Полуостров. 2016, № 4 (8)

36 • полуостров, №4 (8), 2016 В материале использованы электронные изображения картин Марка Шагала, являющиеся всеобщим достоянием (public domain), с исключительной культурной и ознакомительной целью: «Над городом» (1914-18), «Над Витебском» (1915), «Корова с зонтиком» (1946), «Рай» (1960), «Ты мне заполнила руки» (1968), а так же «Портрет молодого Марка Шагала» кисти Юделя Пэна (1914) КУЛЬТЭКСКЛЮЗИВ — Это у нее зубы ?.. М не кажется, это у нее такие пупырышки, откуда у животного р астут на щеках усы . У лош адей есть усы ?.. Нет, не понимаю . Не так толкую . Но через секун д у это становится неважным. Вспоминаю тся те трубачи на м о сту — сюжет для Ку- стурицы — и вот почти слыш ится, как цокают лош ади ­ ные копыта по каменной мостовой. И вот синяя лош адь обращ ается мордою к Д вине, к жутковатому туману, а синей гривой на синей спине — к улюлюканью толпы , кладет рыжую скрип ку на синее плечо, по-детски нежно и попро сту тро гательно прижимает ее лош а­ диным своим синим подбородком , закры вает глазки и м ед лен но — задумчиво — взмахивает с м ы ч к о м . Зарисовка третья — Она о любви, — первая мы сль, которая приходит в голову, когда останавливаю сь напротив картины «Ты мне зап о лни ла руки». Свесивш аяся с левого верхнего угла синяя лош адь — которая после козы-скрипачки и коровы под зонтиком со всем родная — тянется языком к смоляной крыше пританцовывающего домика, а из домика вырвалась она —она в движении, она выпархивает, она без лица. Со гласно хасидизму, познать сущ но сть бога может лишь «взволнованная душа». Вылетающая с поро ­ га безликая дама именно такую душ у и несет в себ е — даже не несет, а — протягивает — и это бесспорно . «Вся в черном или белом она пролет ала сквозь мои холсты , направляя м ое искусство. Я не закон ­ чил ни одной картины и ни одной гравюры , не с п р о ­ сив у н ее: д а или нет», — писал Шагал о единственной любви всей своей жизни, о жене Белле. Белла ли изображена на полотне? Неважно. Важно, что она протягивает взволнованную душу, а синяя л о ­ шадь свеси лась над домом с неба, а у дома смоляная крыша и кровавый ф а с а д , и зеленый купол клонит­ ся вправо, и человек в черном тащит по небу желтый меш ок, а она — протягивает мне душу. Э то о любви. И поэтому всеобъемлющ е. Э то о любви, и поэтому — обо всем самом важном для Ш агала. В его картинах нет привычной эстетики живописи, и это даже не сю рр еали зм Дали или М агритта. Это — размеченная цветом притча о том , как можно любить, и о том , как любовь может заполнять руки художника. В ф инале выставки — офорты к «М ертвым душ ам »: «Чичиков и М анило в п е р е д д вер ям и го стиной », « К о ­ р о б о ч ка», «Н о зд р е в » , «С уп р уга С о б акеви ч а », «Соба- кевич у к р е сл а » , «Плюш кин у в о р о т » .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz