Полярная правда. 1935, апрель.
СЛАВА ГЕРОЯМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ! Пролетарии *ссх страт%% сосОиѣяймесьІ полярная правая * Орган Мурманского ОН и ГК ВКП(б), ОИКА, Горсовета и ОСПС Рис. художника В. СВАРОГА К 86 (2559) 14 АПРЕЛЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ Ш85 ГОДА Цена Ms 10 коп. АРКТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Шмидту , Самойловичу ЦК ВНП(б) горячо при- ветствует славных челю скинцев, героев - летчиков, ученых — полярников, моря ков и политработников в день празднования двух славных годовщин: пятнад цатилетия советских работ в Арктике и блестящей эпо пеи спасения челюскинцев. Вдохновляемые совет ской властью, полярные ра ботники добились блестя щих успехов в деле изуче ния и хозяйственного о свое ния Арктики. Своим мужест ’ вом и преданностью делу, порученному полярникам пар тией и правительством, они еще выше подняли знамя нашей великой родины, ЦК ВКП(б) верит, что ра ботники Арктики добьются решающих успехов в труд ном деле изучения Северно го морского пути и превра щения его в нормально дей ствующий водный путь. ЦК ВКП(б). АРКТИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ Шмидту, Самойловичу О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА САМОЙЛОВИЧА Р. Л. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центрального Исполнгтельного Комитета Союза ССР В день пятнадцатилетия Арк тического института и годовщи ны спасения челюскинцев, Цент ральный Комитет ВЛКСМ шлет комсомольский привет героям челюскинцам — полярникам, мо рякам, летчикам и политработ никам, превращающим арткиче- ские пустыни в Великий Север ный морской путь. Миллионный комсомол е ог ромным вниманием следит за вашей героической работой. Не сомневаемся, что вы за корот кий срок полностью освоите Се* верный морской путь, превра тите его в нормальный судоход ный путь для судов торгового мореплавания и включите пу стыни Арктики в общий фронт социалистического строительства могучего Советского Союза. Ле-І нпнекий комсомол, как и на дру гих участках социалистического строительства, в этой работе был и будет не в последних рядах. Центральный Коммтат ВЛКСМ А. КОСАРЕВ. За плодотворную работу по изу чению Полярных районов (Арктика) Центральный Исполнительный Ко митет Союза ССР постановляет: Наградить орденом Ленина Самой- ловича Р. Л. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза С С Р— М. КАЛИНИН. Секретарь Центрального Ис полнительного Комитета Со юза ССР — И, АКУЛОВ. Москва, Кремль. 12 апреля 1935 года. М УРМАНСК—ВОРО ТА В АРКТИКУ Август 1933 года. Доблестпыіі «Челюскин» уходит из Мурманска и ] свой героический рейс. В беседе с корреспондентом «Полярной прав ды» начальник экспедиции на «Че люскине», профессор 0. К). Шмидт сказал: ... Мы в Мурманске берем не только снабжение (уголь, вода, про довольствие), мы здесь получаем большую зарядку энергии и ини циативы для успешного проведения задания. /J Мурманск, как нельзя больше, под ходит для этой цели. Город кипит, строится, имеет блестящие перспек тивы. ... С развитием северного морско го пути Мурманск получит значе ние одного из главных пунктов это го пути, особенно в связи с неза мерзающим портом и вступлением в строй Судоремонтного завода». Для того, чтобы Мурманск дей ствительно являлся базой Севмор- ііути, следует провести еще очень большую работу. Но уже сейчас можно сказать, что он для этого гораздо удобнее, чем Архангельск. Мы тщательно осматривали Архан гельский порт и сделали вывод, что там даже негде построить новых причалов. Нет места для постройки верфи, которая нам весьма необхо дима. Кроме того, нас пе могут не привлекать исключительные метео рологические условия Мурманского порта: незамерзающий Кольский за лив. Отсюда мы и зимой сможем отправлять полярные экспедиции. Для меня совершенно ясно — Мур манск в дальнейшем будет основ ным портом всего побережья се верных морей». 1935 год. Начальник Главного Управления Северного Морского іѵ - ШКОЛА МУЖЕСГПВА Корабль погибал. Страшная ним родником из глубин на- и безжалостная стихия хо- шего народа тела по старой привычке взять очередную жертву. Но на этот раз Арктика встре тилась не с одиноким и обре ченным героизмом, а с волей коллектива советских людей. Челюскинцы организованно со шли с погибающего корабля на льдину, организованно строили лагерь, организованно готови лись к спасению. Челюскинцы крепко верили в свою страну. Они знали , что маленький коллектив на льди не и многомиллионный кол - лектив на огромной социали стической земле — это одно целое. Великий Сталин призвал страну к спасению ее храбрых сынов. Единым порывом люб ви, заботы , энергии отклик нулись трудящиеся на призыв вождя. Партия великолепно организовала спасение. Бес страшные и талантливые летчики устремились к льди не. И. через два месяца сто четыре челюскинца были на земле. Вся страна празднует го довщину этого прекраснейшего в истории человечества собы тия, яркий пример социали стического сознания и силы. Челюскинская эпопея роди ла героев Советского Союза. Д ети с увлечением и р а достью играют « игру * че люскинцев “. Они хотят быть героями. Молодой парень или девушка с гордостью и за вистью следят за реющими в небе самолетами. Эх, летать бы вот так, как Молоков или Каманин. Прекрасное увлече ние! Прекрасная зависть! Челюскинская эпопея—наи более яркое выражение совет ского патриотизма, любви и преданности родине. Яркое, Воспитывать надо это чув ство. Чтобы и у взрослых и у детей росло желание быть такими, как челюскинцы, как герои-летчики. Чтобы каждый трудящийся работал самоот верженно и беззаветно , стре мился овладеть техникой, развить ceQU способности , отдавая все это на пользу родине. Чтобы росла готов- Р У Д О Л Ь Ф ЛАЗАРЕВИЧ С А М О Й Л О В И Ч ность и умение защитить социалистическое отечество от врагов. Великолепной школой со ветского патриотизма яв ляется пятнадцати аетняя история Советской Арктики. За 15 лет сделано столько, сколько не сделано и за сотни до-октябрьских лет. Сколько было славных боев! 1928 г о д - поход „Красина*, спасшего экспедицию Нобиле. Первый в истории сквозной проход „Си бирякова м Северным морским путем. Эпопея „Челюскина й Поход яЛи?пке* от Владиво стока до Мурманска - Ка я и легендарные годы гражданской войны, история большевист ских боев в Арктике воспи тывает чувство мужества и героизма. Эту историю надо изучать. Нынешний год—первый год зкеплоатации Северного мор ского пути. Какое огромное теперь хозяйство под началь ством славного, любимого ко мандира полярников—Отто Юльевича Шмидта! И как много впереди напряженной работы. Ведь Северный мор ской путь и арктические бо гатства надо изучить и ос воить. И особая ответственная роль в этом принадлежит нам—мурманцам. „ Мурманск— начало Северного морского пу Рудольф Лазаревич Саыойлович является одним вз крупнейших ис следователей Арктики. Он родился в 1884 году, окончил Горную Ака демию во Фрейберге (Германия), а позже — Юридический факультет Петербургского Университета. Р. Л. Самойлови ч работает над вопросами изучения Арктики почти четверть века. В 1912 году он вме сте с Русановым обнаружил не сколько месторождений каменного угля на Шпицбергене. После рево люции он возглавлял экспедиции на Новую Землю. В 1928 году т. Са монлович был назначен начальни ком экспедиции на ледоколе .Кра син" по поискам экипажа дирижаб ля , Италия- и за этот поход он был награжден орденом Красного трудового знамени. В 1929 году т. Самойловпч вместе с профессором О. Ю. Шмидтом при нял участие в экспедиции на Зем- ?мш УправлениеСеверо-МорскогоПути при СовнаркомеС£^ Э К С П Е Д И Ц И Я СКВОЗНОГО ПЛАВАНИЯ ПО ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ на а к ..ЧЕЛЮСКИН" •ЛЬ лю Франца-Иосифа и в 1930 году— на Землю Франца Иосифа и Север ную Землю. В 1931 году он, в каче стве руководителя научной части экспедиции, летал в Арктику на дирижабле „Цеппелин- . В 1932 году т .Самойловпч возглавлял экспеди цию на ледоколе „Русанов" на мыс Челюскин и острова Каменева. В 1934 г. под его руководством была проведена гидрографическая экспе диция в северную часть Карского моря. Р. Л. Самойловпч является одним из организаторов Всесоюзного Арк тического института и его директо ром. / 2 P a f a č t , O'Tn/h^kJUj^ Q H iO / о С/ К y L csu* t fa 'T i / ? . "2* r. * Прошел год. В сентябре 1934 го- ти Отто Юльевич Шмидт в беседе да, когда трудящиеся всего Союза с корреспондентом ТАСС’а о годов- отмечалп блестящий переход с во- іцине челюскинской эпопеи остано- стока на запад в одну навигацию вился на особой роли Мурманска в краснознаменного ледореза «Ф. Лит- освоении севера. Он сказал: ке», начальник экспедиции т. Ду- «Недаром Мурманск назван воро- илицкий заявил нашему корреспон- тами Арктики. Отсюда начинается дейту: ■ Северный Морской путь. В Мурман- «... Значение Мурманска громад- ске в этом году мы закладываем но в дальнейшем освоении Севмор- ЛольшойСудоремонтный завод, рлс- пѵтп. Мурманск является преддве- считанный не только на наш ны рнем, пли, как его называют, «во- нешинѴі флот, но и на его дальней- ротами в Арктику». Естественно, щее расширение, все суда, отправляющиеся в плава- ... В день нашего юбилея шлем ние, должны снабжаться во всех заполярному центру наш горячий отношениях в Мурманске. привет». НА МАТЕРИК ВЕРНЕМСЯ ТОЛЬКО С ПОБЕДОЙ Письмо команды ледокола „ Е Р М А Б „ I т р удящим ся М у рм а н с к а / ? Никогда не забыть величествен ной и отважной челюскинской эпо пеи. Советские моряки, ученые, на учные работники — верные сыны великой социалистической родины, шли на штурм неприступной, суро вой Арктики. Они шли на приступ, чтобы победить и победили. Только наша ctpaiia могла выра стить таких людей, как челюскин цы, как герои летчики, пересекав шие на советских самолетах высо кие горные хребты, в туман и пур гу спешившие в советский поселок Iна дрейфующей льдине Чукотского , моря. Мудрое руководство партии боль шевиков, лучшего друга нолярни- I . V i e Руководители и старые производ ственники — старожилы ледокола «Ермак», от лицаі всей команды за веряют трудящихся Заполярного Мурманска, что все задачи, кото рые возложены на нас партиен и правительством, мы выполним как беззаветно преданные своей родине сыны. Трудящиеся Мурманска, в про шлом году показавшие образцы безу пречного снаряжения ледокола в рейс, в этом году должны будут ѵмножпть свою заботѵ. * Мы — патриоты своей замеча тельной страны. И потому — на ша ответственность за успешное проведение полярного похода утроит- ков, великого Сталина, вселяют в ся> “ “ материк — в заполярный нас твердую уверенность, что вся Чент^ Мурманск — мы вернемся наша дальнейшая работа в Аркти- только с победой. „ЛАГЕРЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ В ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ “ ЦК ВКП(б) — тов. СТАЛИНУ СНК СССР— тов. МОЛОТОВУ (ИЗ РАПОРТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ) но, конечно, не единственное, і тиу ворота в Арктику “. Это Прекрасных людей растит не для красного словца сказал наша страна. С уважением мы произносим имена знат ных людей сельдяной путины на Мурмане. Гордо звучали речи замечательных организа торов колхозного движения на И Всесоюзном с1 езде колхоз ников ударников. Прекрасные кадры выросли в советской металлургии. Разве не хочет ся детям поступать так, как Шура Попова , предотвра тившая крушение поезда, h a - кой молодец Вера Федорова, сделавшая рекордный пара шютный прыжок ! „Советский патриотизм — пламенное чувство безгранич • ной любви , беззаветной пр е данности своей родине , глубо кой ответственности за ее судьбу и оборону—бьет могу - Отто Юльевич Шмидт. Не только торговый порт, но и все организации, все трудя щиеся Мурманска должны ок ружить заботой государст венное дело снаряжения экс педиций , дело освоения Арк тики. Должны энергично этому делу помогать. Наш край на севере страны. Рыбные промыслы, богатство недр, ЭПРОН, торговый порт, начало Севморпути, бескрай н я я тундра , зверобойные про мыслы — как захватывающе разнообразна жизнь здесь! Ко- кое богатое поле для воспи тания смелых, мужественных советских людей. Будем же воспитывать в себе пламенное чувство совет ского патриотизма! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДОБЛЕСТНЫЙ ОТРЯД СОВЕТСКИХ ПОЛЯРНИКОВ ГЛАВСЕВМОРПУТЬ— ШМИДТУ , БЕРГАВИНОВУ Коллектив работников Мурманско го отделения передает в вашем лице всем героям Арктики и всему соста ву юбилейной сессии пламенный большевистский привет. Возложен ная на нас задача по снаряжению первой зверобойной кампании си стемой Севморпути в первом рейсе выполнена на 70 процентов зада ния обоих рейсов. Досрочно отпра-| минуту сомкнуться и погло- влены суда во второй рейс. Ведем j тить сотню смелых полярни- усиленную подготовку к приему ков, они вырвали сотню че- грузов и отправки их в третью люскинцев и доставили их на Ленско-Карскую экспедицию. материк. Полярны е исследова- Приветствуем решение о строи- тели капиталистических стран тельстве Судоремонтного завода в Р- Л а р с ен и X. С в ерд руп , лю- Мурманске, который создаст мощ- ди с мировой славой, не вери- ную базу для дальнейшего освоения ли в успех спасения людей с Правительственная комиссия по оказанию помощи участни кам экспедиции О. Ю. Шмидта и команде погибшего судна „Челюскин" рапортует ЦК ВКП(б) и Совету Народных Комиссаров Союза ССР об окончании операции по спасе нию челюскинцев. Спасение челюскинцев яв ляется самым героическим под вигом нашей советской авиации. На советских самолетах опыт ные, отважные, безгранично преданные нашей стране с о ветские пилоты покорили полярную стихию. Из ледя ной пасти, готовой каждую Северного Морского пути. Мы, работники Мурманского от деления, заверяем вас, что поста вленные партией и правительством ледяного поля при помощи са молетов. Советская авиация победила. Наши люди на наших машинах задачи под вашим непосредственным доказали всему миру высокий руководством будут выполнены. Да здравствует доблестный от ряд советских полярников! Да здравствует областной коми тет партии и руководитель ленин- уровень авиационной техники и высокое качество пилотажа. Подвергаясь громадным опас ностям, рискуя жизнью, они вели самолеты к намеченной градских большевиков т. ЖДАНОВ! цеди и этой цели с успехом Да здравствует вдохновитель и добились. организатор арктических побед ве ликий СТАЛИН! По поручению работников Мур манского отделения Севморпути МАКеИМОВ, РЕРИХОВСКИЙ, НОВОСЕЛЬЦЕВ. Внимание трудящихся всего мира в течение многих дней было приковано к героическо му отряду полярников, находя щихся среди дрейфующих льдов Чукотского моря. Радио- донесения из лагеря Шмидта говорили о высокой отваге, организованности, дисциплини рованности и большевистском мужестве полярников Страны Советов. Организованность и дисциплина не только обеспе чили сохранность жизни лю дей, находившихся на дрей фующих льдах, но создали условия, при которых им могла быть оказана помощь. . . . 13 апреля— ровно через два месяца со дня гибели „Че люскина"—были вывезены на материк последние 6 челю скинцев во главе с исполняю щим обязанности начальника экспедиции А . Н. Бобровым, капитаном В. И. Ворониным и оставшимся до конца на посту радистом тов. Кренкелем. По полученным на 13 апре ля данным уже переправлены в Уэллен 45 человек. Ценные грузы, кинопленка, на которой запечатлены все основные моменты плавания „Челюскина" и жизни лагеря, научные инструменты, судовой журнал, записи метеорологи ческих и ледовых наблюдений и научные материалы забраны и доставлены на материк. Лагеря челюокинцеа в Ледо витом океане больше не су ществует. Операция по спасению че люскинцев закончена. Председатель Прави тельственной комиссии — В. КУЙБЫШЕВ. Члены комиссии: С. КА МЕНЕВ, УНШАИХТ , ЯН- СОН , ИОФФЕ . ке — в Карском море, в море Лап тевых, в Чукотском море, на самых отдаленных окраинах северного Ле довитого океана — будет служить примером евіе большей преданности родине. I Огромнейшей нашей победой I является то, что в этом году мы начинаем эксплоатацию трассы се верного Ледовитого океана. Ио Се верному морскому пути пойдут ка раваны судов с тысячами тонн гру зов. Пойдут встречным потоком с запада и востока *73 судна. Ледокол «Ермак» — лидер со ветских судов в Арктике в прош лый полярный год, начинавший и закончивший свой поход в Мурман ске, в этом году должен будет про делать еще более серьезную, еще более ответственную работу. В районах Ледовитого океана бу дут нести большевистскую вахту крупнейшие ледоколы страны. В то время как «Ленин» будет работать в западной части Карского моря, «Литке» в море Лаптевых, а «Кра син» — в Чукотском море, ледо кол «Ермак» будет занят на про водке судов г» самом ответственном районе океана — в восточной ча сти Карского моря. Мы будем обеспечивать развитие угольной базы на острове Диксон, в По поручению команды ледо кола «Ермак»: старшин меха ник МАЛИНИН (морской стаж 30 лет), третий помощник ка питана ЯКОБСОН (22 года), второй механик ЕРЕМИН (24 го да), старший помощник капи тана ЖИРНОВ (15 лет), че твертый механик ПОЛЯКОВ (18 лет), плотник ТУББИ (20 лет), матрос СТРУКОВ (19 лет), старший электрик ХЯММАЛЬ (16 лет), кладовщик СТАМБРОВСКИЙ' (24 года), старшина - кочегар ИОСТМАН (19 лет), кочегар ВИНОГРА ДОВ (14 лет), кочегар РОЗЕН ТАЛЬ (18 лет), машинист ГИЛЬ- БАС (20 лет), матрос МАКА РЕВИЧ (9 лет). Треугольник ледокола: капи тан — ВОРОНИН, помполит — ГУЦИНСКИЙ, предсудкома — СОРОКИН. бухте Тикси, внесем свой вклад в развитие нефтедобычи в обширной полосе от устья реки Хатанги до Нижнего Енисея, проложим курс советским кораблям в Якутскую рес публику, чтобы этот богатый край быстрее расцветал. В последнюю минут у ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В АРКТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Вчера в Ленинграде открылось торжественное заседание, посвящен ное годовщине спасения челюскин цев и пятнадцатилетию Арктическо го Института. В президиуме— руноводители ле нинградских организаций, советские полярники, ученые. Оглашено приветствие ЦК ВКП(б), постановление ЦИК СССР о на граждении директора Арктического Института проф. САМОЙЛОВИЧА орденом ЛЕНИНА. С развернутым докладом о работе института за истекшие пятнадцать лет выступил прф. САМОЙЛОВИЧ. С приветствиями выступили— се кретарь Ленгоркома ВКП(б) т. УГА РОВ, секретарь Ленгоркома ВЛКСМ т. ШВЕЦОВ, от Ленсовета т. КАС ПАРОВ, делегации крупнейших за водов, военного округа, герой Со ветского Союза т. КАМАНИН. Заключительное слово 0. Ю. Шмидта, говорившего о том, чгэ по ход большевиков на Север продол жается с удесятеренными силами, покрывается громом аплодисментов. Под бурные, долго несмолкающие аплодисменты, собрание приняло приветствия тт. СТАЛИНУ. МОЛО ТОВУ, ЖДАНОВУ. ЯНВАРСКИЙ. Ленинград, 14 (по телеграфу от нашего сиецкорра).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz