Полуостров. 2016, № 1 (5)

Проект настолько искрен- ний и втягивающий, что выходит из рамок жанра и рода и стано- вится похож на киноленту без ду- блей — то есть, по сути, на жизнь. Которая уже была когда-то, про- шла, но сейчас — неведомое чудо! — снова свершается здесь. Перед нами. На сцене, которая расплывается, меркнет и обра- щается в пространство и время, в звук и цвет — в суровую и страш- ную диараму военного Мурма- на 1941 года, с фронтом и тылом, с бойцами и рабочими, с поте- рями и надеждой, с растерянны- ми взрослыми и ожесточенными от страха детьми. — Работа над таким спектаклем может идти всю жизнь. Только тот, кто имеет уже социальный опыт и немножечко понимает жизнь, может браться за сюжеты, важные в истории страны. Желание воз- никло. Никто не просил, не застав- лял. И тем более пьеса не писалась на какой-то конкурс или к дате, — рассказывает режиссер спектакля, автор пьесы, замдиректора ДТШ Елена Крынжина . — Просто оста- лось очень мало времени, за кото- рое мы можем посвятить что-то на- шим ветеранам. Мне всегда было немного жалко, что они из своего великого прошлого в наше суетное настоящее шагнули: одинокие они очень и много из происходящего сегодня не понимают. — А дети — понимали свою ак- терскую задачу? — Было очень много опасений: они могли надеть форму, но не по- нять, как носить. Но процесс со- вершенно неожиданно взял и по- шел… Думаю, подсказка была именно в детях. Мы начали с этю- дов, с кусочков. С мирной жизни — потому что война была внезапной. С бытовых вещей — потому что они понятны детям. Мне было важно — поскольку проект пре- жде всего педагогический — что- бы каждый из составов понял, что было тогда и зачем мы это делаем сейчас. Я много работала с фак- тами, много читала, но все равно самое главное мне подсказали ребята — искренностью, пони- манием спектакля и готовностью при работе над ним лишать себя многого. «Дети военного Мурма- на» — еще одна вершина, поко- ренная нашими учащимися. Педагогическая направляющая есть и в самой пьесе. Она раскры- вается в образе учительницы Веры Сергеевны, который, как утвержда- ет автор «Детей...», — абсолют- но вымышлен. Но какова задача придуманного персонажа в пьесе, в основу которой легли факты? — Дать пример любви. В том числе, к Родине. Чтобы дети пони- мали, кто они, и гордились своей страной. Семи-восьмиклассники в спектакле уже были готовы идти сражаться, защищать, — поясняет Виктория Никитина , педагог ДТШ, исполнительница роли Веры Сер- геевны. — Говорят, учителя выи- грывают войны. Это правда — я по- чувствовала это через роль. Это настолько вдохновляет, что хочется пересмотреть и свое отношение к образовательному процессу, что- бы давать детям больше. — Персонажи-взрослые в спек- такле являются опорными точками, каркасом, чтобы пьеса стала более мощной, металлической, — добав- ляет Елена Ивановна. — Педагоги были идеологами; они должны были успокоить, ликвидировать страх, ис- ключить панику. Несмотря на тре- вогу, Вера Сергеевна всегда должна говорить, что светлое будущее — обязательно будет. Отсюда имя. Если бы дети не верили своим иде- ологам, идолам, то никогда не по- бедили. У каждого героя войны есть свой учитель — своя Вера. Ты смо- жешь защитить свою Родину, своих братьев и сестер, свою маму только тогда, когда точно знаешь, что дол- жен. Должен — значит, можешь. Подростки, ставшие двумя со- ставами «Детей военного Мурма- на», продолжают думать и говорить о спектакле и после премьер, и по- сле репетиций. Елена Крынжина подчеркивает, что те роли, которые им довелось сыграть, — не просто НА СЦЕНЕ 56 • ПОЛУОСТРОВ, №1 (5), 2016 МОЙ ГОРОД БОМБИЛИ ЭТО ВЕДЬ КОГДА-ТО УЖЕ БЫЛО: ...Спектакль «Дети военногоМурмана»—событие вжизни города-героя уникальное. Художественная пьеса, созданная по интервью с теми, чье мурманское детство располосовала война. Несколько часов документальных записей, оживлен- ных на сцене простыми подростками — учащимися Детской театральной школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz