Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
АБСОЛЮТ — Этимологи чески абсолют восходит к двум древним корням: аб — и — со- лют. Приставочный корень аб — , тот же, что и в санскрит ском *apa «вдали от», праиндоев- ропейском *apo-/ap «от». В этом корне сохраняется первичное представление об источнике все го сущего, от которого произо шел мир — Отце. Вл. Даль: «отрешенный (о пред метах духовных, невеществен ных) безграничный, безотноси тельный, непременный, несравни- ваемый, отдельный и полный». Основной корень — солют — тот же, что в английском глаголе solve и латинском solvere «решать, разрешать, развязывать». Англий ские этимологи возводят это слово к двум этимологическим корням: приставочному s(w)e ---- тому же корню, что и в русском свой и ос новному leu — «развязывать, раз решать, разделять». Сочетание образов источника (аб-), связи (-со-) и разрешения (-лют) порождает единое пред ставление: «Первоисточник, со единяющий в себе все разрешен ное и разделенное». Для Абсолю та все люди — свои. Важно, чтобы и люди не отчуждались от своего единого Абсолюта. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не при ходит к Отцу, как только через Меня» (От Иоанна, 14:6). См. отец, решить, свой ОТЕЦ — от того же корня, что и предлог от — «первоначальный источник, отправная точка». «Азъ есмь альфа и омега, на- чаток и конец, глаголет Господь, сый, и иже бе, и грядый, вседер житель» (Откровение Иоанна Бо гослова, 1:8). «Азъ есмь хлеб жизни; прихо дящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жа ждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруе те. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (От Иоанна, 6: 31-39). См. конец, начало, суть. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — соче тание двух древних корней *рег — «перемещать» и *dhe — «деть/де вать/делать» породило слово пред/ перед «неизбежное или необходи мое будущее — то, что предстоит делать на жизненном пути». Сло во, составляющее вторую часть — ставить образовано от корней *stb — «стать, появиться» и *ѵъ1- «велеть, желать, проявлять волю». Представление — это образ, ко торый ставится перед внутренним взором еще до начала осмысле ния и понимания происходящих и предстоящих событий. Ключе вой вопрос: кем ставится? По чьей воле человек представляет себе будущее в том или ином свете? Совокупность представле ний — это стража внутреннего мира, его защитные очиститель ные сооружения. Нечеткие, смут ные представления подобно под купленной страже, или грязным фильтрам не допускают в сердце чистую правду, но способствуют беспрепятственному проникно вению тех мыслей, чувств и эмо ций, которые загрязняют и травят душу. Человек, не имеющий пред ставления о том, что ему предсто ит, духовно слеп и беспомощен перед злом. Тот, кто имеет ложное представление, уже находится в плену у лукавого еще до начала предстоящей брани. Спасением от слепоты и паде ния являются древние языковые представления, которые содер жатся в корнях слов. Со времен Вавилонского столпотворения отечественный язык является Ан гелом Хранителем каждого чело века. «Егда (когда) раздѣляше выішній языіки, яко разсѣя сЫны Адамовы, постави предѣлы язы- ковъ по числу ангелъ Божіихъ» (Второзаконие, 32:8). Ангел Хранитель языка и на рода представляет человеку выс шую Волю и Божий промысел о будущем: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Ели- савета родит тебе сына, и наре чешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чре ва матери своей; и многих из сы нов Израилевых обратит к Гос поду Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей пра ведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (От Луки, 1:13-17). Поскольку человек богоподо бен и, следовательно, свободен в выборе своих представлений, он в состоянии отвергнуть языковые представления, являемые Анге лом Хранителем как неверные и довериться своим собственным более современным житейским представлениям: «И сказал Заха рия Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности го ворить до того дня, как это сбу дется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (От Луки, 1:18-20). Неотвратимое наказание за вы бор ложных представлений вме сто языковых — это временное лишение человека дара речи. Та кое наказание бывает спаситель ным и благодатным, так как воз вращает человека на верный путь: «В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назы вался бы сим именем. И спраши вали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (От Луки, 1: 59-64). См. предшествующее, про шлое, будущее. РЕШИТЬ — древний корень *rej-/roj «развязать, разрезать». 94 Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz