Полуостров. 2017, № 1 (9)

ренессанса, восточной архитектуры, мавританско- го стиля и мануэлино, характерного для Португалии XV—XVI веков. Мануэлино — сочный национальный ва- риант архитектуры эпохи Возрождения, украшенный экзотическими мотивами, архитектурными элемента- ми испанских мавров и отсылок к центрально-евро- пейскому стилю позднего Средневековья, склонный к динамике, декорации и роскоши. Именно такой стиль — а-ля «пряничный замок» — и замышлял Фон Эшвеге для новой королевской ре- зиденции. Разноуровневые террасы, купола, валы и арки. Мощный бастион с византийскими интерьера- ми и башни, силуэтами напоминающие турецкие ми- нареты под готичными крышами. Богатое внутреннее убранство в стиле романтизма. Арабский зал, укра- шенный фресками с эффектом оптической иллюзии. Бальный зал с немецкими витражами и восточным фарфором. Интерьеры в викторианском и эдвар- дианском стилях. Коллекции мебели, керамики и фарфора, люстры, витражи и прочие предме- ты интерьера XVI-XV веков. Кухня с коллекцией французской медной посуды и сервизами с гербом Фердинанда II. Стены, облицованные плиткой; вну- тренние дворики, напоминающие покои властите- лей Османской империи . Удивительные по красоте росписи, фрески, мозаики. Самые модные матери- алы того времени, кричащие!.. Впрочем, мнения об итоге творчества архитектора-любителя про- тиворечивы: кто-то считает замок плодом безвку- сицы, сочетанием несочетаемого, а для кого-то Пена — воплощенная гармония португальской ар- хитектуры и романтического настроения. Работы по реконструкции дворца продолжались 12 лет и были почти закончены в 1847, но король Фердинанд с супругой — королевой Марией II — внесли изменения в изначальное оформление и символику, добавив сводчатые арки хранилища, средневековые и исламские элементы декора- ции. Фердинанд лично спроектировал роскошное декоративное окно для главного фасада наподо- бие тех, что украшают Монастырь ордена там- на разных берегах 14 • Полуостров, №1 (9), 2017

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz