Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
В сочетании с приставочным корнем раз — «резать» (ср. ра зить) глагол разрешить означает «освободить от уз, разрезая, или разрывая». Со временем решить также стало означать «освободить, вырывая, или разрезая». К приме ру, в математике решить задачу уравнением значит «извлечь ко рень». Слово уравнение, в свою очередь, восходит к тому же обра зу, что и рвать, ров. Решить урав нением — это буквально «осво бодить корень, разрывая почву вокруг него». В английском языке родствен ным решить является бывшее в древности глаголом существи тельное room «свободное про странство», возводимое этимо логами к производному от *rej — корню *reue «открывать». Разре шить от грехов означает не толь ко «освободить, разрывая узы», но и «расчистить пространство души, попалить терние, освятить место». «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небес ного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (От Мат фея, 13:16-17). См. вязать, ключ, узы. СВОЙ — от древнего корня *se-, позже suoe-> svoj-. Возможно, это слово образовано сочетанием двух корней: съ — «союз, соеди нение» + — вой/вить «вязать, со прягать». Ср. повой — повитуха; привой «почка, которую приви вают» — повой, «дерево, к ко торому прививают» — прививка. В таком сочетании свой первооб разно означает «свитый воедино», а свойство — «свиток, подлежа щий развитию». Свой — это связанный с ближ ними узами кровного или духов ного родства. Близкородственны ми слову свой этимологи призна ют особый, особь, собственный. Эти слова, в свою очередь, по про исхождению родственны возврат ной частице — ся и местоимению себя . «Любовь долготерпит, мило сердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор дится, не бесчинствует, не ищет своего (в слав. тексте своя си «сво его себе»), не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покры вает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание ап. Павла Коринфянам, 13: 4-8). См. ближний, любовь, род. СУТЬ — традиционно рассма тривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть . Подобно со стоит из двух древних корней: су — и — ть . Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого сло ва сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Из раилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Еврейское Иегова, причастие настоящего времени единственного числа от глагола гайа «быть», закономерно пере водится на славянский язык как Сущий. В греческом переводе — то же самое: «эго (Я) эми (есмь) о он (сущий)». В Евангелии Господь наш Иисус Христос также говорит о Себе: «Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже прііідетъ ко Отцу, токмо мною» (От Иоанна, 14:6). В слове истина второй эти мологический корень — тот же, что и в суть: *-ть. Этот древней ший корень восходит к представ лениям о точке, течении, ткани, тексте. Точка определяется в на уке как «место, не имеющее изме рения». По-гречески «место» на зывается топос (от того же корня, что и точка). Чтобы получился ис точник, надо обязательно ткнуть , точнее, проткнуть перегородку , проникнуть из нашего измерен ного мира в «место, не имеющее измерения» — в иной мир. В хри стианском Священном писании триединый Источник всего суще го называется «Аз есмь». Об этом Источнике еще говорится, что Он «всегда тот же». Таким образом, этимологиче ский корень *-ть пробуждает в сознании живое представление о едином нематериальном и неви димом Источнике, из Которого проистекает все сущее, и в Кото ром осуществляется течение (ток) всякой жизни — все во всем. Вторая мысль, без которой не возможно породить цельное жи вое представление о сути, связана с корнем *су-. Этимологи возво дят этот приставочный корень как древнему образному представле нию о неслитном слиянии, тес нейшей связи, сугубом соедине нии — «все в одном». Таким образом, суть вещей этимологически представляется как слияние творения с Творцом, связь текущего потока со своим Источником, единство текста с точкой зрения его Автора. Попытки почерпнуть истин ную мудрость только из научных источников — этимологических или толковых словарей, к сожа лению, несостоятельны. Без ионо логического соображения и твор ческого осмысления сути слов откровение истины невозможно. Источник истины утоляет жажду только того путника, который со благоволит стать на колени, что бы припасть к Нему. «Духъ ёсть, иже оживля- етъ (Дух животворит), плоть не пользуетъ ничтоже: глаголы, яже азъ глаголахъ вамъ, духъ суть и животъ суть: но суть от васъ нѣцыи, иже не вѣруютъ. Вѣдя- ше бо искони Иисусъ, кіи суть невѣрующіи, и кто ёсть предаяй его» (От Иоанна, 6 : 63, 64). См. вещь, истина, существо. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz