Полярная правда. 1935, апрель.
НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНЫ СМЕЛЫЕ ЛЮДИ Герои Советского Союза = ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩИ! Я иду на льдину. Курс-норд, бесконечная бело синяя хаотическая равнина, трещины, нагромождения льда. Берег пропал. Держу строго по курсу. Набегают клочья тумана. Ушаков что-то быстро записы вает в книжку. Туман обвола кивает нас ватой. Курс, курс, точно по курсу! И на 36-й минуте, после де сятка обманных теней и верти кально-стоящих льдин, прини маемых за людей, в трех-четы- рех километрах от правого бор та вижу длинный-длипныіі слой дыма... Два покачивания крылом Ушаков бросается к правым окнам, резкий разворот само лета вправо и... люди стоят, не двигаясь, на месте, с подняты ми руками. На вышке красный флаг. Самолет ревет победным гулом. Спокойно, Слепнев, ты нашел лагерь. Несколько кругов. Посадка. —' Вот, Отто Юльевич, где пришлось встретиться. Здрав ствуйте, товарищи! М. СЛЕПНЕВ НАСТОЯЩАЯ ЗЕМЛЯ! Я взял трех человек: Кренке ля, Иванова и Боброва. Кама нин взял одного челюскинца, фамилии его не помню, и во семь собак. Что же, нужно вылетать... мо торы работали. Иду, вижу, что то лежит, чернеет, смотрю два чемодана, один фибровый. Че моданы пустые. Решил взять: .Найдутся хозяева, будут бла годарить." Потом, хотя кругом все бело, вижу еще что-то бе леет, оказывается белье, теплое белье—штук сто. Тут же лежит матрап. Погрузил. Кажется все... Іоднялись. Я сделал прощаль ный круг. Через 45 минут мы прилете ли на материк. Все были нам рады. Выпустили собак, собаки тоже рады, что выр вались из самолета. То, что мы взяли собак, имело особое зна чение. Собак нельзя там было оставлять ни в коем случае, по тому что собаки для чукчей—все. Я сказал Кренкелю: —Пощупай, это земля, на стоящая земля. Теперь тебя не будет носить ни на ю г ,, ни на север. М. ВОДОПЬЯНОВ. ОКАЗАЛОСЬ— ЖИВ Стрелка быстро бежит вниз. Высота небольшая. Подо мной блеснули торосы. Машина на столько отяжелела, что трудно становится управлять. Она все время продолжает леденеть. Впереди почти ничего не видно. С левой стороны на стекле ви ден маленький глазок. Очевидно ударяла теплая струя воздуха и не давала обледенеть этому ме сту. Опять мелькнули торосы, и опять ничего нѳ видно. Левой рукой я разбиваю стекло. Вры вается сильная струя воздуха. Вижу, как торосы двигаются прямо на меня. Вытягиваю са молет на себя и вдург—толчок. Треск. Понимаю—правой лы жи нет. Вижу внизу полосу от торосов и черный берег. Рассчитываю на эту полосу. Чувствую: ма шина проваливается совершенно. Успеваю накрутить до отказа стабилизатор. Выключаю кон такт. Крепко держу штурвал. Слышу хрипящий звук самолета. Соображаю: это от встречи фю зеляжа со льдом. Самолет бежит. В глазах потемнело. СЛУЧАЙ H I 1387 КИЛОМЕТРЕ Пионерка Ш|рі ПОПОВ! возвра щалась домой из школы. Смер калось. Она шла по линии же лезной дороги—по хорошо зна комому пути, где работает об ходчиком ее отеп. На одном из километров Шу ра заметила поврежденный рельс. Кусок головки от конца разме ром в 17 сантиметров отскочил в сторону. Можно было пройти мимо, не придав значения повреждению. В этом не было бы ничего осо бенного—ведь Шуре всего толь ко 12 лет. Но пионерка Шура поступила иначе. Она подняла кусок обломанной головки рель са и вложила его на старое место. Потом она быстро побежала в ремонтную бригаду и, захле бываясь словами от волнения, рассказала бригадиру о повреж дении пути. На месте происшествия бри гадир сменил поврежденный рельс. Крушение поезда было предотвращено. И Шура снова пошла домой по линии железной дороги—по В ШТОРМ В январе море отчаянно штормо вало. Шквал свистел в вантах су дов. Районы пловучего города в За падной Лице переместились ближе к берегу — в тихие места. Боль шинство Сотов отстаивалось m якоре. Но вдруг ветер издалека донес стук мотора. На середину залива выходит бот. На его борту можно прочесть: — м/б «Ленин»' («Тармо»). Это бригада Леонарда Юнтонена выходит на лов. ’ Затем появляется другой бот: на промысел выходит бригада тов. Не- линсальми. Бригада тов. Юнтонена в январе штормовала всего шесть раз, осталь ные штормовали гораздо больше. Смелость и отвага — славная традиция советских моряков. И эту традицию усвоил рыбак Леонард Юнтонеи. щ Герои Советского Союза - .хорошо знакомому пути, где ра- <>чнулся только тогда, когда ботает обходчиком ее отец, увидел, что > шаков тормошит 0 То было 13 марта 1935 г. меня за плечо и спрашивает: на і з 87 километре Кировской „ 1ы жив, жив?- Оказалось жив. железной дороги, невдалеке от С. ЛЕВАНЕВСКИЙ. станции Кица. А. Погосов МЕХАНИК „ЧЕЛЮСКИНА41 С П У С Т Я г о д Год! Ровно год отделяет нас от | того памятного 13-го апреля, копа нынешние герои Советского Союза рапортовали стране Советов, трудя щимся Союза, партии, любимому во ждю Сталину и всему миру — «по следние шесть вывезены! Лагерь Шмидта ликвидирован». Ровно год, как в шумном, оживленном совет ском поселке, затерянном во льдіх Чукотского моря, не осталось нико го. Год с тех пор, как с самолета «дяди Васи» — Молокова — лю бимца всех челюскинцев, я смотрел на опустевший лагерь. Только три алых стяга развева лись, четко выделяясь в белизне арктических льдов... Челюскинцы спасены! Спасены усилиями, волен трудящихся. Отважными летчиками, победой пятилетки, инициативой Иосифа Виссарионовича. II после незабываемого возвраще ния, после теплых, до слез доводя щих встреч, после всеобщего торже ства всей нашей родины, челюскин цы вернулись вновь к труду, ста ли в многомиллионную шеренгу бойцов, героев социалистического отечества. Где сейчас они? Что делают? Ка кими путями идут челюскинцы? ...ОН ОХРАНЯЛ КОЛХОЗНОЕ СТАДО Волки караулили стадо упор нее пастухов. Каждый день при носил потери. Вчера недосчи тали восьми оленей, сегодня— пяти Кривая волчья тропа очертила стадо. Пастухи были бессильны бо роться с волками. За осень 1934 года оленье стадо колхоза „Красная тундра потеряло 200 с лишним голов. Афанасий Матрехин не был пастухом. Оя был председате лем колхоза. Но он выехал в стадо, захватил винтовку и стал караулить волков. Волки подходили бесшум но и неожиданно. Они появля лись в тех местах, где их не ждали пастухи. И снова каждый день были днем потери. Уже ночь была на-исходе, когда, наконец, неслышно пришла волчья стая. Афоня спрятался за пригорком и ждал, когда они подойдут близко. Он сел с под ветренной 'стороны, волки его не чуяли. Они узнали о нем только тогда, когда первый вы стрел свалил вожака стаи. Тог да с воем они побежали к хол му, не боясь человека. Но за первым выстрелом последовал второй. Снова свалился волк, но стая не унималась. Последний седьмой волк был уже совсем близко, когда и его свалил выстрел. БИОГРАФИЯ МОЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ Я человек спокойный. Скажу по-честному, самые сильные волнения я пережил не в Арк тике, не в облаках над Паль- Пальеким хребтом, а на пути из Петропавловска до Красной площади в Москве, когда нас чествовала вея страна во главе с нашим любимым Сталиным. У йеня, как у командира и бойца Красной армии, была счастливая мысль: „Если борь ба за спасение челюскинцев так всколыхнула J b c h ) страну, что же будет, когда придется спа сать нашу родину от внешних врагов? Ведь тогда поднимутся миллионы и сокрушат любого противника*. Ну, а что касается меня, то я—советский летчик. Все, что я сделал, мог бы сделать и любой красный военлет. Биография моя только начинается. Моя жизнь еще вся впереди. Полеты на север для меня— испытание. Экзамен выдержал, но вернусь в свою часть и бу ду еще учитьея. Беседуя с летчиками и челю скинцами в Кремле, тов. Сталин сказал; — Нашей стране нужны сме лые люди! Я буду учиться, воспитывая в себе смелость, совершенствуя свое летное искусство. И в ту минуту, когда кто либо посмеет поднять руку против нашей ро дины, я поднимусь со своим соединением в воздух, полечу, куда прикажут, в любую точку земного шара, буду бомбить и стрелять так, чтобы отбить охо ту к нападению на СССР. Н. КАМАНИН. • ) Написано с п еци а л ьн о д л я „П о л я р н о й правды*. о о о Ни для одного из них все эти испытания не прошли даром. Ка ждый из них растет, каждый из ник пополняет свои знания, опыт, чтобы оправдать то внимание, те труды, которые были потрачены иа нх спа сение. В Америке у Слепнева, по пути к лагерю Шмидта, практичные аме риканцы спросили: «Мистер Слеп нев, скажите, разве та организация, которая организует спасение сотни людей, посылая самолеты, ледоколы, суда, дирижабли, вездеходы и аэро сани, разве эта организация выдер жит, не обанкротится? Ведь из этой сотни даже сам профессор Шмидт живет на жаловании и не имеет ни капиталов, ни недвижимого имуще ства, ни текущего счета в бан ках...». Разве понять им, что наша «ор ганизация» не обанкротится? Разве могут видеть они те проценты, ко торые дают вложенные в спасение средства. Вот кочегар Вася Громов. Комсо молец. Совсем молодой.Теперь он в Архангельске одним из первых кончает школу пилотов и уже само стоятельно летает. И трудно себе представить Васю, такого здоровогэ, отличавшегося своей необычной си лой, за рулем изящного и хрупкого «ША-2». За тонкими и ломкими Тов. ПОГОСОВ приборами и аппаратами. Или Сте па Фетин. Машинист-ударник. Те перь не менее ударно кончает вме сте с Васей ту же школу. А Гри ша Дурасов? А Костя Кожин? Пер вый матрос, второй — служитель на зимовке. Они оба в Транспорт ной академии грызут гранит науки. А через несколько лет они будут командирами-строителями на вод ном транспорте. Я не узнал Гришу Дурасова в Москве, когда встретил высокого, сильного, стройного ко мандира в обтянутой шинели и шле ме. Это уже не тот Гриша, которого в шутку звали «Три лошадиные си лы» и который молча и легко де лал работу за двоих. Матрос Сенцов учится в Мортех- никуме на штурмана. А через год и даже в этом году получит звание инженера-судостроителя. Задоров — машинист и секретарь ячейки че люскинцев, Мартисов — машинист, Нестеров — машинист, Апонин Але ша — отсекр комсомольцев и маши нист и, наконец, Филиппов и Колес ниченко — оба механики. Все они студенты института, направленные на «Челюскин» для практики, ото рвавшиеся от учебы и теперь наго няющие, и очень успешно, своих товарищей по учебе. Всех пе перечесть, не указать. Человек десять плавают на судах Совторгфлота, повышая свою квали фикацию. Вот здесь, иа промысле гренландского тюленя, в Белом мо ре, на ледоколах работают пять че люскинцев: штурмана, кочегары, матросы. Многие, большинство из нас, оста лись п работают в системе Главсев- морпути, под руководством вождя по лярников Отто Юльевича Шмидта. На научной работе, на судах, в под готовке экспедиций, на постройке новых ледоколов, на промысле тю леня или просто в системе аппара та. Работают, готовятся к летней навигации в Арктике, к новому бою с суровой стихией, со льдами, за I освоение несметных богатств далеко го севера. Владимир Иванович Во ронин на ледоколе «Ермак» откры вает навигацию в Балтийском ми ре, проводя иностранные суда и на ши в Ленинград и из Ленинграда. А что делают наши отважные летчики — герои Советского Союза? Они скромно, просто, буднично со вершают беспримерные в истории перелеты, прокладывая трассу, пути в Арктику, в самые отрезанные уголки Советского Союза. Молонов— на о. Диксон, Водопьянов — на мыс Шмидта, Куканов — на о. Вранге ля, Фарих — на Вайгач, Галы- шев — на Игарку. Ведь это тысячи километров пур ги, туманов, морозов, неизведанных мест, ледяных пустынь. Тов. ВОДОПЬЯНОВ Тов. КАМАНИН Тов: ГРОМОВ Рисунки художника Е . Кацман. Молодой, вчерашний комсомолец, теперь герой Советского Союза и член правительства (как и осталь ные герои Союза) Коля Каманин учится в Военно-Воздушной акаде мии вместе со своим штурманом Ша- лыгановым, который безошибочно приводил самолеты к лагерю Шмидтл і» Пивинштейном — летчиком его от ряда, пожертвовавшим свою маши ну командиру, чтобы не срывать поставленной задачи. А Федя Решетнинов, любимец всех челюскинцев, шутник и организатор здорового веселья, бодрого настрое ния, инициатор ледовой газеты и автор «Крокодила». Недавно в Мо скве была выставка его картин. Он сумел развернуть свои способности, показав победу коллективной воли над суровой и страшной Арктикой. Много, много их! Летчиков, борт механиков, кочегаров, штурманов, матросов, строителей-плотников, на учных работников и просто механи ков. Спасенные, возвращенные тру ду, в семью трудящихся, они воз вращают проценты на потраченный капитал. И пусть знают практич ные «американцы», что наша «ор ганизация» никогда не обанкротит ся, ибо миллионы людей, миллионы героев, строителей соціГализиа — акционеры и пайщики этой «орга низации», и что на смену ии ра стут столько же миллионов ма леньких героев, здоровых, крепких, новых. И что в числе их малень кая Карина Васильева, рожден ная в Карском море на борту «Че- і люскина», бегает по двору в Ле нинграде, служа предметом восхи щения, гордости, почитания м здо ровой детской зависти. ПОДВИГ В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ «Сакко» шел из Гулля. Туман ітоі- нпмался над водой. На вторые сут ки рейса разыгрался * жестокиіі шторм. Это было в Северной Атлан тике, когда пароход вышел из шхер. Внезапно сплошную темноту проре зает яркий свет. Путанная нервной рукой светограмма призывает помочі. людям, находящимся на гибнущем судне. Девять советских моряков сели в шлюпку, с риском для собствен ной жизни спустились на воіу, и пошли на помощь иорякам •; гибну щего норвежского судна «Фро». Р> это время шторм достиг 10 баллов. Волиы кидали шлюпку грозя, ка ждую минуту сиыть отважные сиельчаков. Но они шли вперед, д о с т и г л и места аварии н спасли 12 норвежских моряков. ПЯТЕРКА ОТВАЖНЫХ В начале декабря прошлого года от берегов далекого Байкала вышли иа лыжах пять комсомольцев-дина мовцев, взяв курс на Мурманск. Они шли через Байкальские кря жи, реки, тайгу, тундру, Уральский хребет. Они шли по неизведанным тро- I пам. Верховья рек, которые при- Iшлось пересекать, оказались талы- 1ии. Бурелоны заставляли проби раться ползком. Они были не только лыжниками, но и исследователями. На переход* к Обдорску они открыли нефть, гранит и золото. I Позади— 7.600 километров прой- ■денного пути. Впереди Мурманск, [воды Баренцова моря — финал ге роического перехода пятерки отваж- 1ных комсомольцев. Тгв. СЛЕПНЕВ Тов. ЛЕВАНЕВСКИ ІІ Тов. ЛЯППДЕВСКИП Тов . ДОРОНИН Toe. м о л о н о в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz