Полуостров. 2016, № 4 (8)

58 • Полуостров, №4 (8), 2016 ПИТЕР. БЛОГ Не разглашайте адреса — У теб я е с ть любимый сти ль в ар хи тектур е ? — М одерн . А р -н уво , се ц ессио н , ю гендш тиль — все одно под разными названиями. М одерн — в А н ­ глии, ю гендш тиль — в немецкоговорящих стр ан ах. А р -н уво —ф р анц узско е слово . С ецессион — родом из Вены . Были региональны е о соб енно сти . Напри­ м ер, бельгийский и французский модерн — очень нарочитый, много изогнутых линий, витражей, цвет­ ного сте к л а . Северный модерн другой, но в рамках одно го течения. Кстати, одноврем енно застр аи ва­ лась П етро гр адская сторона и р иж ская улиц а А л ь ­ б ер та — богатый, фантазийный декор, уникальный обр азец ю гендш тиля. У нас это было невозможно. Когда на Невском построили дом -м агази н Е л и с е ­ е вы х — ар ка-витраж в несколько этажей, множ е­ ство скульп тур, фонарей — был скан дал. Потому что какое а р хи те к то р Бар ано в ски й имел право? Как городская управа разрешила в ан сам б ле клас­ сицистического Невского воздвигнуть — это? Н а­ против — площ адь, застроенн ая Ро сси , памятник Ека те р и н е Вели кой , а тут — тако е !.. Но в чистом виде модерн есть — например, Ви­ теб ск и й во кзал или дачи К ам ен но го о стр о в а , но это не хар актерно для П етербур га, исключение. В строи тельстве до ходны х домов — то же самое. Ф а с а д —м одерн : форма окон, женские м аскароны . А в лепнине — соверш енно из классицизма — лав­ ровый венок. П етер б ур г стр о г и консервативен. Ин тересно : о собняки, которые мы смотрим се й ­ час как музеи, — дома богаты х людей прошлых веков. Будут ли потомки приходить в дома и дачи, вы строенны е нами? Что о ставляем за собой мы? Как теп ер ь в ар хи тектур е уживается искусство и ф ункциональность? — Я ретрофил. Мне нравятся стары е фильмы, му­ зыка, стиль; кажется, люди были красивее раньше, мысли чище, трава зелен е е. Кому-то нравится бау- хаус, тридцатые годы XX века. Это было свежо и ново, но у меня эмоций не вызывает. О современном ж и л ь е . Можно сделать красиво. Взять, к приме­ ру, Хельсинки —у них спальные районы органичные, стильные. Не думаю , что это дорого для нас. То ли общий вкус такой, то ли масш таб не управляем . Ино­ гда боюсь проснуться в чужом Петербурге, искале­ ченном временем и безразличием невежд. Страшно не обнаружить в родном городе ничего из того, что любишь. Эти сокровища пережили войны, револю ­ ции и блокады — но исчезают сейчас. Публикуя фо то граф ии, Сергей никогда не с т а ­ вит метку геолокации. Его правило — не разглашать адр есо в — имеет печальную необходимость.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz