Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).

«звать» этот звуковой образ звуча­ щего колокола сохранился в похо­ жем виде. Наконец, все эти слова: «звать, звук, голос, глас, колокол» про­ израстают и развивают свои со­ временные различные значения из единого корня со словом «гла­ гол» — Глас в голосе. Образно осмыслив слово глагол, верующий человек обязательно вспомнит Священное писание, Глас Божий, который назвал на свет все сотворенные вещи, и голос челове­ ческий — Адамов, который назвал имена сотворенных Богом вещей, наделив их сутью и смыслом по от­ ношению к себе (человеку). «И рече Бог,: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою. И наре- че Бог свет день, а тьму нарече нощь».(Бытие, 1:3-5). «И созда Бог еще от земли вся звери сельные и вся птицы небес- ныя, и приведе я (их) ко Адаму ви- дети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам не­ бесным, и всем зверем земным» (Бытие, 2:19-20). Для тех, кто верует в истин­ ность Библейского повествования о сотворении мира Словом Божи- им и об именовании всего живого человеческими словами Адама, становится очевидным, что каждое имя содержит в своем корнесловии ответ на вопрос об отношении че­ ловека к называемой вещи. Суть слова — это ответ на во­ прос о том, насколько существен­ на вещь, называемая этим словом, для настоящей жизни. Предла­ гаемый читателю корнесловный справочник предназначен для по­ мощи в поиске верных ответов на существенные вопросы. 2. Внутреннее слово В отличие от внешнего слова, имеющего свои современные зна­ чения и обозначающего общие по­ нятия, внутреннее слово является источником конкретных личност­ ных смыслов. Внешние слова нужны для взаимопонимания и согласования между людьми в обществе. Со­ временная общественная жизнь управляется внешними словами, по понятиям. Внутренние слова нужны нам, чтобы не потерять себя, называть вещи своими именами, а не «по понятиям». При их помощи каж­ дый человек осмысляет себя как новую частицу своего вечного древнего народа, как одного из не­ повторимых подобий Божиих. Обращаясь к внутреннему сло­ ву, коренящемуся в сердце, чело­ век приходит в состояние бого- мыслия и родства с предками. Без богомысленного упорядочения внутренних слов своего лексикона человек не может познавать себя, приводить в должный порядок свои мысли, чувства и взгляды, не терять лицо и достоинство; управ­ лять собой на жизненном пути. Святитель Василий Великий: «... Понятие слова двояко: есть слово, произносимое голосом, но по произношении исчезает в воз­ духе; и есть слово внутреннее, заключенное в сердцах наших...» (Избранные творения, М., 2006, с. 299). «Сердце наше есть как бы некоторый источник, а произно­ симое слово — как бы некоторый ручей, текущий из сего источни­ ка» (там же, с. 300). Почему так важно с разумени­ ем припадать к корнесловному источнику конкретных образов, бьющему ключом в сердце каждо­ го из нас? — Внутреннее слово — не просто образ, это образец че­ ловеческого отношения к вещам, унаследованный от предков и ко­ ренящийся у нас в крови. Почему внутрисловные образ­ цы должны быть четкими и яс­ ными даже ребенку? — Потому что это образцы представлений , не видя которых он представляет себе, как надо себя вести по отно­ шению к называемой вещи. Если перед строителем не ста­ вить выверенный надежный обра­ зец того храма, который он должен возвести, сможет ли он достроить свой храм должным образом? Сочетание внутренних образ­ цовых представлений называется словом соображение. К сожале­ нию, в отрыве от своих корней со­ временный человек часто слепот- ствует и мало что соображает. Не представляя себе, как подоба­ ет поступать, мы часто действуем по своим часто очень далеким от вечной истины современным поня­ тиям. Чем же тот, кто все понима­ ет без образцовых представлений, хуже того, кто сначала руковод­ ствуется верными представления­ ми, затем во время соображает, как надо себя вести, и только после поступка понимает, что поступил правильно? — «Умная мысля при­ ходит опосля», только вот «после драки кулаками не машут». Язык просто и ясно объясняет нам правоту последовательных и сообразительных людей: пред­ ставление должно появляться в сознании перед при нятием реше­ ния, а по нятие — после принятия решения. Только после принятия сообразного и соответствующего решения стоит переходить от вер­ ного понимания жизненной си­ туации к решительному поступку. Почему послушные дети быва­ ют более сообразительны и ведут себя более порядочно, чем все по­ нимающие взрослые? Взрослые мыслят в отрыве от своих древних словесных корней — абстрактно. Их современные взгляды рассу­ ждения способны оправдать лю­ бой непорядочный поступок, со­ вершаемый по понятиям в духе времени: «Так принято, это модно, теперь все так поступают». Чтобы жить «как все», прихо­ дится закрывать глаза на древние представления о порядочности, восходящие к Воле Отца Небесно­ го и традициям предков. Тот, кто не обращает внимание на корне­ словные образцы представлений своего народа, обязательно станет ориентироваться в жизни нетра­ диционно, забыв о приличиях и послушании старшим — храните­ лям культуры предков . Почему каждая словарная статья заканчивается цитатой из Еван­ гелия, содержащей ее ключевое слово? Потому что в истории чело­ вечества и в современной мировой культуре нет более четкого, ясного и верного образца добровольного и свободного сыновнего послуша­ ния высшей отеческой воле, чем Слово Божие, Иисус Христос. Василий Семенцов, 19.01. 2017, Санкт-Петербург. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz