Полуостров. 2016, № 4 (8)
56 • ПОЛУОСТРОВ, №4 (8), 2016 ПИТЕР. БЛОГ Д о ходны е дом а, построенны е для сдачи в аренду, могли принадлежать любому человеку с достаточными ср едствам и или казне, мон асты р ям , акционерным о б щ ествам . Часто здания попадали в зало г ещ е в период строи тельства, поэтому в закладны х до кум ентах и б ан ковских архивах хранятся подробные описания плани ровки и устрой ства до ходны х домов. — Окна п арадны х лестниц украш ал витраж. Они с о хранились, в основном , в верхних частях окон. В ея ние моды , изготовление было поставлено на поток. Д ля нас — произведение искусства. Но в этом было и ф ункциональное реш ение — скры вать непригляд ность двора с вы гребными ямами, коровниками, под собными помещениями. Сегодня мы бы использовали плотные з а н а в е с к и . Разница времен. Взгляд у С ер гея — проникающий, словно снимающий слои краски и ш тукатурки, нанесенны е в разные годы . Угады вает, что же было в самом начале. Ж ивет — там. — Иногда все это очень оживает. Будто слышишь шаги служ ан ки, хриплый кашель дворника, пр ед став ляешь свечи и ковровые дорожки на ступ ен ях, свет из высоченных окон, з а п а х и . Будто попадаеш ь в Им перию , настолько явно, даже страш но . В то же время мно гое — тайна. Мы не знаем , какого цвета, к при меру, была лепнина. Л епны е куски могли быть р аз ных о ттенков, чтобы подчеркнуть объем . Смотрите на лепную ро зетку на потолке: первый цветочный ярус мог быть светло -оранж евым , второй — св ет л о - с а л а т о в ы м . Такая же история с маскарона- ми эпохи модерн — скульптурными украш ениями в ф орм е головы, в данном случ ае, женской. Во ло сы девуш ек могли быть одно го цвета, лилии в них — др уго го . Теперь все закатано в побелку. Утратили первоначальный облик и печи в п ар ад ных, облицованные декоративными керамически ми плитками. — При холодном климате и большом пом ещ е нии лестницы печи были необходимостью , — ком ментирует С ер гей . — Занимались ими дворники или швейцары . Печи имели названия или номера — на пример, в одной парадной я показываю печь Брун- ги льд у, в другой —печь под серийным номером 236 ф и н ско го зав о д а «Або». Сейчас у них зачастую о б биты изразцы , поверх — ш есть сло е в масляной кр а ски. Топка служит м у с о р к о й . Мы с вами смотрели печь с оригинальными изразцами, не покрытыми ничем. Уникальные на ощ упь. Нужно было прикос- нутьс я. Трога ли?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz