Полуостров. 2018, № 3 (14)
Полуостров, №3 (14), 2018• 29 К вечеру закроются мастерские, пекарня и аптека. С вы- соких точек Скансена посмотрим на сказочный замок с угловыми башнями — здание Музея Северных стран, того самого, которым управлял Хазелиус. Внутри — роскош- ные интерьеры с тонкой резьбой, лепниной, мраморными колоннами. Впечатляет большой холл с огромной скуль- птурой шведского короля Густава Васы, а также большая коллекция игрушек, кукол, посуды, музыкальных инстру- ментов и других бытовых предметов. У реальных объектов и ландшафтов есть огромное преимущество перед экспозициями и даже диорама- ми в этнографических музеях. Живое и населённое геро- ями пространство позволяет сохранять традиции будних и праздничных дней, народные танцы и игры, деревен- скую культуру, которая неумолимо оттеснена современным образом жизни. В Скансене широко празднуют националь- ные праздники — например, Мидсоммар, День середины лета. К Рождеству обязательно открывается весёлая яр- марка, проводятся концерты в деревянной церкви Сеглур. С момента появления музеев под открытым небом воз- никли споры: нужно ли перевозить архитектурные памят- ники в другую, искусственную среду, отнимая их у родной местности, где они столетиями создавали уникальную ат- мосферу? Где жили настоящие хозяева домов и мастерских, и работа была тяжёлой и ежедневной, а не театральной? Многие из этих домов было невозможно сохранить в из- начальных условиях, на нередко заброшенных террито- риях. Музей же берёт на себя ответственность хранить имена и даты, реставрировать, пусть и на новом месте. Сколько людей сможет увидеть их в центре Стокголь- ма, и сколько — вдалеке от крупных городов? Кроме того, Скансен не исключает возможности сохранения памятни- ков в исторической среде — похожих, хотя и меньших ком- плексов немало в Швеции и других странах. Есть примеры и в России: Кижи, музей народов Забай- калья в Улан-Удэ, архитектурно-этнографические музеи в Тальцах Иркустской области, Семёновке Вологодской области и Хохловке Пермской области. Ещё один наш скансен — музей деревянного зодчества «Костромская слобода» — с мельницами, избами, амбарами и банями. Так появляется возможность не только посмотреть, но и прикоснуться, послушать, зайти внутрь. Нащупать радость ручного труда и близости к природе. И нечаянно найти в себе потомка фермеров, гончаров и прядильщиц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz