Полуостров. 2017, № 2 (10)

Безмолвные айсберги угрожают появить- ся из ниоткуда и разбить судно в щепки. Ветра вмиг разгоняют волну и прижима- ют судно к опасным берегам. Укрыться негде. Здесь нет безопасных бухт и глубо- ких устьев, где можно переждать ненастье. Единственный крупный остров Моржовец может стать спасением только для неболь- ших лодок и грозит судам печальным кон- цом, приблизься они к его отмелям. Поморы традиционно называли путь на север «спуском» — сродни дороге в ле- дяные просторы белой мглы, не сулящей покоя, в то время как путь на юг — «подъ- ёмом», как возвращение домой, в тихую гавань. Пройдем и мы путь наверх, от ру- бежей Арктики в сторону Архангельска . Терско-Орловский маяк На извилистой линии Терского бере- га наиболее выделяется мыс Орловский . В середине XX века здесь был постро- ен одноименный маяк. До ближайшего селения Поной — около 20 км. С Архан- гельском сообщение было только летом, на попутных судах. Зимой — в обход через Кандалакшский и Онежский заливы : тя- желый, суровый путь. Самыми слож- ными временами для маячников были первые годы вахты. Регулярного снабже- ния не было, суда подходили к мысу лишь случайно. Не было никакой еды, кроме со- лонины, не было дров, оружия для охоты не выдавалось. За первые 30 лет рабо- ты беломорских маяков более 140 жизней унесла цинга. Во время Первой мировой на Тер- ско-Орловском и Святоносском маяках осуществлялась проводка судов в Архан- гельск. Самой яркой страницей летописи маяков в эти годы стала работа малень- кой Марии Багрецовой . Девочка была вы- нуждена остаться в одиночестве на маяке и в тяжелейших условиях координировать проход через минные заграждения судов с Йокангского рейда . Терско-Орловский маяк и сегодня является обитаемым, вахта здесь несется круглосуточно. До ближай- шей деревни — 90 км тундры, изрезанной ущельями рек. Маяк острова Вешняк Никодимский маяк Полуостров, №2 (10), 2017• 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz