Полуостров. 2015, № 2 (4)
Орловский мыс, Инцы, Моржовец, Канинский берег, Мезень, Сосновец... У всех этих мест есть общее название — Горло Белого моря. Кровавыми чертами вписаны его воды в морскую историю России. Горло Белого моря — пролив от 45 до 90 км в ширину, соединя- ющий Терский и Зимний берега Белого моря. Здесь проходит ус- ловная граница Баренцева и Бело- го морей — линия, которую можно провести меж мысов Святого и Ка- нина. Их венчают верные долгу провожатые мореплавателей — маяки, одни из немногих добрых спутников в суровых водах Севера. В современном понимании маяк — это строение, начинен- ное светооптической системой. Однако прообразы маяков имели место, сколько существует взаи- мосвязь человека и моря. Внача- ле их роль исполняли природные приметные скалы, позднее — ру- котворные конструкции из дерева. Первые световые башни возникли на Белом море с началом актив- ного освоения новых транспорт- ных путей в Европу. Маяк Терско-Орловский Горло белого моря. Путь наверх 32 • Полуостров, №2 (4), 2015 впередсмотрящий Текст и фото: Юрий Мацеевский Развивающийся морской путь требовал современного навига- ционного оснащения. В 18 веке основное внимание было направ- лено на Санкт-Петербург, что за- держало назревающие перемены в развитии Беломорья.Первая фун- даментальная работа, посвящен- ная берегам Белого моря, была проведена лишь в 1816-1832 годах экспедициями Михаила Рейнеке. В 1843 году на острове Мудьюг был установлен первый полноценный каменный маяк. Факторов, ведущих к гибели су- дов в Горле Белого моря, не счесть. Нигде на русском Севере не встре- тить столь неблагоприятных усло- вий для мореходства: много мелей, сильные течения, частые густые ту- маны. Они приносятся из Северно- го Ледовитого океана и спускаются к Летнему берегу, проникая даже в Онежский залив. Безмолвные айс- берги угрожают появиться из ни- откуда и разбить судно в щепки. Ветра вмиг разгоняют волну и мо- гут прижать судно к опасным бере- гам. Укрыться негде. Здесь нет без- опасных бухт и глубоких устьев рек, где можно переждать ненастье. Единственный крупный остров Моржовец может стать спасением только для небольших лодок и гро- зит судам печальным концом, при- близься они к его отмелям. Поморы традиционно называ- ли путь на север спуском, сродни дороге в ледяные просторы белой мглы, не сулящей покоя, в то вре- мя как путь на юг — подъемом, как возвращение домой, в тихую га- вань. Пройдем и мы путь наверх, от рубежей Арктики в сторону порта Архангельска. Терско-Орловский маяк На извилистой линии Терско- го берега от Святого носа к устью реки Поной наиболее выделяет- ся мыс Орловский. В середине 20 века здесь был построен од- ноименный маяк. До ближайше- го селения Поной — около 20 км. С Архангельском сообщение было только летом, на попутных судах. Зимой — в обход через Кандалакш- ский и Онежский заливы: тяжелый,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz