Полуостров. 2015, № 2

Полуостров, №2, апрель 2015 • 65 — Меня вовлек в эту деятельность лидер клуба «Природа России». Сначала он сам печатал открытки с моими рабо- тами — они делались, в числе прочего, для маячных экспедиций, — рассказы- вает историю акварельных путешествен- ниц Анна. — Их брали с собой на маяки, там проводили гашение специальными, тоже разработанными художниками клу- ба, штампами и затем высылали обратно членам экспедиции и клуба из населен- ных пунктов, ближайших к маякам. Таким образом создавался арт- объект — открытка с изображением ма- яка, которая побывала на этом маяке (причем добиралась до него когда на лы- жах, когда на велосипеде, когда на яхте), с подписью маячника и прошедшая сопроводительное гашение штампом по тематике данного маяка непосред- ственно во время пребывания на нем. — Я тоже, например, сделала от- крытки о Саянах, брала их в поход в Са- яны и оттуда перед выходом в горы от- правляла друзьям. Мои открытки прежде всего — для таких же, как я. Для тех, кто любит наш Север и ценит особые со- стояния души, возникающие во время пребывания на природе. И кто хочет поделиться ощущениями с друзьями, по- слать привет из тех же Хибин... Поэтому я всегда привязываю свои работы к кон- кретному географическому месту. Даже делала раньше на обороте маленькую карту и ставила отметку, где это место, которое изображено на открытке. Шаманская пляска художника В картинах Анны много таких путе- шествий, много истории, географии, ле- генд и мифов. Неспроста ее страничка в интернете и название носит, собранное из игры слов: GeoГрафика. Это одно- временно и познание, и узнавание, и всматривание, и запечатление. Зорко всматривается художница в то, что было — или могло быть — до нас. И видит она, как на саамов идет с воин- ством злой Куйва, как колдует доблест- ный Лейн-защитник с помощью чу- эрвь-гарта, и как подымается на озере буря, и идет сражение. Видит, как Лейн одолевает Куйву-чудина, и тот превра- щается в огромную тень на скале… — Эта легенда связана с Сейдъяв- ром, а для меня это важное место. Свя- щенное — как и для саамов. Думаю, есть такие точки, которые имеют особую ауру, и любые народы, живущие по соседству, чувствуют сильнейшее эстетическое воздействие. Такие места по сути явля- ются храмом. Жили бы на Сейдозере русские — построили бы здесь церковь. А саамы сложили такую вот легенду. А я — рисую. Пленэрная живопись — тоже один из способов взаимодействия с ландшаф- том и миром. Не-художник прибегнет к молитве или шаманской пляске, а са- мые беспечные — просто сфоткаются на фоне «чего-то красивого». Есть у Анны и серия иллюстраций к ле- генде о Куйве. Острый силуэт его грозно темнеет среди рыжых сполохов позднео- сенних сумерек. Смотришь — и думается: ведь вправду был. Не мог не быть. Анна как творец, вдохнувший образ- ную акварельную жизнь в саамское пре- дание, безусловно верит и в волшебство, и в миф. Верит она и в местного Влады- ку — Хозяина Сейдъявра. В один из своих походов Анна с группой попала в силь- нейший буран. Сидели в укрытии, пере- жидая пургу, четыре дня. Потом решили просить у Хозяина хорошей погоды — и нашли тропу через Ангвудасчорр в Хи- бины, и небо прояснилось, и стих ветер. Символизм на камнях Оживают под рукой и взором Анны не только древние легенды, но и забытая история. Вместе с известным краеве-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz