Полуостров. 2016, № 4 (8)
ТЕКСТ: ДАРЬЯ АНАЦКО РЕПРОДУКЦИИ: © МАРК ШАГАЛ, ЮДЕЛЬ ПЭН ФОТО: ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ © PUBLIC DOMAIN 34 • Полуостров, №4 (8), 2016 КУЛЬТЭКСКЛЮЗИВ ЗАПОЛНЕННЫЕ РУКИ ШАГАЛА «...Среди лошадей и птиц я их брат и сын, который плачет. Я иду к животным. Я ищу их взгляда и знака. Корова моего далекого детства, у которой мать моя брала для меня молоко, в той земле, где ты спишь, зарыты мои слезы. Мои картины написаны с тебя. Эти животные, лошади и коровы, — всегда молчаливы. Мы болтаем, поем, кричим. Я слышу, как из широко открытых пастей выходит некая правда, правда звериная, непонятная нам. Они мычат о тайнах своего мира, о своем заточении», — странно и немного библейско написал однажды Мойша Сегал, еврейский белорус, советский художник, парижский сюрреалист, авангардист XX столетия, писавший стихи на идише и больше известный как Марк Шагал. Зарисовка первая . П о правую руку о стается с к в е р Пушкина с ним самим — каменным , держащ им на плече плащ на ф о не сле гка с у м асш едш его города. С Двины поднимается туман, чайки тревожно кружат в сером небе. На П уш кин ском м о сте ш а гающий ан сам бль трубачей, фальшивя и сры ваясь в цыган- щинку, сопровож дает свадебный кортеж . Чайки кричат. Нам выше. Д есять крутых гранитных пролетов к С в я то У сп е н ск о м у к аф е д р а л ь н о м у со б о р у . Моросит. Низко- небье. Смотровая площ адка: все тот же серый гранит в черно-розовый крошевый крап, черные тяж еловесные скамейки с витыми железными ножками. Река несет по т е чению обесц веченны е льдинки. Бьет ветер. Ч а й к и . Промозглый ден ь; людей почти нет. Звонят к об едн е. Внизу продолжаю т вопить св адебны е колонны . Из пиц церии доносится м узыка, то и дело пропадающая в белый шум, — радио плохо ловит. Противоположный б ер е г Ви те б ск а пасм урно о траж ается в воде, подрагивает, искаж а ется рябью. Цвета почти нет. За собором начинается полулесная, влажная и туманная, продуваем ая Двиной улиц а П утн а. Справа из тумана вы растаю т грузные здания м елкого красно го кирпича с вик торианскими чердачными окнами. Идем мимо мокрого и вспухш его, потерявшего всякий цвет развала зоопарка — пахнет гнусно, жаркими слежавшимися опилками, уново- женной зем лей . Издали долетаю т редкие детски е голо са. Пятнистая кошка, просунув морду между прутьев о гр ады , ест с бетонного постамента корм и раздувшиеся от влаги хлебные кСр|' и.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz