Под сенью Трифона. 2017 г. №1(9).
«звать» этот звуковой образ звуча щего колокола сохранился в похо жем виде. Наконец, все эти слова: «звать, звук, голос, глас, колокол» про израстают и развивают свои со временные различные значения из единого корня со словом «гла гол» — Глас в голосе. Образно осмыслив слово глагол, верующий человек обязательно вспомнит Священное писание, Глас Божий, который назвал на свет все сотворенные вещи, и голос челове ческий — Адамов, который назвал имена сотворенных Богом вещей, наделив их сутью и смыслом по от ношению к себе (человеку). «И рече Бог,: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою. И наре- че Бог свет день, а тьму нарече нощь».(Бытие, 1:3-5). «И созда Бог еще от земли вся звери сельные и вся птицы небес- ныя, и приведе я (их) ко Адаму ви- дети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам не бесным, и всем зверем земным» (Бытие, 2:19-20). Для тех, кто верует в истин ность Библейского повествования о сотворении мира Словом Божи- им и об именовании всего живого человеческими словами Адама, становится очевидным, что каждое имя содержит в своем корнесловии ответ на вопрос об отношении че ловека к называемой вещи. Суть слова — это ответ на во прос о том, насколько существен на вещь, называемая этим словом, для настоящей жизни. Предла гаемый читателю корнесловный справочник предназначен для по мощи в поиске верных ответов на существенные вопросы. 2. Внутреннее слово В отличие от внешнего слова, имеющего свои современные зна чения и обозначающего общие по нятия, внутреннее слово является источником конкретных личност ных смыслов. Внешние слова нужны для взаимопонимания и согласования между людьми в обществе. Со временная общественная жизнь управляется внешними словами, по понятиям. Внутренние слова нужны нам, чтобы не потерять себя, называть вещи своими именами, а не «по понятиям». При их помощи каж дый человек осмысляет себя как новую частицу своего вечного древнего народа, как одного из не повторимых подобий Божиих. Обращаясь к внутреннему сло ву, коренящемуся в сердце, чело век приходит в состояние бого- мыслия и родства с предками. Без богомысленного упорядочения внутренних слов своего лексикона человек не может познавать себя, приводить в должный порядок свои мысли, чувства и взгляды, не терять лицо и достоинство; управ лять собой на жизненном пути. Святитель Василий Великий: «... Понятие слова двояко: есть слово, произносимое голосом, но по произношении исчезает в воз духе; и есть слово внутреннее, заключенное в сердцах наших...» (Избранные творения, М., 2006, с. 299). «Сердце наше есть как бы некоторый источник, а произно симое слово — как бы некоторый ручей, текущий из сего источни ка» (там же, с. 300). Почему так важно с разумени ем припадать к корнесловному источнику конкретных образов, бьющему ключом в сердце каждо го из нас? — Внутреннее слово — не просто образ, это образец че ловеческого отношения к вещам, унаследованный от предков и ко ренящийся у нас в крови. Почему внутрисловные образ цы должны быть четкими и яс ными даже ребенку? — Потому что это образцы представлений , не видя которых он представляет себе, как надо себя вести по отно шению к называемой вещи. Если перед строителем не ста вить выверенный надежный обра зец того храма, который он должен возвести, сможет ли он достроить свой храм должным образом? Сочетание внутренних образ цовых представлений называется словом соображение. К сожале нию, в отрыве от своих корней со временный человек часто слепот- ствует и мало что соображает. Не представляя себе, как подоба ет поступать, мы часто действуем по своим часто очень далеким от вечной истины современным поня тиям. Чем же тот, кто все понима ет без образцовых представлений, хуже того, кто сначала руковод ствуется верными представления ми, затем во время соображает, как надо себя вести, и только после поступка понимает, что поступил правильно? — «Умная мысля при ходит опосля», только вот «после драки кулаками не машут». Язык просто и ясно объясняет нам правоту последовательных и сообразительных людей: пред ставление должно появляться в сознании перед при нятием реше ния, а по нятие — после принятия решения. Только после принятия сообразного и соответствующего решения стоит переходить от вер ного понимания жизненной си туации к решительному поступку. Почему послушные дети быва ют более сообразительны и ведут себя более порядочно, чем все по нимающие взрослые? Взрослые мыслят в отрыве от своих древних словесных корней — абстрактно. Их современные взгляды рассу ждения способны оправдать лю бой непорядочный поступок, со вершаемый по понятиям в духе времени: «Так принято, это модно, теперь все так поступают». Чтобы жить «как все», прихо дится закрывать глаза на древние представления о порядочности, восходящие к Воле Отца Небесно го и традициям предков. Тот, кто не обращает внимание на корне словные образцы представлений своего народа, обязательно станет ориентироваться в жизни нетра диционно, забыв о приличиях и послушании старшим — храните лям культуры предков . Почему каждая словарная статья заканчивается цитатой из Еван гелия, содержащей ее ключевое слово? Потому что в истории чело вечества и в современной мировой культуре нет более четкого, ясного и верного образца добровольного и свободного сыновнего послуша ния высшей отеческой воле, чем Слово Божие, Иисус Христос. Василий Семенцов, 19.01. 2017, Санкт-Петербург. Под сенью Трифона | № 1 (9) 2017 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz