Полуостров. 2015, № 2 (4)
Полуостров, №2 (4), 2015 • 33 суровый путь. Самыми сложными временами для маячников были первые годы вахты. Регулярного снабжения не было, суда подходи- ли к мысу лишь случайно. Не было никакой еды, кроме солонины, не было дров, оружия для охоты не выдавалось. За первые 30 лет работы беломорских маяков более 140 жизней унесла цинга. Во время Первой мировой на Терско-Орловском и Святонос- ском маяках осуществлялась про- водка судов в Архангельск. Самой яркой страницей летописи маяков в эти годы стала работа малень- кой Марии Багрецовой. Девочка была вынуждена остаться в оди- ночестве на маяке и в тяжелейших условиях координировать проход через минные заграждения судов с Йокангского рейда. Терско-Ор- ловский маяк и сегодня является обитаемым, вахта здесь несется круглосуточно. До ближайшей де- ревни — 90 км тундры, изрезанной ущельями рек. Остров Вешняк Неподалеку от Орловского мыса лежит группа из трех остро- вов, приподнятых над уровнем моря 20-метровыми утесами. На самом большом из них посреди голой тундры высится 25-метровая деревянная башня маяка Вешняк, больше похожая на декорацию для кино, нежели на исторический навигационный объект. Остров необитаем и отделен от берега проливом в 800 ме- тров. При отливах вода отступает до 5 метров, обнажая морское дно. Бывает, что по отливу на остров за- ходят северные олени и подолгу остаются, питаясь ягелем. Совер- шенно фантасмагорично остров выглядит в туман, когда пелена то заволакивает весь горизонт, то не- надолго открывает. Шум моря, то- пот копыт и башня, словно из па- пье-маше, грозно светит во мраке. Маяк острова Вешняк Никодимский маяк
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz