Полуостров. 2016, № 3 (7)

48-ПОЛУОСТРОВ, №3(7), 2016 ПИТЕР. БЛОГ В КОМНАТЕ ОПАЛЬНОГО ПОЭТА ... Музей-квартира Анны Ахмато­ вой в Фонтанном доме. История начинается уже под аркой в доме №53 по Литейному проспекту. Былой адрес —Фонтанка, 34, вход с набережной. Это место духовно­ го паломничества с незарастаю­ щей тропой. Ж е л т ы е , о б е з ж и з н е н н ы е р е в о ­ люционной урбанизацией стены наползают на Фон танный сад — м есто уединения и грустных во с­ поминаний. И это лучшая, хоть и жуткая, метафора происходивше­ го с русской литературой в соответ­ ствующие страш ные годы. Ш умят клено вы е лапы, шуршит под ногами хоженый гравий тр о ­ пинок. Подним аю сь на третий этаж к бордо вым двустворчатым д ве ­ рям квартиры №44. Эти комна­ ты занимал Николай Пунин, третий гражданский муж Анны Ахматовой, жившей здесь с 1924 по 1952 (?) год с пер еры вом на эвакуацию из б л о ­ кадного Ленинграда. Д ве р ь закрыта, звонок не р а­ ботает. Вежливо и чуть пугливо отш аркиваясь на пороге, вхожу и попадаю в прихожую, встр е ча­ ющую ш ирокоплечим пальто хо­ зяина. Ощущение, что отсюда только что ненадолго выбежа­ ли и сейчас вернутся. Не буду описывать экспозици­ онную р асстан о вку — сходишь самостоятельно, и всё узнаеш ь. С м ом ен та м о е го п о сл ед н е го посещения пунинской квартиры в Фон тан н ом доме (~ 7 лет назад) о б н о в и л с я т а к н а з ы в а е м ы й «Б е лы й зал», круглая комната. О бновился в сторону с о вр ем е н ­ ных технологий, направленны х на вовлечение посетителя в вы ­ с т а в о ч н о е и, с л е д о в а т е л ь н о , историческое пространство. Белый зал — две полукру­ глые витрины, располож ен ­ ные по широким сторонам стен от пола до потолка. Задник ви­ трин — б е л ы е по ло тн а с в ы ­ в е д е н н ы м и с т и х о т в о р е н и ям и Ахматовой. На первом плане — экспонаты; в основном , это ма- шино- и рукописные автографы с т и х о т в о р е н и й , з а м е т к и , н а ­ бр о ски , ф отографии, д о к ум е н ­ ты, а также ставшие культовыми личные вещи Анны Андревны — например, бусы, которые р ассы ­ пались в кабинете следователя. С проекторов под потолком на стихи и экспонаты транслируется почти с нулевой яркостью видео, д аю щ е е эф ф е к т ы м е л ь к а н и я и движения теней, среди кото­ рых узнаю тся лица, профили, и взмахи рук, и конная поступь, и бог знает что еще — так плы ­ вет и колышется тень от кроны м о х н а то го д е р е в а , п ущ е н н а я окном на стену в июльский пол­ день. Д обавь к этому оптические эф ф е к т ы п е р е т е к а н и я ви д о в в вогнутых витражных стеклах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz