52 • Полуостров, №1, февраль 2015 «Дикий человек» — это путешествие по первобытным следам, увлекательная фо- тожурналистика, рассказывающая о человеке и его древней связи с природой. Фреже по- бывал в 18 странах от Австрии до Швейцарии, где в глухих уголках снимал людей, которые хранят традиции, связанные c переодеванием в животных или в животноподобных существ для проведения обрядов и ритуалов. В апреле 2012 года этот каталог странных костюмов стал основой 272 страниц книги (которая, кстати, на русский не переведена). В фотографиях — давно забытый процесс со- знательной трансформации человека в зверя. Уникальность книги состоит в том, что она ста- ла обзором древних обычаев и традиционных средневековых культур, пишет F magazine . Зверокостюмы поражают воображе- ние, рождая вопрос: «Зачем?». Тради- ция переодевания, или ряжения (отсюда Рога и к пыта «Современная жизнь говорит им не делать этого» – Я оказался перед чем-то настолько великим и радикальным, что оно не имело лица. Это было намного больше, чем характер или маска; оно словно говорило мне: тело важнее, чем лицо, – вспоминает французский фотограф Шарль Фреже свою работу над уникаль - ным фотопроектом «Дикий человек» (Wilder Mann). Чужие устои и слово «ряженый»), — из самых древних и свойственна как европейцам, так и сла- вянам. Вспомним хотя бы гуляния на Коляду, живо сохранившиеся по сию пору в Белару- си и на Украине: ряженые, распевая коляд- ки (обрядовые песни), водят с собой «козу», иногда и «медведя» — переодетых людей, которые разыгрывают представление у каж- дого двора, получая за это различное угоще- ние и мелкие деньги. Языческие обряды связаны со сменой природных циклов, посвящены зимнему солнцестоянию и страху перед темнотой, ве- сеннему обновлению, началу пахоты и сбора урожая. Отсюда и «натуральные» костюмы — то покрытые цветами и травой, то копирую- щие признаки зверей и птиц, то символически напоминающие о рождении и смерти. На фотографиях Фреже можно узнать и чертей, и упырей, и демонов, косматых, когтистых и зубастых, и коз, и медведей, и ка- банов, и оленей. Всем — выполнять разное: танцевать, пугать, стеречь, оберегать, охо- титься, приносить дурные вести, связывать с ушедшими из мира. Шарль утверждает, что, несмотря на зачастую пугающий вид костюмов, многие из традиций полны радости, веселья и шутовства, как, на- пример, в Польше, где обряды связаны с нарядами из лишай- ника, мха, соломы, хвороста и обязательно включают яркие ленточки, капоры, юбки. — В традициях есть не- которая универсальность. Многие люди делали что-то похожее, нахо- дясь в разных странах и не зная друг друга, — говорит фотограф. — Можно сфотографиро- вать кого-то, одетого, как медведь, и в Португалии, и в Испании, и в Румынии. Урсус Крампус
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz