Полуостров. 2016, № 1 (5)

ПОЛУОСТРОВ, №1 (5), 2016 • 45 Он прожил долгую жизнь и ока- зался на Шпицбергене уже зрелым человеком и сложившимся худож- ником, когда тема Арктики стала лидирующей в его творчестве. Его работы в разных техниках — мас- ло, акварель — обладают особым свойством: они концентрируют и передают именно то ощущение бескрайности и фантастического света, которое постоянно — пока не наступит полярная ночь — при- сутствует в здешних широтах. Картины Тветера минималистич- ны, композиция тщательно выве- рена, цвет лаконичен. Глядя на эти работы, я все больше понимаю, что задача художника — убрать лишнее, разгадать, какие черты лежащего перед тобой ландшафта таят в себе магию данной местности, и скон- центрироваться именно на них. Совсем иные работы представ- лены в музее Баренцбурга — клас- сические советские портреты стро- ителей и шахтеров. Это наследие восьмидесятых годов, когда худож- ники с большой земли приезжали для увековечивания образа со- ветского труженика. Запомнились работы Андрея Александровича Страхова (1925-1990) — классиче- ские большие полотна, характер- ный для советской академической школы широкий мазок. Возможно, в ближайшем будущем они украсят стены гостиницы в Пирамиде (вто- рой русский поселок на Шпицбер- гене) — там, где большинство работ и было написано. Мои личные впеча тления от ландшафта Шпицбергена во многом созвучны картинам Тве- тера — скорее, переливчатый свет и ощущение огромного молчали- вого пространства, чем конкрет- ные формы. Ощущение безлюдья, довольно тяжелое в момент соб- ственно нахождения там — и стран- но отрадное в воспоминаниях. Не- сомненно, туда тянет вернуться.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz