Полуостров. 2016, № 4 (8)

Слева ивовое р едколесье уходит кронами в н е­ бесную пасмурь; резкий, изредка уже травянистый обрыв головокружительно зовет в Двину. Туман. Чайки. Мы идем в находящийся на витебских вы­ селках выставочный центр М арка Ш агала — дом 2 по улице Путне. Он двухэтажно и кроваво выпрыги­ вает из тумана, но кажется здесь опр еделенно лиш ­ ним — как бы остановившимся подышать на углу С кв ер а гер о ев войны 1812 го д а , который втыкается стеллой, увенчанной имперским орлом , ввысь. Зарисовка вторая В стр ан е, в каждом городе которой есть ар хи тек­ турная или топонимическая песнь во хвалу Я ку б а К о ло са и Янки Купалы (национально важных и о р ­ тодоксальны х литераторов); в стр ан е геометричных полей, засевов, ш ирокомасш табного агро п атри о ­ тизма и мощной протекционной политики; в с т р а ­ не, символом которой для многих является бульба; в стр ан е бесконечно милых пейзажей и со хр а н я е ­ мого исторического наследия — в этой стр ан е ев­ р ей -сю рр еали ст М ар к Ш агал кажется с л е г к а . неуместным . Наверное, он такой и есть — недаром путь к ар т-цен тру его имени лежит вдоль зоопарка. 18 российских рублей за Ш агала. З д е сь около тридцати картин 1957-68 годов и офорты 20 -х, большая часть из которых — из под­ борки «D ead Souls», иллюстрации то есть к «М ер т­ вым душам Гоголя. У меня не сформирован искусствоведческий тезаур ус, и я воспринимаю живопись как л и те ­ ратор — бесконечным цветовым полем для ин тер­ претации — и н е умею о ней говорить. «Ф л ей ти ст» , «С вятой куч ер », «М атерин ство » (и к е н т а в р ). З д е сь все с ног на голову. Все небесно и все библейско; изображенный человек как н ака­ зание хо лста. В ночном небе п еревернуто пляшет синяя лош адь со скрипкой — кто она? Ее морда по­ является то там , то зд есь, то крупно, то мелко —жи­ вотная благоговейная морда, то лош адь, то корова, то коза. Синяя, зелен ая, красн ая. Улы бается? Нет, подожди-ка. Вот — полумесяц. Вот — з е л е ­ ные купола. Человеческая морда см о трит в морду лош адиную . Пытается понять — и не понимает. З е ­ лены е купола. П олум есяц. Коза со скрипкой. Лошадиная морда на человеческом двуногом туловке кажется сначала демонической, олице­ творяющей бестолковую волю, самы е витальные стрем ления, но потом в ней проступает добрая гар­ мония. Ну смотри — полумесяц, купола, россыпь пе­ рекошенного людского скота в дверях покосившихся сараев, а она — синяя лош адь — идет себ е по небу. Идет и играет на скрипке. А рядом полумесяц. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz