Полуостров. 2015, № 2 (4)

— Вас всех ждет очень интересная жизнь! — напут- ственные слова директора во время вручения аттестатов за несколько часов до во ны звучат как страшное пророче- ство. Ведь мы, зрители, уже знаем, что случится. Они — герои того дня — даже не могут догадываться. Поехали печь картошку на Абрам-Мыс. Шутят. Синицын говорит, что летчиком станет. Лешка Рыбин, по прозвищу Треска, прибаутничает, как обычно. Серега Татаринцев с Тане Мо- розово признались, что заявление в ЗАГС подали. А потом прилетели самолеты — «я таких не знаю!» — и все стало красным, черным. Все стало гарью, страхом. И мальчики, ко- торые хотели стать маркше дерами, и девочки, которые хотели уехать учиться в Ленинград, — эти дети стали ты- лом и фронтом наше страны. 19 и 20 мая на сцене Детско те- атрально школы города Мурман- ска состоялась премьера спек- такля «Дети военного Мурмана» по пьесе Елены Крынжино на ос- нове воспоминани дете воен- ного Мурманска, его защитников и тружеников тыла. В минимальных декораци- ях, под песни Утесова, Дунаев- ского и Большого детского хора СССР, кинематографично, по- гружая и пугая, разворачивается де ствие. Сцены, которые боль- ше похожи на новеллы, словно выхвачены лучом прожектора из темноты — без начала и без конца, фрагментарные зарисовки, мозаика воспоминани . 88 • Полуостров, №2 (4), 2015 на сцене Во на начинает с первого дня влиять на все: не только на отно- шения, дружбу, любовь, но и на по- нятия более общие и абстракт- ные — например, на детство как таковое. Между игро в догонялки теперь приходится учить странные слова, которых в мире и быть-то не должно, — «эвакуация», «воз- душная тревога», «уничтожить». Наверное, именно потому, что мир детства оказался безвозвратно разрушенным, серьезную мета- морфозу терпит один из немногих взрослых образов — учительницы Веры Сергеевны. В начале спек- такля она представляется немного комично и суматошно , поданно с ироние , но 1 сентября она увидит свои подопечных уже другими — покореженными, повзрослевшими, с натруженными покрасневшими руками. Другими — уже успевшими потерять близких и познать отча- яние. Затаившими злость. Желаю- щими отомстить. — Да что ж вы, фашисты пога- ные, с детьми нашими делаете?! Вера Сергеевна увидит их таки- ми, и в одну секунду превратится в несгибаемого духовного лидера, правдивого до зубовного скрежета и верящего в Победу слепо. — Да, невеселое у нас начало учебного года. Школа в бомбоу- бежище будет... Боевые листки бу- дем выпускать, посылки собирать на фронт — с варежками, табач- ком солдатским. Се час проведем урок. Первы и последни раз в нашем классе, где уже завтра го- спиталь будет. Первы и последни урок обо- рачивается потасовко и очень важными вопросами, вовремя на ти правильные ответы на кото- рые — еще важнее. — А друга они моего, Корноу- хова, за что убили? Я не понимаю — за что? А Мурманск за что бомбят? Город не присутствует в спек- такле материально, но всегда в словах, проступает барельефом за спино и вокруг. Мы восстанав- ливаем его военны образ из зву- чащих детале : кинотеатр «Се-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz