Полуостров. 2017, № 1 (9)

Полуостров, №1 (9), 2017 • 39 Утерянные смыслы неутерянных вещей Экспонаты музея Крашевского в полной мере погружают в культуру, быт, традиции, верования и историю нганасан. Вот предметы шаманской атрибутики: лебедь ( денкуйкя ), гагара ( нюоны ), три журавля ( кокорэ ) — отец, сын и мать, злато- клювая гагара и старый журавль. У каждого пред- мета — свое значение. Задача лебедя — отвлекать злых духов, заставляя их гнаться за собой, чтобы те не мешали шаману. Самка журавля — для камлания над роженицей. При помощи гагары шаман попа- дает в Нижний мир, а также разрывает рану боль- ного, чтобы освободить ее от заражения. По нганасанской легенде, именно златоклювая гагара достала первый кусочек земли со дна изна- чально безбрежного моря и принесла его на по- верхность в клюве. Из этого кусочка была сделана вся суша, на которой расселились птицы и звери. Но, располагаясь не земле, они забыли про устав- шую гагару, и ей не досталось места. С тех пор она гнездится на воде и, обиженная, громко и зауныв- но кричит. Красива, необычна национальная одежда этого народа, притягивают взгляд и старинные аксессу- ары, например, праздничные тяжелые пояса или бодямо — нагрудные украшения. Женские бодя- мо — дугообразные пластинки из желтой листо- вой меди, покрытые штампованным орнаментом. Бодямо играли роль своеобразного «паспор- та» женщины, рассказывая о ее родословной по женской линии и являясь сильными оберегами. Эти пластины передавались из поколения в поко- ление и высоко ценились. У каждой нганасанки был комплект, состоявший из бодямо матери, ба- бушки, прабабушки и далее, либо их копии. Коли- чество пластин в украшении говорило о статусе женщины. Шаманские бодямо по композиции похожи на женские, но штамповка пластин несет совершенно иные смыслы. Зимнее меховое женское комбине ( ныы нинкэ ) — традиционная нижняя одежда нгана- санок. Сшито мехом внутрь нитками из сухожи- лий оленя. На груди — пять бодямо. На штанинах по семь медных трубочек с кольцами, соединен- ных лентами ровдуги — замши из оленьей шкуры, окрашенной в красный. Получившаяся конструк- ция называется дяптуза и имеет несколько назна- чений. Во-первых, это сильный оберег. Во-вторых, прикладное назначение — упор при переноске тяжестей: оленья шкура непрочная, и груз мог ее порвать, от этого и предохраняет дяптуза. В-тре- тьих — упор для кроильной доски при шитье и разде- лочной доски при приготовлении пищи. Кроме этого, считалась некрасивой демонстрация женских обтя- нутых ляжек, и дяптуза их прикрывала. С двух сторон от бодямо нашиты два медных коль- ца. К правому на цепях подвешены кресало ( туй ), про- чистка трубки ( кингаа ) и женский кисет для табака ( ху боба ) на ровдужных ремешках. К левому кольцу подвязан игольник ( неймысы ) — ровдужные ремешки с надетыми трубочками из желтой меди. Концы штанин затягиваются ремешками под коленом. Все металлические подвески на комбине — шумящие и при движении издавали характерные звуки. У каждой нганасанки было неповторимое их сочетание, что счи- талось очень красивым и даже обязательным. Традиционные нганасанские накладки на чехлы для хранения и перевозки ружей сшиты из ровдуги, рас- крашены в традиционные красный и черный, рас- шиты белым подшейным волосом оленя. Орнамент на накладках, как и все нганасанские орнаменты-мули, строго регламентирован и несет большой смысл, ныне практически утерянный. Металлическая курительная трубка — хоа — выкована из старого ружейного ствола нганасанскими мастерами. Каждая такая трубка неповторима и является гордостью как мастера, сделавшего ее, так и владельца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz