Полярная правда. 1935, апрель.

ПО-БОЛЬШЕВИСТСКИ БОРОТЬСЯ ЗА ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА Речь тов. JI. М. Кагановича на совещании работников желдортранспорта падлежностей проявить гораздо боль­ ше изворотливости, установив дело­ вую связь с местной промышлен­ ностью. Такой хозяйской изворотли­ вости на дорогах еще мало. Пред­ почитают телеграфировать своп за­ просы в НКПС, потом ссылаться, что НКПС не дал. Верно, что аппа­ рат НКПС неповоротлив. Но ни в какой мере нельзя допустить, что­ бы железная дорога, представляю­ щая собой крупнейшую хозяйствен­ ную организацию, о каждой мелочи посылала телеграмму НКПС, не принимала необходимых мер на ме­ сте. Нельзя доводить централизацию до абсурда, дороги должны проявлять больше своей инициативы. К сигналам у многих работников железных дорог отношение наплева­ тельское. Сигналов не знают п с ними не считаются. Важнейшая за­ дача начальников дорог и политот­ делов укрепить уважение к сигна­ лам, надо добпться четкого знания правил сигнализации каждым же­ лезнодорожником. Сигнал — это святое дело. На­ рушить его никто не имеет права. Ежедневно в НКПС получаются сообщения о десятках случаев про­ езда закрытых семафоров. Это по­ казывает разболтанность дисципли­ ны паровозных бригад. Некоторые машинисты пробуют оправдаться: мы думали, что семафор закрыт зря. Действительно, бывали случаи, ког­ да дежурные по станции, чтобы ра­ ботать поспокойнее, закрывали се­ мафоры, хотя станция была свобод­ на и могла принять поезд. Таким своим поведением станционные ра­ ботники приучали машинистов не считаться с сигналами. Мы будем решительно бороться с халатным от­ ношением станционных работников к своим обязанностям. Но мы не мо­ жем допустить, чтобы машинист дискуссировал и самолично решал— проезжать ему закрытый семафор или не проезжать. Дисциплина на железнодорожном транспорте долж­ на быть железная и это, в первую очередь, относится к строгому со­ блюдению сигналов. На железных дорогах еще не по­ нимают большевистского значения дисциплины, не понимают, что дис­ циплина помогла большевикам орга­ низовать победу рабочего класса в громадной стране, не понимают, что дисциплина помогла нам разутым, раздетым и голодным победить вра­ гов советской власти, стать великой страной. Дисциплина — пугало старого строя, дисциплина, насаждаемая си­ лон, кнутом, нагайкой, такая дис­ циплина была при царизме. У нас же в стране — сознатель­ ная трудовая дисциплина двигает социалистическое дело вперед, де­ лает чудеса. Дисциплина для себя, для социа­ листического отечества, для совет­ ской страны, для миллионов трудя­ щихся на транспорте еще не поня­ та. Вот почему попирают ногами эту дисциплину сверху до низу. Не умеют организовать так машини­ стов, стрелочников, диспетчеров, кондукторов и других работников, чтобы они работали, соревнуясь «от души». Это свое неумение некото­ рые руководители возмещают тем, что карают направо и налево. Ко­ нечно, есть враги классовые, созна­ тельно вредящие. Если человек дей­ ствительно неисправим, чужой че­ ловек, тогда его надо отстранять, карать. Но не так надо поступать со случайно провинившимся трудя­ щимся человеком. Нельзя превращать суд и дисци­ плинарные взыскания в массовые мероприятия, применяемые в отдель- ных деио и л и участках, почти что к большинству персонала. Тогда они теряют свое значение. Дисциплинар­ ное взыскание должно подтягивать остальную массу к лучшей работе. Но для этого надо применять его- к неисправимым. А ко всем осталь­ ным людям нужно применять учебу техническую и учебу борьбы. По­ нять нужно, если вы обучаете че­ ловека по-школыіомѵ — это одно, если вы обучаете человека борьбе, критикуя со всем возмущением ре- I волюционера-болыпевика, это даст 1совсем другой результат. Если ты даешь виновному «надрание», как ре­ волюционер, как человек возмущен­ ный безобразиями, как человек, кото­ рый болеет душой за дело—это обяза­ тельно даст своп результаты. Вот этой революционной борьбы, этого настоя­ щего большевистского подхода к уче­ бе людей, борьбе с недостатками еще . нет на железных дорогах. I Реальных успехов в борьбе с крушениями мы достигнем лишь в результате борьбы, в результате то­ го, что на транспорте сложитгя из- 1вестный костяк людей, которые ио- сталински, по-революцпопному, по- настоящему поймут, что дело борьбы с крушениями и авариями есть де- • ло оздоровления транспорта, есть дело чести не только железнодорож­ ников, но и дело чести нашей стра­ ны. (Аплодисменты). Мы намерены бороться до конца за осуществление приказа по борь­ бе с крушениями. Писать слезоточи­ вые резолюции мы не будем. И ка­ ждый железнодорожник, в первую очередь каждый командир, в ком есть чувство чести за себя, за же­ лезнодорожников, за нашу партию, за нашу советскую страну, должен взяться за дело, добиться того, что­ бы этот приказ был осуществлен. Число и размеры крушений должны быть сокращены, во что бы то ни ста­ ло. (Продолжительные аплодисмен.). ( П Р О Д О Л Ж Е Н И Е ) III. Об ускорении оборота вагонов Бороться за выполнение плана перевозок— значит бороться за ускорение оборота вагонов Вопрос об ускорении оборота ва­ гонов есть вопрос о выполнении плана перевозок железными доро­ гами. А между тем в речах ряда вы­ ступавших товарищей слышалась музыка прошлого, обычная «грыз- пя» дорог с эксплоатацпонным управлением ПКПС об измерителях. Нам нужно сегодпя не это. Нам нужно подняться на определенный уровень технической, практической и организационной постановки на­ ших задач для того, чтобы отве­ тить на один вопрос, который за­ дают нам партия, правительство и вся страна: почему вы, железнодо­ рожники, не выполняете плана пе­ ревозок и намерены ли вы когда- нибудь выполнять план? Среднесуточная погрузка доли;на подняться с 55.717 вагонов в 19.°»4 году, до 63 тысяч вагонов в 1935 году. Но так как в первом квартале среднесуточная погрузка со­ ставила всего 55.282 вагона, а па второй квартал установлена погрузка лишь в 62 тысячи вагонов в сѵт- кп, чтобы дать возможность желез­ ным дорогам как следует подгото­ виться к осенне-зимним перевозкам, то в третьем и четвертом кварталах для выполнения годового плана по­ грузки мы должны будем грузить не менее 67 тысяч вагонов в сутки. По предложению тов. Сталина со­ циалистическая индустрия дает нам в этом году огромную подмогу в 80 тысяч новых товарных вагонов (в двухосном исчислении). Но ос­ новным резервом для выполнения годового плана перевозок являются улучшение работы железных дорог, ускорение оборота вагонов и пра­ вильная организация ремонта суще­ ствующего подвижного состава. Задачи ускорения оборота вагонов непосредственно связаны с задачей выполнения государственного плана перевозок. Если мы не ускорим обо­ рота, то нехватит вагонов для того, чтобы во втором полугодии грузить 67 тысяч вагонов в сутки. Лицемерят те, которые клянутся в выполнимости плана перевозок, но одновременно оспаривают реальность оборота вагонов. Необходимо прямо сказать, что у ряда железнодорож­ ников, в том числе и командиров, нет уверенности в возможность вы­ полнения планов перевозок. Отсюда такая узкая ведомственная «в до­ рожном масштабе» постановка во­ проса. Отсюда пеуменпе подняться на высоту анализа всего поля боя, где нам надо драться и побеждать. Для успехов боя прежде всего требуется абсолютная уверенность армии и, в первую очередь, ее ко­ мандиров, в победе. Задачи сложные и трудные, но вполне осуществи­ мые. Все об'ективные предпосылки налицо. Остановка за качеством па­ шей работы. Резервы на железных ; дорогах огромные, и если мы хотя немного улучшим свою работу, то не только выполним, но и перевы­ полним план. Из чего складывается время обо­ рота вагонов?1Эти цифры очень по- ( казательны и их должеп твердо усвоить каждый железнодорожник.: В 1934 году, в среднем, один ва-! гон пробегал от одной погрузки до другой 1.029 километров, из них 300 километров в порожнем состоя­ нии за 211 часов, т.-е. 8,78 су­ ток. «В поездах, как пишут в отче­ тах, вагон был 72,5 часа». Эти 72.5 часа надо расшифровать, т. к. сюда включаются простои на промежуточных станциях. Если мы их расшифруем, то полу­ чится, что в движении вагон на­ ходился только 45,7 часа, то-есть 21.6 проц. и стоял иа промежуточ­ ных станциях из-за набора воды паровозом, чистки, топки, осмотра, смазки букс — 26,8 часа, т.-е. 12,8 проц., и т. д. Вагон стоял на станциях по­ грузки и выгрузки и на путях предприятий в среднем 47 часов— 22 процента. Стоял на сортировоч­ ных участковых станциях 91 час— 43 процента. Участковая коммерче­ ская скорость 14,2 километра в час, техническая скорость 22-23 кило­ метра в час. В течение суток вагон . двигался только 5,2 часа и прохо­ дил за это время 117 километров. Нужно подойти к каждой из этих цифр, из которых складывается обо­ рот вагонов, и жестко сократить их. В первую очередь надо сократить безобразные простои, так как сей­ час товарный вагон четыре пятых своего времени простаивает и толь­ ко одну пятую времени движется. Далеко не все железнодорожники согласны с тако3;„оценкой оборота вагонов. Многие из них, осо­ бенно работники службы экс- плоатации, не только «свыклись» с позорными цифрами простоя ваго­ нов, но пытаются их «теоретиче­ ски» обосновать. •Они пытаются до­ казать, что по обороту вагонов мы даже «переплюнули» Западную Ев­ ропу и Америку. Нет ничего более жульнического, чем подобного рода утверждения! Эти горе-теоретики выставляют нам в качестве образца отрицательную сторону капитали­ стического хозяйства, что-де и в Америке вагон используется мень­ ше, чем у нас, и поэтому следует признать удовлетворительным суще­ ствующий у нас оборот вагонов, ре­ комендуя при этом узаконить те простои вагонов, которые у нас имеются. Нечего и доказывать, что это чисто буржузная теория, игно­ рирующая преимущества планового советского хозяйства, которое по­ зволяет избежать хищнически не­ производительных затрат времеии и материальных ресурсов, неизбежных в буржуазном хозяйстве. В Америке многочисленные дороги в конку­ рентной борьбе за клиента выну­ ждены итти на то, чтобы вагоны простаивали в ожидании погрузки. К тому лее, вследствие кризиса у них больше вагонов, чем грузов для перевозки. Но в то же время эти буржуазные горе-теоретики из Ин­ ститута эксплоатацин скрывают сильные стороны железнодорожного транспорта Америки и Германии, ко­ торые могут служить нам образцом. Известно, что но основным маги­ стралям в Америке товарные поезді ходят со скоростью более 600 кило­ метров в сутки. В Германии, види­ мо, в целях, не имеющих прямого отношения к хозяйству, товарные поезда тренируются в продвижении с большой скоростью — до 75- 90 километров в час. И вот, вместо честного рассказа нашим железнодорожникам-практи- кам, чему надо учиться и чему не надо учиться у заграничного транс­ порта, эти люди подтасовывают факты для того, чтобы льстивыми и лживыми рассуждениями, что-де сейчас наш транспорт работает луч­ ше американского, срывать нам дело мобилизации лучших людей на перестройку транспорта и саботиро­ вать боевую задачу ускорения обо­ рота вагонов и борьбы с простоями. Надо, к сожалению, признать, что подобные гнилые теории были весь­ ма распространены среди эксплоага* ционных работников. «Творцы» этих теорий были в почете в научно-исследовательских институтах и ВУЗ'ах, в печати (журнал «Эксплоатация железных дорог» и другие), да н среди неко­ торых практических работников НКПС. Сейчас коммунисты - эксплоата- ционники признают, что они «про­ глядели», «проморгали» подобного рода антигосударственные теории. Но давайте внесем полную ясность. Вина коммунистов-эксплоатационни- ков заключается не только в том, что они «проглядели», но и в том, что часть из них сама находилась под влиянием этой буржуазной тео­ рии: одни, зарывшись в текущие оперативные вопросы и не умея продумывать вопросы до конца, дру­ гие потому, что сами подсознатель­ но были настроены против ускоре­ ния оборота вагонов. Задачи технической реконструк­ ции транспорта уже поставлены партией и правительством на прак­ тические рельсы. Партия и прави­ тельство принимают ряд конкрет­ ных мер к тому, чтобы лучше тех­ нически вооружить транспорт. Но горе-теоретикам и плетущимся в хвосте оппортунистам не это нуж­ но, им нужно скрыть от обществен­ ности, от страны, что наличные технические средства железных до­ рог плохо используются и этим сры­ вается успешное развитие народно­ го хозяйства. Консервативные элементы, в том числе и некоторые коммунисты, пытаются доказать, что из вагона или, как они ласкательно говорят, из «коробочки» больше «ничего не выжмешь». Мы утверждаем, и с нами безусловно согласится ка­ ждый честный железнодорожник, каждый гражданин советской стра­ ны, что сокращение безобразных простоев на станциях и ускорение продвижения вагонов — дело вполне *осуществимое, полностью зависящее от суб'ективных факторов, желания ! и умения работать самих железно- 1дорожников. I Некоторые эксплоатационные ра- (ботники пробуют смягчить свою вину за теоретические заблуждения ссылкой на то, что в практической работе они давали правильные из­ мерители по ооороту вагонов, но да­ же и в этом случае ясно, что сам измеритель рук и ног не имеет, ты его написал — он и лежит себе спокойно. Чтобы осуществить изме­ рители работы, нужны люди, кото­ рые были бы убеждены в правиль­ ности измерителей, дрались бы за них. Местные работники чутко вос­ принимают фальшь в руководстве. Если руководители дают измерите­ ли, а сами в их реальности сомне­ ваются, сами считают, что ускорить оборот вагонов нельзя, что мы и так уже «перегнали Америку», то на местах это сразу чувствуют и не борются за измерители. Измери­ тели остаются на бумаге, а вагоны четыре пятых своего времени про­ стаивают и лишь одну пятую вре­ мени движутся. Большевистская борьба за прове­ дение заданных норм подменялась игрой в дипломатию и торговлей дорог с НКПС. К этому надо доба­ вить, что горе-теоретики эксплоата- цпи осложнили без нужды вопрос об обороте вагонов многочисленными надуманными и искусственными формулами и выхолостили из многих измерителен их жизненное содержа­ ние. Совершенно понятно, что для то­ го, чтобы практически осуществить ускорение оборота вагонов, нужно рассеять «теоретический туман» и внести полную ясность в умы ра­ ботников. Для этого надо до конца разоблачить антигосударственные буржуазные теории, сильно распро­ страненные среди эксилоатацнонных работников НКПС и на местах. Перейдем к рассмотрению реаль­ ных резервов и возможностей, имею­ щихся на железных дорогах для ускорения оборота вагонов. Сократить простои на станциях, ускорить продвижение поездов На сортировочных станциях трап- ском, организационном, материаль- зитные вагоны с переработкой стоят ном? На этих станциях грузы в по 12— 14 часов в сутки. Эти про- беспорядке и начальник станции не стой легко можно сократить, как это имеет ни копейки денег, чтобы очи- показывает практика передовых стить и привести в порядок тер- станцпй, минимум на 25—30 проц. риторию своей станции. Разве нель- Такое сокращение позволяет значи- зя эти 70 — 80 станций поста- тельпо ускорить оборот вагонов. вить образцово во всех отношениях? R 65-летию СО дня рождения В. И. Ленина. п Р°сов движения,—все это име- тогда привело Сталина к убеж- -Г ---------------------------------------’ ло решающее значение для судь депию, что „мы имеем в лице ГЕНИИ РЕВОЛЮЦИИ 22-го апреля 1870 г. в г. Сим-г необыкновенно сложной. Рабочее бнреке (ныне Ульяновск) в семье движение было еще незрелым, инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова ро­ дился человек, чье имя произ­ носят в наши дни с великой любовью и уважением десятки, сотни миллионов трудящихся всего мира, чье учение стало боевым оружием, освобождающим мир от эксплоататоров и пара­ зитов, светлым маяком на пути к новой, радостной жизни чело­ вечества, идущего к социализму. Юные годы Ленина проходят в обстановке героической нерав­ ной борьбы революционных на ­ родников с царизмом. Гибнет в 1887 году на эшафоте любимый им брат Александр Ульянов, к а з ­ ненный царем Александром Ш, как участник организации „На­ родной воли", в момент, когда Ленин кончает Симбирскую гим­ назию. Но молодой Ленин ищет иных путей борьбы, иной почвы, иных сил. Его не привлекают теории Бакунина, Михайловско­ го, Ткачева, Лаврова и других „властителей дум" народников. Он с юных лет во власти строй­ ного революционного учения Маркса и Энгельса; у них учится он пониманию общественных от­ ношений; в их учении ищет он ответа на вопросы, поставлен­ ные историей перед русской ре ­ волюцией. Выработать рабочему классу программу, создать партию но­ вого типа, боевую, революцион­ ную партию пролетариата, воору­ жить ее революционной теорией, разработать стратегию и тактику этой партии—вот великие зада­ чи, поставленные и осуществлен­ ные в конце прошлого и начале XX столетия Лениным. Эта заслуга Ленина тем зна­ чительнее, что он должен был решать эти задачи в обстановке разрозненным, оно делало лишь первые шаги. В революционной среде еще сильно было влияние народнических идей, которым Ленин об‘явил беспощадную вой­ ну, направив против них луч­ шие свои первые работы, как „Что такое „друзья народа1* и как они воюют против социал- демократов?", как „Экономиче­ ское содержание народничества и критика его в книге г. Струве®. „Развитие капитализма в Рос­ сии* В самом рабочем движении в Европе и в России свили себе гнездо оппортунисты, борьба против которых была обЯЗІТвДЬНЫМ условием победы революционного марксизма. Знаменосцем этой борьбы и выступил Ленин в начале 90-х го­ дов прошлого столетия, создав организацию „Союза борьбы за освобождение рабочего класса*,— эту зародышевую ячейку будущей большевистской партии. Но Ле­ нин не просто перенес, как вер­ ный ученик Маркса и Энгельса, их учение на русскую почву; он блестяще применил это учение к исследованию, освещению об­ щественных отношений в Рос­ сии: он самостоятельно разработал, на основе этого учения, все важней­ шие вопросы революции, органи­ зации, стратегии и тактики р а ­ бочей партии: он подпял это учение на НОВУЮ, ВЫСШУЮ СТупвНЬ. Ибо он разрабатывал это учение в новую эпоху, I эпоху империализма, в период первой революции, ставшей прологом социалистиче­ ской пролетарской революции. Он показал, как надо осуществить диктатуру пролетариата, главное в учении Маркса. * * В годы, когда шла ликвида­ ция периода разброда, шатаний в революционном лагере, Ленин больше, чем кто бы то ни был, сделал для ликвидации этого периода. Ни тюрьма, ни ссылка не могли оторвать его от рево­ люционной борьбы. Народники экономисты, легальные марксис­ ты, либералы - освобождепцы— вот враги, против которых Ле­ нин направляет острое оружие своей беспощадной критики. В этой борьбе выковывается, отче канивается, обогащается рево­ люционная мысль и революци­ онная воля Ленина. Ленин ста­ новится организатором револю­ ционного крыла, революционно­ го направления рабочего движе­ ния в борьбе против оппорту­ нистической его части. Во II Ин­ тернационале Ленин представ­ лял самую революционную часть марксистов, и это тем более важно, что и сама русская ре­ волюция, ведь, была „узловым пунктом мировой революции, что коренные вопросы русской революции являлись вместе с тем (и являются теперь) корен­ ными вопросами мировой рево­ люции" *). Борьба Ленина за больше­ вистскую программу партии в редакции „Искры“ и на II ^ е з ­ де партии; борьба Ленина за организационный устав боевой партии пролетариата, против меньшевиков, рассчитывавших создать „широкую1* парламент­ скую партию, в которой аван­ гард пролетариата растворился бы русской революции, для ее Ленина человека необыкновенно- победы. После II с‘езда, когда го*. Товарища Сталина пора- большевизм выступил, как тече- зили в Ленине его необычайная ние политической мысли и как простота и скромность, „стрем- политическая партия, Ленин ление остаться незаметным или, „вел линию на разрыв, на рас- во всяком случае, не бросаться кол с оппортунистами и у нас, в российской социал-демократи­ ческой партии, и там, во II Ин­ тернационале, в частности в германской социал-демократии"1) В борьбе за создание больше­ вистской партии в России, за выделение и оформление больше­ вистских элементов в между народном рабочем движении со­ зыв III с‘езда в разгар револю­ ции 1905 г. имел исключитель­ но большое значение. Особенно мпого сил потратил в это время Ленин на борьбу с примирен­ ческими элементами среди са­ мих большевиков. Ленин в каж дом письме в Россию, в каждом своем выступлении этого перио­ да громит примиренцев, согла­ шателей, видя весь вред от „спутывания“ двух основных ли­ нии движения. Благодаря этому III с‘езд партии—первый чисто большевистский с‘езд — выраба­ тывает самостоятельную линию поведения пролетариата в бур­ жуазно-демократической ре’во- в глаза и не подчеркивать свое высокое положение,—эта черта представляет одну из самых сильных сторон Ленина, как нового вождя новых масс, про стых и обыкновенных масс глубо­ чайших „низов" человечества !). Сталина пленила—и всех нас всегда поражала—сила логики Ленина: „Меня пленила та не­ преодолимая сила логики в ре­ чах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепен­ но электризует ее и потом бе­ рет ее в плен, как говорят, без остатка® 2). „Не хныкать по случаю поражения;* „не кичить­ ся победой44; „принципиальная политика есть единственно пра­ вильная политика свера в творческие силы масс>; «гени­ альная прозорливость, способ­ ность быстро схватывать и раз­ гадывать внутренний смысл надвигающихся событий»,—вот свойства вождя, которые отме­ чает в Ленине товарищ Сталин. люции,—линию, рассчитанную на Алексей Максимович Горький перерастание буржуазно - демокра- мастерски нарисовал портрет Ленина на трибуне Лондонского с‘езда (V’ с‘езд, 1907 г.): .Но На Таммерфорской конферен- вот поспешно взошел на кафед- тической революции в социали­ стическую. ции накануне декабрьского вос­ стания 1905 г. происходит встреча Ленина и Сталина. Они знают уже друг друга. Ленин знает Сталина как организатора закавказских большевиков, как бы в обширных слоях мелко- теоретика-болыпевика, как авто- буржуазных попутчиков: борьба ра ряда марксистских брошюр, Ленина за создание СамОСТОЯТеДЬ НОЙ большевистской партии ре­ волюционного пролетариата; раз работка Лениным накануне и в самом ходе первой русской революции всех важнейших во- х) И. Сталин. „Вопросы ленинизма", стр. 473. как редактора большевистских газет, как одного из вернейших своих сторонников и соратников. Сталин знал Ленина по его лите­ ратурным произведениям, по пе­ реписке. Это знакомство уже *) Там же, стр. 468. ру Владимир Ильич, картаво произнес .товарищи®. Мне по­ казалось, что он плохо говорит, но уже через минуту я, как и все, был „поглощен® его речью. Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изу­ мительно легко обнажая его *) И. Сталин. „О Ленине4. Речь на вечере кремлевских курсантов 28 ян­ варя 1924 г. 2) Там же. Прежде всего надо обратить вни­ мание на крупные сортировочные станции, которые являются сейчас, как правило, «отстойниками» ваго­ нов. По сети имеется всего 31 стап- ция с работающими горками. Возь­ мем еще столько же крупных сор­ тировочных станций без горок. Бу­ дет всего 70—80 станций, кото­ рые решают судьбу плана. Разве сейчас эти стаицни выделены в ка­ ком-либо отношении — политиче- і точный смысл.. . Его рука, про­ тянутая вперед, и немного подня­ тая вверх ладонь, которая как бы взвешивала каждое слово, отсеи­ вая фразы противников, заме­ няя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса итти своим пу­ тем, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуа­ зией,—все это было необыкно­ венно и говорилось им, Лени­ ным, как-то не от себя, а дей­ ствительно, по воле истории. Слитность, законченность, пря­ мота и сила его речи, весь он на кафедре,—точно произведе­ ние классического искусства: все есть и ничего лишнего, ни­ каких украшений, а если они были, их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке" х). После декабрьского восстания 1905 г. Ленин больше всего з а ­ ботился о том, чтобы сохранить от разгрома большевистские кад ры, вывести их из боя с наимень­ шими потерями. j И Ленин руководит в этот т я ­ желейший период русской исто­ рии большевистской партией, бо­ рясь против ликвидаторов спра­ ва, и против мелкобуржуазной революционности впередовцев- оппортунистов, и против Иудуш-1 ки-Троцкого, сколачивающего „августовский блок® вгех анти-j ленинских элемептов. На новом под‘еме перед войною Ленин СОбираѲТ партию, восстанавливая' на Пражской конференции в ян­ варе 1912 г. большевистский ЦК, в котором с этого времени бес­ сменно работает товарищ Ста­ лин, вся деятельность которого, начиная с первой революции, тесно связана с деятельностью Ленина. Ленин живет в эмигра­ ции; Сталин—в промежутки меж­ ду арестами, ссылками и побе­ гами из ссылки — работает в России,—организует и редакти­ рует „Правду*, руководит дум- Стопт только руки приложить к этому делу по-революционному, по- большевистски, а не по-чиновниче- ски и простои вагонов резко сокра­ тятся на этих станциях. В том-то и беда, что на желез­ ных дорогах слишком много измери­ телей, слишком много учета и слиш­ ком мало настоящей борьбы. Сейчас напряжения в работе сор­ тировочных станций не чувствуется. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СМОТРИ НА 3-й СТРАНИЦЕ) 1) М. Горький. „В. И. Ленин*4. ской фракцией, пишет замеча­ тельную работу по националь­ ному вопросу. Движение гигант­ ски растет. Но уже слышны ра­ скаты мировой империалистиче­ ской войны, грохочут пушки, миллионы солдат брошены на фронт, и кровавая волна шови­ низма заливает мир. Одна наша партия в этот пе­ риод—на боевом посту. Еще в русско-японской войне 1904— 1905 гг. мы, большевики, были пораженцами. По этой линии идет размежевание во всем ра ­ бочем движении. Ленин органи­ зует интернационалистические „пораженческие® элементы, ве ­ дет яростную атаку против обо­ ронцев, социал-шовинистов и их помощников —центристов, пред­ ставителями которых в России были Троцкий и Мартов. Нена­ видимый всей мировой буржуа­ зией, травимый социал-шовини стами, Ленин сплачивает левые элементы I I Интернационала в Циммервальде, резко критикуя шатания Бухарина, Радека, Пя­ такова, Зиновьева, Шляпникова, бичуя недостойное поведение на суде Каменева, позорно, трусли­ во отрекшегося от солидарности с ЦК по вопросу об отношении к войне. С огромным трудом налажены связи с Россией, где назревает вторая революция. В августе 1915 г. в предвидении этой революции Ленин выступает в печати со статьей „О лозунге Соединенных Штатов Европы", в которой, исходя из разрабо­ танного им закона неравномер­ ности экономического и полити­ ческого развития капитализма, Ленин высказал уверенность в том, что ..возможна победа социализ­ ма первоначально в немногих илі даже в одной, отдельно ія то і, каіитш- стинемоі стране * l ) Ленин не только дожил до пролетарской революции. Он был ее организатором, вождем. Апрельские тезисы Ленина ») В. И. Ленин. Том ХГШ, стр. 232.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz