Полуостров. 2017, № 1 (9)

Полуостров, №1 (9), 2017 • 71 Несколько лет назад я купил стереодиктофон и брал в дорогу. Я не обладал большими знаниями о записи звука и тем более — опытом записи в по- левых условиях. Диктофон стал будто оживлять мои музыкальные зарисовки. Я обнаружил, что полевые записи легко вписываются в эти мелодии и стал вни- кать в это творчество — филд-рекординг. Шум поез- дов, пение птиц, плеск волн, журчание ручьев, ветер и даже движения муравьев в муравейнике — все воз- можно сохранить на карту памяти и в дальнейшем применить в творчестве, принося в него ощущение максимальной близости с природой. С помощью диктофона можно записать гитару или любой дру- гой инструмент вдали от дома. Современные дикто- фоны — многофункциональные рекордеры: можно не только сохранить звук, но и свести воедино те- оретически неограниченное количество дублей. Процесс записи звуков природы заставляет прислу- шиваться максимально внимательно. Изначально «полевые записи» использова- лись для озвучивания кинокартин и радиотеатра. А в середине прошлого века люди уже сами ухо- дили в поля и леса с тяжелыми рюкзаками: брали с собой портастудии (устройство для многоканаль- ной записи звука), микрофоны, аккумуляторы. Сей- час для качественной записи применяют не меньше оборудования. Музыкант, по-настоящему увлечен- ный филд-рекордингом, изучит и использует нема- ло технических приемов, прежде чем явит людям звуки природы. С помощью гитары и пространственных эффектов часто рождаются мелодии, которые я напрямую могу связать с природой нашего края. Мысли о путеше- ствии усиливаются во время игры. Наука подтверждает, что эффекты эха и реверберации заставляют человека вспомнить о чем-то, как правило, хорошем. Надеюсь, в моей музыке для других тоже оживают светлые вос- поминания природы — ветра, ручьи, водопады и спо- койные волны северных озер. Мне нравится музыка в стиле эмбиент — она как никакая другая сочетается с молчаливой красотой северной природы. Нежные и мелодичные переливы звуков — все равно что за- крыть глаза и очутиться в Хибинском массиве у озера. Особое наслаждение — играть музыку среди природ- ных объектов. Пару лет назад удалось технически осу- ществить не слишком продолжительное (около четырех часов) автономное пребывание на берегу озера Иман- дра со звуком электрогитары, приправленной винтаж- ными усилителями и любимой цепочкой эффектов. Перемещать аккумуляторы и инструменты по лесу — непростое занятие. Однако эффект от игры в местах, где вряд ли кто-то когда-то играл, не может быть скуч- ным. С упоением ловить шорохи листьев, запахи леса и ветер, который будто несется прямо с Хибинских гор. Стараться свести их воедино с эфирным звучанием ги- тары. Дать место прекрасному, дать жизнь в музыке в этот момент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz