Полуостров. 2016, № 4 (8)

56 • ПОЛУОСТРОВ, №4 (8), 2016 ПИТЕР. БЛОГ Д о ходны е дом а, построенны е для сдачи в аренду, могли принадлежать любому человеку с достаточными ср едствам и или казне, мон асты р ям , акционерным о б ­ щ ествам . Часто здания попадали в зало г ещ е в период строи тельства, поэтому в закладны х до кум ентах и б ан ­ ковских архивах хранятся подробные описания плани­ ровки и устрой ства до ходны х домов. — Окна п арадны х лестниц украш ал витраж. Они с о ­ хранились, в основном , в верхних частях окон. В ея­ ние моды , изготовление было поставлено на поток. Д ля нас — произведение искусства. Но в этом было и ф ункциональное реш ение — скры вать непригляд­ ность двора с вы гребными ямами, коровниками, под­ собными помещениями. Сегодня мы бы использовали плотные з а н а в е с к и . Разница времен. Взгляд у С ер гея — проникающий, словно снимающий слои краски и ш тукатурки, нанесенны е в разные годы . Угады вает, что же было в самом начале. Ж ивет — там. — Иногда все это очень оживает. Будто слышишь шаги служ ан ки, хриплый кашель дворника, пр ед став­ ляешь свечи и ковровые дорожки на ступ ен ях, свет из высоченных окон, з а п а х и . Будто попадаеш ь в Им­ перию , настолько явно, даже страш но . В то же время мно гое — тайна. Мы не знаем , какого цвета, к при­ меру, была лепнина. Л епны е куски могли быть р аз­ ных о ттенков, чтобы подчеркнуть объем . Смотрите на лепную ро зетку на потолке: первый цветочный ярус мог быть светло -оранж евым , второй — св ет­ л о - с а л а т о в ы м . Такая же история с маскарона- ми эпохи модерн — скульптурными украш ениями в ф орм е головы, в данном случ ае, женской. Во ло ­ сы девуш ек могли быть одно го цвета, лилии в них — др уго го . Теперь все закатано в побелку. Утратили первоначальный облик и печи в п ар ад­ ных, облицованные декоративными керамически­ ми плитками. — При холодном климате и большом пом ещ е­ нии лестницы печи были необходимостью , — ком­ ментирует С ер гей . — Занимались ими дворники или швейцары . Печи имели названия или номера — на­ пример, в одной парадной я показываю печь Брун- ги льд у, в другой —печь под серийным номером 236 ф и н ско го зав о д а «Або». Сейчас у них зачастую о б ­ биты изразцы , поверх — ш есть сло е в масляной кр а­ ски. Топка служит м у с о р к о й . Мы с вами смотрели печь с оригинальными изразцами, не покрытыми ничем. Уникальные на ощ упь. Нужно было прикос- нутьс я. Трога ли?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz