Полуостров. 2016, № 4 (8)
38 • Полуостров, №4 (8), 2016 ЧЕЛ О В ЕК Ч ЕЛ О В ЕКУ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБВИ Впервые становясь родителями, мы ду маем, что наш ребенок — чистый лист, на котором предстоит терпеливо и бе режно, год за годом, выписывать ха рактер и судьбу нового человека. Мы выбираем для малыша не только садик, школу, кружки и секции — мы выбира ем для него прекрасную — жизнь. Но на чем основан этот выбор? На личных предпочтениях, мнении родственников и близких; на опыте и установках своего поколения — с поправкой на изменчи вость социальных условий и реальные возможности семьи. Мы мечтаем, как все будет замечательно. Но ребенок вдруг перестает вписываться в проду манные планы, не дотягивает или на прочь рушит их, не справляется с самым, казалось бы, простым или беспросвет но ленится, ставит своим поведением в тупик и закатывает такие концерты на ровном месте, что хоть беги. И у н а с , у р о д и т е л е й , н а ч и н а е т с я э п о х а в о п р о с о в . П о ч е м у р е б е н о к н е п о н и м а е т , что мы все д е л а е м для е г о б л ага ? Где о т д а ч а , где ш к о л ь н ы е у с п е х и , м е д а л и , г р а м о т ы , по хв алы ? Л а д н о , п ус ть о н н е т а к т а л а н т л и в , как п р е д п о л а г а л о с ь , н о где э л е м е н т а р н а я б л а г о д а р н о с т ь ? Куд а д е л о с ь в з а и м о п о н и м а н и е ? П о ч е м у о н н е д о в о л е н , ко гд а о ж и д а е ш ь р а д о с т и ? И з а к о н ч и т ся ли к о г д а - н и б у д ь э т о т н е п о н я т н ы й к о н ф л и к т с у ч и т е л е м м а т е м а т и к и ? .. М ы ведь и в п р а в д у н е в и н о в а ты , что о т вето в не н а хо д и т с я . Просто нас никто и никогда не учил быть мамой и папой —роди- телями-воспитателями. Н е т , мы не о б ъ я в л я е м к о н к у р с на л у ч ш е г о р о д и т е л я г о д а , мы п р о с т о п р о д о л ж а е м р а з б и р а т ь с я в с о ц и о н и к е — н а у к е о б и н ф о р м а ц и о н н о м м е т а б о л и з м е ч е л о в е к а . В м е с т е с п р е п о д а в а т е л я м и М у р м а н с к о г о о т д е л е н и я Ш к о л ы п р и к л а д н о й с о ц и о н и - ки Е в г е н и е м К н я ж е в ы м и Т а т ь я н о й П а с х и н о й п о п ы т а е м с я п о н я ть , как с о ц и о н и ч е с к о е з н а н и е м о ж е т п о м о ч ь в с л о ж н е й ш и х в о п р о с а х в о с п и т а н и я и развития р е б е н к а . В п р о ш л о м н о м е р е « П о л у о с т р о в а » мы п о з н а к о м и л и с ь с азами с о ц и о н и к и . С о о б р а з н о этой н а у к е , с у щ е с т в у е т у н и в е р с а л ь н а я и ф у н д а м е н т а л ь н а я м о д е л ь и н т е л л е к т а ч е л о в е к а , п о з в о л я ю щ а я в ы д е л и т ь 16 т и п о в и н ф о р м а ц и о н н о г о м е т а б о л и з м а , или Т И М о в . К аж ды й из н и х о т л и ч ае тся у н и к а л ь н ы м с п о с о б о м в о с приятия и о б р а б о т к и и н ф о р м а ц и и , и к а ж д ы й из н и х — н о р м а . К а ж д ы й р е б е н о к , н е з а в и с и м о о т п о л а , о б л а д а е т о д н и м из 16 Т И М о в , и, с л е д о в а т е л ь н о , е с ть с о в е р ш е н н о ч е т к и е а л г о ри тмы е г о г а р м о н и ч н о г о ра з ви ти я. К а к п р о с т о ! К а к п р о с т о было бы — есл и бы мы н е нач и та л и сь в ы д е р ж е к из я п о н с к и х / а м е р и к а н с к и х / з и м б а б в и й с к и х с и с т е м в о с п и т а н и я , н е лезли бы на ф о р у м ы , н е с о в е т о в а л и с ь бы с с о с е д я м и , у ч и т е л я м и и б а б у ш к а м и и в и т о ге н е п р и ш л и к вы вод у, что р я д о м р а с т е т м а л е н ь к и й и н о п л а н е т я н и н , с к о т о р ы м о б щ и й язык м о ж н о найти « е д и н с т в е н н о в е р н ы м » м е т о д о м — м е т о д о м п р о б и о ш и б о к . — В х у д ш е м с л у ч а е н а ч и н а ю т п о с е щ а т ь н е в р о л о г а , п с и х и а т р а , э н д о к р и н о л о г а , — д ел и тся о п ы т о м п р е п о д а в а т е л ь М у р м а н с к о й школы с о ц и о н и к и Т а ть я н а П а с х и н а . — П о т и х о н е ч к у р е б е н о ч к а п о д к а р м л и в а ю т т а б л е т о ч к а м и , ч то бы был п о у м н е е или ч тобы п о с п о к о й н е е , а т о у н е г о — сказали — н е у с т о й ч и в а я п с и х и к а . Н е р а з го в о р ч и в ы х , м а л о э м о ц и о н а л ь н ы х з а п и с ы в а е м в т е а т р а л ь н ы е студ и и , в м уз ы к а л ь н ы е ш колы . Н е с п о с о б н ы х с е б я а г р е с с и в н о о т с т о я ть — в б о к с е р с к у ю с е к ц и ю . Н о э т о л о м а е т р е б е н к а , а не разви вает, п о т о м у что р а з в и т и е д о л ж н о бы ть п р о д и к т о в а н о Т И М о м , а н е н о с и т ь к о м п е н с и р у ю щ и й х а р а к т е р . Н а п р и м е р , к а ж д ы й ч е л о в е к о б л а д а е т т а к н а з ы в а е м о й « т о ч к о й н а и м е н ь ш е г о с о п р о т и в л е н и я » — са м о й сл а б о й и н ф о р м а ц и о н н о й ф ун к ц и е й из всех, о д н о д а ж е у п о м и н а н и е
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz