Полярная правда. 1935, апрель.

СЛАВА ГЕРОЯМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ! Пролетарии *ссх страт%% сосОиѣяймесьІ полярная правая * Орган Мурманского ОН и ГК ВКП(б), ОИКА, Горсовета и ОСПС Рис. художника В. СВАРОГА К 86 (2559) 14 АПРЕЛЯ ВОСКРЕСЕНЬЕ Ш85 ГОДА Цена Ms 10 коп. АРКТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Шмидту , Самойловичу ЦК ВНП(б) горячо при- ветствует славных челю­ скинцев, героев - летчиков, ученых — полярников, моря­ ков и политработников в день празднования двух славных годовщин: пятнад­ цатилетия советских работ в Арктике и блестящей эпо­ пеи спасения челюскинцев. Вдохновляемые совет­ ской властью, полярные ра­ ботники добились блестя щих успехов в деле изуче­ ния и хозяйственного о свое ­ ния Арктики. Своим мужест ’ вом и преданностью делу, порученному полярникам пар тией и правительством, они еще выше подняли знамя нашей великой родины, ЦК ВКП(б) верит, что ра­ ботники Арктики добьются решающих успехов в труд­ ном деле изучения Северно ­ го морского пути и превра­ щения его в нормально дей­ ствующий водный путь. ЦК ВКП(б). АРКТИЧЕСКИИ ИНСТИТУТ Шмидту, Самойловичу О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНОМ ЛЕНИНА САМОЙЛОВИЧА Р. Л. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Центрального Исполнгтельного Комитета Союза ССР В день пятнадцатилетия Арк­ тического института и годовщи­ ны спасения челюскинцев, Цент­ ральный Комитет ВЛКСМ шлет комсомольский привет героям челюскинцам — полярникам, мо­ рякам, летчикам и политработ­ никам, превращающим арткиче- ские пустыни в Великий Север­ ный морской путь. Миллионный комсомол е ог­ ромным вниманием следит за вашей героической работой. Не сомневаемся, что вы за корот­ кий срок полностью освоите Се* верный морской путь, превра­ тите его в нормальный судоход­ ный путь для судов торгового мореплавания и включите пу­ стыни Арктики в общий фронт социалистического строительства могучего Советского Союза. Ле-І нпнекий комсомол, как и на дру­ гих участках социалистического строительства, в этой работе был и будет не в последних рядах. Центральный Коммтат ВЛКСМ А. КОСАРЕВ. За плодотворную работу по изу­ чению Полярных районов (Арктика) Центральный Исполнительный Ко­ митет Союза ССР постановляет: Наградить орденом Ленина Самой- ловича Р. Л. Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза С С Р— М. КАЛИНИН. Секретарь Центрального Ис­ полнительного Комитета Со­ юза ССР — И, АКУЛОВ. Москва, Кремль. 12 апреля 1935 года. М УРМАНСК—ВОРО ТА В АРКТИКУ Август 1933 года. Доблестпыіі «Челюскин» уходит из Мурманска и ] свой героический рейс. В беседе с корреспондентом «Полярной прав­ ды» начальник экспедиции на «Че­ люскине», профессор 0. К). Шмидт сказал: ... Мы в Мурманске берем не только снабжение (уголь, вода, про­ довольствие), мы здесь получаем большую зарядку энергии и ини­ циативы для успешного проведения задания. /J Мурманск, как нельзя больше, под­ ходит для этой цели. Город кипит, строится, имеет блестящие перспек­ тивы. ... С развитием северного морско­ го пути Мурманск получит значе­ ние одного из главных пунктов это ­ го пути, особенно в связи с неза­ мерзающим портом и вступлением в строй Судоремонтного завода». Для того, чтобы Мурманск дей­ ствительно являлся базой Севмор- ііути, следует провести еще очень большую работу. Но уже сейчас можно сказать, что он для этого гораздо удобнее, чем Архангельск. Мы тщательно осматривали Архан­ гельский порт и сделали вывод, что там даже негде построить новых причалов. Нет места для постройки верфи, которая нам весьма необхо­ дима. Кроме того, нас пе могут не привлекать исключительные метео­ рологические условия Мурманского порта: незамерзающий Кольский за­ лив. Отсюда мы и зимой сможем отправлять полярные экспедиции. Для меня совершенно ясно — Мур­ манск в дальнейшем будет основ­ ным портом всего побережья се­ верных морей». 1935 год. Начальник Главного Управления Северного Морского іѵ - ШКОЛА МУЖЕСГПВА Корабль погибал. Страшная ним родником из глубин на- и безжалостная стихия хо- шего народа тела по старой привычке взять очередную жертву. Но на этот раз Арктика встре­ тилась не с одиноким и обре­ ченным героизмом, а с волей коллектива советских людей. Челюскинцы организованно со­ шли с погибающего корабля на льдину, организованно строили лагерь, организованно готови­ лись к спасению. Челюскинцы крепко верили в свою страну. Они знали , что маленький коллектив на льди­ не и многомиллионный кол - лектив на огромной социали­ стической земле — это одно целое. Великий Сталин призвал страну к спасению ее храбрых сынов. Единым порывом люб­ ви, заботы , энергии отклик­ нулись трудящиеся на призыв вождя. Партия великолепно организовала спасение. Бес­ страшные и талантливые летчики устремились к льди­ не. И. через два месяца сто четыре челюскинца были на земле. Вся страна празднует го­ довщину этого прекраснейшего в истории человечества собы тия, яркий пример социали­ стического сознания и силы. Челюскинская эпопея роди­ ла героев Советского Союза. Д ети с увлечением и р а ­ достью играют « игру * че­ люскинцев “. Они хотят быть героями. Молодой парень или девушка с гордостью и за­ вистью следят за реющими в небе самолетами. Эх, летать бы вот так, как Молоков или Каманин. Прекрасное увлече­ ние! Прекрасная зависть! Челюскинская эпопея—наи­ более яркое выражение совет­ ского патриотизма, любви и преданности родине. Яркое, Воспитывать надо это чув­ ство. Чтобы и у взрослых и у детей росло желание быть такими, как челюскинцы, как герои-летчики. Чтобы каждый трудящийся работал самоот­ верженно и беззаветно , стре­ мился овладеть техникой, развить ceQU способности , отдавая все это на пользу родине. Чтобы росла готов- Р У Д О Л Ь Ф ЛАЗАРЕВИЧ С А М О Й Л О В И Ч ность и умение защитить социалистическое отечество от врагов. Великолепной школой со ­ ветского патриотизма яв ­ ляется пятнадцати аетняя история Советской Арктики. За 15 лет сделано столько, сколько не сделано и за сотни до-октябрьских лет. Сколько было славных боев! 1928 г о д - поход „Красина*, спасшего экспедицию Нобиле. Первый в истории сквозной проход „Си бирякова м Северным морским путем. Эпопея „Челюскина й Поход яЛи?пке* от Владиво стока до Мурманска - Ка я и легендарные годы гражданской войны, история большевист­ ских боев в Арктике воспи­ тывает чувство мужества и героизма. Эту историю надо изучать. Нынешний год—первый год зкеплоатации Северного мор ского пути. Какое огромное теперь хозяйство под началь­ ством славного, любимого ко­ мандира полярников—Отто Юльевича Шмидта! И как много впереди напряженной работы. Ведь Северный мор­ ской путь и арктические бо­ гатства надо изучить и ос­ воить. И особая ответственная роль в этом принадлежит нам—мурманцам. „ Мурманск— начало Северного морского пу Рудольф Лазаревич Саыойлович является одним вз крупнейших ис­ следователей Арктики. Он родился в 1884 году, окончил Горную Ака­ демию во Фрейберге (Германия), а позже — Юридический факультет Петербургского Университета. Р. Л. Самойлови ч работает над вопросами изучения Арктики почти четверть века. В 1912 году он вме­ сте с Русановым обнаружил не­ сколько месторождений каменного угля на Шпицбергене. После рево­ люции он возглавлял экспедиции на Новую Землю. В 1928 году т. Са­ монлович был назначен начальни­ ком экспедиции на ледоколе .Кра­ син" по поискам экипажа дирижаб­ ля , Италия- и за этот поход он был награжден орденом Красного трудового знамени. В 1929 году т. Самойловпч вместе с профессором О. Ю. Шмидтом при­ нял участие в экспедиции на Зем- ?мш УправлениеСеверо-МорскогоПути при СовнаркомеС£^ Э К С П Е Д И Ц И Я СКВОЗНОГО ПЛАВАНИЯ ПО ЛЕДОВИТОМУ ОКЕАНУ на а к ..ЧЕЛЮСКИН" •ЛЬ лю Франца-Иосифа и в 1930 году— на Землю Франца Иосифа и Север­ ную Землю. В 1931 году он, в каче­ стве руководителя научной части экспедиции, летал в Арктику на дирижабле „Цеппелин- . В 1932 году т .Самойловпч возглавлял экспеди­ цию на ледоколе „Русанов" на мыс Челюскин и острова Каменева. В 1934 г. под его руководством была проведена гидрографическая экспе­ диция в северную часть Карского моря. Р. Л. Самойловпч является одним из организаторов Всесоюзного Арк­ тического института и его директо­ ром. / 2 P a f a č t , O'Tn/h^kJUj^ Q H iO / о С/ К y L csu* t fa 'T i / ? . "2* r. * Прошел год. В сентябре 1934 го- ти Отто Юльевич Шмидт в беседе да, когда трудящиеся всего Союза с корреспондентом ТАСС’а о годов- отмечалп блестящий переход с во- іцине челюскинской эпопеи остано- стока на запад в одну навигацию вился на особой роли Мурманска в краснознаменного ледореза «Ф. Лит- освоении севера. Он сказал: ке», начальник экспедиции т. Ду- «Недаром Мурманск назван воро- илицкий заявил нашему корреспон- тами Арктики. Отсюда начинается дейту: ■ Северный Морской путь. В Мурман- «... Значение Мурманска громад- ске в этом году мы закладываем но в дальнейшем освоении Севмор- ЛольшойСудоремонтный завод, рлс- пѵтп. Мурманск является преддве- считанный не только на наш ны­ рнем, пли, как его называют, «во- нешинѴі флот, но и на его дальней- ротами в Арктику». Естественно, щее расширение, все суда, отправляющиеся в плава- ... В день нашего юбилея шлем ние, должны снабжаться во всех заполярному центру наш горячий отношениях в Мурманске. привет». НА МАТЕРИК ВЕРНЕМСЯ ТОЛЬКО С ПОБЕДОЙ Письмо команды ледокола „ Е Р М А Б „ I т р удящим ся М у рм а н с к а / ? Никогда не забыть величествен­ ной и отважной челюскинской эпо­ пеи. Советские моряки, ученые, на­ учные работники — верные сыны великой социалистической родины, шли на штурм неприступной, суро­ вой Арктики. Они шли на приступ, чтобы победить и победили. Только наша ctpaiia могла выра­ стить таких людей, как челюскин­ цы, как герои летчики, пересекав­ шие на советских самолетах высо­ кие горные хребты, в туман и пур­ гу спешившие в советский поселок Iна дрейфующей льдине Чукотского , моря. Мудрое руководство партии боль­ шевиков, лучшего друга нолярни- I . V i e Руководители и старые производ­ ственники — старожилы ледокола «Ермак», от лицаі всей команды за­ веряют трудящихся Заполярного Мурманска, что все задачи, кото­ рые возложены на нас партиен и правительством, мы выполним как беззаветно преданные своей родине сыны. Трудящиеся Мурманска, в про­ шлом году показавшие образцы безу­ пречного снаряжения ледокола в рейс, в этом году должны будут ѵмножпть свою заботѵ. * Мы — патриоты своей замеча­ тельной страны. И потому — на­ ша ответственность за успешное проведение полярного похода утроит- ков, великого Сталина, вселяют в ся> “ “ материк — в заполярный нас твердую уверенность, что вся Чент^ Мурманск — мы вернемся наша дальнейшая работа в Аркти- только с победой. „ЛАГЕРЯ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ В ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ БОЛЬШЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ “ ЦК ВКП(б) — тов. СТАЛИНУ СНК СССР— тов. МОЛОТОВУ (ИЗ РАПОРТА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ КОМИССИИ) но, конечно, не единственное, і тиу ворота в Арктику “. Это Прекрасных людей растит не для красного словца сказал наша страна. С уважением мы произносим имена знат­ ных людей сельдяной путины на Мурмане. Гордо звучали речи замечательных организа­ торов колхозного движения на И Всесоюзном с1 езде колхоз­ ников ударников. Прекрасные кадры выросли в советской металлургии. Разве не хочет­ ся детям поступать так, как Шура Попова , предотвра­ тившая крушение поезда, h a - кой молодец Вера Федорова, сделавшая рекордный пара­ шютный прыжок ! „Советский патриотизм — пламенное чувство безгранич • ной любви , беззаветной пр е ­ данности своей родине , глубо­ кой ответственности за ее судьбу и оборону—бьет могу - Отто Юльевич Шмидт. Не только торговый порт, но и все организации, все трудя щиеся Мурманска должны ок­ ружить заботой государст­ венное дело снаряжения экс­ педиций , дело освоения Арк­ тики. Должны энергично этому делу помогать. Наш край на севере страны. Рыбные промыслы, богатство недр, ЭПРОН, торговый порт, начало Севморпути, бескрай­ н я я тундра , зверобойные про­ мыслы — как захватывающе разнообразна жизнь здесь! Ко- кое богатое поле для воспи­ тания смелых, мужественных советских людей. Будем же воспитывать в себе пламенное чувство совет­ ского патриотизма! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ДОБЛЕСТНЫЙ ОТРЯД СОВЕТСКИХ ПОЛЯРНИКОВ ГЛАВСЕВМОРПУТЬ— ШМИДТУ , БЕРГАВИНОВУ Коллектив работников Мурманско­ го отделения передает в вашем лице всем героям Арктики и всему соста­ ву юбилейной сессии пламенный большевистский привет. Возложен­ ная на нас задача по снаряжению первой зверобойной кампании си­ стемой Севморпути в первом рейсе выполнена на 70 процентов зада­ ния обоих рейсов. Досрочно отпра-| минуту сомкнуться и погло- влены суда во второй рейс. Ведем j тить сотню смелых полярни- усиленную подготовку к приему ков, они вырвали сотню че- грузов и отправки их в третью люскинцев и доставили их на Ленско-Карскую экспедицию. материк. Полярны е исследова- Приветствуем решение о строи- тели капиталистических стран тельстве Судоремонтного завода в Р- Л а р с ен и X. С в ерд руп , лю- Мурманске, который создаст мощ- ди с мировой славой, не вери- ную базу для дальнейшего освоения ли в успех спасения людей с Правительственная комиссия по оказанию помощи участни­ кам экспедиции О. Ю. Шмидта и команде погибшего судна „Челюскин" рапортует ЦК ВКП(б) и Совету Народных Комиссаров Союза ССР об окончании операции по спасе­ нию челюскинцев. Спасение челюскинцев яв­ ляется самым героическим под­ вигом нашей советской авиации. На советских самолетах опыт­ ные, отважные, безгранично преданные нашей стране с о ­ ветские пилоты покорили полярную стихию. Из ледя­ ной пасти, готовой каждую Северного Морского пути. Мы, работники Мурманского от­ деления, заверяем вас, что поста­ вленные партией и правительством ледяного поля при помощи са­ молетов. Советская авиация победила. Наши люди на наших машинах задачи под вашим непосредственным доказали всему миру высокий руководством будут выполнены. Да здравствует доблестный от­ ряд советских полярников! Да здравствует областной коми­ тет партии и руководитель ленин- уровень авиационной техники и высокое качество пилотажа. Подвергаясь громадным опас­ ностям, рискуя жизнью, они вели самолеты к намеченной градских большевиков т. ЖДАНОВ! цеди и этой цели с успехом Да здравствует вдохновитель и добились. организатор арктических побед ве­ ликий СТАЛИН! По поручению работников Мур­ манского отделения Севморпути МАКеИМОВ, РЕРИХОВСКИЙ, НОВОСЕЛЬЦЕВ. Внимание трудящихся всего мира в течение многих дней было приковано к героическо­ му отряду полярников, находя­ щихся среди дрейфующих льдов Чукотского моря. Радио- донесения из лагеря Шмидта говорили о высокой отваге, организованности, дисциплини­ рованности и большевистском мужестве полярников Страны Советов. Организованность и дисциплина не только обеспе­ чили сохранность жизни лю­ дей, находившихся на дрей­ фующих льдах, но создали условия, при которых им могла быть оказана помощь. . . . 13 апреля— ровно через два месяца со дня гибели „Че­ люскина"—были вывезены на материк последние 6 челю­ скинцев во главе с исполняю­ щим обязанности начальника экспедиции А . Н. Бобровым, капитаном В. И. Ворониным и оставшимся до конца на посту радистом тов. Кренкелем. По полученным на 13 апре­ ля данным уже переправлены в Уэллен 45 человек. Ценные грузы, кинопленка, на которой запечатлены все основные моменты плавания „Челюскина" и жизни лагеря, научные инструменты, судовой журнал, записи метеорологи­ ческих и ледовых наблюдений и научные материалы забраны и доставлены на материк. Лагеря челюокинцеа в Ледо­ витом океане больше не су­ ществует. Операция по спасению че­ люскинцев закончена. Председатель Прави­ тельственной комиссии — В. КУЙБЫШЕВ. Члены комиссии: С. КА ­ МЕНЕВ, УНШАИХТ , ЯН- СОН , ИОФФЕ . ке — в Карском море, в море Лап­ тевых, в Чукотском море, на самых отдаленных окраинах северного Ле­ довитого океана — будет служить примером евіе большей преданности родине. I Огромнейшей нашей победой I является то, что в этом году мы начинаем эксплоатацию трассы се­ верного Ледовитого океана. Ио Се­ верному морскому пути пойдут ка­ раваны судов с тысячами тонн гру­ зов. Пойдут встречным потоком с запада и востока *73 судна. Ледокол «Ермак» — лидер со­ ветских судов в Арктике в прош­ лый полярный год, начинавший и закончивший свой поход в Мурман­ ске, в этом году должен будет про­ делать еще более серьезную, еще более ответственную работу. В районах Ледовитого океана бу­ дут нести большевистскую вахту крупнейшие ледоколы страны. В то время как «Ленин» будет работать в западной части Карского моря, «Литке» в море Лаптевых, а «Кра­ син» — в Чукотском море, ледо­ кол «Ермак» будет занят на про­ водке судов г» самом ответственном районе океана — в восточной ча­ сти Карского моря. Мы будем обеспечивать развитие угольной базы на острове Диксон, в По поручению команды ледо­ кола «Ермак»: старшин меха­ ник МАЛИНИН (морской стаж 30 лет), третий помощник ка­ питана ЯКОБСОН (22 года), второй механик ЕРЕМИН (24 го­ да), старший помощник капи­ тана ЖИРНОВ (15 лет), че­ твертый механик ПОЛЯКОВ (18 лет), плотник ТУББИ (20 лет), матрос СТРУКОВ (19 лет), старший электрик ХЯММАЛЬ (16 лет), кладовщик СТАМБРОВСКИЙ' (24 года), старшина - кочегар ИОСТМАН (19 лет), кочегар ВИНОГРА­ ДОВ (14 лет), кочегар РОЗЕН­ ТАЛЬ (18 лет), машинист ГИЛЬ- БАС (20 лет), матрос МАКА­ РЕВИЧ (9 лет). Треугольник ледокола: капи­ тан — ВОРОНИН, помполит — ГУЦИНСКИЙ, предсудкома — СОРОКИН. бухте Тикси, внесем свой вклад в развитие нефтедобычи в обширной полосе от устья реки Хатанги до Нижнего Енисея, проложим курс советским кораблям в Якутскую рес­ публику, чтобы этот богатый край быстрее расцветал. В последнюю минут у ТОРЖЕСТВЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ В АРКТИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ Вчера в Ленинграде открылось торжественное заседание, посвящен­ ное годовщине спасения челюскин­ цев и пятнадцатилетию Арктическо­ го Института. В президиуме— руноводители ле­ нинградских организаций, советские полярники, ученые. Оглашено приветствие ЦК ВКП(б), постановление ЦИК СССР о на­ граждении директора Арктического Института проф. САМОЙЛОВИЧА орденом ЛЕНИНА. С развернутым докладом о работе института за истекшие пятнадцать лет выступил прф. САМОЙЛОВИЧ. С приветствиями выступили— се­ кретарь Ленгоркома ВКП(б) т. УГА ­ РОВ, секретарь Ленгоркома ВЛКСМ т. ШВЕЦОВ, от Ленсовета т. КАС­ ПАРОВ, делегации крупнейших за­ водов, военного округа, герой Со­ ветского Союза т. КАМАНИН. Заключительное слово 0. Ю. Шмидта, говорившего о том, чгэ по­ ход большевиков на Север продол­ жается с удесятеренными силами, покрывается громом аплодисментов. Под бурные, долго несмолкающие аплодисменты, собрание приняло приветствия тт. СТАЛИНУ. МОЛО­ ТОВУ, ЖДАНОВУ. ЯНВАРСКИЙ. Ленинград, 14 (по телеграфу от нашего сиецкорра).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz