Полярная правда. 1935, апрель.

4ЛОСінфА М УРМ HOSAfl a ? 3 „ ___ о Ва н о в о - л Ѵ.ОГГГППТШІѴ,СИБИРСКИЕ- ц . I A M T U E АНАЛЫР^ WW t f . МОРГ А Р Х А Ь Г П п-ов Т аймыр Р) sV, kAMEHCbfCE гДУДИНкД С Х Е М А , ОСНОВНЫХ РЕЙСОВ СЕВ. МОР. ПУТИ / ______ в 1 9 3 5 г /г< ЧОРИЛЬСК Г И Ж И Г А гнЬиГАрКХЧ Ш пицб ер ген с е в е р н ы й л е д о в и т ы й о к е д н w ' WOTtlM МОРЕ <Ув ВРАНГЕЛЯ ЗЙМУ1Я^5°АН* л А ОСНОВНАЯ БАЗА СЕВМОРПУ 7 И Д и р е к т о р В с е с о ю з н о г о А р к т и ч е с к о г о И н с т и т у т а п р о ф . Р . Л . С А М О Й Л О В И Ч ПУТЬ К ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ Мурманск становится основной базой Севморпути. До последних лет проведение полярных экспедиций, снаряжение их было возложено на Архангельск. Но сейчас, когда 73 па­ рохода пойдут по Северному пути, Мурманск станет, основной отправ­ ной западной базой. В феврале месяце этого года в Мурманске было создано единое управление Севморпути с хозрасчет­ ными единицами — морское отде-# ление, Арктикснаб, УРС Арк- тикуголь и строительство Судоре­ монтного завода. Новому управлению были прида­ ны самостоятельные функции, на него бы.ім возложены большие зада­ чи, разрешение которых требовало и потребует еще большего напряжения и максимальной оперативности в ра­ боте. Впервые в этом году мы прово­ дили северный морской промысел на гренландского тюленя. По сравпе- нию с прошлыми годами в текущей кампании участвует гораздо боль­ ший тоннаж. Впервые принимает участи»* в промысле ледокольный пароход «Садко», 18 лет про­ лежавший на морском дне и в 1933 году поднятый краснознамен­ ным ЭПРОН'ом. «Садко» выполнил годовое зада­ ние за первый рейс на 85 проц, н среди ледоколов он занимает первое место. Вслед за ним идзт ■ краснознаменный ледокол «Сибирч- ков», выполнивший задание на 82,7 проц. Но зверобойным судам первое ме­ сто занимает «Ленсовет», выполнив­ ший задание на 106 проц. и «Смольный»— на 10-4 проц. Осталь­ ные зверобойные суда также суме­ ли с честью справиться с планами и не только выполнить нх, но и перевыполнить. Общее выполнение годового плана за первый рейс составляет 70 проц. Мы имеем увеличение против пер­ вого рейса 1934 года на 11,6 проц. Согласованная работа крупного флота со зверобойными судами обес­ печила и обеспечивает сейчас по­ беды на зверобойном промысле в Белом море. Большую помощь ока­ зывает авиоразведка, руководимлч испытанным краснознаменным лет­ чиком Бабушкиным. Успешно завершив программу первого рейса, мы сумели впервые в истории северного зверобойно-’о промысла выпустить суда во второй рейс 1 апреля. Сейчас еще прежде­ временно говорить об окончательных но и предварительные .дан­ ные дают все основания утверждать, что промысловый план 2-го рейса будет перевыполнен. Во втором рейсе на 12 апреля первое место но ледоколам занимает «Сибиряков», второе — «Садко»; чо зверобойным судам на первом месте «Смольный», на втором — «Леч- госторг». Необходимо отметить, что если сам промысел проходит успешно, го значительно хуже обстоит дело с об­ работкой. Зверь после строжки будет ожи­ дать вскрытия Северной Двины, когда его можно будет переправить на баркасе «Альбатрос» и пароходе «Кѵлой» для окончательной перера­ ботки сала. Такой затяжной про­ цесс переработки зверя снижает ка­ чество продукции. Последний пленум Мурмане Окрисполкома вынес решение о центрации обработки зверя в Мур­ манске. Нужно добиться, чтобы это решение было доведено до конца. В этом году Мурманское отделе­ ние Севморпути, кроме проведения зверобойной кампании, должно будет проделать большую, ответственную работу по снаряжению северных экспедиций. 5 пароходов нужно будет снаря­ дить в Лену. 38 пароходов примут участие в Карской экспедиции. 2 судна пойдут сквозным проходом из Мурманска па Владивосток. 2 мощных ледокола «Ёрмак» и «Литке», после снаряжения в Мур­ манске, будут работать в районах Ледовитого океана. Впервые в истории северного мо­ реплавания в этом году из Мурман­ ска пойдут в море Лаптевых дв і зверобойных судна «Ленсовет» и «Смольный». Они будут вести боль­ шие гидрографические работы и одновременно промышлять крупного морского зверя — моржа, белого медведя и морского зайца. Ответственный рейс ледокольного парохода «Седов» в самые северные широты под руководством опытного полярника т. Ушакова, также нач­ нется в Мурманске. Здесь «Седов» будет добѵнкеровываться перед отхо­ дом в экспедицию. Большой разворот работ потре­ бует серьезного напряжения для вы­ полнения всех поставленных перед нами задач и мало будет только одного напряжения со стороны ра­ ботников Севморпути. Нужно, что­ бы снаряжение арктических экспе­ диций стало делом всех организаций Мурманска, чтобы все организации ириняли. активное участие в свое­ временной отправке в рейс карава­ нов судов. И, наконец, третий не менее от­ ветственный участок работы Мур­ манского отделения — подготовка к строительству Судоремонтного заво­ да. Несколько дней назад в Мур­ манск приезжали инженеры из Мо­ сквы. Они ознакомились с участком будущего строительства, заключили договор на покупку Ваеньгского кирпичного завода. В мае месяца будут начаты работы. В этом году на строительство Судоремонтного за­ вода будет затрачено не меньше 3 млн. 800 тыс. рублей. И колоссальный рост экспеди­ ций, снаряжаемых в Мурманске, п. большая программа зверобойной кам­ пании, и постройка нового мощного Судоремонтного завода показывают, какое колоссальное внимание уде­ ляет партия и правительство пре­ вращению Мурманска в основную базу Севморпути на Севере Союза. Зам. начальника Мурманско­ го отделения Севморпути — М. МАКСИМОВ. •"3Весною 1920 г. по Тверской улице, пыне улице М. Горького быстро двигались три извозчичьи пролетки. На каждой лежало по два мешка і пломбами Государ­ ственного банка. Три человека сопровождали ценный груз, пред­ ставлявший собою пятьдесят миллионов рублей бумажными денежными знаками. Деньги бы­ ли получены согласно резолю­ ции президиума ВСНХ — „Вы­ дать тт. Самойловичу, Кулику и Корцелли 50.000.000 рублей на организацию Северной Научно Промысловой Экспедиции". Научно-Исследовательский ор­ ган, носивший название „Север-1 ная Научно-Промысловая Экспе-J дицпя®, явился основой всех тех; учреждений, которые впослед­ ствии занялись изучением совет­ ской Арктики и вылились затем в Центральный Научно-исследо- вательский институт, получив­ ший имя Всесоюзного Арктиче­ ского Института. Таким образом, 1920 год, ког­ да были организованы первые четыре исследовательские пар­ тии следует считать годом ос­ нования Всесоюзного Арктиче­ ского Института. В начале приходилось рабо­ тать в западном районе, ибо многие области Сибири и Даль­ ний Восток были недоступны для советских исследователей. Все внимание поэтому было обраще­ но на Кольский полуостров, Ба­ ренцево море, Новую Землю, Канин полуостров, остров Вай- гач, Северодвинский и Печор­ ский бассейны. Десятки партий и экспедиций энергично приня­ лись за изучение природных ре­ сурсов нашего Севера. Не кто иной, как именно В. И. Ленин с большим сочувствием отнесся к этому большому делу и ока­ зывал ему всяческое содейст­ вие. Следует упомянуть также Л. Б. Красина, который уже тогда предвидел огромное значе­ ние наших северных районов. Первые пять лет деятельно­ сти „Экспедиции" показали, что ее название совершенно не со­ ответствует характеру ее дея тельности и масштабу работ. Решением президиума ВСНХ „Экспедиция" была переимено­ вана в 1925 г. в „Институт по Изучению Севера®. За первые годы существова­ ния Института уже образовался достаточно крепкий кадр совет­ ских полярников и мореплава­ телей. Поэтому, когда в 1928 го­ ду пришлось выступить совет­ ским исследователям на между­ народной арене и перед лицом всего мира показать выдержку и знание полярных условий, то В процессе своей работы экспедиция на .Седове" не толь­ ко произвела разносторонние исследования водоемов и остро­ вов, но и открыла новый боль­ шой остров, существование ко­ торого было предсказано заранее В. Ю. Визе и получившего по­ этому его имя. Именно в этом j развернулась паучно-исследо- !вательская работа. 85 судов без j единой аварии бороздили воды полярных морей и успешно бо­ ролись с пловучим льдом: де сятки самолетов оказывали нео­ ценимую услугу освоению наше­ го Крайнего Севера; сотни науч­ ных работников вели тщатель- году, в связи с расширением работ Института, он был пере­ именован во Всееоювный Аркти­ ческий Институт, первым ди ректором которого был назна­ чен О. Ю Шмидт. На ряду с усилением научно- исследовательской деятельности силами советских полярников в пределах СССР, наши ученые принимали интенсивное участие в международных арктических работах. Они приняли участие в полете воздушного корабля „Граф Цеппелин®, совершенного с разрешения советского прави­ тельства над нашей арктической j территорией. ‘ 1932 год сыграл исключитель­ ную роль в деле исследования советских полярных стран. Но решению правительства Все­ союзным Арктическим Институ­ том была организована экспеди­ ция на ледокольном пароходе „Сибиряков" из Архангельска во Владивосток Северным мор­ ским путем. Как известно, все прежние попытки пройти этим путем кончались неудачно, или же сопровождались зимовками и не могли таким образом разре­ шить проблему использования этого пути. Блестящий поход „Сибирякова® под начальством О. Ю. Шмидта, проведший в одну навигацию путь, об осу­ ществлении которого мечтали мореплаватели в течение мно­ гих столетий, положил начало новой мощной организации— Главному Управлению Северно­ го віорского пути. С организацией Главсевмор- дело, порученное им по спасению: духи основным стержнем и рѵ- итальянской экспедиции, потер­ певшей аварию, с большим успехом было доведено до конца. Вместе с тем, поход „Краси­ на* воочию доказал преимуще­ ства так называемых активных кораблей, то-есть кораблей, спо­ собных бороться с ледовыми препятствиями. Год спустя, в 1929 г. под на- начальством О. Ю. Шмидта ле­ докольный пароход „Г. Седов" направился к архипелагу Земли Франца Иосифа и блестяще вы­ полнил порученное ему задание но организации там самой се- ководящей идеей работ на Се­ вере явилось освоение Северно­ го морского пути и прилегающих к нему районов. Тов. Сталин, с исключитель- j ной проницательностью поставил эту задачу во всей ее широте и сделал вывод, что этому новому j большому делу следует придать; соответствующую организацион- ‘ ную форму. В 1933 году организуется но­ вое сквозное плавание по Север­ ному морскому пути во главе с О. Ю. Шмидтом на ледокольном верной в мире геофизической об-. ходе яЧелгоскин“. Этот за- 08Наследующий год Институт 1мечательный поход и героиче- по заданию правительства орга- j ская деятельность советских низѵет новую большую экспеди-!летчиков послужили основанием цию на том же „Седове4* под !дЛЯ ещѳ большего расширения начальством О. Ю. Щмидта, за- деятельности Главсевморпути и дача которой была по с т ав л ен а - Всесошщш) Арктического Ин- смена зимовщиков на полярной г станции в бухте тихой (Земля ститута. Франца-Иосифа) и достижение | 1934 год явился годом за­ берегов в то время неисследо-1крепления позиций в советской ванной Северной Земли, с по- Арктике, завоеванных в преды- стройкой там новой полярной дущиѳ годы. Увеличилось коли- станции. Четыре участника по- чество полярных станций, само­ хода, во главе с Г. А. Ушако- летов, вездеходов, аэросаней, вым, были оставлены на Север- ледоколов, морских и речных ной Земле на два года. пароходов и в широкой степени ные исследования во многих не­ доступных районах советской Арктики. В 1934 году был совершен исключительно удачный поход на ледорезе „Литке® во главе с Д. С. Дуплицким, прошедшем Северный морской путь с восто­ ка на запад—из Владивостока в Мурманск в одну навигацию в течение 85 дней. Так же удач­ но завершились плавания судов, впервые доставивших грузы для Якутии в устье реки Лены Со времени постановления правительства об организации Главсевморпути исследователь­ ская деятельность в самых от­ даленных областях Севера по­ лучила мощную базу для своего широкого развития. Во время каждого похода кораб­ лей Главсевморпути на каждой из его полярных станций ведут­ ся паучно исследовательские ра­ боты. Центральным органом Главсевморпути в области науч­ ных исследований является Все союзный Арктический Институт, поставивший себе главнейшей задачей ведение научно-исследо­ вательской работы в направле­ нии скорейшего освоения Север­ ного морского пути и тяготею­ щих к последнему территорий.! Одной из основных задач в 1 этой области является геологи-| ческое изучение северной части ? СССР в направлении практиче-| ского использования его горных богатств. Значительную часть в экономическом освоении этого, обширного района играет вместе с тем изучение промыслов и оленеводства. Непосредственной целью облегчения навигацион­ ных возможностей при прохож­ дении Северным морским путем является изучение гидрологиче­ ского, гидробиологического и ле ­ дового режимов в Арктике. За эти два года—1933 и 1934 года—благодаря деятельности такой мощной организации, ка­ кой является в настоящее вре­ мя Главное Управление Север­ ного морского пути—Всесоюзно­ му Арктическому Институту удалось охватить огромнейшую территорию Крайнего Севера Союза СССР. Если начать с запада, то за эти два года были закончены работы на двойном острове Но­ вой Земли. В результате этих работ мы в настоящее время имеем совершенно ясное пред­ ставление о геологическом строе­ нии Новой Земли и установили налйчие полиметаллических ме­ сторождений как в Маточкином Шаре, так и в направлении к северу, к островам Пухтусова, где обнаружены жилы, содержа­ щие сфалерит (цинк) и свиты, содержащие шунгит. На Земле Франца Иосифа продолжались геологические ра­ боты полярной станции. В Кар­ ском море открыты небольшие острова и на западном берегу Таймыра найдены пегматиты с значительным содержанием слю­ ды и полевого шпата. Следующим районом, на кото­ рый было обращено серьезное внимание, является район Лено- Таймырский. Большая зимовоч­ ная экспедиция работала в юж­ ной части Хараулахских гор и другие две партии, базировав­ шиеся на бухте Тикси, па побе­ режья между Леной и Анабарой, причем одна 'из них нашла вы­ ходы угля у устья реки Оленек, j изучая вместе с тем свиты юры и мела и геологическое строение хребта Чекановского, что имеет особенное значение в связи с нефтеносностью прибрежной по­ лосы. На Таймырском полуост­ рове, на базе полярной станции і мыса Челюскина, произведены1 геологические исследования се верной оконечности полуострова площадью в 15 тысяч километ­ ров. В Чукотско-Анадырском райо­ не, нредставляющем для нас особый интерес как в смысле месторождения угля, так и по­ лиметаллических руд, ведутся большие геологические работы. По предварительным данным в районе Чауна установлена пи­ ритизация свит и сульфидное оруденение. В районе побережья Сердце-Камень от мыса Шмидта в бухте Креота на юго-восток пройден маршрут в 10 тыс. клм. и охвачена площадь с‘емкой около 30 тысяч кв. километров. Обнаружена оловоносность и блеклые руды, связанные с кис­ лыми интрузиями. К ним же приурочена пиритизация и воз­ можное нахождение золота. С основными породами связаны никель и медь, возможно—пла­ тина. Особое внимание было об­ ращено на поиски оловянных месторождений. В 1934 г. следует указать на специальную экспедицию на л/п „Седов", которая изучала наименее доступные и вследст­ вие этого менее всего известные нам районы северной части Карского моря. Особенно сле­ дует отметить изучение тех мелководий, которые расположе ны к Северу и к Северо-Востоку от острова Визе и вследствие обильного скопления льдов в этом районе с глубинами, дохо дящими всего до 14 м., влияю­ щий весьма серьезно на общий ледовый режим всего Карского моря. В результате работ экспе­ диции на „Седове® была состав­ лена динамическая карта, т. е. карта течений Карского моря, которая, конечно, сыграет важ­ нейшую роль в деле навигации по этому, еще мало исследован­ ному. морю. Заканчивая краткий обзор научно-исследовательской дея­ тельности в советском секторе Арктики, можно свести к сле­ дующему результаты проведен­ ной работы: Открыт и пройден Северный морской путь и тем решена важнейшая проблема. С достаточной полнотой об­ следована западная часть Север­ ного морского пути и успешно проведены карские и ленские операции. В Карском море открыт ряд новых островов. Проведены работы по изуче­ нию гидрологического режима полярных морей. Обследована центральная часть Северного морского пути, где в частности изучен в геологиче­ ском отношении и нанесен на карту обширный архипелаг Се­ верной Земли с его островами: „Большевик®, .Комсомолец®, ^Октябрьская революция" и „Пионер". Начата систематическая науч­ ная работа на восточном участ­ ке Северного морского пути. Но всему Северному побе­ режью Союза н на островах ор­ ганизованы полярные станции Главсевморпути в количестве 39. Обеспечена круглогодичная работа авиации. Развернуты ивыскания по топливным ресурсам в различ­ ных районах Северного морско­ го пути. В устье р. Хатанги и бухте Нордвик обнаружена жидкая нефть. Изучено месторождение углей в бассейне реки Колымы. Положено начало планомерно­ му изучению Чукотского нацио­ нального округа, где обнаружены месторождения полиметалличе­ ских руд. Проведены обширные работы на Новой Земле, где обнаруже­ ны полиметаллы и асбест. В западном районе советской Арктики обследован промысел песца, морского зверя и рыбы. Рядом совместных с Акаде­ мией Наук экспедиций с 1920 по 1929 гг. изучены хибинские месторождения и выявлены за­ пасы апатитов мирового значе­ ния. Открыт новый сырьевой рай­ он для керамической и образи- онной промышленности в Каре­ лии. Найдены месторождения угля в бассейне реки Печоры; откры­ ты и добываются полиметалли­ ческие руды на о. Вайгач. Впервые введены новые сред­ ства передвижения в Арктике: аэросани, вездеходы; впервые применены и широко использо­ ваны воздушные аппараты не только для транспорта, но и для научно-исследовательских целей. Таковы в самых кратких чер­ тах результаты пятнадцатилет­ ней деятельности советских лю­ дей в Арктике. Если мы сравним полярные исследования поеле Октябрьской революции с теми работами в Арктике, которые производились до Великого Октябрьского пере­ ворота, прежде всего бросится в глаза необыкновенный размах и углубленность содержания ра­ бот и исследований за послед­ ние пятнадцать лет. Все иссле­ дования охвачены единой идеей и носят законченный плановый характер. Самые методы работ коренным образом революцио­ низированы. Мы достигли значительных успехов в деле освоения Аркти­ ки и этим мы прежде всего обя­ заны коммунистической партии и ее великому руководителю — тов. Сталину. Гравюра на линолеум е Н. ЦЕЙТЛИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz