Полуостров. 2016, № 4 (8)

Полуостров, №4 (8), 2016 •55 У С ер гея несколько м аршрутов — на П е тр о гр а д ­ ской сто р о н е , З а го р о д н о м п р о сп е к те , экскурсия по дворцу В ели ко го Кн язя М ихаила Ром анова. Го­ товятся прогулки по К о лом н е, Н е в ском у п р о сп е к ­ ту и закры тым особн якам , а также лекции. — О тк у д а ж е б е р у тс я ключи от парадны х? — С юридической точки зрения вопрос н ео д­ нозначный. Говорить не стоит. Я не использую н е ­ легальны е спо собы . Спокойно захожу, или меня приглашаю т — проблемы нет. П а р а д н ы е л е с т н и ц ы д о м о в П е т е р б у р г а — не обычный музей, а жилой. Группа заходит на пять- сем ь минут, иногда не поднимаясь к дверям квартир. Реакция жильцов бывает разной — недоумевающие взгляды , активные вопросы , случ ается и гр убо сть. — Даж е те, кто приходят на экскур сию , говорят, что вряд ли об р адо в али сь бы по сети телям в сво ем дом е. Не понимаю такой подо зри тельно сти . Н а­ пример, в Будапеш те проще — п ар адны е з а к р ы ­ ты , но из обычного жилого дома не прогонят, ещ е и у лы б н утся, св ет включат. Им в голову не придет, что ты пришел с дурными намерениям и. Зато на улице компания р ассуж дающ их о ф а с а ­ дах, щипцах и кариатидах регулярно привлекает внимание: прохожие о станавливаю тся, спр аш и ва­ ют — что это, где вы нашли это го зам ечательного экскурсовода? Бесконечный фасад Сергей захватывающе ведет в эпо ху — по с т у п е ­ ням и двор ам , побуждая всматриваться в детали и символы . Витражи, печные изразцы , и скусствен ­ ный мр амор. Загадки , имена, сле ды времени. — П етер б ур г — город до ходны х домов. С ущ е ­ ствует миф, что основной стиль — классицизм . Но его преобладание в ар хи тектуре заканчивает­ ся в X IX веке, примерно после А л е к с а н д р а I. Ря­ довая застрой ка, мно гочисленны е улицы центра с доходными домами созданы в стиле эклекти ки, или историзма. Поэтому П етер б ур г — город до хо д ­ ных домов в стиле поздней эклекти ки . И б еско н еч ­ ный единый ф а с а д , как принято было строить еще при Петре. Э клекти ку часто понимают неверно — как см есь всего. Д а , это см еш ени е преды дущ их стилей , но — отдельное ар хи тектурно е направление в о п р е д е ­ ленны х временны х рамках. Я не вижу П етербур г мрачным городом дворов-колодцев. Нам повезло: перено с столицы в М оскву спо соб ствовал б укваль­ но консервации города на десятилетия и миними­ зации гр адо строительны х ошибок. Поэтому мы до сих пор наслаж даем ся удивительными о ско лка­ ми величайшей Империи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz