Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

В сочетании с приставочным корнем раз — «резать» (ср. ра ­ зить) глагол разрешить означает «освободить от уз, разрезая, или разрывая». Со временем решить также стало означать «освободить, вырывая, или разрезая». К приме­ ру, в математике решить задачу уравнением значит «извлечь ко­ рень». Слово уравнение, в свою очередь, восходит к тому же обра­ зу, что и рвать, ров. Решить урав­ нением — это буквально «осво­ бодить корень, разрывая почву вокруг него». В английском языке родствен­ ным решить является бывшее в древности глаголом существи­ тельное room «свободное про­ странство», возводимое этимо­ логами к производному от *rej — корню *reue «открывать». Разре­ шить от грехов означает не толь­ ко «освободить, разрывая узы», но и «расчистить пространство души, попалить терние, освятить место». «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небес­ ного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (От Мат­ фея, 13:16-17). См. вязать, ключ, узы. СВОЙ — от древнего корня *se-, позже suoe-> svoj-. Возможно, это слово образовано сочетанием двух корней: съ — «союз, соеди­ нение» + — вой/вить «вязать, со­ прягать». Ср. повой — повитуха; привой «почка, которую приви­ вают» — повой, «дерево, к ко­ торому прививают» — прививка. В таком сочетании свой первооб­ разно означает «свитый воедино», а свойство — «свиток, подлежа­ щий развитию». Свой — это связанный с ближ­ ними узами кровного или духов­ ного родства. Близкородственны­ ми слову свой этимологи призна­ ют особый, особь, собственный. Эти слова, в свою очередь, по про­ исхождению родственны возврат­ ной частице — ся и местоимению себя . «Любовь долготерпит, мило­ сердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гор­ дится, не бесчинствует, не ищет своего (в слав. тексте своя си «сво­ его себе»), не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покры­ вает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (Первое послание ап. Павла Коринфянам, 13: 4-8). См. ближний, любовь, род. СУТЬ — традиционно рассма­ тривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть . Подобно со­ стоит из двух древних корней: су — и — ть . Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого сло­ ва сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Из­ раилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Еврейское Иегова, причастие настоящего времени единственного числа от глагола гайа «быть», закономерно пере­ водится на славянский язык как Сущий. В греческом переводе — то же самое: «эго (Я) эми (есмь) о он (сущий)». В Евангелии Господь наш Иисус Христос также говорит о Себе: «Азъ есмь путь и истина и животъ: никтоже прііідетъ ко Отцу, токмо мною» (От Иоанна, 14:6). В слове истина второй эти­ мологический корень — тот же, что и в суть: *-ть. Этот древней­ ший корень восходит к представ­ лениям о точке, течении, ткани, тексте. Точка определяется в на­ уке как «место, не имеющее изме­ рения». По-гречески «место» на­ зывается топос (от того же корня, что и точка). Чтобы получился ис­ точник, надо обязательно ткнуть , точнее, проткнуть перегородку , проникнуть из нашего измерен­ ного мира в «место, не имеющее измерения» — в иной мир. В хри­ стианском Священном писании триединый Источник всего суще­ го называется «Аз есмь». Об этом Источнике еще говорится, что Он «всегда тот же». Таким образом, этимологиче­ ский корень *-ть пробуждает в сознании живое представление о едином нематериальном и неви­ димом Источнике, из Которого проистекает все сущее, и в Кото­ ром осуществляется течение (ток) всякой жизни — все во всем. Вторая мысль, без которой не­ возможно породить цельное жи­ вое представление о сути, связана с корнем *су-. Этимологи возво­ дят этот приставочный корень как древнему образному представле­ нию о неслитном слиянии, тес­ нейшей связи, сугубом соедине­ нии — «все в одном». Таким образом, суть вещей этимологически представляется как слияние творения с Творцом, связь текущего потока со своим Источником, единство текста с точкой зрения его Автора. Попытки почерпнуть истин­ ную мудрость только из научных источников — этимологических или толковых словарей, к сожа­ лению, несостоятельны. Без ионо­ логического соображения и твор­ ческого осмысления сути слов откровение истины невозможно. Источник истины утоляет жажду только того путника, который со­ благоволит стать на колени, что­ бы припасть к Нему. «Духъ ёсть, иже оживля- етъ (Дух животворит), плоть не пользуетъ ничтоже: глаголы, яже азъ глаголахъ вамъ, духъ суть и животъ суть: но суть от васъ нѣцыи, иже не вѣруютъ. Вѣдя- ше бо искони Иисусъ, кіи суть невѣрующіи, и кто ёсть предаяй его» (От Иоанна, 6 : 63, 64). См. вещь, истина, существо. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz