Полуостров. 2016, № 4 (8)
полуостров, №4 (8), 2016 •39 о к о т о р о й п р и ч и н я е т д и с к о м ф о р т . А е с л и п о м е с т и т ь р е б е н к а в т у с р е д у , гд е е г о с а м а я с л а б а я ф у н к ц и я , б о л е в а я , — п о с т о я н н о а т а к у е т с я и з в н е ! Э т о г р о зит, м и н и м у м , к о м п л е к с а м и на всю ж изнь («я не м о г у » , «я не с п о с о б е н » , «я не т а к о й »), а м а к с и м ум — п о л н ы м и с к а ж е н и е м л и ч н о с т и , д о и н т е л л е к т уа л ь н о й комы . — Л ю д и не з наю т, с у щ е с т в у ю т ли р е а л ь н о р а б о т а ю щ и е м е то д ы в о с п и т а н и я и к о н к р е т н ы е , д е й с т в е н н ы е с о в е т ы , — р а с с к а з ы в а е т Е в г е н и й К н я ж е в . — И на н а ш и х к о н с у л ь т а ц и я х р о д и т е л и в п е р в ы е о т к р ы в а ю т с в о е го сына или д о ч ь . М ы в и д им р е б е н к а д в а д ц а т ь м и н у т и в д р у г н а ч и н а е м о н е м р а сс ка зы в ать — ка ки е ф разы о н п р о и з н о с и т , как р е а г и р у е т на м а м у , п а п у, «т е т ю Г л а ш у » и о п р е д е л е н н ы е п р о с ь б ы , как о б щ а е т с я . Р о д и тел и ш о к и р о в а н ы . О н и э т о все в и д ел и , д а , н о для них э т о н е б ы л о с и с т е м о й . А для н а с — о ч е в и д н о : м ы п о н и м а е м о б ъ е к т и в н ы е з а к о н ы , п о к о т о р ы м р а б о т а е т и н ф о р м а ц и о н н а я с и с т е м а м а л ы ш а . С л е д о в а т е л ь н о , с у щ е с т в у ю т и к о н к р е т н ы е р е к о м е н д а ц и и п о е г о в о с пи тан ию и ра з ви тию . — Н а ш и консультации для ро д и тел ей идут в с р е д н е м 3 -4 часа, и мы у с п е в а е м сказать тол ь к о с а м о е о с н о в н о е , — п р о д о л ж а е т Татьяна. — К а к общ а тьс я с р е б е н к о м , что и о ч е м он дум ает, в каких в о п р о с а х е г о развивать, а от ч е г о огр аж д а ть ; как сделать так, чтобы не замы кался, ч е м м о т и в и р о в а т ь , в какую с ф е р у н а п р а в и т ь . О н и с л у шают, отк ры в рот, го в о р я т «Т о ч н о , т о ч н о !..» , записывают, по л уч аю т пам ятки и п о т о м м и л л и он раз п е р е ч и т ы в а ют. Э т о в а ж н е й ш и й ш а г — п е р е с т а т ь в о с п р и н и м а т ь р е б е н к а к а к е м к о с т ь , в к о т о р у ю н у ж н о влить н а б о р знаний, правил п о в е д е н и я , к о т о р у ю н у ж н о сделать у д о б н о й для се б я. М н о г и е в п е р в ы е н а ч и н а ю т в о с п р и н и м а т ь р е б е н ка ка к ц е л о с т н у ю и с л о ж н е й ш у ю л и ч н о с т ь — ведь мы д а е м им эти п р ед ста в л ени я и то, что т р е б у е т с я для п р а ви ль н ого, п о л е з н о г о развития. Д е в о ч к и и м а л ь ч и к и р о ж д а ю т с я с о п р е д е л е н н о й « в с т р о е н н о й » и н ф о с и с т е м о й (ее м о ж н о с р а в н и т ь с п р о ш и в к о й B I O S у к о м п ь ю т е р а ), с ф о р м и р о в а н н о й в п р о ц е с с е б е р е м е н н о с т и м а т е р и . О н а н е п е р е д а е т ся п о н а с л е д с т в у и н е м е н я е т с я в т е ч е н и е ж и зн и. Э т о д а н н о с т ь , н а б о р о б ъ е к т и в н ы х х а р а к т е р и с т и к . Так о т ч е г о ж е мы с н е в и д а н н ы м у п о р с т в о м пы та ем ся п е р е д е л а ть р е б е н к а , п о д о г н а т ь е г о п о д т у вы ем к у, к о т о р а я для н е г о н е п р е д н а з н а ч е н а вовсе? Д а , мы на уч и л и с ь р а б о т а т ь с ф и з и о л о ги е й и з а б о ти ть ся о д е т я х в ц е л о м , м а с с о в о . Н о к о н к р е т н ы й р е б е н о к - т о — н е м а с с о в ы й , а о д и н - е д и н с т в е н н ы й . П о э т о м у ст о и т как м о ж н о р а н ь ш е п о б е с п о к о и т ь с я , ч тобы со зд а ть в о к р у г н е г о п и т а т е л ь н у ю , р а з в и в а ю щ у ю , б л а г о п р и я т н у ю с р е д у . — Р о д и те л и к н а м п р и х о д я т в к л ю ч е в ы е , п о их м н е нию , м о м е н т ы . К о гд а уже есть п р о б л е м ы с п о д г о т о в к о й к ш к о л е или нач ал с я о д и н н а д ц а т ы й кл асс, а р е б е н о к г о в о р и т — н е х о ч у н и ч е г о , ос та в ь те вы м е н я , — р а с с к а зы в а е т Т ать я на. — И л и когд а е с ть п р я м о й к о нф л и кт с о с в е р с т н и к а м и , в з р о с л ы м и . Н о , на с а м о м д е л е , к л ю ч е в о й м о м е н т в ж изни р е б е н к а — кажды й, п о т о м у что в каждый м о м е н т е м у т р е б у е т с я и л ю б о в ь , и з ащ и та, и п о д д е р ж к а , и р а з в и ти е и н те л л е к та и д уш и . — К н а м н а д о бы идти, когд а все х о р о ш о , — к о м м е н т и р у е т Е в г е н и й . — П о т о м у ч то, когда п л о х о , э т о значит, что к а к о й -т о м о м е н т в в о с п и т а н и и у ж е у п у щ е н , и в п р о ц е с с е в з р о с л е н и я р е б е н к а н а в е р с т а н бы ть н е м о ж е т. Е с л и н е н а у ч и т ь , н а п р и м е р , р е б е н к а л ю б и т ь ж и з н ь , р а д о в а т ь с я е й , п о л у ч а т ь о т н е е у д о в о л ь с т в и е — т о э т о п р о б л е м а о с т а н е т с я н а в с е г д а . И э т о м а с с о в о , п о т о м у что мы г о в о р и м д е т я м : м а л о ли ч е г о ты т а м х о ч е ш ь . Ж и з н ь — ш тука т р у д ная, н е в е с е л а я . П р и в ы к а й и с п о л н я т ь свои о б я з а н н о с т и . — И на д е т с к и е п л е ч и к и н а в е ш и в а е м всю с л о ж н о с т ь ж и зн и , п о д к о т о р о й р е б е н о к у ж е к о в т о р о м у к л а с с у з а г и б а е т с я и г о в о р и т , ч т о н и ч е г о н е х о ч е т , — п о д ы т о ж и в а е т ст а н д а р т н ы й с ц е н а р и й Т ать я на. — К о н е ч н о , мы с т р а щ а е м д ете й с б л а ги м и п о б у ж д е н и я м и . М ы т р е в о ж и м с я . Н а м ка ж е тся: есл и о н б уд е т б е з м я т е ж е н , т о м и р н а ч н е т е г о п р е с со в ать . Р о д и те л и п у га ю т с я , когда р е б е н о к р а с с л а б л е н н ы й и д о в е р ч и в ы й , и г о в о р я т : н е - н е - н е , ты д о л ж е н знать , что м и р п о л о н тя го т. Ты д о л ж е н на уч и ть ся их п р е о д о л е в а т ь , н а ч и н ай се й ч а с , п о т о м б уд е т с л о ж н е е ! — Х отя есть п е р и о д в жизни л ю б о г о ч ел овека, когда ем у след ует учиться работать с труд нос тям и . Н а чин ается лет с ч е ты рнад цати. А д о э т о го м ом е нта не д олж ен р е б е н о к думать о тяготах, иначе он навсегда запом нит, что жизнь — о п а с н о е м е с то с кучей п р о б л е м , и п о с т о я н н о будет ждать под воха.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz