Полярная правда. 1935, апрель.
4ЛОСінфА М УРМ HOSAfl a ? 3 „ ___ о Ва н о в о - л Ѵ.ОГГГППТШІѴ,СИБИРСКИЕ- ц . I A M T U E АНАЛЫР^ WW t f . МОРГ А Р Х А Ь Г П п-ов Т аймыр Р) sV, kAMEHCbfCE гДУДИНкД С Х Е М А , ОСНОВНЫХ РЕЙСОВ СЕВ. МОР. ПУТИ / ______ в 1 9 3 5 г /г< ЧОРИЛЬСК Г И Ж И Г А гнЬиГАрКХЧ Ш пицб ер ген с е в е р н ы й л е д о в и т ы й о к е д н w ' WOTtlM МОРЕ <Ув ВРАНГЕЛЯ ЗЙМУ1Я^5°АН* л А ОСНОВНАЯ БАЗА СЕВМОРПУ 7 И Д и р е к т о р В с е с о ю з н о г о А р к т и ч е с к о г о И н с т и т у т а п р о ф . Р . Л . С А М О Й Л О В И Ч ПУТЬ К ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ Мурманск становится основной базой Севморпути. До последних лет проведение полярных экспедиций, снаряжение их было возложено на Архангельск. Но сейчас, когда 73 па рохода пойдут по Северному пути, Мурманск станет, основной отправ ной западной базой. В феврале месяце этого года в Мурманске было создано единое управление Севморпути с хозрасчет ными единицами — морское отде-# ление, Арктикснаб, УРС Арк- тикуголь и строительство Судоре монтного завода. Новому управлению были прида ны самостоятельные функции, на него бы.ім возложены большие зада чи, разрешение которых требовало и потребует еще большего напряжения и максимальной оперативности в ра боте. Впервые в этом году мы прово дили северный морской промысел на гренландского тюленя. По сравпе- нию с прошлыми годами в текущей кампании участвует гораздо боль ший тоннаж. Впервые принимает участи»* в промысле ледокольный пароход «Садко», 18 лет про лежавший на морском дне и в 1933 году поднятый краснознамен ным ЭПРОН'ом. «Садко» выполнил годовое зада ние за первый рейс на 85 проц, н среди ледоколов он занимает первое место. Вслед за ним идзт ■ краснознаменный ледокол «Сибирч- ков», выполнивший задание на 82,7 проц. Но зверобойным судам первое ме сто занимает «Ленсовет», выполнив ший задание на 106 проц. и «Смольный»— на 10-4 проц. Осталь ные зверобойные суда также суме ли с честью справиться с планами и не только выполнить нх, но и перевыполнить. Общее выполнение годового плана за первый рейс составляет 70 проц. Мы имеем увеличение против пер вого рейса 1934 года на 11,6 проц. Согласованная работа крупного флота со зверобойными судами обес печила и обеспечивает сейчас по беды на зверобойном промысле в Белом море. Большую помощь ока зывает авиоразведка, руководимлч испытанным краснознаменным лет чиком Бабушкиным. Успешно завершив программу первого рейса, мы сумели впервые в истории северного зверобойно-’о промысла выпустить суда во второй рейс 1 апреля. Сейчас еще прежде временно говорить об окончательных но и предварительные .дан ные дают все основания утверждать, что промысловый план 2-го рейса будет перевыполнен. Во втором рейсе на 12 апреля первое место но ледоколам занимает «Сибиряков», второе — «Садко»; чо зверобойным судам на первом месте «Смольный», на втором — «Леч- госторг». Необходимо отметить, что если сам промысел проходит успешно, го значительно хуже обстоит дело с об работкой. Зверь после строжки будет ожи дать вскрытия Северной Двины, когда его можно будет переправить на баркасе «Альбатрос» и пароходе «Кѵлой» для окончательной перера ботки сала. Такой затяжной про цесс переработки зверя снижает ка чество продукции. Последний пленум Мурмане Окрисполкома вынес решение о центрации обработки зверя в Мур манске. Нужно добиться, чтобы это решение было доведено до конца. В этом году Мурманское отделе ние Севморпути, кроме проведения зверобойной кампании, должно будет проделать большую, ответственную работу по снаряжению северных экспедиций. 5 пароходов нужно будет снаря дить в Лену. 38 пароходов примут участие в Карской экспедиции. 2 судна пойдут сквозным проходом из Мурманска па Владивосток. 2 мощных ледокола «Ёрмак» и «Литке», после снаряжения в Мур манске, будут работать в районах Ледовитого океана. Впервые в истории северного мо реплавания в этом году из Мурман ска пойдут в море Лаптевых дв і зверобойных судна «Ленсовет» и «Смольный». Они будут вести боль шие гидрографические работы и одновременно промышлять крупного морского зверя — моржа, белого медведя и морского зайца. Ответственный рейс ледокольного парохода «Седов» в самые северные широты под руководством опытного полярника т. Ушакова, также нач нется в Мурманске. Здесь «Седов» будет добѵнкеровываться перед отхо дом в экспедицию. Большой разворот работ потре бует серьезного напряжения для вы полнения всех поставленных перед нами задач и мало будет только одного напряжения со стороны ра ботников Севморпути. Нужно, что бы снаряжение арктических экспе диций стало делом всех организаций Мурманска, чтобы все организации ириняли. активное участие в свое временной отправке в рейс карава нов судов. И, наконец, третий не менее от ветственный участок работы Мур манского отделения — подготовка к строительству Судоремонтного заво да. Несколько дней назад в Мур манск приезжали инженеры из Мо сквы. Они ознакомились с участком будущего строительства, заключили договор на покупку Ваеньгского кирпичного завода. В мае месяца будут начаты работы. В этом году на строительство Судоремонтного за вода будет затрачено не меньше 3 млн. 800 тыс. рублей. И колоссальный рост экспеди ций, снаряжаемых в Мурманске, п. большая программа зверобойной кам пании, и постройка нового мощного Судоремонтного завода показывают, какое колоссальное внимание уде ляет партия и правительство пре вращению Мурманска в основную базу Севморпути на Севере Союза. Зам. начальника Мурманско го отделения Севморпути — М. МАКСИМОВ. •"3Весною 1920 г. по Тверской улице, пыне улице М. Горького быстро двигались три извозчичьи пролетки. На каждой лежало по два мешка і пломбами Государ ственного банка. Три человека сопровождали ценный груз, пред ставлявший собою пятьдесят миллионов рублей бумажными денежными знаками. Деньги бы ли получены согласно резолю ции президиума ВСНХ — „Вы дать тт. Самойловичу, Кулику и Корцелли 50.000.000 рублей на организацию Северной Научно Промысловой Экспедиции". Научно-Исследовательский ор ган, носивший название „Север-1 ная Научно-Промысловая Экспе-J дицпя®, явился основой всех тех; учреждений, которые впослед ствии занялись изучением совет ской Арктики и вылились затем в Центральный Научно-исследо- вательский институт, получив ший имя Всесоюзного Арктиче ского Института. Таким образом, 1920 год, ког да были организованы первые четыре исследовательские пар тии следует считать годом ос нования Всесоюзного Арктиче ского Института. В начале приходилось рабо тать в западном районе, ибо многие области Сибири и Даль ний Восток были недоступны для советских исследователей. Все внимание поэтому было обраще но на Кольский полуостров, Ба ренцево море, Новую Землю, Канин полуостров, остров Вай- гач, Северодвинский и Печор ский бассейны. Десятки партий и экспедиций энергично приня лись за изучение природных ре сурсов нашего Севера. Не кто иной, как именно В. И. Ленин с большим сочувствием отнесся к этому большому делу и ока зывал ему всяческое содейст вие. Следует упомянуть также Л. Б. Красина, который уже тогда предвидел огромное значе ние наших северных районов. Первые пять лет деятельно сти „Экспедиции" показали, что ее название совершенно не со ответствует характеру ее дея тельности и масштабу работ. Решением президиума ВСНХ „Экспедиция" была переимено вана в 1925 г. в „Институт по Изучению Севера®. За первые годы существова ния Института уже образовался достаточно крепкий кадр совет ских полярников и мореплава телей. Поэтому, когда в 1928 го ду пришлось выступить совет ским исследователям на между народной арене и перед лицом всего мира показать выдержку и знание полярных условий, то В процессе своей работы экспедиция на .Седове" не толь ко произвела разносторонние исследования водоемов и остро вов, но и открыла новый боль шой остров, существование ко торого было предсказано заранее В. Ю. Визе и получившего по этому его имя. Именно в этом j развернулась паучно-исследо- !вательская работа. 85 судов без j единой аварии бороздили воды полярных морей и успешно бо ролись с пловучим льдом: де сятки самолетов оказывали нео ценимую услугу освоению наше го Крайнего Севера; сотни науч ных работников вели тщатель- году, в связи с расширением работ Института, он был пере именован во Всееоювный Аркти ческий Институт, первым ди ректором которого был назна чен О. Ю Шмидт. На ряду с усилением научно- исследовательской деятельности силами советских полярников в пределах СССР, наши ученые принимали интенсивное участие в международных арктических работах. Они приняли участие в полете воздушного корабля „Граф Цеппелин®, совершенного с разрешения советского прави тельства над нашей арктической j территорией. ‘ 1932 год сыграл исключитель ную роль в деле исследования советских полярных стран. Но решению правительства Все союзным Арктическим Институ том была организована экспеди ция на ледокольном пароходе „Сибиряков" из Архангельска во Владивосток Северным мор ским путем. Как известно, все прежние попытки пройти этим путем кончались неудачно, или же сопровождались зимовками и не могли таким образом разре шить проблему использования этого пути. Блестящий поход „Сибирякова® под начальством О. Ю. Шмидта, проведший в одну навигацию путь, об осу ществлении которого мечтали мореплаватели в течение мно гих столетий, положил начало новой мощной организации— Главному Управлению Северно го віорского пути. С организацией Главсевмор- дело, порученное им по спасению: духи основным стержнем и рѵ- итальянской экспедиции, потер певшей аварию, с большим успехом было доведено до конца. Вместе с тем, поход „Краси на* воочию доказал преимуще ства так называемых активных кораблей, то-есть кораблей, спо собных бороться с ледовыми препятствиями. Год спустя, в 1929 г. под на- начальством О. Ю. Шмидта ле докольный пароход „Г. Седов" направился к архипелагу Земли Франца Иосифа и блестяще вы полнил порученное ему задание но организации там самой се- ководящей идеей работ на Се вере явилось освоение Северно го морского пути и прилегающих к нему районов. Тов. Сталин, с исключитель- j ной проницательностью поставил эту задачу во всей ее широте и сделал вывод, что этому новому j большому делу следует придать; соответствующую организацион- ‘ ную форму. В 1933 году организуется но вое сквозное плавание по Север ному морскому пути во главе с О. Ю. Шмидтом на ледокольном верной в мире геофизической об-. ходе яЧелгоскин“. Этот за- 08Наследующий год Институт 1мечательный поход и героиче- по заданию правительства орга- j ская деятельность советских низѵет новую большую экспеди-!летчиков послужили основанием цию на том же „Седове4* под !дЛЯ ещѳ большего расширения начальством О. Ю. Щмидта, за- деятельности Главсевморпути и дача которой была по с т ав л ен а - Всесошщш) Арктического Ин- смена зимовщиков на полярной г станции в бухте тихой (Земля ститута. Франца-Иосифа) и достижение | 1934 год явился годом за берегов в то время неисследо-1крепления позиций в советской ванной Северной Земли, с по- Арктике, завоеванных в преды- стройкой там новой полярной дущиѳ годы. Увеличилось коли- станции. Четыре участника по- чество полярных станций, само хода, во главе с Г. А. Ушако- летов, вездеходов, аэросаней, вым, были оставлены на Север- ледоколов, морских и речных ной Земле на два года. пароходов и в широкой степени ные исследования во многих не доступных районах советской Арктики. В 1934 году был совершен исключительно удачный поход на ледорезе „Литке® во главе с Д. С. Дуплицким, прошедшем Северный морской путь с восто ка на запад—из Владивостока в Мурманск в одну навигацию в течение 85 дней. Так же удач но завершились плавания судов, впервые доставивших грузы для Якутии в устье реки Лены Со времени постановления правительства об организации Главсевморпути исследователь ская деятельность в самых от даленных областях Севера по лучила мощную базу для своего широкого развития. Во время каждого похода кораб лей Главсевморпути на каждой из его полярных станций ведут ся паучно исследовательские ра боты. Центральным органом Главсевморпути в области науч ных исследований является Все союзный Арктический Институт, поставивший себе главнейшей задачей ведение научно-исследо вательской работы в направле нии скорейшего освоения Север ного морского пути и тяготею щих к последнему территорий.! Одной из основных задач в 1 этой области является геологи-| ческое изучение северной части ? СССР в направлении практиче-| ского использования его горных богатств. Значительную часть в экономическом освоении этого, обширного района играет вместе с тем изучение промыслов и оленеводства. Непосредственной целью облегчения навигацион ных возможностей при прохож дении Северным морским путем является изучение гидрологиче ского, гидробиологического и ле дового режимов в Арктике. За эти два года—1933 и 1934 года—благодаря деятельности такой мощной организации, ка кой является в настоящее вре мя Главное Управление Север ного морского пути—Всесоюзно му Арктическому Институту удалось охватить огромнейшую территорию Крайнего Севера Союза СССР. Если начать с запада, то за эти два года были закончены работы на двойном острове Но вой Земли. В результате этих работ мы в настоящее время имеем совершенно ясное пред ставление о геологическом строе нии Новой Земли и установили налйчие полиметаллических ме сторождений как в Маточкином Шаре, так и в направлении к северу, к островам Пухтусова, где обнаружены жилы, содержа щие сфалерит (цинк) и свиты, содержащие шунгит. На Земле Франца Иосифа продолжались геологические ра боты полярной станции. В Кар ском море открыты небольшие острова и на западном берегу Таймыра найдены пегматиты с значительным содержанием слю ды и полевого шпата. Следующим районом, на кото рый было обращено серьезное внимание, является район Лено- Таймырский. Большая зимовоч ная экспедиция работала в юж ной части Хараулахских гор и другие две партии, базировав шиеся на бухте Тикси, па побе режья между Леной и Анабарой, причем одна 'из них нашла вы ходы угля у устья реки Оленек, j изучая вместе с тем свиты юры и мела и геологическое строение хребта Чекановского, что имеет особенное значение в связи с нефтеносностью прибрежной по лосы. На Таймырском полуост рове, на базе полярной станции і мыса Челюскина, произведены1 геологические исследования се верной оконечности полуострова площадью в 15 тысяч километ ров. В Чукотско-Анадырском райо не, нредставляющем для нас особый интерес как в смысле месторождения угля, так и по лиметаллических руд, ведутся большие геологические работы. По предварительным данным в районе Чауна установлена пи ритизация свит и сульфидное оруденение. В районе побережья Сердце-Камень от мыса Шмидта в бухте Креота на юго-восток пройден маршрут в 10 тыс. клм. и охвачена площадь с‘емкой около 30 тысяч кв. километров. Обнаружена оловоносность и блеклые руды, связанные с кис лыми интрузиями. К ним же приурочена пиритизация и воз можное нахождение золота. С основными породами связаны никель и медь, возможно—пла тина. Особое внимание было об ращено на поиски оловянных месторождений. В 1934 г. следует указать на специальную экспедицию на л/п „Седов", которая изучала наименее доступные и вследст вие этого менее всего известные нам районы северной части Карского моря. Особенно сле дует отметить изучение тех мелководий, которые расположе ны к Северу и к Северо-Востоку от острова Визе и вследствие обильного скопления льдов в этом районе с глубинами, дохо дящими всего до 14 м., влияю щий весьма серьезно на общий ледовый режим всего Карского моря. В результате работ экспе диции на „Седове® была состав лена динамическая карта, т. е. карта течений Карского моря, которая, конечно, сыграет важ нейшую роль в деле навигации по этому, еще мало исследован ному. морю. Заканчивая краткий обзор научно-исследовательской дея тельности в советском секторе Арктики, можно свести к сле дующему результаты проведен ной работы: Открыт и пройден Северный морской путь и тем решена важнейшая проблема. С достаточной полнотой об следована западная часть Север ного морского пути и успешно проведены карские и ленские операции. В Карском море открыт ряд новых островов. Проведены работы по изуче нию гидрологического режима полярных морей. Обследована центральная часть Северного морского пути, где в частности изучен в геологиче ском отношении и нанесен на карту обширный архипелаг Се верной Земли с его островами: „Большевик®, .Комсомолец®, ^Октябрьская революция" и „Пионер". Начата систематическая науч ная работа на восточном участ ке Северного морского пути. Но всему Северному побе режью Союза н на островах ор ганизованы полярные станции Главсевморпути в количестве 39. Обеспечена круглогодичная работа авиации. Развернуты ивыскания по топливным ресурсам в различ ных районах Северного морско го пути. В устье р. Хатанги и бухте Нордвик обнаружена жидкая нефть. Изучено месторождение углей в бассейне реки Колымы. Положено начало планомерно му изучению Чукотского нацио нального округа, где обнаружены месторождения полиметалличе ских руд. Проведены обширные работы на Новой Земле, где обнаруже ны полиметаллы и асбест. В западном районе советской Арктики обследован промысел песца, морского зверя и рыбы. Рядом совместных с Акаде мией Наук экспедиций с 1920 по 1929 гг. изучены хибинские месторождения и выявлены за пасы апатитов мирового значе ния. Открыт новый сырьевой рай он для керамической и образи- онной промышленности в Каре лии. Найдены месторождения угля в бассейне реки Печоры; откры ты и добываются полиметалли ческие руды на о. Вайгач. Впервые введены новые сред ства передвижения в Арктике: аэросани, вездеходы; впервые применены и широко использо ваны воздушные аппараты не только для транспорта, но и для научно-исследовательских целей. Таковы в самых кратких чер тах результаты пятнадцатилет ней деятельности советских лю дей в Арктике. Если мы сравним полярные исследования поеле Октябрьской революции с теми работами в Арктике, которые производились до Великого Октябрьского пере ворота, прежде всего бросится в глаза необыкновенный размах и углубленность содержания ра бот и исследований за послед ние пятнадцать лет. Все иссле дования охвачены единой идеей и носят законченный плановый характер. Самые методы работ коренным образом революцио низированы. Мы достигли значительных успехов в деле освоения Аркти ки и этим мы прежде всего обя заны коммунистической партии и ее великому руководителю — тов. Сталину. Гравюра на линолеум е Н. ЦЕЙТЛИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz