога тейший район острова Медвежьего. Очень мало обследованы районы к западу от Финмаркеиа. Если мы обратимся к .иностран ному промыслу, то увидим, что за последние годы произошли чрезвы чайно большие изменения в дисло кации флота главнейших стран по сравнению с тем, что наблюдалось в предшествующие годы. В особенно сти это сказалось в отношеннн гер манского тралового промысла. На ряду с увеличением уловов сельди в Немецком море, начиная с 1933 года немецкие траулеры на чинают посещать район северо-за- падного побережья Норвегии, где весной ими облавливаются, главным образом, косяки мореного оиуня и пииши. Уже в 1934 году этот район приобретает чрезвычайно большое значение для германского промысла. В текущем году в апрельских уло вах немецкого флота северо-запад ное побережье Норвегии стоит по общей величине улова на втором месте — на первом месте стоит Исландия. Такое перемещение цен тров промысла об'ясняется не толь ко тем, что этот район ближе к гер манским портам, но, главным обра зом, тем, что здесь вылавливаются более ценные на германском рынке виды: окунь и пикша. На Метве- жинской банке в уловах германских траулеров, на ряду с треской, важ ную роль «играют пикша, окунь и сайда: уловы последней составляют 5— 6 проц. от общего улова в этом районе. Английские траулеры в летние месяцы не посещают Баренцова мо ря н Медвежинской банки, но уже но иной причине: в это время им промысел здесь запрещен законода тельным актом. Сделано это в це лях борьбы с дешевой рыбой, цена на которую вообще для всех видов катастрофически упала за время ми рового кризиса. Однако, весной, ког да промысел еще разрешается, ан глийские траулеры устремляются в восточные районы, где имеют хоро шие уловы морской камбалы — од ной нз наиболее ценных рыб Север ной Атлантики. Условия, в которых развивается советский траловый флот, совершен но отличны от тех, которые харак терны для промысла капиталистиче ских стран, как различны и целл, стимулирующие развитие в обоих случаях. Задачей советского тралового фло та является снабжение трудящихся Советского Союза ценным пищевым продуктом — животным белком. Не льзя предполагать, что наш расту щий и имеющий большие перспек тивы для своего дальнейшего раз вития траловый флот будет ограни чен в своей деятельности одними только, теперь уже освоенными, районами, ближайшей к нам юж ной части Баренцова моря. Для успешного развития промысла л борьбы с колебаниями уловов, как сезонными, так и годовыми, необ ходимо освоение возможно большего числа районов. Это особенно станет ясным, если мы сопоставим ассор тимент уловов в различных частях моря в различные сезоны и годы. Так,’ например, после значитель ных уловов морского окуня, имев шим место в 1930— 31 гг., уловы его в южной части моря резко сни жаются и, на ряду с продолжаю щимся ростом уловов трески, окунь н пикша в последние годы стано вятся второстепенными об’ектами промысла, между тем, как мы уже говорили выше, иностранные трау леры (германские) уловы окуня в эт.и годы увеличили. Все дело в том, что мы не желаем менять из любленных, и потому наиболее зна комых нам, мест лова, и не уде ляем внимания, не ставим своей за- I дачей освоения новых районов, хо тя бы по ассортименту и более бо гатых, чем старые. . . Даже единичные рейсы наших траулеров в осенние месяцы прош лого года на Медвежинскую банку показали, что на ряду с общими вы сокими 'концентрациями косяков тре ски, там наблюдались огромные ко сяки морского окуня, которыіі со ставлял свыше 50 проц. сентябрь ских уловов в этом районе. Опыт промысла за истекшие 15 лет н данные, полученные ис следовательскими учреждениями в Баренцовом море, дают бесспорные доказательства того, что в различ ные годы распределение наиболее плотных концентраций рыбы может иметь совершенно иной характер как во времени, так и в пространстве. Во многих случаях мы даже в со стоянии предвидеть изменения, ко торые должны произойти в ближай шее время. Однако, для того, чтобы быть в состоянии использовать эти изменяющиеся условия и быстро к ним приспосабливать наш промысел, необходимо освоить районы, в кото рых мы до сих пор, собственно про водили лишь опытные уловы. Медвежлнская банка в прошлые годы в течение нескольких меся цев служила основным районом про мысла для наших траулеров. С тех пор наш траловый флот значитель но вырос и будет расти в ближай шие годы. Многие нз капитанов не давно пришли в траловый флот и с этим районом совершенно незна комы; в еще большей степени это относится к другим районам, о ко торых упоминалось выше. Для того, чтобы использовать все разнообразие ихтиофауны Баренцова моря н добиться наиболее богатого ассортимента, предстоит еще проде лать большую работу, в которой, в равной мере, должны принять уча стие и наука и сам траловый флот. Однако, если мы хотим, чтобы это потребовало наименьших жертв со стороны промысла, необходимо в первую очередь изучить условия промысла в новых районах совре менными научными методами на спе циально выделенном траулере, опыт которого и передать всему тралово му флоту. О необходимости подобно го рода работы уже писалось и го ворилось достаточно и необходимо сти «дальней раэведни» никто в на стоящее время уже* не отрицает. Остается только от слов перейти к делу! Можно спорить о том, каких имен но рыб предпочитает наше трудящее ся население, но .одно совершенно очевидно: что чем богаче и разно образнее будет ассортимент той про дукции, иоторая будет выпускаться нашей мурманской рыбной промы шленностью, том большее значение она подучит для всого Советского Союза. — Сучков здоров, сердце рабо тает нормально. Взять его в боль ницу нет необходимости. Через некоторое время больному стало хуже. Мы снова вызвали ско рую помощь. Приехал доктор Баш ков, который сделал укол в другую рукѵ, оставил больного дома п со брался ѵезжат^, мотивируя тем, что ничего опасного здесь нет, скоро все пройдет и больной придет в себя. Мы настояли на своем. И доктор вынужден был отправить больного в больницу. Через час в больнице Сучков умер. Невнимательное и бездушное от ношение лекпома Ильяшенко и док тора Башкова к брльному. привело к столь печальному концу. Сучкова, безусловно, могли спасти, ему толь ко нужно было оказать своевремен ную помощь. Мы надеемся, что Окрздравотдел (тов. Семенов) сделает из этого со ответствующие выводы. ншльцы. ПО С Л Е Д А М В Ы С Т У П Л Е Н И Й * л „ПОЛЯРНОЙ * П Р А В Д Ы » 4 августа «Полярная правда» пи сала о несчастном случае с работ ницей Судоремонтного завода Зуевой, которая была допущена электромон тером Смирновым к трансформатор ной будке с высоким напряжением тока. Окрпрокуратура сообшает, что электромонтер Смирнов привлечен к уголовной ответственности, дело о нем передано в суд. Главному механику Судоремонтно го завода Попову за слабую дисцип лину в отделе по административном линии об’явлен выговор л мастеру электроподстанцнн Чурмлопу за не достаточную проверку выполнения правил обслуживания подстанции де журными монтерами — строгий вы говор.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz