Полуостров. 2016, № 4 (8)
Слева ивовое р едколесье уходит кронами в н е бесную пасмурь; резкий, изредка уже травянистый обрыв головокружительно зовет в Двину. Туман. Чайки. Мы идем в находящийся на витебских вы селках выставочный центр М арка Ш агала — дом 2 по улице Путне. Он двухэтажно и кроваво выпрыги вает из тумана, но кажется здесь опр еделенно лиш ним — как бы остановившимся подышать на углу С кв ер а гер о ев войны 1812 го д а , который втыкается стеллой, увенчанной имперским орлом , ввысь. Зарисовка вторая В стр ан е, в каждом городе которой есть ар хи тек турная или топонимическая песнь во хвалу Я ку б а К о ло са и Янки Купалы (национально важных и о р тодоксальны х литераторов); в стр ан е геометричных полей, засевов, ш ирокомасш табного агро п атри о тизма и мощной протекционной политики; в с т р а не, символом которой для многих является бульба; в стр ан е бесконечно милых пейзажей и со хр а н я е мого исторического наследия — в этой стр ан е ев р ей -сю рр еали ст М ар к Ш агал кажется с л е г к а . неуместным . Наверное, он такой и есть — недаром путь к ар т-цен тру его имени лежит вдоль зоопарка. 18 российских рублей за Ш агала. З д е сь около тридцати картин 1957-68 годов и офорты 20 -х, большая часть из которых — из под борки «D ead Souls», иллюстрации то есть к «М ер т вым душам Гоголя. У меня не сформирован искусствоведческий тезаур ус, и я воспринимаю живопись как л и те ратор — бесконечным цветовым полем для ин тер претации — и н е умею о ней говорить. «Ф л ей ти ст» , «С вятой куч ер », «М атерин ство » (и к е н т а в р ). З д е сь все с ног на голову. Все небесно и все библейско; изображенный человек как н ака зание хо лста. В ночном небе п еревернуто пляшет синяя лош адь со скрипкой — кто она? Ее морда по является то там , то зд есь, то крупно, то мелко —жи вотная благоговейная морда, то лош адь, то корова, то коза. Синяя, зелен ая, красн ая. Улы бается? Нет, подожди-ка. Вот — полумесяц. Вот — з е л е ные купола. Человеческая морда см о трит в морду лош адиную . Пытается понять — и не понимает. З е лены е купола. П олум есяц. Коза со скрипкой. Лошадиная морда на человеческом двуногом туловке кажется сначала демонической, олице творяющей бестолковую волю, самы е витальные стрем ления, но потом в ней проступает добрая гар мония. Ну смотри — полумесяц, купола, россыпь пе рекошенного людского скота в дверях покосившихся сараев, а она — синяя лош адь — идет себ е по небу. Идет и играет на скрипке. А рядом полумесяц. 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz