Полуостров. 2019, № 1 (16)

фото: архив МВЦ КФ АО «Апатит» Текст: Ольга Загвоздина, Ольга Кубарева, Валентин Томаш 32 • Полуостров, №1 (16), 2019 От индустриализации до цифровизации О том, как началось создание комбината, как первые хибиногорские горняки подчинили себе заполярные земные кладовые, нам поможет рассказать Музейно-выставочный центр КФ АО «Апатит» — старей- ший корпоративный музей Группы Компаний «ФосАгро», созданный в 1932 году как Горно-геологический музей при тресте «Апатит». Да, он появился менее чем через три года с начала освоения в Хибин- ском массиве месторождения апатита. Уже тогда геологи и инженеры понимали важность и масштаб строящегося производства: открытое месторождение «хлебного камня» — этого высокосортного фосфатного сырья, необходимого для производства минеральных удобрений, — по сей день остаётся крупнейшим в мире. С первых дней работы одним из главных направлений деятельности музея стало освещение работы производственных цехов. В 30-х годах уже существовали горный и обогатительный отделы музея, в маке- тах и схемах рассказывающие о работе рудника и перерабатывающей фабрики; был налажен сбор информации о предприятии в периодиче- ских изданиях и документах. С быстрыми темпами роста производства перед музеем встала задача не только отражать текущее положение дел, но и сохранять память об исчезающих производственных объектах. Апатитовые разработки начались в 1929 году с ручного труда. После взрывных работ разборщики руды дробили глыбы кувалдами и гру- зили в вагонетки, которые толкали по узкоколейкам к рудоскатам на краях уступов. Самые первые партии, перебро- шенные с рудоскатов в телеги, отправляли к ж/д станции «Разъезд Белый» (ныне станция «Апатиты») прямо по снегу — на оленях. На перевозке апатита по этой первой на полуострове гужевой дороге тру- дилось 200-250 упряжек, но каждая перевозила не больше 150 кг, и стоимость такой экспедиции была очень высокой. Поэтому на комбинате был вскоре создан конно-транспортный цех с более чем 700 лошадьми. Железная дорога от Белого разъезда к месторо- ждениюбыла проложена уже в 1930 году. Её конечная станция называлась «Нефелин» и располагалась прямо у рудника. Чтобы оптимизировать откатку руды, в 1931 году построили бремсберги — крытые деревянные тоннели на склоне горы, в которых В 2019 году одному из крупнейших промышленных предприятий Кольского полуострова — Кировскому филиалу АО «Апатит» — исполняется 90 лет. Комбинат «Апатит» образован в 1929 году на базе уникальных месторождений апатит-нефелиновых руд в Хибинах. Мы не раз рассказывали об этом мощном производстве, ходили на подземные и открытые рудники и даже подглядывали за процессом обогащения руды. Накануне знаковой вехи хочется вернуться в первое десятилетие жизни «Апатита» — 30-е годы прошлого века, — чтобы еще раз посмотреть на славный путь горно-химического гиганта в Хибинах. Реклама. Все оценочные суждения и высказывания — субъективное мнение редакции журнала «Полуостров» (если не указано иного) Разборщик руды, 1930-е годы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz