Полярная правда. 1935, апрель.

НАШЕЙ СТРАНЕ НУЖНЫ СМЕЛЫЕ ЛЮДИ Герои Советского Союза = ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩИ! Я иду на льдину. Курс-норд, бесконечная бело­ синяя хаотическая равнина, трещины, нагромождения льда. Берег пропал. Держу строго по курсу. Набегают клочья тумана. Ушаков что-то быстро записы­ вает в книжку. Туман обвола­ кивает нас ватой. Курс, курс, точно по курсу! И на 36-й минуте, после де­ сятка обманных теней и верти­ кально-стоящих льдин, прини­ маемых за людей, в трех-четы- рех километрах от правого бор­ та вижу длинный-длипныіі слой дыма... Два покачивания крылом Ушаков бросается к правым окнам, резкий разворот само­ лета вправо и... люди стоят, не двигаясь, на месте, с подняты­ ми руками. На вышке красный флаг. Самолет ревет победным гулом. Спокойно, Слепнев, ты нашел лагерь. Несколько кругов. Посадка. —' Вот, Отто Юльевич, где пришлось встретиться. Здрав­ ствуйте, товарищи! М. СЛЕПНЕВ НАСТОЯЩАЯ ЗЕМЛЯ! Я взял трех человек: Кренке­ ля, Иванова и Боброва. Кама ­ нин взял одного челюскинца, фамилии его не помню, и во­ семь собак. Что же, нужно вылетать... мо­ торы работали. Иду, вижу, что то лежит, чернеет, смотрю два чемодана, один фибровый. Че­ моданы пустые. Решил взять: .Найдутся хозяева, будут бла­ годарить." Потом, хотя кругом все бело, вижу еще что-то бе­ леет, оказывается белье, теплое белье—штук сто. Тут же лежит матрап. Погрузил. Кажется все... Іоднялись. Я сделал прощаль­ ный круг. Через 45 минут мы прилете­ ли на материк. Все были нам рады. Выпустили собак, собаки тоже рады, что выр­ вались из самолета. То, что мы взяли собак, имело особое зна­ чение. Собак нельзя там было оставлять ни в коем случае, по­ тому что собаки для чукчей—все. Я сказал Кренкелю: —Пощупай, это земля, на­ стоящая земля. Теперь тебя не будет носить ни на ю г ,, ни на север. М. ВОДОПЬЯНОВ. ОКАЗАЛОСЬ— ЖИВ Стрелка быстро бежит вниз. Высота небольшая. Подо мной блеснули торосы. Машина на­ столько отяжелела, что трудно становится управлять. Она все время продолжает леденеть. Впереди почти ничего не видно. С левой стороны на стекле ви­ ден маленький глазок. Очевидно ударяла теплая струя воздуха и не давала обледенеть этому ме­ сту. Опять мелькнули торосы, и опять ничего нѳ видно. Левой рукой я разбиваю стекло. Вры­ вается сильная струя воздуха. Вижу, как торосы двигаются прямо на меня. Вытягиваю са­ молет на себя и вдург—толчок. Треск. Понимаю—правой лы­ жи нет. Вижу внизу полосу от торосов и черный берег. Рассчитываю на эту полосу. Чувствую: ма­ шина проваливается совершенно. Успеваю накрутить до отказа стабилизатор. Выключаю кон­ такт. Крепко держу штурвал. Слышу хрипящий звук самолета. Соображаю: это от встречи фю­ зеляжа со льдом. Самолет бежит. В глазах потемнело. СЛУЧАЙ H I 1387 КИЛОМЕТРЕ Пионерка Ш|рі ПОПОВ! возвра­ щалась домой из школы. Смер­ калось. Она шла по линии же­ лезной дороги—по хорошо зна­ комому пути, где работает об­ ходчиком ее отеп. На одном из километров Шу ­ ра заметила поврежденный рельс. Кусок головки от конца разме­ ром в 17 сантиметров отскочил в сторону. Можно было пройти мимо, не придав значения повреждению. В этом не было бы ничего осо­ бенного—ведь Шуре всего толь­ ко 12 лет. Но пионерка Шура поступила иначе. Она подняла кусок обломанной головки рель­ са и вложила его на старое место. Потом она быстро побежала в ремонтную бригаду и, захле­ бываясь словами от волнения, рассказала бригадиру о повреж­ дении пути. На месте происшествия бри­ гадир сменил поврежденный рельс. Крушение поезда было предотвращено. И Шура снова пошла домой по линии железной дороги—по В ШТОРМ В январе море отчаянно штормо­ вало. Шквал свистел в вантах су­ дов. Районы пловучего города в За­ падной Лице переместились ближе к берегу — в тихие места. Боль­ шинство Сотов отстаивалось m якоре. Но вдруг ветер издалека донес стук мотора. На середину залива выходит бот. На его борту можно прочесть: — м/б «Ленин»' («Тармо»). Это бригада Леонарда Юнтонена выходит на лов. ’ Затем появляется другой бот: на промысел выходит бригада тов. Не- линсальми. Бригада тов. Юнтонена в январе штормовала всего шесть раз, осталь­ ные штормовали гораздо больше. Смелость и отвага — славная традиция советских моряков. И эту традицию усвоил рыбак Леонард Юнтонеи. щ Герои Советского Союза - .хорошо знакомому пути, где ра- <>чнулся только тогда, когда ботает обходчиком ее отец, увидел, что > шаков тормошит 0 То было 13 марта 1935 г. меня за плечо и спрашивает: на і з 87 километре Кировской „ 1ы жив, жив?- Оказалось жив. железной дороги, невдалеке от С. ЛЕВАНЕВСКИЙ. станции Кица. А. Погосов МЕХАНИК „ЧЕЛЮСКИНА41 С П У С Т Я г о д Год! Ровно год отделяет нас от | того памятного 13-го апреля, копа нынешние герои Советского Союза рапортовали стране Советов, трудя­ щимся Союза, партии, любимому во­ ждю Сталину и всему миру — «по­ следние шесть вывезены! Лагерь Шмидта ликвидирован». Ровно год, как в шумном, оживленном совет­ ском поселке, затерянном во льдіх Чукотского моря, не осталось нико­ го. Год с тех пор, как с самолета «дяди Васи» — Молокова — лю­ бимца всех челюскинцев, я смотрел на опустевший лагерь. Только три алых стяга развева­ лись, четко выделяясь в белизне арктических льдов... Челюскинцы спасены! Спасены усилиями, волен трудящихся. Отважными летчиками, победой пятилетки, инициативой Иосифа Виссарионовича. II после незабываемого возвраще­ ния, после теплых, до слез доводя­ щих встреч, после всеобщего торже­ ства всей нашей родины, челюскин­ цы вернулись вновь к труду, ста­ ли в многомиллионную шеренгу бойцов, героев социалистического отечества. Где сейчас они? Что делают? Ка­ кими путями идут челюскинцы? ...ОН ОХРАНЯЛ КОЛХОЗНОЕ СТАДО Волки караулили стадо упор­ нее пастухов. Каждый день при­ носил потери. Вчера недосчи­ тали восьми оленей, сегодня— пяти Кривая волчья тропа очертила стадо. Пастухи были бессильны бо­ роться с волками. За осень 1934 года оленье стадо колхоза „Красная тундра потеряло 200 с лишним голов. Афанасий Матрехин не был пастухом. Оя был председате лем колхоза. Но он выехал в стадо, захватил винтовку и стал караулить волков. Волки подходили бесшум­ но и неожиданно. Они появля­ лись в тех местах, где их не ждали пастухи. И снова каждый день были днем потери. Уже ночь была на-исходе, когда, наконец, неслышно пришла волчья стая. Афоня спрятался за пригорком и ждал, когда они подойдут близко. Он сел с под­ ветренной 'стороны, волки его не чуяли. Они узнали о нем только тогда, когда первый вы­ стрел свалил вожака стаи. Тог­ да с воем они побежали к хол­ му, не боясь человека. Но за первым выстрелом последовал второй. Снова свалился волк, но стая не унималась. Последний седьмой волк был уже совсем близко, когда и его свалил выстрел. БИОГРАФИЯ МОЯ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ Я человек спокойный. Скажу по-честному, самые сильные волнения я пережил не в Арк тике, не в облаках над Паль- Пальеким хребтом, а на пути из Петропавловска до Красной площади в Москве, когда нас чествовала вея страна во главе с нашим любимым Сталиным. У йеня, как у командира и бойца Красной армии, была счастливая мысль: „Если борь­ ба за спасение челюскинцев так всколыхнула J b c h ) страну, что же будет, когда придется спа­ сать нашу родину от внешних врагов? Ведь тогда поднимутся миллионы и сокрушат любого противника*. Ну, а что касается меня, то я—советский летчик. Все, что я сделал, мог бы сделать и любой красный военлет. Биография моя только начинается. Моя жизнь еще вся впереди. Полеты на север для меня— испытание. Экзамен выдержал, но вернусь в свою часть и бу­ ду еще учитьея. Беседуя с летчиками и челю­ скинцами в Кремле, тов. Сталин сказал; — Нашей стране нужны сме­ лые люди! Я буду учиться, воспитывая в себе смелость, совершенствуя свое летное искусство. И в ту минуту, когда кто либо посмеет поднять руку против нашей ро­ дины, я поднимусь со своим соединением в воздух, полечу, куда прикажут, в любую точку земного шара, буду бомбить и стрелять так, чтобы отбить охо­ ту к нападению на СССР. Н. КАМАНИН. • ) Написано с п еци а л ьн о д л я „П о ­ л я р н о й правды*. о о о Ни для одного из них все эти испытания не прошли даром. Ка­ ждый из них растет, каждый из ник пополняет свои знания, опыт, чтобы оправдать то внимание, те труды, которые были потрачены иа нх спа­ сение. В Америке у Слепнева, по пути к лагерю Шмидта, практичные аме­ риканцы спросили: «Мистер Слеп­ нев, скажите, разве та организация, которая организует спасение сотни людей, посылая самолеты, ледоколы, суда, дирижабли, вездеходы и аэро­ сани, разве эта организация выдер­ жит, не обанкротится? Ведь из этой сотни даже сам профессор Шмидт живет на жаловании и не имеет ни капиталов, ни недвижимого имуще­ ства, ни текущего счета в бан­ ках...». Разве понять им, что наша «ор­ ганизация» не обанкротится? Разве могут видеть они те проценты, ко­ торые дают вложенные в спасение средства. Вот кочегар Вася Громов. Комсо­ молец. Совсем молодой.Теперь он в Архангельске одним из первых кончает школу пилотов и уже само­ стоятельно летает. И трудно себе представить Васю, такого здоровогэ, отличавшегося своей необычной си­ лой, за рулем изящного и хрупкого «ША-2». За тонкими и ломкими Тов. ПОГОСОВ приборами и аппаратами. Или Сте­ па Фетин. Машинист-ударник. Те­ перь не менее ударно кончает вме­ сте с Васей ту же школу. А Гри­ ша Дурасов? А Костя Кожин? Пер­ вый матрос, второй — служитель на зимовке. Они оба в Транспорт­ ной академии грызут гранит науки. А через несколько лет они будут командирами-строителями на вод­ ном транспорте. Я не узнал Гришу Дурасова в Москве, когда встретил высокого, сильного, стройного ко­ мандира в обтянутой шинели и шле­ ме. Это уже не тот Гриша, которого в шутку звали «Три лошадиные си­ лы» и который молча и легко де­ лал работу за двоих. Матрос Сенцов учится в Мортех- никуме на штурмана. А через год и даже в этом году получит звание инженера-судостроителя. Задоров — машинист и секретарь ячейки че­ люскинцев, Мартисов — машинист, Нестеров — машинист, Апонин Але­ ша — отсекр комсомольцев и маши­ нист и, наконец, Филиппов и Колес­ ниченко — оба механики. Все они студенты института, направленные на «Челюскин» для практики, ото­ рвавшиеся от учебы и теперь наго­ няющие, и очень успешно, своих товарищей по учебе. Всех пе перечесть, не указать. Человек десять плавают на судах Совторгфлота, повышая свою квали­ фикацию. Вот здесь, иа промысле гренландского тюленя, в Белом мо­ ре, на ледоколах работают пять че­ люскинцев: штурмана, кочегары, матросы. Многие, большинство из нас, оста­ лись п работают в системе Главсев- морпути, под руководством вождя по­ лярников Отто Юльевича Шмидта. На научной работе, на судах, в под­ готовке экспедиций, на постройке новых ледоколов, на промысле тю­ леня или просто в системе аппара­ та. Работают, готовятся к летней навигации в Арктике, к новому бою с суровой стихией, со льдами, за I освоение несметных богатств далеко­ го севера. Владимир Иванович Во­ ронин на ледоколе «Ермак» откры­ вает навигацию в Балтийском ми­ ре, проводя иностранные суда и на­ ши в Ленинград и из Ленинграда. А что делают наши отважные летчики — герои Советского Союза? Они скромно, просто, буднично со­ вершают беспримерные в истории перелеты, прокладывая трассу, пути в Арктику, в самые отрезанные уголки Советского Союза. Молонов— на о. Диксон, Водопьянов — на мыс Шмидта, Куканов — на о. Вранге­ ля, Фарих — на Вайгач, Галы- шев — на Игарку. Ведь это тысячи километров пур­ ги, туманов, морозов, неизведанных мест, ледяных пустынь. Тов. ВОДОПЬЯНОВ Тов. КАМАНИН Тов: ГРОМОВ Рисунки художника Е . Кацман. Молодой, вчерашний комсомолец, теперь герой Советского Союза и член правительства (как и осталь­ ные герои Союза) Коля Каманин учится в Военно-Воздушной акаде­ мии вместе со своим штурманом Ша- лыгановым, который безошибочно приводил самолеты к лагерю Шмидтл і» Пивинштейном — летчиком его от­ ряда, пожертвовавшим свою маши­ ну командиру, чтобы не срывать поставленной задачи. А Федя Решетнинов, любимец всех челюскинцев, шутник и организатор здорового веселья, бодрого настрое­ ния, инициатор ледовой газеты и автор «Крокодила». Недавно в Мо­ скве была выставка его картин. Он сумел развернуть свои способности, показав победу коллективной воли над суровой и страшной Арктикой. Много, много их! Летчиков, борт­ механиков, кочегаров, штурманов, матросов, строителей-плотников, на­ учных работников и просто механи­ ков. Спасенные, возвращенные тру­ ду, в семью трудящихся, они воз­ вращают проценты на потраченный капитал. И пусть знают практич ные «американцы», что наша «ор­ ганизация» никогда не обанкротит­ ся, ибо миллионы людей, миллионы героев, строителей соціГализиа — акционеры и пайщики этой «орга­ низации», и что на смену ии ра­ стут столько же миллионов ма­ леньких героев, здоровых, крепких, новых. И что в числе их малень­ кая Карина Васильева, рожден­ ная в Карском море на борту «Че- і люскина», бегает по двору в Ле­ нинграде, служа предметом восхи­ щения, гордости, почитания м здо­ ровой детской зависти. ПОДВИГ В СЕВЕРНОЙ АТЛАНТИКЕ «Сакко» шел из Гулля. Туман ітоі- нпмался над водой. На вторые сут­ ки рейса разыгрался * жестокиіі шторм. Это было в Северной Атлан­ тике, когда пароход вышел из шхер. Внезапно сплошную темноту проре­ зает яркий свет. Путанная нервной рукой светограмма призывает помочі. людям, находящимся на гибнущем судне. Девять советских моряков сели в шлюпку, с риском для собствен­ ной жизни спустились на воіу, и пошли на помощь иорякам •; гибну­ щего норвежского судна «Фро». Р> это время шторм достиг 10 баллов. Волиы кидали шлюпку грозя, ка­ ждую минуту сиыть отважные сиельчаков. Но они шли вперед, д о ­ с т и г л и места аварии н спасли 12 норвежских моряков. ПЯТЕРКА ОТВАЖНЫХ В начале декабря прошлого года от берегов далекого Байкала вышли иа лыжах пять комсомольцев-дина­ мовцев, взяв курс на Мурманск. Они шли через Байкальские кря­ жи, реки, тайгу, тундру, Уральский хребет. Они шли по неизведанным тро- I пам. Верховья рек, которые при- Iшлось пересекать, оказались талы- 1ии. Бурелоны заставляли проби­ раться ползком. Они были не только лыжниками, но и исследователями. На переход* к Обдорску они открыли нефть, гранит и золото. I Позади— 7.600 километров прой- ■денного пути. Впереди Мурманск, [воды Баренцова моря — финал ге­ роического перехода пятерки отваж- 1ных комсомольцев. Тгв. СЛЕПНЕВ Тов. ЛЕВАНЕВСКИ ІІ Тов. ЛЯППДЕВСКИП Тов . ДОРОНИН Toe. м о л о н о в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz