Полуостров. 2016, № 2 (6)
Ино гд а с по соб , ко т орым Фрида обращается к зрите- лю — буквально физически пе- редающаяся боль. Это может шокировать. Измученное жен- ское тело на полотне «Больница Генри Форда». Фонтан вну- тренностей — страшная карти- на «Без надежды». Картины Кало ни в коем случае не являются сюрреализмом, с чем не согла- шалась и она сама. Все — реаль- но, местами даже чересчур. — Это и есть искусство, — улы- бается Елена. — Все, что не вы- зывает эмоций — лишь попытки. Высокое искусство — это о том, что происходило внутри. Я бы сказала, что творчество Фриды истинно женское. Так пишет только женщина — эмоция- ми, чувствами, болью. Мужчины в этом плане создают совершен- но иные полотна. У женщины-ху- дожника язык очень честный, ассоциативный, наполненный ею. Автопортрет — это вообще очень женское. Больше женское, чем мужское. У самой Елены Граф есть пре- красная серия необычных ри- сунков, которую она обозначила как свои «селфи». Вместо еже- дневных фото она рисует силу- эт, в котором легко угадываются ее собственные черты и фигура. Выбирая себя как основной объ- ект изображения, художник идет на риск быть осужденным в цен- трировании мира и личных пере- живаний, замыкании на себе. — Нет верного пути в искус- стве, — уверена Елена. — Есть верный путь для самого себя. Помню, обошла весь зал с ее работами, остановилась у по- следней картины, и внутри меня явно прозвучало: вот это искус- ство! Это — искусство! Спаси- бо, что дали мне возможность к этому прикоснуться. Все близ- ко. Все меня тронуло. По-насто- ящему. Я в благодарности. Несмотря на то, что репродук- ции доступны в книгах и на интер- нет-ресурсах, на выставку стоило идти — и смотреть. — Потому что это оригинал. Это как выпить свежевыжатый сок после пакетированного, как искупаться в океане после бас- сейна. Это прикосновение к Ве- ликому. Нет, даже прикасаться страшно. Это же святыня. На вы- ставки ходят поклонники настоя- щего искусства. Те, кто понимает, насколько это важно в мировой и частной истории. Это глоток воздуха. И его надолго хватает. ПОЛУОСТРОВ, №2 (6), 2016 • 61
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz