Полуостров. 2016, № 4 (8)

28 • Полуостров, №4 (8), 2016 ЧУЖИЕУСТОИ Гадать о том , что это было, и было ли вообщ е, ж е ­ лания нет. Потому что начитанность, ум , м удро сть, жи­ тейский опыт пасую т перед проявлениями этой силы , поселивш егося в разных уго лках мира. На Соловках ее, судя по всему, хоть отбавляй. Подум айте сами: если тысячелетиями на одном участке суши люди (и н е т олько) соверш али обряды , провожали усопш их, разжигали погребальны е костры , славили духов зем ли, воды и неба, исполняли ритуаль­ ные песни и пляски, омывали в волнах о б ер еги , про ­ питывая о пр еделенной энергетикой все вокруг, здесь волей-неволей должны были образоваться некие места силы . Но точно, с эмпирической верностью , об этом , конечно, не расскаж еш ь. Да и кому р а ссказы ­ вать? На см ех поднимут. Или просто не поверят. Я бы не поверила. Я и н е верю — д а ж е сам о й се б е . Но все-таки невероятно. Какой невероятный сп ектр человеческих эмоций, чувств, переживаний за м н о ­ гие века и тысячелетия накопил этот сравнительно н е ­ большой участок суши! З д е сь мы встречали примеры потрясающ его мужества и стойкости, радости и поко­ рения, горя и страдания; сколько молитв, как древних, так и дош едш их до наших дней, слыш ала эта холодная зем ля. И в то же время, несмотря на м н о го стр ад а л ь ­ ные события п о следн его сто летия, превратившие Соловки для нескольких поколений граждан неког­ да сущ ествовавш его го судар ства в синоним страха и боли, острова можно назвать образцом терпим о ­ сти, любви, понимания. Редко где культурный слой, несущий в себ е остатки ты сячелетни х языческих обрядов, со хранился после прихода иной религии. Яркий пример среди Соловецкого ансамбля — Большой Заяц кий о стр о в , на котором сотни кр е­ стов, возведенных монахами, мирно соседствую т с многочисленными лабиринтами и каменными на­ сыпями, поросшими зеленью , сквозь которую у га ­ дывается величественность древних сооружений. Большой Заяцкий о стров, по сравнению с д р у ­ гими островами ар хипелага, имеет потрясающую историю , которую полностью восстановить и ссл е ­ дователи пока ещ е не см о гли. О стро в испещрен сотнями лабиринтов, каждый со своим рисунком , схемой прохождения, и сотнями каменных н асы ­ пей — дольменов. В отличие от ухож енны х лаби ­ ринтов Большого Соловецко го о стро ва, нарядны х, прибранны х, встречающих с о чер едно го теплохода очередную порцию туристов, лабиринты заяцкие таят величие и неизведанно сть древних обрядов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz