Полуостров. 2017, № 1 (9)
чужие устои 38 • Полуостров, №1 (9), 2017 бессилие и страх перед ее стихией порождали сверхъ- естественные и анимистические представления. Нга- насаны верили, что у всего вокруг есть душа, а вещи, сделанные человеком, живут и могут понимать речь. Все явления природы объяснялись существовани- ем духов, а успехи, неудачи и вообще все происхо- дящее — плохим или хорошим их к себе отношением. Эти силы, влияющие на судьбу, пытались умилости- вить, задобрить при помощи ритуалов, молитв, жертво- приношений. Не существует единого мнения о происхождении нганасан. Ясно одно: формирование этой народно- сти неразрывно связано с освоением Таймырского полуострова — самой северной территории Евразии. Они — потомки древнего населения северных тундр, неолитических охотников на дикого оленя. Соседи нга- насан с запада — близкие по культуре энцы и ненцы, с юга — эвенки, с юго-запада и востока — долганы и якуты. Кстати, свое самоназвание — «ня», «няа» — нганасаны соотносят с русским словом «товарищ». Нганасаны сохранялись как самостоятельная на- родность: почти не подвергались ассимиляции, поль- зовались своим языком, удерживали самосознание и традиционные особенности культуры. Жили семьями в 3-4 поколения, и знания обо всех аспек- тах жизни передавались без потерь от старших к младшим, что обеспечивало стабильное суще- ствование этноса на протяжении столетий. С приходом советской власти детей начали заби- рать в интернаты, преемственность знаний стала нарушаться, а приспособленность к жизни в тун- дре — сходить на нет. Домашние олени стали об- щественными, резко начали терять в численности, и заинтересованность оленеводов в результате труда уменьшилась. Кочевники приходили к осед- лой жизни, а в 70-80-х годах вынуждены были и вовсе отправиться в поселки, где в одиночестве уходили из жизни, унося с собой и свою культуру. Богатство оленеводов — это необходимое для жизни в тундре и ведения хозяйства: одежда, оленья упряжь, нарты, чумы, инструменты, бытовые принадлежности и элементы внутреннего убран- ства жилища. После превращения нганасанов в сельчан это стало ненужным, и всё, ценное в про- шлой жизни, превратилось в кучку сувениров и ин- тересных вещиц.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz